Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика и структура профессиональной этики юриста




Этика добродетелей и институциональная этика: их специфика и взаимосвязь. Этика и юриспруденция.

Социальная (институциональная) этика и индивидуальная этика (этика добродетелей). В современном обществе каждая социальная система, например наука, религия, право, таможня, милиция, профессиональные союзы, отрасли народного хозяйства и т. д., представляет собой автономную, замкнутую на себя культуру, которая самовоспроизводится и развивается независимо от других культур и является для них «непрозрачной». Характер системы можно уяснить только в процессе взаимодействия с ней и (или) имея легальные описания и инструкции.

Все человеческие отношения можно условно разделить на две большие группы:

1) непосредственные, личные, интимные, спонтанные, не подчиняющиеся никаким внешним правилам, порядкам, никакой внешней необходимости. Эти отношения складываются на основе общности убеждений, дружбы, любви, мировоззрения, соседского общения, в небольших трудовых сообществах (См.: Рих А. Хозяйственная этика. М.,1996. С.65). Эти отношения не оформляются законодательно и не нуждаются в упорядочении или институционализации: человек просто присоединяется к группе людей и завязывает дружеские контакты, следуя своим естественным желаниям. Непосредственными, личными отношениями занимается индивидуальная этика, которую также иногда называют этикой добродетелей. Добродетель –- понятие, которое используется для характеристики положительных, устойчивых, носящих активную, деятельную природу, моральных качеств личности;

2) институциональные, подлежащие законодательному оформлению. На человека влияют институты семьи, брака, различные союзы, организации, предприятия, государственное устройство. Область правовых институциональных отношений – это сфера приложения сил социальной этики, которую иногда называют также институциональной этикой или этикой институтов (См.: Политическая и экономическая этика. М., 2001. С. 16). Специалисты в области этики и социологии для описания моральных явлений, происходящих в обществе, используют также понятие традиционной морали. В феодальном обществе традиционная мораль диктовала устройство всех отношений между людьми по «семейной» модели: отцовства – по вертикали и братства – по горизонтали. По модели «семьи» строились и более крупные структуры общества. Если кто-то пытался действовать и жить вне этих семейных связей, он разрушал «семью», единое целое, социальный организм.

С разрастанием и усложнением общества разрушаются личные, семейные связи и, соответственно, разрушается традиционная мораль, основанная на них. Социальные институты начинают определять характер моральных отношений между людьми – выдвигают определенные требования по отношению к отдельным людям и группам, устанавливают рамки, границы их действий, тем самым ограничивая их свободу и в то же время, ориентируя и придавая их жизни стабильность и упорядоченность. Отношения в обществе перестают быть результатом решения чьей-то индивидуальной воли или единичного юридического акта – эти отношения, как правило, основываются на коллективных соглашениях и вытекают из целой группы договоров и положений законодательства.

Профессиональная этика юриста  

 

Профессиональная этика— это учение о профессиональной морали, представляющей собой исторически сложившуюся систему нравственных принципов, предписаний, заповедей и норм применительно к особенностям определенных профессий. Становление профессиональной этики связано с разделением труда и выполнением людьми общественных трудовых функций, зародившихся еще в рабовладельческом обществе. У ее истоков стояли Аристотель, Гиппократ и другие мыслители древности. Следует подчеркнуть, что профессиональная этика складывалась в таких видах деятельности, объектом которых являлся человек, работа с людьми, отличающаяся неповторимостью ситуаций, противоречиями и трудностями, которые обязательно надо своевременно преодолевать и решать.

Специфика и структура профессиональной этики юриста

Профессиональная мораль, как уже отмечалось, складывается прежде всего в таких видах деятельности, объектом которых является человек. Безусловно, у юриста при работе с людьми возникают неповторимые ситуации, трудности, противоречия, которые необходимо своевременно разрешать и преодолевать в ходе самой деятельности. Качественное своеобразие характера отношений между людьми в каждой профессии предполагает соответствие деятельности определенным социальным нормам и стандартам, морально-этическим требованиям. Поэтому профессиональная мораль, с одной стороны, является составной частью общей морали, а с другой — имеет качественную специфику. Взаимосвязь между ними выражается в диалектике общего и особенного.

Профессиональная мораль юриста выступает как особенная по отношению к общему — общечеловеческой морали. Общие принципы и нормы морали, выражая закономерные и устойчивые связи личности и общества, проявляются через профессиональную специфическую мораль, претерпевая при этом определенные изменения в соответствии с особенностями данной деятельности. Вместе с тем нормы общечеловеческой морали не исчерпывают всего содержания профессиональной морали, ибо всякое общее лишь приблизительно охватывает отдельные предметы. Профессиональная мораль включает в свое содержание наряду с общим и специфическое — те нравственные дополнительные требования, которые предъявляются к людям именно данной профессии.

 

Показательна в этом смысле структура профессиональной этики юриста, которая включает три элемента:

1) нравственная деятельность юриста и ее специфические особенности;

2) нравственные отношения в сфере права и правоприменения;

3) особенности профессионально-нравственного сознания работников правоохранительных органов.

Первые два элемента по существу составляют объективную сторону профессиональной этики юриста, а третий элемент — субъективную сторону.

Такое деление, казалось бы, единого процесса позволяет разграничить цель и задачи юристов от отношения к порученному участку деятельности, выявляя на этой основе также три элемента:

1) цель юридической деятельности;

2) средства, которые используются для достижения цели;

3) результат юридической деятельности.

Как известно, целями и задачами юристов (всех сотрудников правоохранительных органов) являются: обеспечение личной безопасности граждан; предупреждение и пресечение преступлений, их раскрытие; охрана общественного порядка; оказание помощи гражданам, должностным лицам, частным и государственным предприятиям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Исходя из этого цели и задачи правоохранительных органов устанавливаются правовыми системами и носят нормативный характер, предусматривают определенную социальную программу, которая должна быть выполнена обязательно в процессе профессиональной деятельности.

Кроме того, полученный результат иногда содержит нечто такое, что заранее не было предусмотрено, поэтому результат может оказаться и позитивным, и негативным.

Отклонения между целью и результатом объясняются следующими причинами:

• противоречивость взаимодействия субъективных и материальных, материальных и духовных сторон в профессиональной деятельности юристов, когда существуют заметные расхождения интересов и целей различных участников;

• недостаточность экономических средств, необходимых для решения задач;

• недобросовестность профессиональных юристов при достижении результатов при наличии условий и средств (субъективный фактор), где может превалировать либерализм и благодушие или излишняя подозрительность, придирчивость.

Исходя из этих особенностей, критерием нравственности средств, используемых в профессиональной деятельности юристов, может быть только законность, справедливость, чтобы результат был всегда нравственным.

Особенности профессиональной этики юристов

Особенности предмета профессиональной этики юристов, сотрудников правоохранительных органов проявляются в специфике нравственных проблем их профессиональной деятельности. Предмет изучения определяет и общую направленность данной учебной дисциплины, которая призвана: сформировать основы профессионального отношения к избранной специальности; определить понятие и содержание профессиональной чести и профессионального долга, раскрыть нравственные основы осуществления будущей практической деятельности; выработать определенный иммунитет к профессионально-нравственной деформации в процессе непосредственного контакта с представителями криминального мира.

Для более глубокого понимания профессиональной этики юристов важно уяснить, во-первых, кодексы поведения, предписывающие должный тип нравственных отношений между людьми, которые задействованы в этой профессиональной деятельности. Во-вторых, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии, позволяющей выбирать собственную линию поведения в процессе выполнения своего профессионального долга. Так же это необходимо, чтобы разбираться в себе и других, чтобы видеть происходящее и с полной ответственностью реализовывать свою свободу.

 

Именно поэтому предмет профессиональной этики юриста определяет специфическую направленность данной учебной дисциплины, призванной:

• развить интерес к этому виду деятельности как к правовой профессии широкой направленности;

• определить понятие и содержание профессиональной чести, раскрыть нравственные основы будущей профессиональной деятельности;

• выработать иммунитет к профессионально-нравственной деформации в процессе непосредственного общения с теми, кто преступил закон.

 

3 Основные характеристики морали как общественного явления.

Сфера деятельности морали широка, но тем не менее богатство человеческих отношений можно свести к отношениям:

· индивида и общества;

· индивида и коллектива;

· коллектива и общества;

· коллектива и коллектива;

· человека и человека;

· человека к самому себе.

Таким образом, в решении вопросов морали правомочно не только, коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно он осознает общие моральные принципы и идеалы общества и отраженную в них историческую необходимость. Объективность основания как раз и позволяет личности самостоятельно, в меру собственной сознательности, воспринимать и реализовывать общественные требования, принимать решения, вырабатывать для себя правила жизни и оценивать происходящее. Здесь встает проблема соотношения свободы и необходимости. Правильное определение общего основания морали еще не означает однозначного выведения из него конкретных нравственных норм и принципов или непосредственного следования индивида «исторической тенденции». нравственная деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей их осуществления.

Нравственность есть сугубо исторический социальный феномен, тайна которого заключена в условиях производства и воспроизводства общества, именно установление таких, казалось бы простых истин, что моральное сознание, как и всякое сознание, «никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием»[3], что, следовательно, моральное обновление человека и общества не только не является основанием и производящей причиной исторического процесса, но само может быть рационально осмыслено и правильно понято лишь как момент практической миропреобразующей деятельности, ознаменовало переворот во взглядах на нравственность, положило начало ее научному осмыслению. Вся последующая история марксистской этики была дальнейшим углублением, конкретизацией, развитием и защитой этих положений, по основам которых постоянна шла борьба с буржуазно-идеалистическими концепциями. Вскрывая принципиальные различия между материалистической этикой марксизма и всякими прочими теориями морали, В.И. Ленин говорил: «Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян в интересах помещиков и капиталистов»[ 4]. Социальная обусловленность нравственности допускается в буржуазной этике лишь в тех пределах, которые ограничиваются исходным идеалистическим постулатом о первичности и безусловности мира моральных ценностей. Напротив, с точки зрения научной методологии исторического материализма социальное - это не аспект, сторона, внешнее условие, свойство и т. д. морали, а ее суть, подлинная и единственная природа. Иной природы, иного источника у нее нет. Искать тайну нравственности вне общественно-исторической практики, будь то вымышленные миры теологов и идеалистов или вполне реальные биологические основы человеческого существования, является абсолютно бесперспективным. Всякие попытки выйти для объяснения нравственности за социальные границы бесплодны в теоретическом отношении. Кстати, это один из тех пунктов, в котором позиции марксистско-ленинской этики и идеалистических концепций нравственности диаметрально противоположны. Конечно, далеко не со всеми положениями теории марксизма можно согласиться, однако мысль о признании коренных интересов общества (классов) в качестве масштаба нравственного действия, существенного содержания морального долженствования, - представляется весьма логичной.

Конкретизируя вопрос о социальной природе нравственности, марксистская этика в соответствии с историко-материалистической теорией общественно-экономических формаций рассматривает ее в качестве формы общественного сознания. Наряду с другими формами ей свойственны следующие признаки. Нравственность уходит своими корнями в обьективно-экономические отношения. Ф. Энгельс писал, что «люди, сознательно или бессознательно, черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений, на которых основано их классовое положение, т.е. из экономических отношений, в которых совершается производство и обмен».[5]

В обществе, которое основано на классовых противоположностях, мораль всегда носит классовый характер, она или оправдывает господство и привилегии эксплуататорских классов, или является средством выражения интересов угнетенных.

 

Основные элементы морали

Понятие морали

Мораль представляет собой один из способов нормативного регулирования поведения человека и общества в целом. Мораль является особой формой общественного сознания и видом общественных отношений.

Специфика морали:

1. Единство духовного начала и практического;

2. Универсальный характер морали - пронизывает все сферы;

3. Мораль носит оценочный характер;

4. Язык морали вырабатывает предписания;

Структура морали (нравственности):

1. Нравственное сознание;

2. Нравственная практика;

3. Нравственные отношения;

Нравственное сознание можно разделить на индивидуальное сознание и общественное. Общественное сознание можно разделить также на два подвида обыденное (общественная психология, житейская мудрость) и теоретическое (этика, философия морали).

Структура нравственного сознания:

1. Рациональный компонент (убеждение, установки);

2. Эволюционный компонент (эмоции, чувства, отзывчивость, сострадание);

3. Волевой компонент;

Нравственная практика:

Базовый элемент - поступок человека, выбор цели, выбор средств. Большую роль играет мотивация.

Мотивы и поступки могут не совпадать, один и тот же мотив может подтолкнуть на разные поступки. Одна и та же линия поведения может быть продиктована разными мотивами. Нравственные отношения.

Нравственные отношения - это совокупность зависимости и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Возложение людьми на себя моральных обязательств, проявляется в понимании своего долга, ответственности перед другими и обществом в целом.

Взаимодействие элементов морали:

1. Находится в единстве;

2. Имеют место противоречия между элементами морали;

3. Противоречие внутри этих элементов:

· В моральном сознании;

· В моральном поведении (между желаемым, возможным и должным);

· В моральных отношениях между личными и индивидуальными интересами, групповыми интересами и интересами общества;

Функции морали:

1. Регулятивная функция (общественное мнение, воспитание);

2. Воспитательная функция (предупреждение, принуждение);

3. Познавательная функция;

4. Оценочная функция (проявляется через поступки и действия);

5. Ценностно-ориентирующая функция (формирует представления о ценностях, является вектором духовного развития личности);

6. Мотивационная функция (за поведением людей стоят определенные мотивы);

7. Прогностическая функция (прогнозирование явлений и событий);

Основные проблемы теории морали:

1. Этика обречена, сообщать «прописные истины» (знатоки в политике, в спорте);

2. Нравоучений никто не любит;

3. В этике часто нельзя получить однозначный ответ;

4. Требования морали носят повелительный характер (предписывающий характер);

5. Особенности контроля над соблюдением норм морали;

Противоречивая природа морали:

1. Вопрос о происхождении морали. Мораль не зависит от человека, нравственные нормы носят объективный характер;

2. Анализ морали различных народов, страт, классов;

3. Подлинно моральным считается поступок, совершенный без корысти;

4. Вопрос о мотивах моральных поступков и действий; Б. Нравственное воспитание (родители, школа, улица);

Основные понятия и категории морали:

1. Гедонизм (от лат. Gedonic - удовольствие, наслаждение). Нравственные поступки сопровождаются положительными эмоциями;

2. Эвдемонизм (от лат. Ivdemonia - счастье, блаженство). Безнравственные поступки приводят к страданию;

3. Релятивизм (относительность). Принцип сомнения - Р.Декарт - отрицание морали как чего-то безусловного;

4. Этический рационализм. У истоков стоял Сократ - «любое знание от добра»;

5. Аскетизм (жизнь человека, связанная с самоограничением).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...