Столыпинская аграрная реформа 1906 - 1917 гг.
Цели и ход реформы. Цели столыпинской аграрной реформы заключались в привлечении на сторону режима широких слоев крестьянства и предотвращение новых аграрных выступлений. При этом реформаторы не стремились разрушить социально-административную организацию общины. Речь шла лишь о ликвидации ее экономического землераспределительного механизма. Конечной целью провозглашался общий подъем сельского хозяйства страны. Изменение формы собственности на крестьянскую землю, превращение их в полноправных владельцев своих наделов предполагалось прежде всего путем укрепления наделов в частную собственность. Кроме того, по закону 1911 г. разрешалось проводить землеустройство (сведение земли в хутора и отруба) без укрепления, после чего крестьяне также становились землевладельцами. В то же время продавать надел крестьянин мог только крестьянину, что ограничивало право земельной собственности в условиях крестьянской чересполосицы (2/3 крестьян центральных районов имели наделы, разделенные на 6 и более полос в различных местах общинного поля) и дальноземелья (40% крестьян Центра должны были проходить от своих усадеб до наделов 5 и более верст), планировались работы государственных землеустроительных комиссий по сведению полос крестьянского надела в единый участок - отруб. Если такой отруб находился далеко от деревни, на него переносилась усадьба, образовывался хутор. Переселенческая политика. Для решения проблемы крестьянского малоземелья и снижения аграрной перенаселенности в Центральных регионах активизировалась переселенческая политика, прежде всего в Сибирь, и выдачи ссуд на благоустройство. Продажа крестьянам земли в рассрочку через Крестьянский банк также необходима была для сокращения малоземелья. Превращение крестьян в землевладельцев на первом этапе (1907-1910 гг.) в соответствии с Указом 9 ноября шло несколькими путями: Укрепление чересполосных участков в собственность (было укреплено 2 млн. наделов). Всего в 1907-1915 гг. "укрепленцами" стали 2,5 млн. чел. - 26% крестьян - общинников Европейской России (без Западных губерний и Зауралья), но почти 40% из них продали свои участки, в большинстве своем переселившись за Урал, уйдя в город или пополнив слой сельского пролетариата. Землеустройство на втором этапе (1911-1916 гг.) по законам 1910 и 1911 гг. давало возможность получения надела в собственность автоматически после создания отрубов и хуторов. Таким путем стали землевладельцами 1,6 млн. чел. Главным направлением реформы стало землеустройство, которое теперь само по себе превращало землю в частную собственность крестьян. Всего к 1916 г. 1,6 млн. единоличных хозяйств (хутора и отруба) были образованы приблизительно на 1/3 крестьянской надельной (общинной и подворной) и купленной крестьянами у банка земли. Получив ссуду от правительства, на новые земли за Урал двинулось 3,3 млн. чел. 0,5 млн. вернулись. Это направление реформы оказалось наименее эффективным при ориентации на переселение бедняков. Значительные размеры приобрела покупка земли крестьянами с помощью Крестьянского банка (было продано 15 млн. казенной и помещичьей земли, из нее 90% купили в рассрочку крестьяне). Большими темпами развивалось кооперативное движение: с 1905-1915 гг. число кредитных товариществ увеличилось с 1680 до 15,5 тыс.
Итоги реформы. За годы реформы значительно повысилась товарность крестьянского хозяйства, в значительной степени за счет хуторов и отрубов. Вводились новые системы земледелия и сельскохозяйственные культуры. От трети до половины единоличников участвовали в кредитных товариществах, что давало им средства для модернизации. В целом же переворот в агроэкономике не произошел, но при оценке экономических результатов важно учитывать, что реформа, рассчитанная на десятилетия, за несколько лет лишь успела уточнить направление и набрать темпы. В социально-политическом отношении реформа имела относительный успех. Община как орган самоуправления российской деревни не была затронута реформой, но социально-экономический организм общины начал разрушаться. Число общин сократилось со 135 тыс. до 110 тыс. В то же время в центральных районах распад общины почти не наблюдался. В Центре общинные традиции были наиболее сильными, а сельское хозяйство наиболее отсталым в социально-экономическом отношении. Основной причиной относительной неудачи реформы явилась социально-политическая половинчатость преобразований, проявившаяся в сохранении помещичьих земель в неприкосновенности
Преобразовательная деятельность П. А. Столыпина. Столыпинские реформы: провал просвещенного консерватизма В течение 4 лет (июль 1907 - сентябрь 1911) Столыпин пытался проводить политику авторитарную и консервативную, основанную на твердой решимости обновить страну. Согласно его концепции, модернизация гос-ва состояла из 3 условий: 1. сделать крестьян полновластными собственниками (наиб. сильные избавятся от общины); 2. достичь всеобщей грамотности - для всех 4хлетняя начальная школа (грамотность поможет распр. с/х знаний без которых не будет класса наст. фермеров); 3. добиться усиленного роста промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка. Разрушению крестьян, общины способствовал не только указ от 9 ноября 1906г., но и законы 1909-1911 гг. (предусматривали роспуск общины; власти всячески способствовали обособлению крестьян, хоз-в; гос-во помогало многим крест. семьям в приобретении земли посредством Крестьянского банка- продавал в кредит земли скупленные у помещиков или принадлежащие гос-ву.) Между 1905 и 1914гг. в руки крестьян перешли 9,5 млн. га земли. Политика помогла встать на ноги, но не решила целиком аграрный вопрос. Поощряло прав-во заселение Сибири, но мало кто хотел осваивать новые земли, боль-во уезжало на Урал, в Сибирь.
Аграрным реформам Столыпина не хватило времени: за 10 лет из-под опеки общин вышло только 2,5млн. кр. хозяйств. проведение школьной реформы был намечен в 10 летний срок. Утвержден законом от 3 мая 1908г. Предполагалось ввести обязательное бесплатное образование для детей 8-12 лет. С 1908 по 1914г. бюджет народного образования увеличен втрое, открыто 50 тыс. школ. В стране на 1914г. насчитывалось 150 тыс. (требовалось 300 тыс. школ). Другими словами для реализации школьной реформы не хватило не менее 20 лет. Для реализации своих планов Столыпин умело воспользовался экономической и политической ситуацией в стране. Превосх. экономич. положение: рост пром-сти возобновился в России с небывалой быстротой, из-за благоприятной внешней конъюнктуры. Благодаря экспорту продтоваров (в основном зерна) внешняя торговля прибыльна, госбюджет стабильный, несмотря на выплаты внешнего долга. За 5 лет (1908-1913) пром. производство возросло (на 51%): кол-во рабочих увеличилось на 31%; все отрасли пром-сти на подъеме, особенно произ-во стали, металлургия, добыча нефти, произ-во с/х машин, электроэнергии. В ведущих отраслях - процесс концентрации произ-ва, увеличение торгового оборота. Концерны, тресты, картели монополизировали большую часть произ-ва в самых современных отраслях экономики. В это время - расцвет биржевой и финансовой деятельности; рост курса ценных бумаг на бирже. Национальный доход увеличивался каждый год. Период 1908-1913 гг. по праву можно назвать золотым веком капитализма в России (Однако уровень пром. произ-ва у нас в 2 раза ниже, чем в Европе, в 14 раз ниже Америки). Политическое положение: в третьейДуме курия помещиков - самая большая (огр. имущ. и сословный ценз). Вплоть до 1909г. Столыпин опирался на партию русских националистов, возглавляемую Балашовым, (образованная из партии октябристов), эта группировка стала законадательным центром 3й Думы. Он также использовал раздробленность революционной оппозиции. Поражение революции ослабило его и раскололо. 1907-1911 - года спада рев. движения. ^ Меньшевики, проанализировав ситуацию, пришли к выводу, что Россия не готова к соц. революции. Большевики изменили рев. тактику и предложили новый план: не опираться на бурж-зию (у них нет желания свергнуть самодержавие и осущ-ния коренных социальных перемен), сделать упор на рабочий класс. Среди социал-демократов шла междоусобная война.
Ошибки Столыпина 1. отсутствие продуманной политики в отношении рабочих. Как показал опыт Пруссии, нужно сочетать жесткие репрессии к рев. партиям с улучшением социального обеспечения рабочих. У нас несмотря на общий экономический рост, уровень жизни рабочих нисколько не повысился. Вероятно, он не отдавал себе отчета в значимости рабочего вопроса, который с новой силой встал в 1912г. 2. не предвидел последствий интенсивной русификации нерусских народов. Открыто проводил националистическую политику, чем восстановил против себя и прав-ва все национ. меньшинства (Финляндию, Польшу, Украину, тюркские народы на тер-рии Азербайджана и т д.) 3. вопрос об учреждении западных земств 1911г. Для улучшения положения рус. и белорус, населения в западных губерниях (большинство) решил учредить земство. Гос. Совет на поддержал его. С. попросил Николая прервать работу обеих палат для того, чтобы принять новый закон. Данная процедура продемонстрировала пренебрежение гос. власти к собственным учреждениям, произошел раскол между прав-вом и самыми умеренными либералами. Этим прав-во поставило себя в изоляцию, потеряло поддержку октябристов, а Столыпин потерял поддержку Николая, кот. претило иметь при себе столь энергичного министра. 1 сентября 1911 года Столыпин был убит в Киеве одним из двойных агентов. Его смерть означала поражение попытки целенаправленного обновления страны, будучи консервативной она не была лишена творческой мысли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|