Интеграционные группировки стран Западной Европы
По своему экономическому потенциалу Западная Европа примерно соответствует США и Японии вместе взятым. Если же принять во внимание совокупный ВВП европейских стран, то он примерно соответствует ВВП США (15,203,145 млн. долл. по ППС – МВФ, 2010. у США - 14,526,550). На долю стран Западной Европы приходится треть мирового промышленного производства и научно-технического потенциала, четверть совокупного мирового национального дохода и пятая часть мирового патентного фонда. Велика доля участия стран Западной Европы в процессах международного разделения труда, в системе мирохозяйственных связей: по суммарному объему европейские страны превосходят США в мировом экспорте и примерно соответствуют позициям США в мировом импорте товаров. В Западной Европе выделяются две главных интеграционных группировки стран: Европейский Союз (ЕС) и Европейская Ассоциация (или Зона) Свободной Торговли (ЕАСТ, в английской аббревиатуре EFTA - European Free Trade Association). Поскольку между двумя интеграционными союзами происходит тесное экономическое взаимодействие, то фактически уже можно говорить об образовании единого западноевропейского экономического пространства, включающего ЕС и ЕАСТ. В Европейский Союз на настоящий момент времени входят 28 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония. Количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных шести — Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции — до сегодняшних 28 путём последовательных расширений (см. таблицу 2.1).
Таблица 2.1 Расширение Европейского Союза
В настоящий момент 5 стран имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Сербия, Турция и Черногория, при этом Македония, Сербия и Черногория ещё не начали переговоров по присоединению. В то же время в Великобритании в 2017 году ожидается референдум о выходе из ЕС. Британское правительство требует реформировать Европейский Союз. В частности, в Лондоне говорят о децентрализации и возврате ряда компетенций национальным правительствам. Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры. Карликовые государства Европы, Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации. Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951 году: Бельгия, Германия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года. С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 году учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, Euratom — European Atomic Energy Community). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС.
Процесс развития и превращения европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции. В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции: Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро. Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты. Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария входят в общий рынок, но не в таможенный союз. Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону. Шенгенское соглашение в настоящее время испытывается на прочность ввиду небывалого наплыва беженцев из конфликтных точек Африки, Ближнего Востока и Афганистана. Евросоюз готов создать чрезвычайный фонд, чтобы приостановить поток беженцев и уговорить африканские государства принимать назад их граждан, не получивших вида на жительство в какой-либо из стран Европы. Но ЕС уже и раньше выделял по 20 млрд. евро ежегодно на помощь африканским странам. Беженцев это не останавливает. А африканские лидеры считают высылку их граждан на родину дискриминацией по сравнению с сирийскими беженцами. Они заинтересованы в притоке валюты от мигрантов, закрепившихся в Европе. Валютный союз Принципы, регулирующие валютный союз, были заложены уже в Римском договоре 1957 года, а официальной целью валютный союз стал в 1969 году на саммите в Гааге. Однако лишь с принятием Маастрихтского договора в 1993 году страны союза были юридически обязаны создать валютный союз не позднее 1 января 1999 года. В этот день евро был представлен мировым финансовым рынкам в качестве расчётной валюты одиннадцатью из пятнадцати на тот момент стран союза, а 1 января 2002 года были введены в наличное обращение банкноты и монеты в двенадцати странах, входящих к этому моменту в еврозону. Евро заменил европейскую валютную единицу (ЭКЮ), которая использовалась в европейской валютной системе с 1979 по 1998 годы, в соотношении 1:1. На 1 января 2016 г. в еврозону входило 19 стран.
Евро предназначен помочь в построении общего рынка путём упрощения туризма и торговли; устранения проблем, связанных с обменными курсами; обеспечения прозрачности и стабильности цен, а также низкой процентной ставки; создания единого рынка финансов; предоставления странам валюты, используемой в международном масштабе и защищённой от потрясений большим объёмом оборота внутри еврозоны. Управляющий банк еврозоны, Европейский центральный банк (ЕЦБ), определяет денежно-кредитную политику входящих в неё стран с целью поддержания ценовой стабильности. Он является центром Европейской системы центральных банков, объединяющей все национальные центральные банки стран Евросоюза и контролируемой Советом управляющих, состоящим из президента ЕЦБ, назначаемым Европейским советом, вице-президента ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками государств — членов ЕС. С 2009 года валютный союз ослаблен продолжающимся по сегодняшний день долговым кризисом. Сельское хозяйство ЕС Единая сельскохозяйственная политика — старейшая из программ Европейского экономического сообщества, его краеугольный камень. Политика ставит целью увеличение сельскохозяйственной производительности, обеспечение стабильности снабжения продовольственными товарами, обеспечение достойного уровня жизни сельскохозяйственного населения, стабилизацию рынков, а также обеспечение разумных цен на продукцию. До недавнего времени осуществлялась посредством субсидий и вмешательства в рынок. В 70-х и 80-х годах на нужды сельскохозяйственной политики выделялось около двух третей бюджета Европейского сообщества, на 2007—2013 годы доля этой статьи расходов снизилась до 34 %.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|