Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Всесторонний анализ текста.




Письменному пересказу должен предшествовать целенаправленный всесторонний анализ, так как он учит детей вслушиваться в текст, сознательно воспринимать высказывания и сознательно использовать выразительные средства. Но вместе с тем, проведённый анализ – это база для того, чтобы путём сознательного воспроизведения чужих текстов научиться создавать собственные.

Анализ текста изложения обычно складывается из 4 – х компонентов:

1. Содержательный анализ.

Это беседа по содержанию, цель которой проверить, понятен ли текст в целом, его тема, основная мысль, идея автора.

2. Структурный анализ.

Эта работа основана на выявлении микротем, частей текста, выявлении особенностей каждой из них, после чего составляется план.

3. Языковой анализ текста.

Эта работа представляет собой настоящее лингвистическое исследование, так как ставит своей целью объяснить языковые трудности, с которыми встретятся учащиеся при написании изложения.

4. Орфографический анализ текста.

Основная цель этого анализа – предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок.Необходимо обращать внимание на орфограммы, которые могут встретиться при написании изложения.

Орфографический анализ.

Учащиеся выписывают из текста слова, подбирают проверочные, объясняют орфограммы: весёлое, радостное, деревце, гладкий, блестящий, корой, поздней, зелёную, заливаются, звонкоголосые, созревают, солнце, жёсткие, резные, листочки, остаются, варенье.

Также предлагается учащимся выписать и запомнить слова. написание которых не проверяется: рябина, одежда, соловьи, медленно, невкусные, длинные, заморозки, приобретают, приятный, конфеты, лакомства.

На данном уроке проводится лишь подготовка к письменному изложению текста, а само изложение дети пишут дома. Так как творческие работы в начальных классах в большинстве случаев носят обучающий характер, то, учитывая возрастные особенности детей, избегая переживаний и нервозности из-за лимита времени на уроке во время написания изложения, целесообразнее предлагать детям в спокойной домашней обстановке излагать свои мысли, используя материал урока и иллюстрируя их рисунками.

Сжатое изложение

Сжатое изложение как особый вид учебного пересказа ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания.

Способы сжатия текста.

- исключение подробностей, деталей;

- обобщение конкретных, единичных явлений;

- сочетания исключения и обобщения.

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

Главная дидактическая задача сжатого изложения - научить кратко, в обобщенной форме передать воспринятую информацию.

При проведении сжатых изложений формируются такие умения как:

1. Умение вычленять главное в информации.

2. Умение при сжатии текста ориентироваться на ситуацию общения.

3. Умение сокращать текст разными способами (исключение или обобщение).

4. Умение найти и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Пропедевтические упражнения могут быть несколько иные:

- Выделение главной информации предложения (простого или сложного).

- Выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца).

- Выделение детализирующей, объясняющей части микротекста.

- Сокращение предложения, микротекста за счет исключения деталей, подробностей.

- Расширение, развертывание предложения, микротекста путем введения деталей, подробностей, объяснений.

- Подбор обобщающего слова к ряду слов.

- Подбор одного обобщающего предложения к нескольким предложениям.

Упражнения подобного рода не требуют специального времени, так как проводятся в связи с изучением того или иного грамматического материала.

Вот пример урока сжатого изложения рассказа И. Арамилева «Димка»

Цель урока. Показать учащимся основные приемы сжатой передачи содержания рассказа.

Ход урока.

I. Учитель говорит о любви писателя Арамилева к животным и приводит его слова: «Иногда люди бьют собак. Когда я вижу это, я вздрагиваю, как будто это бьют меня. Знаете ли вы, люди, что собака составляет одно из самых замечательных и полезных приобретений, сделанных когда-либо человеком?»

- Вот послушайте его рассказ и решите: кого же приобрел человек, приручив собаку?

После удачной охоты я отдыхал у костра. Я разделся, повесил ружье на дерево. Димка сладко спал. Сон его был чуток. Чуть я шевельнусь, как пес открывал глаза.

По шерсти и по складу Димка походил на волка. Но был меньше волка. Димка отличался смирным нравом. Ко мне пес был очень привязан.

Вдруг на поляне возник волк. Он бежал ко мне. Пасть была широко раскрыта, челюсть отвисла. Я понял, что выстрелить не успею.

Тут Димка вскочил и вцепился ему в горло. Началась борьба. Наконец я изловчился и спустил курок. Волк был убит вторым выстрелом.

Дома я смазал раны Димки формалином. Но поехать с ним к врачу за сотню верст не мог. В тайге было осеннее бездорожье. Я посадил собаку на цепь и молча смотрел, как гибнет четвероногий друг.

Через две недели Димка умер.

Я часто вспоминаю своего верного друга.

Анализ. От чего умер Димка? Из чего видно, что волк был бешеным? (перечитать описание волка). За кого же Димка отдал жизнь? Почему пес был так привязан к хозяину? Почему хозяин не мог вылечить Димку? Как иначе можно озаглавить рассказ?

План изложения:

1. Отдых у костра. 2. Бешеный волк. 3. Защитник. 4. Волк убит. 5. Смерть Димки. 6. Чему учит нас рассказ Арамилева?

Изложение в 60 - 65 слов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...