Понятие земель промышленности, связи, обороны, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения
Такая категория земель (часть 4 ст. 6), как земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения изначально в земельном законодательстве выделялась как земли специального назначения, в дальнейшем ее название неоднократно менялось («земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения», «земли промышленности, транспорта, связи и иного назначения»). Состав рассматриваемой категории земель формировался посредством постепенного исключения из него видов земель определенного целевого назначения, которые образовывали или входили в новые категории земель (земли городов, лесного фонда, водного фонда, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения). Перечень входящих в данную категорию земель либо их целевого назначения всегда был открытым, что сохранилось и в комментируемом Кодексе. Основное целевое назначение земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения определено нечетко. Некоторые авторы полагают, что оно состоит в создании различного рода объектов недвижимости и их эксплуатации. Другие указывают, что основное целевое назначение данных земель - служить пространственным базисом для размещения объектов и сооружений различного хозяйственного назначения. Выполнение землями промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения функции пространственно-операционного базиса для размещения различных объектов - их важный юридический признак. Вместе с тем следует учитывать, что земельные участки, относящиеся к данной категории земель, не всегда используются исключительно для размещения объектов: на них, например, могут устанавливаться зоны с особыми условиями пользования, в границах которых запрещено размещение каких-либо объектов, или вестись добыча полезных ископаемых карьерным способом, или организовываться войсковые стрельбища. Кроме того, без конкретизации размещаемых объектов и осуществляемой деятельности обособить земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения проблематично, так как операционным базисом могут служить и земли, относящиеся к другим категориям.
Существует также точка зрения, что основным назначением данной категории земель является специальное назначение их для целей, обусловленных располагаемым на этих землях объектом (объектами). Всем землям (промышленности, транспорта, связи и др.) присущи общие и специальные цели использования, которые дополняют друг друга. С учетом разнообразия указанных объектов полагаем, что необходимо объединить эти цели общим признаком, который в настоящее время в законодательстве четко не сформулирован. В качестве решения обозначенных выше проблем в литературе предлагаются разные варианты деления данной категории на новые, более мелкие, категории или подкатегории с единым, четким основным целевым назначением. В структуре категории земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения можно выделить: - земельные участки, предоставленные для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики и осуществления деятельности в данных областях, которую можно охарактеризовать как производственную (в справочной литературе производство определяется как процесс трансформации ресурсов в товары или услуги, имеющие ценность; как процесс использования труда и материальных ресурсов для создания товаров или услуг; как регулируемый людьми процесс создания продуктов (изделий, энергии и услуг);
- земельные участки, предоставленные для размещения объектов обороны, размещения и постоянной дислокации государственных таможенных органов, и осуществления деятельности в указанных областях; - земельные участки иного назначения. Нормы, определяющие правовой режим данных земель, нуждаются в систематизации. Они рассредоточены по очень большому количеству нормативных правовых актов, принадлежащих к различным отраслям законодательства: земельного, в области охраны окружающей среды, гражданского, об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также регламентирующего деятельность в области промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и т.д. Вместе с тем, правовой режим отдельных видов земель, относящихся к рассматриваемой категории, закреплен недостаточно четко. Например, отсутствуют понятия видов земель, что затрудняет определение конкретного целевого назначения земельных участков. Общая особенность правового режима категории земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения состоит в том, что законодательством предусмотрено установление зон с особыми условиями пользования (санитарных, охранных, защитных, контролируемых зон, береговых полос, приаэродромных территорий и других) вокруг объектов промышленности, транспорта, связи и энергетики, обороны, на территориях осуществления некоторых видов деятельности. Порядок установления таких зон определяется большим количеством нормативных правовых актов, в том числе технических. Цель создания зон - обеспечение безопасности различных объектов, охрана жизни и здоровья людей, домашних животных, охрана окружающей среды. Государственное управление землями земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения можно классифицировать на общее управление, специальное управление и ведомственное (отраслевое) управление. Последнее осуществляется республиканскими органами государственного управления в отношении земельных участков, предоставленных подведомственным организациям. Как отмечается в юридической литературе, наиболее существенную роль данные органы управления выполняют при планировании использования земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, которое осуще ствляется совместно с территориальными органами управления, решении вопросов о пространственно-операционном базисе развития отраслей экономики, размещения значимых для государства объектов.
В частности, Министерство промышленности Республики Беларусь организует разработку краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития соответствующих отраслей, а также отдельных производств; согласовывает с местными исполнительными и распорядительными органами решения о размещении государственных организаций. Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее — Минтранс) координирует размещение и функционирование объектов сервиса в авиационных организациях. Департамент «Белавтодор» Минтранса разрабатывает основные направления развития сети автомобильных дорог общего пользования, координирует размещение и функционирование объектов сервиса на республиканских автомобильных дорогах. Министерство связи и информатизации Республики Беларусь разрабатывает с участием других республиканских органов государственного управления концепции и программы развития связи и информатизации, схемы развития сетей связи и систем информатизации. Министерство энергетики Республики Беларусь организует и координирует деятельность по созданию ядерной энергетики и осуществлению строительства и эксплуатации атомной электростанции в Республике Беларусь1. Министерство обороны Республики Беларусь участвует в разработке и реализации концепций и программ военного строительства, разрабатывает и реализует программы и планы строительства и развития Вооруженных Сил, видов Вооруженных Сил, родов войск, специальных войск и систем обеспечения, а также транспортных войск Республики Беларусь.
Некоторые государственные органы, осуществляющие ведомственное управление землями промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, наделены полномочиями и в отношении земель, земельных участков, принадлежащих неподведомственным им лицам. Так, Минтранс определяет в пределах предоставленных полномочий порядок прокладки и переустройства инженерных коммуникаций не только в пределах полосы отвода (она относится к землям автомобильного транспорта), но и на придорожных полосах (в контролируемых зонах) республиканских автомобильных дорог; обеспечивает согласование строительства и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории аэродромов гражданской авиации. В ходе реализации своих полномочий по обеспечению охраны окружающей среды, экологической безопасности в определенной отрасли, республиканские органы государственного управления, государственные организации обеспечивают и охрану земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения. Например, входящий в структуру Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности выполняет специальные (регулирующие, контрольные, надзорные, исполнительные и иные) функции в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, а Департамент по ядерной и радиационной безопасности осуществляет специальные функции в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Одной из задач Белорусской железной дороги является охрана окружающей среды от вредных воздействий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|