Персонал предприятия как объект управления
1.1 Предприятие и его персонал В современной экономической литературе принято рассматривать предприятие как социотехническую систему (комплекс взаимосвязанных сегментов материальной, социальной, политической и духовной сфер общественной жизни), основу которой составляют материально-вещественная (техника, технология и т.д.) и кадровая (персонал) составляющие, а персонал — как всю совокупность работников предприятия. 1.2 Основные категории персонала В соответствии с выполняемыми персоналом функциями выделяют следующие его категории (табл. 1.1): рабочие, служащие, специалисты, руководители. 1.2.1 Основные функции, выполняемые различными категориями персонала Рабочие — работники, занятые выпуском продукции. Служащие — работники, выполняющие конкретные (однообразные) функции в сферах управления и обслуживания. Специалисты — работники, выполняющие технические и/или инженерные функции, конкретное содержание которых достаточно разнообразно и определяется, во-первых, содержанием научного знания в конкретных областях деятельности (экономике, финансах, технологии и т.д.) и, во-вторых, — характером решаемых задач. Руководители — работники, выполняющие функции управления (администрирования); конкретное содержание которых определяется несовпадением реального и желаемого состояний руководимых ими подразделении (цехов, отделов, предприятий). 1.2.2 Категорирование персонала по характеру труда По характеру труда все категории персонала могут быть объединены в две большие группы: 1) работники преимущественно физического (рабочие) и 2) преимущественно умственного (руководители, специалисты, служащие) труда. Выполняемые работниками умственного труда операции по управлению и обслуживанию могут быть техническими (ксерокопирование, делопроизводство), логическими(выполняемыми по известному алгоритму, например, расчет коэффициента управляемости с использованием формулы 2.1), творческими (которые не могут быть строго регламентированы, например, эвристические методы анализа).
1.2.3 Отношение различных категорий персонала к управлению ресурсами Персонал предприятия осуществляет функции оперативного управления ресурсами предприятия, в том числе и кадрами. Руководители обладают всей полнотой власти и принимают решения по всем видам ресурсов. Специалисты такой властью не обладают: они выступают в качестве экспертов при решении вопросов о наиболее эффективном использовании ресурсов предприятия. Рабочие и служащие не наделены функциями оперативного управления ресурсами, однако, являясь членами трудового коллектива, имеют возможность (через различные выборные органы) оказывать влияние на стратегию управления всеми видами ресурсов. Таблица 1.1 Категорирование персонала предприятия по функциональным признакам
1.3 Персонал предприятия как объект управления
По мнению Анри Файоля (1841-1925), “управлять — значит предвидеть, распоряжаться, координировать и контролировать; ” предвидеть, т. е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действий; ” организовывать, т. е. строить двойной — материальный и социальный организм предприятия; ” распоряжаться, т. е. заставлять персонал надлежаще работать; ” координировать, т. е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; * контролировать, т. е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отдельным распоряжениям. При таком понимании управление не является ни исключительной привилегией, ни лично присваиваемой обязанностью начальника или директоров предприятия”. 1.3.1 Процесс, объект и субъект управления Управление — система целенаправленных воздействий на управляемый объект, с целью преобразования его исходного состояния в желаемое конечное. В процессе управления происходит взаимодействие двух сторон: объекта управления (того, чем управляют) и субъекта управления (того, кто управляет). Управляющее воздействие (позитивное или негативное) может быть признано состоявшимся лишь тогда, когда оно воспринято объектом управления, в противном случае управляющее воздействие следует считать несостоявшимся. 1.3.2 Управление персоналом в форме принятия решений Управление персоналом состоит в осуществлении целенаправленных воздействий на соответствующие его категории или отдельных работников с целью наиболее успешного решения стоящих перед предприятием задач. Эти воздействия осуществляются в форме принятия решений по персоналу, что является одной из важнейших особенностей управления социотехническими системами. Решения по персоналу направлены на: 1) формирование необходимой информационной базы (например, получение информации об изменении во времени эффективности функционирования тех или иных категорий персонала), 2) оптимизацию состава, 3) регламентацию деятельности (внутрифирменное взаимодействие, 4) разработку и совершенствование систем мотивации и др. Принятие решений по персоналу вызывает ответную реакцию управляемого объекта. Очевидно, что эффективность такого взаимодействия зависит от полноты, точности и качества принятого на решения, на базе которого формируется ответная реакция. “Реализуется не то, что “командуется”, а то, что “воспринимается” снизу”.
Для принятия решений по персоналу предприятие использует все звенья своей организационной структуры (более подробно — см. п. 12). 1.3.3 Специфика персонала как объекта управления Основой предприятия как социотехнической системы являются материально-вещественная и кадровая составляющие, общее между которыми состоит в том, что обе они для предприятия являются ресурсами. Однако, в отличие от других видов ресурсов, человеческие ресурсы обладают спецификой, определяющей их особые место и роль в системе управления предприятием. К этим особенностям относятся, прежде всего, ориентация и самоорганизация. 1.3.3.1 Ориентация Персоналу предприятия как объекту управления присущи когнитивная, катектическая и оценочная ориентации. Когнитивная (познавательная) ориентация — это способность персонала (как коллективов, так и индивидов) вычленять из окружающей среды отдельные объекты, различая и классифицируя их по месту, свойствам и т.д.; Катектическая — способность различать объекты, имеющие для персонала положительное или отрицательное значение с точки зрения удовлетворения его потребностей; оценочная — это способность персонала среди познавательно и катектически оцененных объектов производить дальнейший отбор и сравнительную оценку в плане первоочередности удовлетворения тех или иных своих потребностей. 1.3.3.2 Самоорганизация Человеческое действие — это самоорганизующаяся система, специфику которой составляют символичность, нормативность и волюнтаристичность. Символичность — это наличие таких символических механизмов регуляции, как язык, ценности и т.п.; Нормативность — зависимость индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм; Волюнтаристичность — известная иррациональность и независимость от условий среды и в то же время зависимость от субъективных “определений ситуации”.
Читайте также: A) объект правонарушения Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|