Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отрасли специализации стран Западной Европы на мировом рынке




Отраслями европейской экономики, обеспечивающие ей глобальную конкурентоспособность являются:

• авиастроение (Франция, Германия, Великобритания);

• банковская деятельность (Великобритания, Нидерланды, Германия, Испания);

• биотехнологии (Германия);

• автомобилестроение (Германия, Франция);

• цифровое телевидение (Франция);

• финансовые услуги (Великобритания, Люксембург);

• страхование (Нидерланды);

• мобильная связь (Финляндия, Швеция, Великобритания);

• издательское дело (Германия);

• программное обеспечение (Германия, Бельгия, Ирландия);

• текстиль (Италия);

• водоснабжение (Франция).

Кроме того, Западная Европа имеет сильные экспортные позиции в производстве офисной оргтехники, телекоммуникациях и средствах связи, энергосиловом оборудовании, измерительных и научных приборах, точной механике и оптике, химической промышленности (синтетические красители, пластмассы и пр.).

Несмотря на глобальную конкурентоспособность вышеназванных отраслей, сильная социальная защита граждан в странах ЕС делает немобильным рынок труда и по сути дела дестимулирует развитие предпринимательства.

Европейцы выступают за государственные гарантии в страховании жизни, пенсионном обеспечении, пособиях по безработице, за жесткое регулирование трудовых соглашений. Благодаря поддержке избирателей, рассчитывающих на усиление социальных гарантий, в странах ЕС в настоящее время находятся у власти левоориентированные правительства, реализующие лейборизм. Довольно высокая степень социальной защиты, недостаточно высокая предпринимательская активность и макроэкономическая политика левых правительств в странах ЕС как раз и стоят за причинами рецессии начала 1990-х гг., а в настоящее время значительно сдерживают прогрессивное развитие обновленной Европы. Невысокие темпы экономического роста становятся, таким образом, платой за существующее социально-ориентированное хозяйство. Для успешной экономической конкуренции с США Европа нуждается в своем дальнейшем обновлении.

Ведущие страны Западной Европы

Страны Западной Европы принято делить на ведущие страны, входящие в Большую семерку (G7), и на относительно небольшие государства Западной Европы.

К ведущим странам Западной Европы относятся:

• Германия;

• Франция;

• Великобритания;

• Италия.

Данные государства формируют костяк европейской экономики, они располагают наиболее мощным в регионе экономическим потенциалом, самой большой в Западной Европе численностью населения, они в достаточной степени интегрированы и в процесс мирохозяйственных связей. Велико и политическое влияние данных стран в мире.

Экономика Германии

Концепция социальной рыночной экономики была разработана для восстановления экономики Германии после второй мировой войны. Её политическая реализация связана с личностями Л. Эрхарда и А. Мюллер-Армака. Людвиг Эрхард (https://ru.wikipedia.org/wiki/Эрхард,_Людвиг) был первым министром экономики, а затем стал Федеральным канцлером ФРГ. Под его руководством в ФРГ была разработана, а затем реализована концепция социального рыночного хозяйства. Социальной задачей государства становилось не перераспределение социальных благ, а обеспечение рамочных условий деятельности индивидов, поощрение их сознательности, самостоятельности и ответственности за собственное благосостояние. Результатом реализации этих принципов стало «экономическое чудо».

Модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. Если этические принципы данной модели базируются на протестантстве, то социальные принципы заимствованы, несомненно, у католицизма. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающая более-менее равное распределение социальных благ всем членам общества.

Другой особенностью макроэкономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии достаточно крупными акционерами промышленных компаний и компаний сферы услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес-решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются гораздо более сильными, чем в экономике других ведущих стран мира.

Еще одной особенностью экономики Германии является «сверхиндустриализация», т.е. достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению с многими развитыми странами мира. Разве что Япония, Ирландия и Португалия являются в еще большей степени индустриальными, чем ФРГ. Это не случайно, т.к. специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной (в первую очередь машиностроительной) продукции.

На сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серьезные сложности.

Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала. Высокая стоимость немецкой рабочей силы значительно снижает конкурентоспособность Германии как страны базирования производственных мощностей ТНК. Иностранные компании, по существу, лишены возможности производить в Германии и предпочитают заниматься здесь исключительно сбытом. Поэтому крайне невелика доля иностранных инвестиций и доля рабочих мест, создаваемых ими в экономике ФРГ. К примеру, в Нидерландах в общей величине вложений в экономику иностранные инвесторы составляют 35%, в Великобритании - 25%, и даже во Франции - 12%, в Германии – 7,5%.

Наряду с незначительным притоком иностранного капитала в ФРГ наблюдается массовый отток за рубеж немецкого капитала. Немецкие ТНК выносят свою производственную базу в страны с более низким уровнем оплаты труда, а финансовые инвесторы предпочитают платить налоги на свои операции в странах с более либеральным налоговым климатом.

Незаинтересованность иностранных инвесторов в создании высокотехнологичных производств в Германии приводит к постепенной технологической слабости страны. Германия не является мировым технологическим лидером, особенно слабы ее позиции в микроэлектронике и генной инженерии. Все это чревато потерей конкурентоспособности немецкого экспорта.

Государство, чтобы не вызывать массовых социальных протестов населения, продолжает субсидировать откровенно убыточные сектора немецкой экономики.

В результате Германия не только сохраняет угольную, сталелитейную, судостроительную промышленность, которые неконкурентоспособны на мировом рынке, но и тратит на такие убыточные отрасли экономики в виде прямых субсидий до трети расходов государственного бюджета.

Государственное регулирование, фактически, продолжает регулировать рынок так, как то предписывала кейнсианская экономика спроса. Социальное рыночное хозяйство приводит к укреплению позиций государства благоденствия, которое перераспределяет все ресурсы в экономике. Доля государственных расходов в ВВП Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом.

С уровнем ВВП 3,815 трлн. долларов США (ВВП по ППС) Германия в 2015 году находилась на пятом месте в мире (после США, Китая, Индии и Японии) (https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_ВВП_(ППС)). Кроме того, ФРГ занимает одно из лидирующих мест в мире по объёмам экспорта. По уровню жизни страна занимает 6 место в мире, согласно индексу развития человеческого потенциала (на 2015 год) (https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_индексу_человеческого_развития).

Доля Германии в мировом ВВП — 3,45 % (2015). Доля Германии в ВВП стран Евросоюза — почти 30 %.ВВП на душу населения — примерно 40 тыс.долларов США. В общем ВВП на промышленность приходится — 38 %, на сельское хозяйство — 2 %, на сферу услуг — 60 %. Государственный долг – 79,9% ВВП (2013).

Согласно официальным данным, в 2015 году среднее число безработных составляло 2,8 млн. чел. (6,4 % трудоспособного населения Германии).

Доля сельского хозяйства в экономике страны в послевоенный период значительно снизилась. Тем не менее немецкое сельское хозяйство продолжает оставаться на высоком качественнном уровне. Около 90% потребностей в продуктах питание удовлетворяется собственным сельскохозяйственным производством.

Сельское хозяйство, как и многие базовые отрасли промышленности, получает их государственного бюджета немалые субсидии, что делает его не слишком эффективным. ФРГ экспортирует такую сельскохозяйственную продукцию как мясо, молоко, зерно.

Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями немецкой промышленности являются:

• автомобилестроение;

• транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);

• общее машиностроение (производство станков, различных приборов);

• электротехническая промышленность;

• точная механика и оптика;

• химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;

• черная металлургия.

Все заметное влияние оказывают на развитие промышленности новые и прогрессивные отрасли, уменьшая значимость добывающей, текстильной, швейной, кожевенно-обувной и пищевкусовой промышленности. Промышленность Восточных земель Германии претерпела существенную структурную перестройку из-за того, что прежние её отрасли, изначально ориентированные на СССР и страны Центральной и Восточной Европы (химическая, текстильная промышленность, металлургия, вагоностроение и судостроение), пришлось ликвидировать, поставив в центр развития строительную индустрию, пищевую промышленность, точную механику и оптику.

Развитие сферы услуг Германии несколько отстает от уровня других развитых стран. В Германии в сфере услуг создано и меньшее количество рабочих мест. Тем не менее Германия в мировом хозяйстве специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме. Германия располагает весьма высокоразвитой инфраструктурой: отличная сеть автомобильных и железных дорог, одни из крупнейших в Европе и мире воздушные гавани (Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен), морские порты (Гамбург, Бремен) и крупнейший в мире речной порт (Дуйсбург). В сфере транспорта применяются самые передовые технологии (к примеру, скоростные поезда собственного производства Inter City Express).

Электроэнергетика Германии, в основном, пользуется таким топливом как нефть, уголь и природный газ. Атомные электростанции вырабатывают только порядка 10% всей электроэнергии. Собственный энергетический потенциал страны не слишком силен: крайне велика зависимость Германии от внешних поставок нефти и газа.

Внешнеэкономические связи Германии примечательны тем, что это один из важнейших экспортеров и импортеров мира. В 2014 Германия находилась на третьем месте (после КНР и США) по объему экспорта товаров (1511 млрд. долл.) и импорту товаров (1233 млрд. долл.).

Немецкая экономика довольно сильно интегрирована в систему мирохозяйственных связей. Экспорт страны составляет около 25% ВВП. Основными внешнеторговыми партнерами страны являются: Франция (12% экспорта и 11% импорта), Великобритания (соответственно, 8 и 6,3%), Нидерланды (7,7 и 8,2%), Италия (7,6 и 8,4%), США (7,9 и 5,3%) и Бельгия/Люксембург (6,8 и 6,0%).

Экономика Франции

Окончание войны поставило Францию перед сложнейшими задачами, главной из которых была ликвидация экономической разрухи. Однако ни у правительства Шарля де Голля, ни среди предпринимателей не было единства мнений относительно политики в финансово-экономической области.

На протяжении 1945-1947 гг. были национализированы такие отрасли экономики, как электроэнергетика, добыча угля, газовая промышленность, авиапромышленность, морское и воздушное судоходство, автомобильные заводы, крупнейшие банки и страховые компании.

В апреле 1948 г. Франция присоединилась в «плану Маршала» и в течении ряда лет получила от США массированную финансовую и сырьевую помощь (за 10 лет на 12 млрд. долл.)

В 50-60-е годы основное внимание стало уделяться переоснащению промышленности новой техникой. Стало широко применяться планирование. В отличии от СССР Французская система планирования носила не обязательный, а рекомендательный характер.

Сдерживающим фактором в развитии Франции в 50-е годы явились небывало высокие темпы инфляции и быстрый рост цен. Возникла так называемая инфляционная спираль: рост цен, за которым следует рост номинальной заработной платы, перекрываемой новым ростом цен.

В конце 50-х к власти вновь пришел Ш. де Голль. Главным содержанием экономической политики стало всемерное поощрение развития промышленности посредством дальнейшей концентрации производства, образования крупнейших монополий и усиление их связей с государством. Предусматривалось развитие практически всех отраслей промышленности. Позднее эта линия получила название «индустриального императива» (пропорциональное развитие практически всех отраслей экономики)

В начале 80-х в экономике обострились кризисные явления. Как ответ французское правительство во главе с Ф.Миттераном провело масштабную национализацию. В результате этих действий Франция стала располагать самым крупным среди капиталистических стран государственным сектором экономики, который охватил примерно 25% промышленности.

Была принята «программа Делора» (министр экономики, финансов и бюджета). Главной целью программы было объявлено сокращение внешнеторгового дефицита. Предусматривалось увеличение налогов, был объявлен принудительный заем, заморожены ассигнования на соц. нужды, увеличены коммунальные платежи. Однако необходимого роста добиться не удалось. Произошла смена правящей партии. Победил Ж. Ширак, который разработал программу наибольшего благоприятствования частному капиталу. Взял курс на приватизацию. Вместе с тем в отличии от тэтчеровского варианта реприватизации правительство Ширака оставило в неприкосновенности отрасли электроэнергетике, газоснабжения и телекоммуникаций.

Вторым направлением трансформации явилось сокращение масштабов налогообложения. Последняя часть реформ – дерегламентирование различных сфер экономической деятельности. С начала 1987 г. все предприятия получили право сами устанавливать цену на свою продукцию, ориентируясь на рыночные условия. Все это в короткий срок позволило оживить экономику. Но к началу 90-х факторы роста исчерпали себя. В последующие годы экономическая политика Франции развивалась в рамках ЕС и интеграции экономики в европейскую и мировую хозяйственную систему.

Таким образом, в послевоенные годы во французской экономике произошли качественные сдвиги. На смену прежнему финансово-ростовщическому капитализму пришел капитализм с высокой степенью концентрации и значительной ролью государства в определении программ развития страны. Выравнивание экономической структуры сделало Францию равноправным партнером в ЕС.

Экономическая система Франции очень сильно напоминает немецкую. Здесь так же действует социально-ориентированная модель экономики, в центре которой находится «государство благоденствия» (letat providence). Именно из-за высокой роли государства в экономике такую систему довольно часто называют и этатистской моделью.

О значительной роли государства в экономике Франции говорят следующие факты. Государство перераспределяет во Франции 54% ВВП. Количество занятых в государственном секторе составляет 24% всего числа занятых. Крупнейшие французские ТНК - это прежде всего предприятия с государственной долей участия, такие как Elf Aquitaine (позднее приватизирован) (добыча и переработка нефти), Renault (автомобилестроение), Thomson (электроника), Aerospaciale (самолеты «Аэробус» и ракеты «Ариан»).

Социальное рыночное хозяйство с элементами этатизма сглаживало отрицательные черты капитализма во Франции, государство стояло на защите интересов трудящихся. Сильные традиции социально-рыночной экономики, особенно в послевоенный период, способствовали обретению французами значительных завоеваний в социальной сфере. Заработная плата в государственном секторе, в частности, превышает уровень оплаты труда в частном бизнесе. Государственные служащие получили кроме высокой заработной платы высокие пенсии, различные пособия. Уровень пособий по безработице также весьма высок. Сильные профсоюзы угрожают общенациональными забастовками при малейшем наступлении правительства на достигнутые социальные завоевания.

Однако современная экономика Франции развивается в новых условиях: глобализация мировой экономики и объединение Европы оказывают значительное влияние на национальную экономику. Для успешного глобального развития теперь необходима либерализация экономики, отмена внутреннего регулирования, а также новые технологии, которые могут служить научно-технической базой экономического роста. В основе мирового НТП в настоящее время также стоят серьезные структурные изменения в экономике, предполагающие изменение регулирующей роли государства.

Франция, по сути дела, страдает от тех же самых болезней, что и Германия: экономическому развитию страны серьезно мешает система социальных гарантий, значительное различие между государственным и частным секторами, утечка умов и проблема государственных финансов.

Система социальных гарантий имеет своим следствием высокую нагрузку на государственные финансы. После отставки правительства генерала де Голля в 1968 г. французы добились значительных завоеваний в социальной сфере, с которыми не спешат расставаться. В частности, государственные служащие не подлежат сокращению, в 50-55 лет выходят на пенсию, уровень их пенсии превышает уровень заработной платы. Пособия по безработице также превышают средний уровень заработной платы в стране. Такими социальными гарантиями Франция гордится, но гордость омрачают процесс старения населения и растущая безработица (уровень безработицы в стране составляет порядка 12-13% экономически активного населения).

Социальные гарантии финансируются в первую очередь за счет налогоплательщиков.

Причем высоки не только косвенные и индивидуальные подоходные налоги, но и социальные взносы предпринимателей. Так, если в США социальные взносы равняются 10,4% ВВП, в Швеции - 14,5, а в Великобритании и вовсе 6,3%, то Франция идет здесь впереди планеты всей: на социальные взносы приходится 19,3% ВВП страны. Грузом на трудящихся ложатся пенсии и пособия по безработице. Оказывается, что работающие французы содержат целую армию пенсионеров и безработных, а на некоторых предприятиях один работающий уже содержит не только себя и свою семью, но и как минимум двух пенсионеров (Так, численность персонала на французских железных дорогах (Societe National de Chemine de Fer - SNCF) составляет около 190 тыс. человек. В то же время пенсионеры, ранее работавшие в SNCF, - это 350 тыс. человек. Каждый служащий-налогоплательщик, таким образом, содержит еще и двух пенсионеров). Однако высокие социальные гарантии предполагаются только в государственном секторе экономики. Заработная плата в частном секторе во Франции ниже, а социальных гарантий, свойственных государственному сектору, там практически нет.

Различие между государственным и частным сектором экономики существует не только в уровне заработной платы и гарантий. Изначально экономической идеологией страны было поощрение занятости в государственном секторе и едва ли не отрицательное отношение к частному предпринимательству.

Наиболее престижной до сих пор считается государственная служба, на которую стремятся поступить все французы, а желающих заняться частным предпринимательством или работать в частной фирме насчитывается не так уж и много. Высшие учебные заведения страны в первую очередь ориентировались на профессиональную подготовку государственных служащих. Частное предпринимательство было загнано в угол высоким уровнем налогов и предвзятым отношением государства к частному бизнесу. Даже в сфере НИОКР государство оказывает всемерную поддержку и субсидирует общественный сектор, а венчурный бизнес - реальный двигатель научно-технического прогресса и прикладных технологий - не поощряется.

Отсутствие внимания государством по отношению к развитию технологической базы объясняется еще и тем, что государственные служащие не слишком заинтересованы в повышении качества своей работы, в высвобождении путем применения новой техники и новых методов управления высокооплачиваемых рабочих мест в общественном секторе. Таким образом, французская модель менеджмента страдает своей неэффективностью, поощряя произвол и коррупцию в среде государственных чиновников, и серьезно сдерживает научно-технический прогресс.

Утечка умов. В высших учебных заведениях Франции не прививают культуру бизнеса, а готовят, в основном, государственных чиновников. Оторванность системы высшего и профессионального образования во Франции от проблем развития частного бизнеса приводит к тому, что выпускники учебных заведений очень часто, не найдя работу в государственном секторе, остаются не у дел. Государственные ВУЗы Франции не способны гибко реагировать на спрос на рынке труда, в связи с чем выпускникам очень трудно адаптироваться в частном секторе экономики, а также вообще найти работу во Франции. В результате наиболее перспективная и хорошо образованная молодежь страны не находит спроса на рынке труда Франции и предпочитает работу за границей.

В 1997 г. пятая часть французских выпускников высших учебных заведений предпочла лучшую, чем во Франции и более высокооплачиваемую работу при низком уровне налогов в США и Великобритании.

Проблема государственных финансов во Франции пока еще не столь остра. Финансовые показатели страны соответствуют Маастрихтским критериям валютной конвергенции в 3% дефицита бюджета и 60% государственного долга по отношению к ВВП. Однако при сложившемся ходе дел социальная рыночная система Франции способна через какое-то время данные показатели ухудшить.

Занятость сокращается, темпы экономического роста замедляются, количество пенсионеров и уровень социальных доходов населения растет. Все это чревато нарушением сложившегося баланса финансовой системы страны, если в экономический курс правительства вовремя не будут внесены необходимые изменения.

Все вышеизложенное снижает конкурентоспособность Франции и в мировой, и в европейской экономике. Высокая стоимость французской рабочей силы точно так же, как и в Германии, делает производство во Франции невыгодным и для национальных, и для зарубежных компаний. Капитал стремится покинуть Францию и найти страну с более благоприятным уровнем налогообложения и более гибким рынком труда. В стране нет стимулов для развития частного сектора, который в настоящее время служит двигателем экономики практически во всех развитых странах. Высокие налоги и отсутствие стимулирующей научно-технической политики государства имеет своим следствием нехватку инноваций во французской экономике. Назревает очевидный вывод, что социально-рыночная модель экономики Франции тоже нуждается в структурной перестройке. В противном случае экономическое и научно-техническое развитие страны может серьезно замедлиться.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...