Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности развития познавательной деятельности дошкольников с ДЦП.




Темпы развития познавательной деятельности у разных детей значительно варьируются. Интересны данные Э. С. Калижнюк и О. Л. Раменской о том, что у недоношенных детей с ДЦП больше шансов на успешное развитие, чем у доношенных.

Данные о сенсомоторном развитии детей с ДЦП представлены в медицинской, психологической, педагогической литературе.

Известно, что первично при ДЦП нарушается моторика. В деятельности двигательного анализатора важным является не только производство различных движений, но и создание следового образа этих движений. На основе моторной памяти необходимые движения воспроизводятся и автоматизируются. По мнению К. А. Семеновой, существенную роль в нарушении развития моторики при ДЦП играет то, что у этих детей с задержкой и искаженно развивается схема тела, схемы его положения и движений.

По данным Г. Ф. Городецкой нарушения различных видов чувствительности имеют место у 80% детей.

К. А. Семенова пишет, что у детей с атонически-астатической формой, со спастической диплегией и с двойной гемиплегией может наблюдаться искаженное восприятие собственных движений. Например, движение пальца по прямой может ощущаться как движение по окружности. Движение вправо может ощущаться как движение влево. Зрительные или слуховые раздражители подавляют кинестетические. Так, если при пассивном обведении пальцем квадрата ребенок смотрит на треугольник, ему кажется, что он обводит треугольник. Если при пассивном обведении квадрата ребенку говорят «круг», ему кажется, что он обводит круг. Такая слабость кинестезии характерна и для здоровых детей до 3—4-летнего возраста, но при ДЦП она более выражена и может сохраняться на протяжении всей жизни.

Осязательное восприятие также неполноценно: по данным Л. А. Даниловой у многих детей имеет место астереогноз.

Исследователи отмечают снижение слуха в 6—23% случаев, а у детей с гиперкинетической формой — в 60% случаев.

Часто встречаются разнообразные нарушения зрения. По данным Хендерсон 8% детей с ДЦП — слепые, 6% — слабовидящие. У 13% детей наблюдается нистагм, у 9% — атрофия зрительных нервов, у 6% — аномалии сетчатки. В целом снижение остроты зрения выявляется у 32—51% детей.

Нарушения функции глазодвигательного аппарата, т. е. расстройства аккомодации и конвергенции отмечаются у 50—70% детей. Ограничение поля зрения наблюдается у 25,5—40,5% детей. Специфическими для детей с ДЦП являются нарушения фиксации взора и прослеживания.

Э. Л. Басова при исследовании двухлетних детей с ДЦП выявила косоглазие у 31,4%, нистагм — у 17,5%, нарушение подвижности глазных яблок — у 21%, нарушение конвергенции — у 46%, нарушение прослеживания — у 48,8%, анизокорию (разный размер зрачков при реакции на свет) — у 42,1%. Нарушения на глазном дне — у 19,4%.

Большинство специалистов отмечают у дошкольников недоразвитие зрительно-пространственного восприятия, трудности зрительной дифференциации по цвету, форме, величине.

В целом для детей с ДЦП характерны более поздние сроки становления сенсорных функций. Типична недостаточная обобщенность восприятия, нечеткость образов, представлений. Зрительное и слуховое восприятие позже развивается также в силу того, что они, как дистантные формы восприятия, настраиваются в соответствии с контактным — тактильным восприятием, а тактильное восприятие существенно отстает в развитии при ДЦП.

Развитие познавательной деятельности у детей с ДЦП в раннем возрасте исследовала Нина Васильевна Симонова. Она отметила, что сама оценка познавательных способностей ребенка чрезвычайно сложна. Необходимо учесть характер активности ребенка, наличие у него мотивации к действию, стремления к общению с окружающими, к использованию имеющихся у него двигательных и коммуникативных способностей. Она рекомендовала обратить особое внимание на эмоциональную сферу ребенка.

В результате исследований Н. В. Симонова обнаружила у части детей с ДЦП малую дифференцированность эмоциональных реакций, их неадекватность. У детей с более выраженными эмоциональными нарушениями наблюдались только примитивные реакции в ответ на ласку, комфорт и значительно

I реже — на новые впечатления, игрушки. В процессе специальных занятий степень эмоциональной активности детей нарастала.

У дошкольников с ДЦП отмечается быстрая истощаемость, склонность к тормозным реакциям, замедленность переключения психических процессов, слабость концентрации внимания и памнти (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Винарская, Р. Я. Абрамович-Лехтман, В. О. Кириченко, Э. С. Калижнюк и др.). Н. В. Симонова отмечает низкую активность внимания, трудность его концентрации, инертность. Она же отмечает выраженные нарушения памяти, связанные с общей пассивностью детей и психической истощаемостью.

Н. В. Симонова рекомендует оценивать состояние интеллекта ребенка в игровой деятельности в три этапа.

1. Исследуется участие ребенка в игре со взрослым. Отмечается интерес ребенка к деятельности, активность, понимание назначения предметов и игрушек, попытка использовать их по назначению, понимание содержания игры и способность выбора игрушек, умение принимать помощь взрослого.

2. Исследуется подражательная деятельность ребенка. Выявляется способность подражать способам действия с игрушками, осмысленность этих действий и интерес к ним.

3. Исследуется спонтанная игра. Оценивается понимание назначения игрушки, адекватность действий с ней, настойчивость в достижении результатов, способность правильно оценивать результаты, обращаться при неудаче за помощью и использовать помощь.

М. Б. Эйдинова, Н, В. Симонова, М. Б. Блюмина, М. В. Ипполитова также говорят о том, что для оценки интеллектуального I развития детей раннего возраста необходимо исследовать характер игр ребенка и использовать традиционные методики (складывание разрезных картинок, классификация, исключение лишнего предмета и т. п.).

Вообще мнения о состоянии интеллекта у детей с ДЦП различны. Так, Литтль и Фрейд считали, что для этих детей характерна выраженная умственная отсталость. Позднее Фелпс писал, что, наоборот, 70% детей интеллектуально сохранны. В нашей стране М. Н. Никитина в 1979 году отмечала, что близкое к норме умственное развитие наблюдается лишь у 32,2% детей с ДЦП, а Э. С. Калижнюк в 1982 году представила данные о том, что самая большая группа детей — до 75% — имеют задержку психического

развития.

Элла Семеновна Калижнюк провела подробное исследование задержки психического развития при ДЦП и пришла к выводу, что она имеет следующие особенности:

1.Сниженный объем представлений и знаний обусловлен двумя причинами — сенсомоторной недостаточностью и вынужденной изоляцией вследствие обездвиженности.

2.Выраженность психоорганического синдрома — инертность, персеверативность, слабая переключаемость психических процессов.

3.Диссоциированная, дисгармоничная структура интеллектуальной недостаточности.

4.Благоприятная динамика умственного развития.

Особенности развития личности ребенка с церебральным параличом. Личностное развитие ребенка с ДЦП определяется как генетическим фоном, так и особенностями эмоционально-волевой сферы. Однако наибольшее значение при этом имеют социальные условия, в которых растет ребенок.

По данным Э. С. Калижнюк, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюковой дети с ДЦП, особенно в школьном возрасте, тяготеют к фрустрированности, эмоционально-волевой неустойчивости, тревожности.

Характерным отклонением в развитии эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП является повышенная склонность к страхам. Эти страхи, нередко без определенного содержания, обычно сопровождаются выраженными вегетативными расстройствами. В состояниях страха усиливаются ведущие симптомы ДЦП — спастика, гиперкинезы, атаксия. У многих детей выражен страх передвижения, падения, высоты, одиночества. Могут быть навязчивые страхи болезни, смерти.

Отклонениям в развитии личности способствуют специфические условия, в которых вынужден находиться больной ребенок с первых лет жизни: частое пребывание в закрытых медицинских учреждениях, ограничение общения с окружающими, особенно со сверстниками, ограничение самостоятельности, постоянные разговоры окружающих о болезни и лечении и т. п. Это способствует развитию эгоцентризма, пассивности, сознания собственной исключительности и невнимательности к окружающим.

Такие дети не способны к адекватной оценке своих поступков и

поведения окружающих, они испытывают затруднения при установлении контактов со сверстниками.

Нужно отметить, что необходимость управления личностным развитием ребенка с ДЦП в специальной педагогике скорее декларируется, нежели находит реальнее воплощение в программах и методах работа. Возможно, что оказание специальной психологической помощи, а также реализация личностно-ориентированных педагогических программ, начиная с раннего возраста, позволит преодолеть тенденцию к образованию специфических

отклонений в развитии личности детей.

При рациональном подходе к воспитанию дети с ДЦП могут развиваться без личностных отклонений. Наиболее успешно личностное развитие осуществляется в детском коллективе смешанного типа, когда ребенок контактирует и с нормально развивающимися детьми, и с детьми, имеющими аналогичные либо другие проблемы в развитии. Контакты с нормально развивающимися детьми способствуют успешной адаптации в обществе, контакты с детьми, имеющими проблемы в развитии, предотвращают формирование ощущения собственной исключительности и неполноценности.

Подведем итоги.

1. При оценке структуры психического развития дошкольников с ДЦП необходимо учесть не только закономерности развития и коррекции первичных и вторичных отклонений, но и социальные факторы.

2. В раннем возрасте у многих детей с ДЦП наблюдается значительное отставание в развитии сенсомоторной сферы и интеллекта, но к концу дошкольного периода значительная часть детей приобретает необходимую готовность для усвоения школьной программы.

3. Развитие личности дошкольников с ДЦП в наибольшей степени зависит от социальных условий, в которых растет ребенок.

 

Глава 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...