Ранняя антич. Ф.: милет. и элейск. Школы,Гераклит,Пифагор,Демокрит.Стихийный материал-м,идеализм,диалектика. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Фалес из Милета Ф выдв. идею субстанции – первоосновы всего, обобщив все мн-образие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге. Фалесу впервые пришла мысль о единстве мироздания. Фалес стоял на т.з. гилозоизма – воззрения, по кот. жизнь – имманентное свойство материи, сущее – само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное..По Ф. душа нечто спонтанно-активное, а бог есть разум мира.Приемник Фалеса Анаксимандр первым выдвинул идею бесконеч. миров. Первооснова-айперон – неопред. и бесконеч. субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконеч. начало недоступно чувст. восприятию, но постижимо разуму. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможн. Образов-я конкрет. реальностей. Анаксимен Первоначало-воздух,бесконеч.,легко изменяемое. Глав. вопрос “Из чего?”. положили начало вопросу происхождения сущего. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон. Ксенофан, Парменид и Зенон обратили внимание на устойчивость, сохранение вещей.Центр. понятие их Ф.-бытие(вечно,остается тождеств.)К. это нач. наз. Богом.Бог-субстанция мира.Бог=Космос.П. мир сводит к 2м началам:1-эфирный огонь,чист. свет,2-густая тьма,ночь.Из смеш-я 1 и 2->многообраз. Видим-го мира.З. поставил проблему конеч. И бесконеч.,проблему бесконеч. Делимости конеч-х вещей.говорил,что множ-ное бытие не сущ-т.Опровергал движ-е(в апориях Стрела и Ахилесс).К.: Земля появилась из моря.Раздел. знания:“знания по мнению” и “знания по истине”. Показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение, видимость: “над всем царить мнение». Парменид - провозгл. главенст. роль разума в познании и подсобную роль чувств. Он разгранич. истину основ. на рац. познании, и мнении, основ. на чувств. Восприят., кот. знакомят нас с видимостью вещей, но не дают знания их истиной сущности..
Пифагор (6 в. до н.э.)“Все есть число” - вот его исходная позиция.Пифагорейцы абсолютизировали числа, достигли немалых успехов в своих поисках гармонии. Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, матем. пропорциональностью. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире повторяется через опред. периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других. Демокрит. Все состоит из атомов.Атомы неделимы,вечны,неизменны.Облад. абсолютной плотностью, отсутствие в них пустых промежутков. Соединение атомов образует все многообразие природы.Идеальное мыслилось наравне с матер-м– с единой субстанцией. Вселенная Д. строго подчинена принципы причинности: все возникает на каком-нибудь основании и в силу причинностиД. колебался в вопросе о природе богов, но был тверд в признании бытия Бога. Гераклит.Субстанция-огонь. Он всегда равен сам себе,неизмен. Г. утвержд.,что все есть обмен противополож-тей и что все происх.через борьбу.На основе борьбы устанав-ся гармония мира. Мир-упорядочен-й космос.Образ-е космоса происх.на основе всеобщ. Изменчивости явл-й,общей текучести вещей.Все течет,все измен-ся,нет ничего неподвиж.Движ-е свойственно всему существ-му.Вся природа изменяет свое сост-е.В одну и ту же реку нельзя войти дважды.
Читайте также: Вопрос № 32. (Ранняя Лирика Маяковского) Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|