Четвертая (заключительная) часть урока
Задачи: 1) Понижение возбуждения нервной системы и напряжения специальных мышечных групп, получающих большую нагрузку в фехтовании, 2) успокоение деятельности органов дыхания и кровообращения. Средства. Спокойная ходьба, дыхательные упражнения, ходьба с закрытыми глазами в «отрезки времени», упражнения на расслабление, упражнения в равновесии и самомассаж. Главной задачей четвертой части урока является успокоение органов дыхания и кровообращения, ибо третья часть урока заканчивается обычно общей интенсивной работой. После снятия фехтовальных костюмов для этого используются спокойная ходьба с легким потряхиванием рук, дыхательные упражнения. Понижение возбуждения нервной системы достигается ходьбой с закрытыми глазами на различные ориентиры (меловая черта на полу, между положенными палками и т. п.), элементарными упражнениями в равновесии в виде
В каждом уроке намечается основная, ведущая тема или задача, в соответствии с которой распределяется материал, устанавливаются части урока и преобладающее значение той пли другой части урока. В уроках обучения преобладающее место имеет изучение техники фехтовальных движений, проводимых в разнообразных методических формах и приемах. Ведущей частью урока здесь является основная часть. Дополнительные спортивно-гимнастические средства используются во второй части. В уроках тренировки преобладает задача совершенствования техники и тактики фехтования. Дополнительные спортивно-гимнастические средства используются в целях обеспечения всесторонней физической подготовки и воспитания бойца и подготовки его к максимальным напряжениям в бою на соревнованиях. В зависимости от периода тренировки уроки могут состоять из 3—4 частей с преобладанием какой-либо одной из частей. Длительность урока от 45 до 90 мин. (рис. 55).
При организации и проведении урока необходимо учитывать: 1) чередование моментов работы с активным отдыхом и постепенность нарастания физиологической нагрузки. Разрешается этопутем изменения темпа, скорости, количества повторений, продолжительности движений, а также путем чередования статических движений с динамическими, наступательных действий с оборонительными. Выполнение техники приемов должно чередоваться с пояснением, демонстрацией приемов. Работа преимущественно над техникой должна чередоваться с работой над тактикой. Необходимо постепенное включение соревновательных элементов, обеспечивающих подведение бойца к осмысленному бою; 2) чередование групповой работы с индивидуальной, парной с самостоятельной работой. Это способствует проявлению инициативы, самостоятельности, сознательного совершенствования техники, тактики, качеств и знаний;
3) достаточную плотность урока, максимально используя: подсобные снаряды (чучела, мишени, подвесные и подвижные станки), активность самих занимающихся (дача специальных заданий), четкость команд и распоряжений преподавателя, живое, без длительных пауз и рассуждений, проведение урока, четкий, образцовый, эмоциональный показ приемов и тактических примеров. При подборе упражнений и проведении урока фехтования надо учитывать, что гимнастические упражнения и приемы фехтования, применяемые в отдельных частях урока, как правило, содействуют разрешению нескольких задач. Например, выпад, проводимый с целью нанесения атаки противнику, является интенсивным движением: тяжесть тела переходит преимущественно на одну ногу, оказывает значительное влияние на работу мышц, на дыхательную и сердечнососудистую систему, на волевую и эмоциональную сферу бойца; одновременно с этим выпад требует концентрированного мышечного усилия, максимальной быстроты, точности движения, сохраняя равновесие и т. п. Необходимо обеспечить положительное влияние любого упражнения на организм занимающихся. Необходимо обратить внимание на правильное расположение средств и установление физиологической кривой урока. Кривая устанавливается по учету ускорения пульса в различные моменты урока. С гигиенической стороны наиболее благоприятной кривой считается постепенное, волнмбразное повышение нагрузки. Это достигается построением урока с учетом перечисленных ранее принципов чере дования и дозировки упражнений, приемов и боевых действий. Для уроков периода обучения наиболее характерна кривая, изображенная на рис. 56. Для периода тренировки, учитывая необходимость подготовки к предстоящим соревнованиям, кривая урока может иметь и другой характер (рис. 55).
II. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УРОК
Индивидуальные уроки — по преимуществу методический прием в групповом уроке и реже являются формой самостоятельного урока. Схема может быть представлена в следующем виде: 1) Вводная часть: изучение, проверка, совершенствование техники основных положений и движений. 2) Основная часть (в зависимости от этапов обучения или тренировки): а) преимущественно обучение, либо б) преимущественно техническое совершенствование и тактическая подготовка, либо в) преимущественно боевая подготовка. 3) Заключительная часть: успокоение организма; подытоживание наблюдений за техникой и тактикой бойца в процессе урока[39] (рис. 57).
Основная (вторая) часть
В основной части урока, в зависимости от этапа обучения или тренировки, разрешаются задачи 3-й части группового урока: изучение приемов наступления и обороны в плане < преимущественно технической тренировки в простых действиях; изучение сложных наступательных действий и оборона от них в плане технического совершенствования и разрешения отдельных тактических задач; тактическая подготовка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|