Проблема смерти и бессмертия в философии
Основные значения смерти: 1. Смерть – абсолютная неизбежность (самая достоверная вещь, которую мы знаем). 2. Смерть – определенная неопределенность (то есть мы знаем, что она наступит, но не знаем когда, где, и каким образом это случится). 3. Смерть – конец и окончательность жизни (то есть тот момент, начиная с которого в жизни уже ничего нельзя изменить и исправить). 4. Смерть – цена, за которую мы платим за жизнь. Пути бессмертия или иммортализации. Роберт Лифтон. 1. Биологическое бессмертие (продолжение себя в детях); 2. Творческое бессмертие (продолжение себя в результатах своей деятельности); 3. Натуралистическое бессмертие (вера, убежденность в посмертное растворение в природе); 4. Религиозное бессмертие (вера, в постморальное существование). а) Смерть – абсолютный конец. б) Развоплощение (бессмертие души) в) Перевоплощение (реинкарнация) г) Воскресения (будущее воплощение души в собственное тело) 5. Чувственная трансценденция (выход за пределы собственного я в медитации, экстазе, и наркотических состояний). Проблема смерти существует только для человека, хотя все живые существа на Земле смертны. В античной философии (Сократ, Платон) признавалось бессмертие души и существование загробной жизни, т.е. утверждалось бессмертие человека. В античном сознании загробный мир - царство Аида, но это только идеи, а не предмет безусловной веры. Это понятие существует как метафора, достаточно мрачный образ. В материалистических концепциях (Демокрит, Эпикур) - смертность. После смерти человек включается в космический круговорот. Эпикур - смерть ничего не значит, т.к. то, что распалось на атомы, не имеет способности ощущать. "Смерть не имеет к нам никакого отношения. Пока мы есть, нет смерти. А когда она наступит, нас не будет". Избавиться от страха смерти было необходимо для достижения безмятежного состояния и счастья. Лукреций - разум человека умирает вместе с телом и потому человек не может знать, что будет после смерти. Другая парадигма античности: бессмертие достигается известностью, славой. Слава - результат титанических, героических деяний, поступков. => Феномен Геростратовой славы (сжег храм Артемиды Эфесской). Смерть рассматривается как последний аргумент в пользу того, как славно была прожита жизнь.
В материалистическом сознании Нового времени возникает масса экзистенциальных вопросов. Если нет жизни после смерти, то нет наказания и все можно. Материалистическая философия нового времени преодолела догматы христианства о смерти и бессмертии души. Спиноза - нормальный человек меньше всего думает о смерти, его мудрость состоит в размышлении о жизни. Смерть - форма вечной жизни, т.к. умирая, человек превращается в единое неуничтожимое начало - вещество. Сознание того, что умирает индивид, а личность живет в делах и памяти потомков может примирять человека со смертью. В 18-19 веках атеизм во многом определяет ситуацию в вопросе жизни и смерти. Экзистенциалисты 20 века, Кьергегор, Достоевский - драматизм проблемы, бунтующее, сметенное сознание, не гармонично как в религии. Проблема смерти и бессмертия имеет и естественно - научный смысл. Некоторые философы рассматривают смерть не как неизбежность и фатальность, а как временное состояние, болезнь. Смысл жизни - в борьбе со смертью. Наиболее развернутая концепция борьбы со смертью у Федорова. "Пока человечество не обрело бессмертие, вопрос о смысле индивидуального существования будет решаться негативно… Общее дело - борьба со смертью, ее устранение".
25. Этнос и этногенез. Этноним
Ещё древние греки пользовались словом «этнос», когда хотели обозначить другие народы, греками не являющиеся. В русском языке аналогом термина долгое время было понятие «народ». «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп». При таком понимании этноса учитывается общность культуры: этногенез, быт, традиции, язык. Основные условия возникновения этноса — общность территории и языка — впоследствии выступают в качестве её главных признаков. При этом этнос может формироваться и из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграций (цыгане и т.п.). Признаками этноса принято считать следующие явления: Этническая территории – это территория, на которой складывается этнос, но она не есть то же, что территория проживания этноса. · Язык – границы распространения языка и границы этнической территории обычно совпадают. · Национальный характер – особые этнические и психологические черты. · Национальное самосознание – осознание членами этноса своей принадлежности к нему. Классификация, делящая этносы на три типа: 1. Ранний тип – включает род и племя, характерные для первобытнообщинного строя. 2. Второй тип – включает народность. Обычно связывается с рабовладельческой и феодальной формами или же обозначает этнические общности и группы, населяющие страну и имеющие те или иные формы национально-территориальной автономии. 3. Третий тип – включает нацию. Возникает с развитием капиталистических отношений и всемерной интенсификацией экономических связей. Этногенез-происхождение народа. Основными концепциями этногенеза являются: социокультурная концепция, представленная в отечественной этнологии Ю.В. Бромлеем и его школой, которая делает акцент на социокультурные причины возникновения и развития этносов; «пассионарная» концепция Л.Н. Гумилева, которая делает акцент на природно-географическом факторе этногенеза, связывая возникновение и развитие этносов с космическими процессами (циклами солнечной активности, космическим излучением и т.д.).
Этнонимы (от греч. племя, народ и имя, название) — названия наций, народов, народностей, племён, племенных союзов, родов и др. этнических общностей (этносов). Этнонимика, в основном, занималась происхождением, распространением, функционированием и структурой этнонимов. В то же время, в гораздо меньшей степени результаты этих исследований помогали понять почему, например, при слове ‘цыгане’ все прячут кошельки, при слове ‘чеченец’ ищут полиэтиленовый пакет со взрывчаткой, а слово еврей принято произносить шепотом. и т.д. Вспомним: «Типичный немец, такой педантичный», В истории каждого народа была своя причина возникновения (фактор Х). Например: Победа (военная). Кроме того такой фактор – Религия. Немецкий историк Вальтер Шуберт различает народы по 3 позициям: Образ мира, желание, отношение к ближнему. Англичанин хочет видеть мир — как фабрику, француз — как салон, немец — как казарму, русский — как церковь. Англичанин хочет зарабатывать на людях, француз хочет им импонировать, немец — ими командовать, — и только один русский не хочет ничего. Он не хочет делать ближнего своего — средством. Это есть ядро русской мысли о братстве и это есть Евангелие будущего. Итальянский ученый Э.Канетти формулирует массовые символы народов из которых выводится культура, история, своеобразие, характер. Массовый символ англичан- море(опасность, ожидание перемен), голландцы- платина, дамба (строили платины, черта голландца надежность, не совершенство территории помогло развивать хозяйство),французы- революция, немцы- марширующий лес(даже их язык похож на приказания), итальянцы- их столица Рим (сердце Италии, все дороги ведут в Рим, история и религия там), испанцы- матадор(грациозность, способность наносить удар не в шутку а в серьез), евреи- исход из Египта (образ Моисея, перерождение рабской психологии, стремление попасть на землю обетованную), американцы- запад(в душе американцы одинокие ковбои посреди дикого запада), японцы-остров (проблема оптимизации пространства, безотходные технологии). Происхождение этнонима «казах» являлось предметом дискуссий, оно отражено в легендах, преданиях и т.д. Казах – тюркское слово, употребляемое как нарицательное в социальном смысле и означало человека свободного, скитальца, искателя приключения, т.е. это вольный, свободный, независимый человек.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|