Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Четвертая (заключительная) часть урока




 

Задачи: 1) Понижение возбуждения нервной системы и напряже­ния специальных мышечных групп, получающих большую нагрузку в фехтовании, 2) успокоение деятельности органов дыхания и кровообращения.

Средства. Спокойная ходьба, дыхательные упражнения, ходьба с закрытыми глазами в «отрезки времени», упражнения на рассла­бление, упражнения в равновесии и самомассаж.

Главной задачей четвертой части урока является успокоение орга­нов дыхания и кровообращения, ибо третья часть урока заканчи­вается обычно общей интенсивной работой. После снятия фехтоваль­ных костюмов для этого используются спокойная ходьба с легким потряхиванием рук, дыхательные упражнения. Понижение возбужде­ния нервной системы достигается ходьбой с закрытыми глазами на различные ориентиры (меловая черта на полу, между положенными палками и т. п.), элементарными упражнениями в равновесии в виде
ходьбы по шведской скамейке, ходьбой в «отрезки времени» т. е. с остановкой в момент, когда занимающиеся считают, что прошло указанное время — 15 сек., 30 сек., 1 мин. Понижение напряжения отдельных мышечных групп проводится выполнением упражнений на расслабление и самомассажа (разминания и потряхивания мышц рук, ног), принимая для этого выгодное расслабленное положение (стоя и сидя). Успешно проводятся элементы массажа в паре, где попеременно один боец помогает другому, производя встряхивание руки, разминание и валяние мышц предплечья, плеча и плечевого пояса и нижних конечностей (через одежду). Урок заканчивается четкой ходьбой, поворотами, иногда песней и краткими, четкими замечаниями преподавателя о проведенном уроке. Длительность заключи­тельной части от 5 до 7 мин. После урока обязательно умывание или
теплый душ.

В каждом уроке намечается основная, ведущая тема или задача, в соответствии с которой распределяется материал, устанавливаются части урока и преобладающее значение той пли другой части урока.

В уроках обучения преобладающее место имеет изучение техники фехтовальных движений, проводимых в разнообразных методических формах и приемах. Ведущей частью урока здесь является основная часть. Дополнительные спортивно-гимнастические средства используются во второй части.

В уроках тренировки преобладает задача совершенствования техники и тактики фехтования. Дополнительные спортивно-гимнастические средства используются в целях обеспечения всесторонней физической подготовки и воспитания бойца и подготовки его к максимальным напряжениям в бою на соревнованиях. В зависимости от периода тренировки уроки могут состоять из 3—4 частей с преобладанием какой-либо одной из частей. Длительность урока от 45 до 90 мин. (рис. 55).

 

 

При организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) чередование моментов работы с активным отдыхом и постепен­ность нарастания физиологической нагрузки. Разрешается этопутем изменения темпа, скорости, количества повторений, продолжительности движений, а также путем чередования статических движений с дина­мическими, наступательных действий с оборонительными. Выпол­нение техники приемов должно чередоваться с пояснением, демон­страцией приемов. Работа преимущественно над техникой должна чередоваться с работой над тактикой. Необходимо постепенное вклю­чение соревновательных элементов, обеспечивающих подведение бойца к осмысленному бою;

2) чередование групповой работы с индивидуальной, парной с самостоятельной ра­ботой. Это способствует про­явлению инициативы, само­стоятельности, сознательного совершенствования техники, тактики, качеств и знаний;

3) достаточную плотность урока, максимально исполь­зуя: подсобные снаряды (чу­чела, мишени, подвесные и подвижные станки), активность самих занимающихся (дача специаль­ных заданий), четкость команд и распоряжений преподавателя, жи­вое, без длительных пауз и рассуждений, проведение урока, чет­кий, образцовый, эмоциональный показ приемов и тактических при­меров.

При подборе упражнений и проведении урока фехтования надо учитывать, что гимнастические упражнения и приемы фехтования, применяемые в отдельных частях урока, как правило, содействуют разрешению не­скольких задач. Например, выпад, проводимый с целью нанесения атаки противнику, является интенсивным дви­жением: тяжесть тела перехо­дит преимущественно на одну ногу, оказывает значительное влияние на работу мышц, на дыхательную и сердечно­сосудистую систему, на волевую и эмоциональную сферу бойца; одновременно с этим выпад требует концентрированного мышечного усилия, максимальной быстроты, точности движения, сохраняя равно­весие и т. п. Необходимо обеспечить положительное влияние любого упражнения на организм занимающихся.

Необходимо обратить внимание на правильное расположение средств и установление физиологической кривой урока. Кривая уста­навливается по учету ускорения пульса в различные моменты урока. С гигиенической стороны наиболее благоприятной кривой считается постепенное, волнмбразное повышение нагрузки. Это достигается построением урока с учетом перечисленных ранее принципов чере дования и дозировки упражнений, приемов и боевых действий. Для уроков периода обучения наиболее характерна кривая, изображен­ная на рис. 56. Для периода тренировки, учитывая необходимость подготовки к предстоящим соревнованиям, кривая урока может иметь и другой характер (рис. 55).

 

II. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УРОК

 

Индивидуальные уроки — по преимуществу методический прием в групповом уроке и реже являются формой самостоятельного урока.

Схема может быть представле­на в следующем виде: 1) Вводная часть: изучение, проверка, совер­шенствование техники основных положений и движений. 2) Основ­ная часть (в зависимости от этапов обучения или тренировки): а) преи­мущественно обучение, либо б) пре­имущественно техническое совер­шенствование и тактическая под­готовка, либо в) преимущественно боевая подготовка. 3) Заключи­тельная часть: успокоение организма; подытоживание наблюдений за техникой и тактикой бойца в процессе урока[39] (рис. 57).

 

 

Основная (вторая) часть

 

В основной части урока, в зависимости от этапа обучения или тренировки, разрешаются задачи 3-й части группового урока: изу­чение приемов наступления и обороны в плане < преимущественно технической тренировки в простых действиях; изучение сложных наступательных действий и оборона от них в плане технического совершенствования и разрешения отдельных тактических задач; так­тическая подготовка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...