Технические средства обучения
Современные технические средства позволяют убедительно и доходчиво в короткий отрезок времени раскрыть содержание сложных явлений, способствуют активизации познавательной деятельности студентов. Эксперимент, анализ опыта работы преподавателей показали, что систематическое использование современных технических средств позволяет: 1) повысить эффективность процесса обучения; при помощи их создается возможность познакомить студентов с широким кругом вопросов, недоступных при обучении без применения технических средств; сообщит более полные сведения об изучаемых явлениях, процессах, предметах; 2) развивать познавательную активность, самостоятельность, повышать интерес к изучаемой дисциплине; 3) систематически контролировать знания и умения, и повышать качество проверки знаний; 4) совершенствовать формы и методы обучения, уделить больше времени самостоятельной работе студентов; 5) учитывать индивидуальные особенности студентов, развивать их способности.[47] Цели и задачи применения технических средств, их виды педагогикой определены довольно четко. Однако способы их применения остаются нерешенными. Накоплен полезный опыт применения современных различных средств, проведены эксперименты по выявлению их эффективности в учебном процессе. Анализ этого материала позволяет выделить три способа применения их в обучении. Первый способ. Органическое соединение материалов технических средств (видеофильмов, диапозитивов, звукозаписи, диафильмов и других) с систематическим изложением знаний преподавателем на занятиях. Преподаватель, читая лекцию, проводя семинарские, практические занятия, консультации и другие формы, учебной работы, в нужный момент использует те или иные средства. В данном случае технические средства используются как вспомогательный материал, усиливающий наглядность, доходчивость, доказательность изложения знаний. Они как будто вписываются в логику изложения как органически необходимое средство, без которого эффективное объяснение и усвоение материала невозможны. Применение их как бы вызывается самим ходом изложения материала. Преподаватель применяет фрагменты видеофильмов, кадры диафильмов, отдельные диапозитивы, машины-тренажеры, контролеры и другие средства по ходу изложения. При этом студенты не готовятся специально для просмотра, например, видеофильма, так как он включается только на несколько минут, дополняя занятие иллюстративным материалом, сообщая новые сведения. После демонстрации фильма педагог продолжает изложение при помощи других средств. Высокая эффективность такого использования технических средств обеспечивается органическим слиянием материала технических средств с традиционными способами и средствами обучения. В процессе подготовки к занятию преподаватель определяет последовательность применения различных видов технических средств, определяет, какие положения, факты будут изложены при помощи тех или иных средств.
При этом способе преподаватель может применять один-два вида средств или их комплекс. С точки зрения дидактической, более эффективным является применение комплекса средств: видеофильмов, диапозитивов, диафильмов и так далее, что способствует организации восприятия материала различными органами чувств и обеспечивает разнообразие деятельности студентов. Известно, что поддержание высокой продуктивности умственной деятельности невозможно без смены одних форм, способов, средств учебного труда другими. Таким образом, основной материал дается преподавателем, а технические средства являются лишь вспомогательными средствами, облегчающими труд преподавателя и студентов.
Такой способ применения технических средств в настоящее время является наиболее распространенным и в будущем найдет еще более широкое применение.[48] В этом случае применяются следующие виды технических средств. 1. Видеофильмы — фильмы, посвященные одному из наиболее сложных вопросов темы. Обычно они очень короткие, рассчитаны на 5—10 минут демонстрации и легко приспосабливаются к структуре занятия. Применяются на всех видах лекций, семинарских, практических, лабораторных занятий, во время консультаций, т. е. на всех занятиях, проводимых под руководством преподавателя. Видеофрагменты удобны еще в том отношении, что они демонстрируются в нужный момент, не нарушая последовательности изложения материала. Выбор их для того или иного занятия не составляет особого труда. Как правило, по названию видеофрагмента легко определяется его содержание, т. е. в его названии указывается, обсуждению какого вопроса посвящен данный фрагмент. Например: «Диффузия в металлах», «Параметрические колебания», «Сила и деформация» и т. д. 3. Диафильмы — серия фотографических позитивных (цветных или черно-белых) изображений. Кадры в них объединяются общей темой в определенной системе. Как правило, каждый последующий кадр развивает содержание предыдущего. В нем одни кадры раскрывают основные мысли, а другие — развивают их, помогают глубже раскрыть содержание основных кадров. Диафильмы создают у студентов конкретные представления об изучаемом предмете, явлении, процессе. Проецируемые на экран изображения видны всем, отличаются от обычных таблиц, плакатов четкостью и размерами изображения. Они могут быть применены во всех формах учебных занятий. Методика их применения в основном мало отличается от методики использования обычных таблиц, плакатов. На занятии диапроектор включается в тот момент, когда требуется наглядная демонстрация изучаемых процессов, явлений. Таким образом, с помощью диафильма преподаватель излагает только ту часть материала, которую без диафильма объяснить весьма трудно.[49] Опыт показывает, что на занятиях могут быть использованы целостные диафильмы и отдельные кадры.
В первом случае лекция от начала до конца сопровождается кадрами диафильма т. е. диафильм составлен таким расчетом, что все основные положения даны в кадpax. Проецируя эти кадры на экран, преподаватель в определенной системе ведет изложение материала. Время от времени он выключает диапроектор, ведет изложение материала другими средствами: словесно, при помощи видео и т. д. Использование диафильмов дает возможность студентам подробно фиксировать основные положения и лучше запоминать содержание материала. При помощи подобных диафильмов организуются обсуждения решение задач и другие способы активизации мысли тельной деятельности студентов. В другом случае на занятии используются лишь несколько кадров (в зависимости от содержания материала и наличия кадров, отвечающих задачам изложения темы). И здесь целесообразно сочетание кадров диафильма с другими средствами. Педагогическая эффективность применения диафильмов зависит от умения преподавателя правильно использовать их на занятиях. Не всегда диафильмы применяются правильно и поэтому не дают должного эффекта. Назовем лишь некоторые ошибки: а) материал на занятии объясняется без диафильма, а в конце отдельно демонстрируется весь диафильм, что требует дополнительного времени на объяснение, так как преподаватель вкратце снова (повторно) объясняет материал; при этом диафильм уже не вызывает особого интереса обучающихся, б) преподаватель ограничивается демонстрацией кадров на экране и краткими, комментариями к ним, не организуется активная работа студентов по сравнению, анализу фактов, сведений, приведенных в кадрах. Для того, чтобы успешно работать с диафильмом, преподавателю нужно ознакомиться с его содержанием заранее. При этом целесообразно не только просмотреть содержание фильма, а важно продумать основные мысли, вокруг которых следует сосредоточить внимание студентов: комментарии к кадрам, вопросы, задаваемые с целью активизации внимания студентов. Следует продумать способы связи содержания кадров диафильма с другими средствами (натуральные образцы, видеофрагменты и т. д.).
Диафильмы с успехом могут быть использованы при проверке знаний, организации самостоятельной работы студентов на аудиторных занятиях. Такие кадры специально готовятся (отбираются) заранее.[50] 4. Диапозитивы представляют собой фотографическое позитивное изображение (черно-белое или цветное) на прозрачном стекле или пленке. Они удобны тем, что легко приспосабливаются к методике преподавания, логике изложения каждого преподавателя и структуре любого занятия, ибо каждый диапозитив составляет отдельный кадр. В зависимости от содержания, логики изложения преподаватель подбирает нужный кадр и определяет их последовательность. Таким образом, для каждой темы, для каждого занятия можно укомплектовать набор диапозитивов в различных вариантах. Отдельные диапозитивы из одной серии, посвященной одной теме, можно применять при изучении и других тем. Методика применения диапозитивов во многом сходна с использованием таблиц, плакатов. Однако по сравнению с ними диапозитив имеет некоторые преимущества: а) на экране дает крупные размеры изображения; б) кадры отличаются яркостью, четкостью, что позволяет всем студентам (сидящим и на последних рядах) получать правильное представление, точную информацию об изучаемом материале; Диапозитивы можно без особого затруднения изготовить своими силами и широко использовать при объяснении материала, с целью организации самостоятельной работы, контроля знаний. Во многих случаях они применяются в сочетании с другими техническими средствами (натуральными образцами, видеофрагментами, диапозитивами, контролирующими устройствами и т.д.). Весьма эффективным является замена обычных настенных таблиц, плакатов диапозитивами. Они удобнее для хранения, переноски и дают больше эффекта при демонстрации. 6. Звукозапись, широко применяемая в преподавании языков, с успехом может быть использована в системе других технических средств. Например, прослушивание шума работы машин, механизмов в различных ситуациях и определение по шуму их дефекта или состояния. Так, в медицинских техникумах используются записи шума работы здорового и больного сердца. Студентам таким образом демонстрируется явление, которое не может быть показано обычными средствами. Кроме вышеназванных, при первом способе могут быть использованы действующие стенды, модели, натуральные образцы лабораторного оборудования. Здесь названы технические средства, используемые на занятиях. Однако это не значит, что все они применяются на одном занятии и одновременно; с учетом содержания изучаемого материала преподаватель в ход занятия вводит лишь некоторые из них.
Такой способ применения технических средств успешно осуществляется в аудиториях, оборудованных вышеназванными средствами. Подобные аудитории в педагогической печати называются автоматизированными, так как многие процессы включения, выключения, подачи материала выполняются автоматически. Наличие в них различных технических средств, позволяют преподавателю рационально использовать разнообразные средства, демонстрировать процессы, явления в динамике, статике, организовать сопоставление различных объектов, обсуждение различных мнений и взглядов, т. е. активизировать мыслительную деятельность студентов. Эти аудитории позволяют качественно решать многие дидактические, методические вопросы. Опыт показывает, что при отсутствии хорошо оборудованной аудитории даже самые качественные технические средства используются недостаточно эффективно. Так как отрицательно сказываются организационные, технические и методические недостатки: слабая приспособленность аудиторий, отсутствие необходимых технических средств и TV. Поэтому наиболее целесообразным является оборудование всех основных аудиторий, кабинетов, лабораторий необходимыми техническими средствами. Второй способ. Изучаемый материал на лекции усваивается, в основном, при помощи технических средств. На этих занятиях преподаватель сам не ведет систематического изложения знаний, а организует, направленнуюдеятельность студентов на восприятие материала, изложенного при помощи технических средств. При этом способе основное время на занятии посвящается просмотру видеофильма, телевизионной передачи. Следует отметить, что данный способ является менее распространенным, так как он сложен в организационном отношении и, кроме того, почти нет учебных видеофильмов, видеозаписей, посвященных систематическому изложению учебных программ.[51] Заключение
Традиционное обучение в средне-специальных учебных заведениях сегодня нельзя квалифицировать как прогрессивное. Ведь тут доминирует метод, направленный не на развитие познавательной деятельности студентов их творческой активности, а только на усвоение ими определённой учебной программой суммы знаний, умений, навыков. Этот метод базируется на ассоциативно-рефлекторной психологической теории обучения, которая берёт начало еще в 18 столетии и ориентирована на то, что процесс усвоения осуществляется через ассоциации, упражнения, наглядность в сочетании с монологическим словом преподавателя и индуктивным способом мышления студентов. Позиция студента в процессе такого обучения - крайне пассивная (безличностная), а позиция преподавателя - крайне императивная. Активизация познавательной деятельности студента без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Успешное преподавание не мыслимо без стимулирования активности студентов в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно следует за организацией. Он может предшествовать ей, может осуществляться одновременно, но может и завершать ее. Стимулирование выполняет задачу – привлечь внимание обучающихся к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес. Одновременно необходимо развивать у учащихся чувства долга и ответственности, активизирующие учение. Важно не только удовлетворить потребность в изучении темы в самом начале занятия, раскрывая ее значимость, необычность, но и продумать приемы стимулирования, которые будут использованы по ходу занятия и, особенно во второй части его, когда наступает естественное утомление, и учащиеся нуждаются во влияниях снимающих напряжение, перегрузку и вызывающих желание активно усваивать учебный материал. В данной работе нами были сделаны следующие выводы: 1) развитие познавательной активности учащихся зависит от обучающего воздействия на него со стороны преподавателя, а также личного опыта самого студента; 2) источниками познавательной активности могут быть: - содержание учебного материала, - процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной активности учащихся, - резервы личности студента и преподавателя; 3) формами проявления познавательной активности на занятии являются: - самостоятельность; - индивидуальное творчество; 4) условиями формирования познавательной активности являются: - максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся, - ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся, - эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса. Длительное наблюдение, изучение литературы, эксперимент, теоретические исследования в данной дипломной работе позволяют определить следующие методы, без которых не может быть эффективной работы по стимулированию познавательной деятельности студентов: — обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитывающей задач процесса обучения; — педагогически правильное использование принципов дидактики: научности, связи теории с практикой, активности и сознательности, индивидуального подхода, проблемности, профессиональной направленности обучения, связи учебной работы с научной, общественной деятельностью студентов; — обеспечение эмоциональности обучения и создание благоприятной атмосферы; — динамичность, разнообразие приемов, средств обучения (преподавания и учения), их направленность на развитие активной познавательной деятельности студентов; — ориентирование студентов на систематическую самостоятельную работу над материалом во внеаудиторное время и правильная организация самостоятельной работы, обеспечение регулярности, повышение эффективности контроля и оценки знаний, умений и навыков (особенности текущего контроля); — комплексное, педагогически целесообразное использование современных технических средств; — использование системы психологических и педагогических стимуляторов активной учебной деятельности студентов. Разработанные методы способствует включению студентов в учебную работу, содержащую определенные элементы по развитию познавательной деятельности студентов. Конечный результат усилий преподавателя заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную, то есть стратегия преподавателя должна заключаться в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окружающим миром.
Библиография
Исследования и обобщающие работы 1. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М., 1989. 2. Виноградова М. Д. Коллективная познавательная деятельность. М., 1987. 3. Гоноблин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М., 1982. 4. Ермолаев Б. А. Учить учиться. М., 1988. 5. Ерецкий М. Н. Совершенствование обучения в техникуме. М., 1987 6. Поля М. Н. Как побуждать учащихся к учению и труду. Кишинев 1989. 7. Сенько Ю. В. Меллер Е. Н. Обучение и познавательная активность учащихся. М., 1989 8. Скаткин М.Н. Совершенствование процессов обучения. М., 1981. 9. Страхов И. В. Воспитание внимания у учащихся. М., 1988. 10. Шамова Т. И. Активизация обучения студентов. М., 1982. 11. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1989. 12. Харламов И. Ф. Педагогика М., 2000. Статьи 1) Абдухаирова А. Т. Приемы активизации познавательной деятельности//Среднее специальное образование, 1989, № 8. 2) Гавриленко Ю. Н. Эффективность применения технических средств обучения//Среднее специальное образование, 1990, № 3. 3) Голуб Б. П. Средства активизации познавательной деятельности учащихся// Педагогика, 1989, № 3. 4) Досов Н.М. Проблемное обучение на практике//Среднее специальное образование, 1990, № 9. 5) Досов Н.М. Лекция в условиях проблемного обучения//Среднее специальное образование, 1991, № 4. 6) Досов Н.М. Семинар в условиях проблемного обучения//Среднее специальное образование, 1991, № 7. 7) Желзовский Т.И., Вяткин А.Г. Опыт развития познавательной деятельности студентов// Педагогика, 1993, № 1. 8) Жиркевич М.Л. Применяем лекционно-семинарскую систему обучения//Среднее специальное образование, 1989,№ 6. 9) Золотарев И. В. Кино в учебном процессе//Среднее специальное образование, 1991, № 7. 10) Иванов П. А. Активные методы обучения//Среднее специальное образование, 1990, № 7. 11) Каломеник П. П. Проблемы и перспективы ТСО //Среднее специальное образование, 1991, № 4. 12) Кацубинская Л. А. Организация познавательной деятельности//Среднее специальное образование, 1990, № 8. 13) Коротаева Е. В. Уровни познавательной активности // Народное образование. 1995. № 10. 14) Коробов Е.Т., Внимание в познавательной активности//Среднее специальное образование, 1991, № 4. 15) Коробов Е. Т. Воображение в структуре процесса познания//Среднее специальное образование, 1990, № 6. 16) Кулыгина А. Н. Активизация обучения: сущность и содержание// Педагогика, 1994, № 1. 17) Литранович Ж.Т., Землянова В.Д. Развитее познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий//Педагогический альманах, 2002, № 1. 18) Орлов В. И. О принципах активности и самостоятельности учащихся в обучении//Среднее специальное образование, 1990, № 8. 19) Полякова Н.Г. Развитее у учащихся научной любознательности и познавательного интереса//Среднее специальное образование, 1991, № 3. 20) Ряболин Н. Познавательная активность учащихся на занятиях// Педагогика, 1996, № 3. 21) Самойленко П.И., Сергеев А.В. Лекционно-семинарская форма обучения//Среднее специальное образование, 1991, № 1. 22) Терминов О.А. Семинарское занятие в проблемном обучении//Среднее специальное образование, 1989,№ 7. 23) Шатун А. И. Об использовании видеоматериалов в учебном процессе//Среднее специальное образование, 1991, № 4. 24) Широкий Е.Н. Развитие познавательной активности учащихся//Среднее специальное образование, 1990, № 10.
[1] Поля М. Н. Как побуждать учащихся к учению и труду. Кишинев 1989. С. 43. [2] Ермолаев Б. А. Учить учиться М., 1988. С. 65. [3] Ерецкий М. Н. Совершенствование обучения в техникуме М., 1987 С. 85. [4] Полякова Н.Г. Развитее у учащихся научной любознательности и познавательного интереса//Среднее специальное образование, 1992, № 3. С. 18. [5] Коробов Е.Т., Внимание в познавательной активности//Среднее специальное образование, 1991, № 4 С.21. [6] Гоноблин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М., 1982. С. 16. [7] Страхов И. В. Воспитание внимания у учащихся М., 1988. С. 50. [8] Там же С. 52. [9] Гоноблин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М., 1982. С.21. [10] Там же С.23. [11] Коробов Е.Т., Внимание в познавательной активности//Среднее специальное образование, 1991, № 4 С.24. [12] Страхов И. В. Воспитание внимания у учащихся М., 1988. С. 56. [13] Коробов Е. Т. Воображение в структуре процесса познания//Среднее специальное образование, 1990, № 6 С.41. [14] Орлов В. И. О принципах активности и самостоятельности учащихся в обучении//Среднее специальное образование, 1990, № 8 С.17. [15] Там же С. 18. [16] Литранович Ж.Т., Землянова В.Д. Развитее познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий//Педагогический альманах, 2002,№ 1.С.101 [17] Ряболин Н. Познавательная активность учащихся на занятиях// Педагогика, 1996, № 3. С. 123. [18] Коротаева Е. В. Уровни познавательной активности // Народное образование. 1995. № 10. С. 27. [19] Сенько Ю. В. Меллер Е. Н. Обучение и познавательная активность учащихся М., 1989. С. 96. [20] Там же С. 100. [21] Ряболин Н. Познавательная активность учащихся на занятиях// Педагогика, 1996, № 3. С.125. [22] Досов Н.М. Проблемное обучение на практике//Среднее специальное образование, 1990, № 9. С. 53. [23] Харламов И. Ф. Педагогика М.,2000, С.183. [24] Скаткин М.Н. Совершенствование процессов обучения. М., 1981. С.121. [25] Досов Н.М. Лекция в условиях проблемного обучения//Среднее специальное образование,1992,№ 4. С. 30. [26] Там же, С. 32. [27] Жиревич М.Л. Применяем лекционно-семинарскую систему обучения//Среднее специальное образование, 1989,№ 6. С. 32. [28] Самойленко П.И., Сергеев А.В. Лекционно-семинарская форма обучения//Среднее специальное образование, 1992, № 1. С. 10. [29] Терминов О.А. Семинарское занятие в проблемном обучении//Среднее специальное образование, 1989,№ 7. С. 9. [30] Досов Н.М. Семинар в условиях проблемного обучения//Среднее специальное образование, 1992,№7.С.24. [31] Терминов О.А. Семинарское занятие в проблемном обучении//Среднее специальное образование, 1989,№ 7. С. 10. [32] Досов Н.М. Семинар в условиях проблемного обучения//Среднее специальное образование, 1992,№7.С.27. [33] Там же, С. 30. [34] Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1989. С. [35] Там же, С. 75. [36] Шамова Т. И. Активизация обучения студентов. М., Педагогика, 1982. С.95. [37] Там же, С. 96. [38] Желзовский Т.И., Вяткин А.Г. Опыт развития познавательной деятельности студентов// Педагогика, 1993, № 1. С. 61. [39] Шамова Т. И. Активизация обучения студентов. М., 1982. С. 100. [40] Кулыгина А. Н. Активизация обучения: сущность и содержание// Педагогика, 1994, № 1.С 7. [41] Там же, С 11. [42] Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1989.С. 75. [43] Голуб Б. П. Средства активизации познавательной деятельности учащихся// Педагогика, 1989, № 3.С 23. [44] Абдухаирова А. Т. Приемы активизации познавательной деятельности//Среднее специальное образование, 1989, № 8.С. 13. [45] Там же. С. 14. [46] Широкий Е.Н. Развитие познавательной активности учащихся//Среднее специальное образование, 1990, № 10. С. 16. [47] Гавриленко Ю. Н. Эффективность применения технических средств обучения//Среднее специальное образование, 1990, № 3. С. 23. [48] Там же, С. 24. [49] Каломеник П. П. Проблемы и перспективы ТСО //Среднее специальное образование, 1991, № 4.С. 11. [50] Шатун А. И. Об использовании видеоматериалов в учебном процессе//Среднее специальное образование, 1991, № 4 С. 30. [51] Там же, С. 31.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|