Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты.
Возникновение инновационного менеджмента неразрывно связано с эволюцией управленческой деятельности и местом производителя в процессе общественного производства. Ремесленник, например, производя товары, самостоятельно выполнял все производственные и управленческие функции. С ростом масштабов производства появилось разделение труда, которое затронуло и сферу управления, и собственники производства в лице государства или физических лиц вынуждены были передать часть своих функций наемным работникам - профессиональным руководителям всех уровней, т.е. менеджерам. Под менеджментом понимают, прежде всего, хозяйственное управление организацией, действующей в условиях рынка, связанное с необходимостью нахождения путей и средств ее развития. Понятие инновация ввел Шумпетер в работе «Теория экономического развития»(1911). Тогда еще не говорилось об инновациях, а речь шла о новых комбинациях изменений в развитии. В 30-е г. Ш. уже использовал понятие Инновации - это изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. В нашей стране об Инновации как инструменте и методе соц-эконом развития впервые заговорили в к.70-н. 80 гг. Первые работы носили социальный характер.10 лет проблемы инвестиций рассматривались в контексте НТП. В кон.80-90 гг. исследования в области инвестиций активизировались. Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике Р как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п.
Усиление конкуренции стало одним из факторов возникновения и становления инновационного менеджмента. Термин инновация традиционно использовался применительно к проблемам управления научно-техническим прогрессом, но в последнее время он становится все более популярным среди предпринимателей и руководителей в различных сферах материального и нематериального производства. Инновации, т.е. новшества или нововведения, связывают в настоящее время с различными сторонами деятельности предприятий и рассматривают их как элемент развития, а совокупность работ, направленных на практическое использование научных, научно-технических результатов и интеллектуального потенциала с целью получения нового продукта или технологии, способа организации и т.п., называют инновационной. Одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации. Основными элементами инновационной среды являются: собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда; товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств; инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами; соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы. Среди таких проблем можно выделить следующие: управление процессом создания новых знаний; управление творческим потенциалом организаций - создателями новых знаний; управление освоением нововведений; управление социальными и психологическими аспектами нововведений и т.п. Предметом науки о нововведениях являются целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.
Наряду с традиционными стратегиями, в последнее время получает распространение инновационная стратегия развития. Такая стратегия базируется на 2 основных взаимосвязанных принципах развития: новшества; разрушения и изменения. Новшества вызывают творческое разрушение. С одной стороны, новшества - причина развития, т.е. они носят творческий характер, а с другой - они же инициируют разрушение, устраняя старые, традиционные структуры и, предлагая вместо них, изменения социальной, технической или организационной системы. Т.о., предметом изучения инновационного менеджмента являются кризисные состояния в организации и сопровождающие их процессы изменений, а целью деятельности менеджмента по инновациям - обеспечение безопасности в предкризисных, кризисных и посткризисных ситуациях.
Читайте также: Августовские события 1991 г. Распад СССР и его влияние на международную обстановку. Становление новой российской государственности (1991–1993 гг.). Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|