Организационное поведение
Организационное поведение - систематический, научный анализ индивидов, групп и организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение задач и функционирование организаций. Подходы к изучению организационного поведения: • первый подход предполагает накапливание жизненного, управленческого опыта, поиск эффективных моделей поведения в реальной деятельности; преобладающие методы: «проб и ошибок», анализа реальных ситуаций и синтеза новых знания на основе их обобщения и т.д. • второй подход связан с овладением теоретическими знаниями и практическими навыками; основой являются научные исследования; используются специальные методы и методы смежных научных дисциплин. Для руководителей важно сочетание двух подходов. Выделяются З уровня рассмотрения проблем организационного поведения: 1) личностный 2) групповой 3) организационный 6.1. Личность в организации Темперамент определяет динамику психической деятельности человека (скорость возникновения и устойчивость психических процессов, психический темп и ритм, интенсивность психических процессов, направленность психической деятельности). К свойствам темперамента относятся: 1) сензитивность - чувствительность к воздействиям внешней среды; 2) реактивность, характеризующая особенности непроизвольных реакций, активность, определяющая произвольные действия и их баланс; 3) пластичность поведения (адаптивность) - ригидность (негибкость поведения, пониженная приспособляемость, трудности изменения поведения при изменении внешней среды); 4) экстраверсия - интроверсия (направленность на внешний или внутренний мир); 5) нейротизм (эмоциональная стабильность). Высокий уровень нейротизма обусловливает:
• низкую устойчивость к неопределенности. Работники с высоким уровнем нейротизма предпочитают ясные и точные инструкции, четкие правила, хорошо структурированные задачи; • потребность в поддержке со стороны других; • нестабильность самооценки, связанной с работой. Высокий уровень нейротизма предполагает особую чувствительность к удачам и неудачам; • чувствительность к угрозе. Локус контроля - это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстерналы), либо собственным способностям и усилиям (интерналы). Данное свойство формируется в процессе социализации и является достаточно устойчивым. Интерпалы считают, что все происходящее с ними является следствием их усилий и активности- Они уверены в себе, последовательны, настойчивы в достижении целей, уравновешены и общительны. Экстерналы склонны возлагать ответственность за происходящее на судьбу, обстановку в стране или организации, на стечение обстоятельств. Они демонстрируют неуверенность в себе, неуравновешенность, тревожность> иногда агрессивность. 4 типа поведения человека в организации: • преданный и дисциплинированный член организации (полностью принимает ценности и нормы поведения, старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации); • «приспособленец» (не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, следуя нормам и формам поведения, принятым в организации); • «оригинал» (приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения); • «бунтарь» (не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации, все время входит в противоречие с организационный окружением т создает конфликтные ситуации).
6.2. Содержательные потребностно-мотивациониые теории Иерархическая теория потребностей А.Маслоу Является наиболее известной и широко распространенной классификацией потребностей. А. Маслоу выделил пять иерархических уровней потребностей: 1) физиологические потребности (потребности в воде, пище и т.д.); 2) потребности в безопасности и уверенности в будущем (потребности в физической и социальной безопасности, защите, стабильности); 3) социальные потребности (потребности в общении, любви, принадлежности к группе и т.п.); 4) потребности в уважении и признании (потребность в оценке другими, в престиже, уважении, признании профессиональной компетентности, привлекательности и т.п.); 5) потребности в самовыражении и развитии (самоактуализация). Теории потребностей Д. МакКлелланда Д.МакКлелланд считал, что людям присущи 3 основные потребности: • потребность во власти • потребность в достижениях • потребность в причастности (аффилиации) Особое значение в теории Д. МакКлелланда придается мотивации достижения. По его мнению, 3 важных условия, обеспечивающих высокую мотивацию - это: 1) персональная ответственность за решение проблемы или исполнение задания; 2) наличие обратной связи о результатах исполнения; обратная связь обеспечивает улучшение результатов; 3) наличие выполнимой задачи, т.е. задачи достаточно сложной, но не слишком. Мотивационно-гигиеническая теория (теория Ф. Герцберга) Ф. Герцберг начал свои исследования мотивации с двух вопросов, которые он задавал рабочим: • Когда на работе Вы чувствовали себя очень хорошо? • Когда на работе Вы чувствовали себя очень плохо? Ф. Герцберг выделил гигиенические и мотивирующие факторы. Гигиенические факторы связаны с окружающей средой: отсутствие шума и загрязнений окружающей среды, достаточное количество информации, гибкое рабочее время и т.п. Мотивационные факторы повышают производительность труда: хороший заработок, признание и одобрение хорошо выполненной работы, интересная работа и т.д. Теория X и теория V Д. Мак Грегора Дуглас Мак Грегор в статье «Человеческий фактор и производство» описывает традиционный взгляд на человеческий фактор на производстве как «Теорию X», которая включает несколько тезисов, касающихся среднестатистического человека:
• среднему человеку присуща неприязнь к работе, и он будет по возможности стараться избежать ее; • из-за этого большинство людей необходимо принуждать, проверять, направлять или даже угрожать им наказанием, чтобы заставить их прикладывать достаточные 'усилия для достижения целей организации; • средний человек предпочитает, чтобы им руководили, старается избежать ответственности, обладает сравнительно малым честолюбием и, в первую очередь, стремится к безопасности. Мак Грегор не отстаивает теорию X, он предлагает альтернативную совокупность предположений о человеческом поведении, которую назвал «Теорией У»: • обычному человеку не свойственна неприязнь к работе: в зависимости от условий работа может быть источником удовлетворения или наказания; • люди буду осуществлять самоуправление и самоконтроль при выполнении задач, за которые они несут ответственность; • средний человек при надлежащих условиях хочет не только принимать ответственность, но и стремиться к ней; гораздо большие массы людей на самом деле способны вносить творческий вклад в решение проблем организации, чем это имеет место в реальности. Тенденция существования в организации либо теории X, либо теории У обусловливается тем, что люди реагируют на имеющиеся о них представления: если служащие чувствуют, что им не доверяют, то они вполне могут вести себя таким образом, что и не будут заслуживать доверия. Теория ожиданий Ее автор - Виктор Врум. В 1964 году вышла его книга «Работа и мотивация», где он утверждал, что руководитель должен знать три вещи, связанные с эффективностыо деятельности отдельных людей и организации в целом: * человек верит, что от его усилий зависят полученные результаты; * человек верит, что вознаграждение будет соответствовать полученным результатам; * для человека вознаграждение должно быть значимым. Если один из этих пунктов нарушается, эффективность деятельности работника снижается.
6.3. Коммуникационный процесс в организации В коммуникационном процессе выделяют 7 составных частей: 1. Источник информации 2. Кодирование 3. Послание 4. Канал 5. Декодирование 6. Получатель информации 7. Обратная связь КОДИРОВАНИЕ (принятие решения о сообщении, правильный выбор слов, понимание других) ПЕРЕДАЧА (выбор адекватных средств, передача сообщения, невербальные сигналы) СРЕДА (факторы, отвлекающие внимание; факторы, искажающие послание) ПРИЕМ (восприятие послания, активное слушание) ДЕКОДИРОВАНИЕ (эмоции по поводу сообщения, понимание других) ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (кодирование ответа, начало следующего сообщения) Некоторые обобщения, связанные с коммуникациями в организации: • Эмоции и идеи отправителя часто смешиваются - проще ясно выразить чувства и эмоции, чем идеи, даже если человек стремится к противоположному эффекту. • Кодирование зависит от навыков отправителя сообщения, связанных с изложением своих мыслей на языке, понятном получателю информации. • Эффективность передачи зависит от выбора средств, которые для этого используются - различные средства имеют различные результаты. • Ответ и обратная связь очень важны для оценки эффективности коммуникаций. Виды коммуникационных барьеров: • Коммуникационные барьеры, связанные со спецификой выражения людьми своих мыслей и их восприятия (затруднения в изложении мыслей и их восприятия в устной или письменной форме и т.п.) • Коммуникационные барьеры, связанные с неудовлетворительными отношениями в группе, между группами, с отдельными людьми • Организационные коммуникационные барьеры (уровни иерархии, неопределенность обязанностей, умышленное утаивание информации) • Технологические коммуникационные барьеры Навыки эффективных коммуникаций: • Активное слушание • Использование обратной связи
Читайте также: I. Активность, деятельность и поведение Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|