Гуманизм и антропоцентризм,полит. социология Н.Макиавелли,-соц. Утопии Т.Мора и Т.Компанеллы.
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Гуманизм - центральное для Возрождения культурное явление. Это свободомыслие и светский индивидуализм. Он зарождает-ся на кафедрах университетов. В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истолкование природы человека.Ф. Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Гуманизм начинает-ся тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Особое место в Ф. Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства: осн. на реалист-ких принципах политич. теории Никколо Макиавелли,Франческо Гвиччардини и социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту (virtu) - воплощение человеческой энергии, умения, таланта. Исследуя деятельность Медичи, Сфорца, Чезаре Борджа, Макиавелли приходит к идее «нового государя» - абсолютного властелина. Он должен придерживаться принципа твердой власти, в необхо-димых случаях проявляя жестокость.Макиавелли если и освобождает политического деятеля от непременного следования моральному закону, то это происходит в силу необходимости и объясняется противоречиями социальной действительности. 15. Философия Нового времени: общая характеристика, основные течения, теоретические проблемы и их представители.
Конец 17 – начало 18 века. период упрочнения капиталистических отношений – утверждение новых социально-экономических отношений, происходит смена идеологических парадигм. На смену монополии церковной идеологии приходит светская – в форме знаний. Философия нового времени носит ярко - выраженный гносеологический характер. Гносеология - проблема истины и метода познания. Проблема методов познания и критериев истины становится центром самой гносеологии. Наряду с гносеологией нов. времени особенно в рамках рационализма активно исслед. и онтологические проблемы и в частности проблема субстанции. (Субстанция – единая всеобщая самодостаточная первооснова бытия.) Говоря о философии нов. времени сущ 2 момента, хар - е ее дальнейшее развитие: 1. постепенно усиливается тенденция к субъективизму. У ее истоков Рене Декарт. «Я мыслю, следовательно существую.» Англ - ий сенсуализм Джона Локка и переходящий в объективный идеализм д. Беркли «Вещь есть комплекс моих ощущений». В системе Канта эта система достигает своего апогея: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться? 4. Что такое человек? Что я такое? Этот субъективизм фил - Ии связан с утверждением общемировоззренческого индивидуализма. 2я тенденция - социально - политическая философия. Буржуазия, приходя к власти нуждается в новой теории, не связанной с церквью. Важным моментом фл-ии нового времени и просвящения выступает критическая традиция отрицания сомнений. Своего апогея эта критическая традиция достигает в философии Канта. 1. Критика чистого разума. 2. практического разума. 3. критика способности суждения. Родоначальником фил. нов. времени явл. Фр. Бекон. Лозунг эпохи Фр. Бэкона – знание-сила. Знание для пользы. Знание носит эмпирических характер – наблюдение и эксперимент с одной стороны и математика с другой.
Галлилей:”Нельзя войти в храм природы не зная математики”. Основа научной картины мира этого периода – законы Ньютона. Механика – наука о наблюдаемом движении. В системе Ньютона присутствует исследование движения как процесса. Бог трактуется. Деизм – приходит на смену пантеизму. Задача науки – познать и понять механизм природы, овладеть им в своих интересах. Отсюда – центральная тема философии нового времени – проблема знания и способов его достижения. Знание не ради знаний, а ради пользы. Истина и метод: по этим двум течениям сформировалось два направления: Эмпиризм – сенсионализм. Рационализм. Манихейство – дуализм добра и зла. Манизм – зла нет, зло есть уменьшение добра. Волюнтаризм – воля первичной веры. В трактате о троице 3 абсолютных истины: 1. Если я знаю, что существую, то знаю и то, что имею это сознание. 2. Если дух самого себя ищет, дабы познать себя и воспламеняется искажением, то следовательно любит себя. 3. Мы существуем, любим наше бытиё, самосознание этого бытия. У Декарта мыслю, значит существую. Агапе – люди делятся на 2 типа: любовь к себе до отрицания бога и наоборот.
16. Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм. Эмпиризм и рационализм – проблема метода познания. Направление, называемое эмпиризмом, переводится как познание. Основоположник – Фр.Бэкон. Его лозунг – знание – сила. Кроме Бэкона эмпиристом был также Тома Гоббс. Бэкон считает, что знание должно приносить результат, пользу. Знание ради пользы. У Бэкона – утилитарная концепция истины: То, что в знании наиболее истино, в действии наиболее полезно и наоборот. Против схоластического разделения в теории двух истин. Главный объект познания – периода. Знание природы дает истину. Критерием истинности выступает опыт. При этом, знание человека Бэкон подразделяет на два уровня: 1.Опыты плодоносные – прикладное знание, имеющее быстрый практический эффект.2.Опыты светоносные – фундаментальные знания. Задача философии и науки – открытие новых истин, усиливающих господство человека над природой. Задача великого восстановления наук. В основе восстановления – классификация наук по принципу трёх способностей человека.
1. Память – она формирует историю. 2. Воображение – формирует поэзию, пожтическое знание. 3. Разум – формирует философию или науку – обобщенное знание. Главным методом внутри эмпиризма Бэкон считает индуктивный метод, опытно-индуктивное исследование природы. Суть метода в постепенном обобщении и образовании новых понятий на основе истолкованных фактов. Анализируя различные методы познания, Бэкон метафорически обозначает их как три пути: муравья, паука, пчелы. По его мнению самый лучший синтетический метод – путь пчелы. Использованию нового метода мешают четыре вида препятствий, предрассудков, идолов, которые препятствуют достижению знания. Идолы: 1.Идол рода – предрассудки, человекообразность знаний. 2.Идол пещеры – индивидуальные особенности конкретного человека. 3.Идолы площади – разные формы. Проблема языка – ключевая в развитии философии. Номенализм – имя. Номенализм – источник эмпиризма. От частных, единичных предметов мы идем к общим именам. Реализм исзодит из реального бытия. Есть источник рационализма. 4.Идолы театра - вера в авторитеты. Эти четыре идола затуманивают истину.
17. Проблема субстанции в ф-ии Нового времени: монизм и дуализм. Субстанция - единая всеобщая самодостаточная первооснова бытия. 2 начала, субстанции: 1. Протяженная. 2. мыслящая. Природа - ни в чем не нуждается, т.к. бог ни в чем е нуждается. Бог = субстанция = Природа. Природа имеет причину внутри себя (саморазвитие).2 типа природы: творческая и сотворенная. Субстанция имеет атрибуты и модусы (вещественное проявление). Атрибуты субстанции - без них она не может. Атрибуты: протяженность, мышление. Проявляется и в природе и в человеке. При этом согласно Спинозе не сущ. свободы воли, т.к. воля и разум это одно и тоже. Постольку и субстанция, а следовательно и природа является причиной самой себя. Субстанция есть причина самой себя – Спиноза. Пантеизм Спинозы имманентно имеет материалистическую окраску. Бог выступает как некая аналогия. Согласно Спинозе существует два уровня природы – порождающая – производящая и порожденная – натуро натурато.
Наряду с перечисленными принципами панлогизма и пантеизма, Спиноза характеризуется как жёсткиё детерминист – определённость. Нет случайности, есть только противоположность или необходимость. Абсолютная свобода бога совпадает с его абсолютной необходимостью в силу его самоопределения. Отсюда и понимание свободы человека в мире как познанной необходимости. Таким образом, в системе онтологии Спинозы главное понятие – категория субстанции, она отождествляется им с богом и природой. Эта субстанция имеет атрибуты и модусы. Атрибуты субстанции – её неотъемлимые качества и свойства. По Спинозе их два: 1.Мышление. 2. Протяженность. Без них нет субстанции. Протяженность – материальная, порожденная сторона. Мышление – порождающая. Модусы субстанции (модальность у Канта) - случайные несущественные проявления субстанции, трансформации субстанции, единичные вещи.Субстанция самоограничивает, самодетерминирует себя, порождая мир единичных вещей. Самоопределение, самоограничение есть отрицание. Сао определение – произвольное ограничение. Гносеология Спинозы рационалистична. Существует как он говорил три рода познания: 1. Чувственное – смутные идеи, связанные с воображением. 2. Абстрактное – интеллектуальные идеи. С их помощью достигается ясность, а, соответственно и понимание. 3. Интуиция – синтез первых двух – наиболее общие идеи. Достиается целостная картина мира. Лозунг Спинозы: 1.Не смеяться, не плакать но понимать. 2.человек свободный ни о чем так много не размышляет как о смерти, и в этом заключается его свобода. Абсолютной свободы не сущ. Она совпадает с разумом. Наиболее ярким выражением Панлогизма Спинозы выступает его произведение Этика. Написано геометрическим способом – способом теорем и доказательств. Бэкон, Гоббс, Локк – эмпиризм, сенсуализм. ИЛИ Учение Декарта развил нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677), противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма. Монизм (один-единственный) – философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции – материи либо духа. Философов признающих существование двух самостоятельных субстанций называют дуалистами (от лат. Dualis – двойственный). Дуализм наиболее характерен для философии Канта и Декарта. Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма. Учение Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях – протяженной и мыслящей. Декарт разделил мир на два рода субстанций – духовную и материальную. Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами – мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Так, впечатление, воображение, желание – модусы мышления, а фигура, положение – модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте. Т.о. духовный мир есть нечто врожденное.
Монизм (от греч. monos- один, единственный) – философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Все разновидности материалистического и идеалистического являются различными разновидностями монизма. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Монизм учение о всеединстве. Наивный монизм, первовещество вода Фалес. Признание одной субстанции, например: монизм божественной субстанции (пантеизм); монизм сознания (психологизм, феноменализм); монизм материи (материализм). 18. Политическая ф-ия Т. Гоббса и Д. Локка. ТОМАС ГОББС. Работы – О гражданстве (1642), Левиофанн (Чудовище-1652) В этом произведении государство – социальное чудовище. И другие работы. Гоббс – последователь материалистической философии, считал что материя первична, неизменна. Единичные вещи – её временные конечные определения. Будучи материалистом, Гоббс является и крупнейшим математиком своего времени. Высшим критерием истинности и строгости является математика. Именно она открывает необходимость. Гоббс – родоначальник сенсуализма – есть только то что я ощущаю, также он – родоначальник теории истины. Истина как соглашения. Кроме того, Гоббс – основатель теории социального контракта. Он – родоначальник номеналистической модели языка. Слова, по его мнению, одно и то же с понятиями. Например – слово стол и понятие стол. Слова – имена вещей. Процесс познания – имена метки надо преобразовать в имена знаки. Дефиниция – высший критерий истинности. Аристотель: Истина есть свойство вещей. Гоббс – истина не столько свойство предмета, сколько свойство суждения о предмете. Чем точнее определение, тем мы ближе к истине. Противник и антипод Гоббса Декарт высшим критерием истинности считал интуицию. Гоббс заменяет интуицию дефиницией. Гоббс – автор экономического и политического либерализма. Он продолжает линию Платона и макиавелли, согласно которой, граждане существуют для государства, и высшая цель индивидуумов – создание такого государства. Высшей ценностью обладает индивидуум, для которого формируется государство. Это линия Аристотеля. 1. Догосударственное или естественное состояние. Состояние абсолютной свободы. Побеждает сильнейший. Отсутствие нравственности, морали, собственности. Люди начинают договариваться чтобы выйти из состояния войны. Согласно Гоббсу, люди договариваются создать некий нейтраьный орган, институт, и договариваться с ним о степени своей свободы за личную безопасность. Таково представление этого философа о взаимоотношении людей с государством. У Локка, например, люди имеют право на частную собственность, инакомыслие, труд, личную жизнь, а у Гоббса государство монополизирует власть, и это есть источник последующей авторитарности, тоталитарности. У Локка – знаменитый принцип разделения властей с целью их взаимного контроля. Деление на исполнительную, судебную и законодательную власть. Джон Локк 1632-1704 гг. Опыты о человеческом разуме. Локк – крупнейший мыслитель переходного периода нового времени. Джон Локк – Английский материализм. Деистический материализм Дж.Толланда и Энтони Коллина (первичные качества). Джон Локк – субъективный идеализм и солепсизм (единственный=солис) Дэвид Юм, Дж. Беркли. Согласно солепсизму, в мире существует только одна реальность – моя субъективная реальность. Можно добавить сюла и скептицизм Юма. Локк – материалист и сенсуалист в философии. Формула сенсуализма: Ничего нет в уме, пока нету в чувствах. И онтология и гносеология Локка имеют внутренний двойственный характер. Согласно Локку, материальная природа первична. (Англичане – все номиналисты). И первичными в сознании выступают единичные вещи, которые обладают двумя уровнями качеств – первичными и вторичными. Первичные качества объективны, присущи самим вещам – величина, форма, объем, протяженность, движения частиц внутри вещи. Эти вещи существуют вне человека, но, наряду с ними, вещи обладают и вторичными качествами, которые становятся присущими вещи именно в процессе её восприятия человеком. Цвет, запах, вкус – наше субъективное восприятие данной вещи. Вторичные качества больше зависят от того, кто воспринимает вещь. Яблоко – комплекс наших ощущений. От яблока – переход к миру. Сознание – высшая форма психического отражения.Это отражение внешнего мира. Сознание – это свойство высокоразвитой материи отражать мир с помощью чувственных восприятий.
Читайте также: CОЦИОГУМАНИЗМ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|