Человеческая комедия Предреволюционной России 10 страница
⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 Но " Человеческая комедия" Горького тем и отличается от " Человеческой комедии" Бальзака, что содержание ее не исчерпывается законченным изображением старого зверства. У Бальзака где-то на горизонте маячит эпизодическая фирура Мишеля Кретьена, героической жертвы баррикадной борьбы у монастыря Сен-Мерри, настоящего представителя демократических масс. У Горького из чудовищной тьмы капиталистического общества возникает целая вереница светлых героев его революционных рассказов, возникают художественно правдивые изображения людей которые действительно освободили человечество, героев Великого Октября.
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib. ru Оставить отзыв о книге Все книги автора [1] [2] [3] Герман и Доротея перевод Фета.
[4] Маркс и Энгельс, Восемнадцатое брюмера, Соч., т. VIII, 1930, стр. 324.
[5] К. Маркс, Революционная Испания, Собр. соч., т. X, стр. 726.
[6] Под влиянием призыва Алабанды Гиперион упрекает самого себя в созерцательной бездеятельности.
[7] Республиканский культ дружбы Гельдерлина, образцами которого служили тираноубийцы Гармодий и Аристогитон, превращается у Гундольфа в предвестье эстетизирующего декадентски-гомосексуального " Союза Георге".
[8] Перев. Е. Н, Бируковой.
[9] К. Маркс, Письмо к Л. Фейербаху, 20 октября 1843 г., Собр, соч., т. I, стр. 533.
[10] К. Маркс и Ф. Энгельс, Святое семейство, Собр. соч., т. III, стр. 157 52
[11] Из переписки 1843 г., Собр. соч., т. I, стр. 352.
[12] [13] Karl Victor. Die Tragodie des heldischen Pessimismus: Deu-tsche Vierteljahrsschrift fuк Literaturwissenschaft und Geistesgeschich-te. XII Jahr, Arthur P f e i f f e r. Georg Buchner. Vom Wesen der Geschichte des damonischen und dramatischen. Frankfurt a/M 1934.
[14] Цитаты из работ Бюхнера приводятся по изданию " Akade-mia". Георг Бюхнер. Сочинения, 1935 г.
[15] К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. IV, стр. 397.
[16] Одна из немногих ошибок, которые сделаны Бюхнером при обрисовке характера Робеспьера: он приписывает ему " зависть" к Дантону. Легко себе представить, с какой радостью подхватили эту ошибку реакционные критики.
[17] Маркс и Энгельс об искусстве, стр. 499.
[18] Там же, стр. 501.
[19] К критике гегелевской философии права, Собр. соч. т. I, стр. 400.
[20] Там же, стр. 404.
[21] Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, Собр. соч., т. VIII, стр, 331.
[22] Ф. Энгельс Людвиг Фейербах, Маркс и Энгельс, Собр. соч., т. XIV, стр. 635.
[23] Там же, стр. 642.
[24] Маркс и Энгельс об искусстве, стр. 388-389
[25] Известная антология народной поэзии, изданная Арнимом и Брентано.
[26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] Это критическое замечание Бальзака в высшей степени актуально для пас, так как еще и теперь не вышел из моды способ характеристики " лейтмотивными" оборотами речи, широко распространившийся вместе с развитием натурализма и под влиянием Рихарда Вагнера. Бальзак справедливо считает, что под этой манерой кроется неспособность к глубокому изображению характера в его движении и развитии.
[39] Острая вражда к стилю Стендаля толкает Бальзака к нелепому парадоксу. В других своих статьях он гораздо справедливее оценивает Дидро. Но даже в этом парадоксе сквозит действительная тенденция Бальзака.
[40] К. Маркс, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, т. VIII, Ф. 324.
[41] Нельзя забывать, что Стендаль был современником Бланки, героического революционера, венцом стремлений которого было восстановление плебейски-якобинской диктатуры. Стендаль не дожил до превращения буржуазного якобинства в уродливую карикатуру и до перехода лучших буржуазных революционеров на сторону пролетариата. К рабочему движению своего времени он относился как революционный демократ (см. " Люсьен Левен" ). Он презирал июльскую монархию за кровавое подавление рабочего движения, но не понимал и не мог тогда понять роль пролетариата как революционного преобразователя общества.
[42] Л е н и н, Сочинения, т. XII, стр. 331.
[43] Горький, Собрание сочинений, ГИХЛ, М, 1931 г., т. XXII стр. 216.
[44] Г. В. (Плеханов, Отсюда и досюда, Собр. соч., ГИЗ, т. XXIV, стр. 193–194.
[45] Stefan Zweig. Baumeister der Welt, Wien-Leipzig-Zurich"
[46] Маркс и Энгельс об искусстве, стр. 29.
[47] Маркс и Энгельс об искусстве, стр. 30.
[48] Л е н и н, Сочинения, т, XII, стр.
[49] Там же, стр. 333.
[50] Flaubert, Correspondence, V. I, p. 304.
[51] Л. Толстой, Воскресение, ч. I, гл. 13.
[52] Там же. гл. 48
[53] Н е g е I, Aestetik (Glockner) Bd. VII, 111, S. 342.
[54] В романе Бальзака " Блеск и нищета куртизанок" есть примеры, показывающие, насколько сознательно к этому стремились реалисты прошлого.
[55] Л е н и н, Сочинения, т. XV, стр. 100.
[56] К. Маркс, Капитал, 1937 г., том I. Предисловие к первому изд… стр, 4–7.
[57] Л. Толстой, Смерть Ивана Ильича, гл. 4.
[58] Л. Толстой, Анна Каренина, ч. II, гл. 8.
[59] Л. Толстой, Воскресение, ч. II, гл. 18.
[60] Л. Т о л с т о й, Живой труп, картина 9.
[61] Flaubert Correspondence V. II p. 67.
[62] Л. Т о л с т о й, Анна Каренина, ч. VIII, гл 4.
[63] Л. Толстой, Анна Каренина, ч. VJI, гл. 25, 296
[64] Гете, Вильгельм Мейстер, Годы учения, кн. V, гл. 7.
[65] Н. Г. Ч е р н ы ш е в с к и й, Избранные сочинения, Гослитиздат, 1934, стр. 466.
[66] Л. Толстой, Воскресение, ч. I, гл. 69.
[67] Л. Толстой, Предисловие к сочинениям Мопассана.
[68] Л. Толстой, Что такое искусство? Гл. 9.
[69] Там же, гл. 16.
[70] Hegel, Aesthetiv (Glockner), Bd. i, S. 266
[71] К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. IV, стр. 66–67.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|