Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Немецкая классическая философия. Гегель




Немецкая философия второй половины XVIII — первой половины XIX вв., вошла в историю мировой философии под названием классической. Немецкий идеализм или Немецкая классическая философия — этап развития немецкой философии XVIII—XIX веков, представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Основанием немецкой классической философии послужили работы Иммануила Канта. Главным достижением этого периода было создание логики развития — диалектики. Немецкая философия конца 18 - середины 19 столетия является вершиной мировой философской мысли, поскольку в ней философия показала себя в ее высочайшем, "чистейшем" виде: она, по словам Гегеля, средствами движения только мировоззенческих категорий показала нам мир и наше место в этом мире. Она дала нам полную и законченную систему решения всех мировоззренческих проблем; стала высшим уровнем и в то же время завершением развития античной, а отсюда - и собственно европейской философсокой мысли. Она развязала все проблемы и таким образом, какие и как были начаты еще в условиях культуры античности. Обобщая сказанное, следует сказать: немецкая классическая философия является не только высшим уровнем, но и завершением развития европейской философской мысли.

Гегель – самый яркий представитель НКФ. Философское учение Гегеля есть объективный идеализм. Согласно Гегелю, основой мира является абсолютная идея. Природа, по Гегелю, — лишь инобытие духа. Человеческое сознание развивается путем преодоления этой телесной оболочки как самопознание абсолютного духа. Каждой исторической эпохе соответствует определенная ступень этого процесса самопознания. Объявляя философию «абсолютным знанием», Гегель считал свою философскую систему окончательной ступенью саморазвития абсолютной идеи. Несмотря на это, роль Гегеля в истории философии чрезвычайно велика. Гегель разработал диалектический метод, исходивший из идеи развития, он стремился изучить все явления в беспрерывном движении и изменении, преобразовании и развитии, рассматривая внутренние противоречия в качестве источника развития.

В своем развитии абсолютная идея проходит три стадии развития, которые описаны в трех частях гегелевской системы: логика, философия природы и философия духа. Первый этап (логика) в деятельности абсолютной идеи как субъекта мышления представляет собой процесс развертывания содержания абсолютной идеи в форме понятий. Второй этап - создание природы путем воплощения абсолютной идеи в механические, физические, химические и органические процессы природы. Поскольку духовное (идея) здесь превращается в вещественные формы, то природа предстает как отчужденная форма мирового духа, его «инобытие», как некая логика природы, выраженная в ее законах. И, наконец, третий этап творчества идеи есть процесс ее самореализации через познавательную деятельность людей, которая определяет ход исторического развития общества.

Правда, гегелевская диалектика была построена на идеалистической основе, а его философия истории являлась глубоко консервативной. Так, он признает противоречие богатства и бедности неизбежным продуктом истории, пытается примирить классовые противоположности в высшем понятии государства.

Гегелю не удалось последовательно воплотить свой замысел о бесконечности развития бытия, так как идеалистическая система требовала своего завершения, и на третьей стадии развития мирового духа, когда происходит познание абсолютной идеей всего, что было ею ранее создано, она достигает абсолютной истины. Познание, а, значит, и развитие завершается. В этом состояло противоречие между методом и системой Гегеля.

 

 

Философия-наука-религия-искусство. Тождество и различие

Философия стыкуется с другими отраслями культуры. Для того чтобы более точно ответить на вопрос, что такое философия, кроме науки надо сопоставить ее с наукой, искусством, религией.

НАУКА и ФИЛОСОФИЯ

сходство философии и науки:

1) выражение знания в теоретической форме;

2)общие цели: описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности;

3) кумуля­тивный характер (суммирование и концентрация прошлых результатов);

4) постепенный пере­ход от предметной к проблемной ориентации;

5) одновременное возникновение;

6) инсти­туционное оформление в XVΙΙ веке

отличия философии и науки:

1. наука предоставляет методы, передает резуль­таты; философия дает методологию процесса познания, мировоззренчески объясняет резуль­таты познания;

2 .Картина мира. Главный вопрос. В философской картине мира человек смотрит как бы в зеркало. Философ отвечает на вопрос: «Кто я в этом мире?». Создав научную картину мира, человек смотрит на мир как бы через прозрачное стекло. Он строит картину мира, исклю­чая себя самого. Ученый отвечает на вопрос: «Каковы законы объективного мира?».

3.Функции и задачи. Философ осуществляет функцию самоосознания. Задача фило­софа - понять современное сознание и его истоки. Ученый осуществляет функцию получе­ния точного знания. Задача ученого - дать объективную картину мира.

4.Цель. Философ размышляет о том, что такое мир и какое место занимает в этом мире человек. Для науки главное - сформулировать такую теорию, истинность которой можно подтвердить экспериментально.

5. Предмет исследования. Философия предполагает свободный выбор предмета исследо­вания. Предметом науки является изучение необходимого для получения знаний о мире

6.Научное знание основывается на фактах. Только знание, проверенное опытом, счита­ется в науке истинным; философское знание плюралистично. Плюрализм мнений, взглядов, теорий, учений - необходимое условие развития философской мысли;

ФИЛОСОФИЯ и РЕЛИГИЯ стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного.

Сходство: Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в филосо­фии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исхо­дить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими..

Г.В.Ф. Гегель, сравнивая религию с философией, обращал внимание на то, что "различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли". Более того, "рели­гия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны".

РАЗЛИЧИЕ:

Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает к разумным доводам. Философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию - нет. В религии на первом плане вера, в философии - мысль и знание..

ИСКУССТВО и ФИЛОСОФИЯ — важнейшие сферы культуры, которые, являясь формами самосознания культуры, занимают в логике культурных форм полярные места.

Различия:

Философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. Для искусства всегда характерна опора на чувственное восприятии, а для философии опора на спекуляцию. Для искусства характерна сложная морфология, а философии практически не свойственна сложная морфология. Для искусства характерно непосредственное «слияние» человека (художника или зрителя) с миром, созданным произведением, а для философии характерна рефлексивная и даже критическая позиция человека (философа и его читателя) к миру, который предстает в философии.

Сходства:

а) Искусство и философия основываются на очевидности и интуиции: для искусства — это интуиция чувственного восприятия, для философии — интеллектуальная интуиция.

б) Для искусства и философии важна целостность связи мира и человека, о которой искусство говорит как о красоте, а философия — как о бытии

в) что собою представляет человек, и каково его место в мире-Для искусства эта проблема оборачивается интересом к человеку как индивидуальности, а для философии она превращается в обсуждение конечных оснований человеческой жизнедеятельности.

И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга. Близость философии к науке, искусству и религии следует из того, что философия есть взгляд на мир как целое, а наука, искусство и религия представляют собой определенные проекции на мир.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...