Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В чем отличие технического регламента от национального стандарта, а национального стандарта от стандарта организации




 

Регламент - документ, принятый органом власти, содержащий обязательные правовые нормы.

Технический регламент (ТР) - регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарты, технические условия или кодекс установившейся практики, либо путем включения в себя содержания этих документов. ТР принимается международным договором Российской Федерации, ратифицируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

В отличие от привычных ГОСТов, технический регламент - это закон, соблюдение которого является обязательным. И именно поэтому технический регламент должен содержать не числовые показатели, касающиеся характеристик и качества продукции, а лишь набор условий, обеспечивающих безопасное применение продукции.

И еще одно отличие - порядок утверждения технического регламента. Установлен порядок его утверждения Постановлением либо Правительства, либо Госдумы, либо Президента РФ либо федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Стандарт в Российской Федерации - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Некоторые стандарты в России могут иметь статус обязательных к применению на время перехода к системе технических регламентов.

Стандарт может быть разработан на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), работу (процесс создания продукции) и услугу (процесс создания нематериальной продукции), подлежащие или подвергшиеся стандартизации.

Стандарты разрабатывают на наиболее распространенные и типовые ситуации. В частности, объектом стандартизации может быть конкретное изделие, параметрические ряды однотипных изделий, отдельные свойства изделия, меры и единицы измерения, нормы, правила, требования, условия, термины и определения, обозначения и т.д., имеющие перспективу многократного применения в различных сферах деятельности человека. Все правила до оформления их в стандарты проходят длительную проверку на практике, и поэтому заключают в себе богатый опыт инженеров и ученых.

Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

Национальные стандарты разрабатывают, утверждают, обновляют и отменяют в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2004. Национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения.

Национальные стандарты разрабатываются любым лицом и утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с процедурой, установленной ст.16 ФЗ "О техническом регулировании" (опубликование уведомлений о разработке, сбор замечаний в срок не менее двух месяцев, публичное обсуждение, опубликование уведомлений о завершении обсуждения, экспертиза и пр.).

Утверждение национальных стандартов без соблюдения указанной процедуры является незаконным. Перевод ранее действовавших стандартов в статус национальных по процедуре аналогичен принятию новых национальных стандартов.

Поскольку национальные стандарты не могут противоречить техническим регламентам, их принятие возможно только после принятия технических регламентов. Технические регламенты могут содержать требования к продукции, но не к конструкции или исполнению, за исключением специально оговоренных случаев (п.4 ст.7 ФЗ "О техническом регулировании").

Стандарты же могут содержать как характеристики продукции, так и параметры конструкции и (или) исполнения. Стандарты также могут содержать нормы, связанные с отдельными позициями не одного, а нескольких технических регламентов.

Кроме того, области применения стандартов могут не совпадать с областями применения технических регламентов.

Стандарты могут содержать нормы, соответствующие лишь отдельным позициям технического регламента, а также нормы, связанные с отдельными позициями не одного, а нескольких технических регламентов.

Таким образом, корреляция требований стандартов и требований технических регламентов осуществляется, как правило, не на уровне документов в целом, а на уровне конкретных объектов технического регулирования.

Поскольку Законом о техническом регулировании предусмотрена норма, согласно которой стандарты не могут противоречить техническим регламентам, в описании области применения стандартов должно указываться ее соответствие объектам технического регулирования в конкретных технических регламентах.

Национальным стандартом в Российской Федерации является Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р) - стандарт, утвержденный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулированием).

Базовым принципом новой системы технического регулирования в соответствии с принятым в 2004г Федеральным законом "О техническом регулировании" является последовательное разделение требований на:

а) обязательные для соблюдения требования технических регламентов;

б) предназначенные для добровольного применения требования стандартов.

Принципиальный смысл этого разграничения заключается в прекращении ведомственного нормотворчества и в переводе всех обязательных требований на законодательный уровень.

Любые обязательные для соблюдения требования могут вводиться только через технические регламенты, то есть с неукоснительным соблюдением всех процедур, предписанных законом "О техническом регулировании" в отношении принятия технических регламентов в статусе федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, ратифицируемых международных договоров Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации.

И наоборот: никакие требования не могут вводиться как обязательные через какие-либо иные акты, не являющиеся техническими регламентами, то есть в обход указанных процедур.

В процессе создания технического законодательства все обязательные для исполнения требования, содержавшиеся в ранее введенных стандартах (и других нормативных актах - СанПиНах, СНИПах и пр.) после ревизии и необходимой коррекции переходят в технические регламенты.

Стандарты в новой системе технического регулирования будут иметь статус документов исключительно рекомендательного характера.

Вместе с тем в Федеральном законе "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" №384 ФЗ, который разработан и введен с развитие Федерального закона "О техническом регулировании" в статье 6 поручается Правительству РФ утвердить перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Правила (ПР) - документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки и методы выполнения работ.

Перечень обязательных к применению стандартов и сводов правил (а СНиПы теперь считаются как своды правил) приведен в Распоряжении Правительства РФ №1047-р от 21.06.2010г. (Приложение 4). В этом документе определены 8 стандартов (ГОСТ и ГОСТ Р) и 83 Свода правил (СП и СНиП), которые в полном объеме или частично определены как обязательные для выполнения Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" №384 ФЗ.

Правительство РФ ведет работу по актуализации стандартов и сводов правил. Так в настоящее время 27 СНиП актуализированы и имеют другую индексацию (приложение 5).

Согласно ст.12 ФЗ "О техническом регулировании", не допускается принятие и применение стандартов, противоречащих техническим регламентам.

Адекватность соотнесения областей применения национальных стандартов и технических регламентов обеспечивается предусмотренными ФЗ "О техническом регулировании" процедурами разработки и принятия национальных стандартов.

В отношении иных стандартов (стандартов организаций) такая адекватность обеспечивается обычными режимами оценки соответствия продукции, с сохранением аналогичных рисков и ответственности.

Поскольку технические регламенты содержат минимально необходимые требования по обеспечению безопасности (п.1 ст.7), требования любого стандарта по определению не могут быть ниже соответствующих требований, предъявляемых техническим регламентом, а также не могут содержать параметры конструкции или изготовления, не обеспечивающих выполнения требований соответствующего технического регламента.

Таким образом, при соблюдении любого стандарта, соответствующего нормам закона "О техническом регулировании", обеспечивается выполнение соответствующих требований технического регламента.

Стандарты, не обеспечивающие выполнение норм технического регламента, не соответствуют предъявляемым к стандартам требованиям Закона, а потому не могут применяться на территории Российской Федерации. Таким образом, перечни национальных стандартов, которые могут применяться для соблюдения технических регламентов, будут носить не нормативный и, тем более, не правовой, а исключительно информационный характер.

Стандарт имеет распространение в пределах компетенции органа стандартизации. В России компетентными органами в области стандартизации являются Росстандарт и Росстрой.

Соответственно пределам компетенции органов стандартизации различают следующие уровни стандартизации:

-  Международная стандартизация. Органом по стандартизации является ИСО (ISO). Нормативным документом ИСО являются стандарты ИСО.

-  Межрегиональная стандартизация. Охватывает ряд независимых государств (СНГ, ЕЭС и др.). Нормативным документом стран СНГ является межрегиональный стандарт.

-  Национальная стандартизация. Это - стандартизация в пределах одного государства. Нормативным документом по национальной стандартизации в России установлен государственный стандарт России - ГОСТ Р, в ФРГ - DIN, в Великобритании - BS, и т.д.

-  Правила, нормы и рекомендации в области стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Стандарты организаций - отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий (СТП), стандарты обществ и т.п. Это - низший уровень стандартизации.

Государства стремятся к согласованию национальных стандартов и выпуску международных стандартов (например, стандарт ИСО на допуски и посадки), что упрощает обслуживание и ремонт экспортной продукции, облегчает продвижение товара на внешние рынки.

ОСТы имеют применение в выпустивших их отраслях промышленности. Обычно в виде ОСТов оформляются типовые ситуации, которые после дальнейшей практической проверки и подтверждения своей важности служат основой для выпуска соответствующего ГОСТа.

СТП имеют применение только на выпустившем их предприятии. Часто оформляются в виде нормалей, которые устанавливают ограничения на применяемую номенклатуру (перечень) деталей, материалов, норм и т.п., что вызывается особенностями снабжения и производства. Требования стандартов предприятий могут быть обязательными и для других предприятий, если между ними существуют договорные отношения, в том числе устанавливающие обязательность исполнений определенного круга стандартов одного из предприятий. "стандарты организаций".

Поскольку в ст.17 Закона о техническом регулировании указано, что организации могут самостоятельно устанавливать порядок разработки своих стандартов, то они могут принять документально оформленное решение (путем подготовки и утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа) о признании и применении разработанных ранее и действующих на текущий момент стандартов предприятия или стандартов общественного объединения в качестве стандартов данной организации. Одновременно может быть решен вопрос о целесообразности постепенного, поэтапного или одномоментного переоформления стандартов предприятия (объединения) и (или) изменения их обозначения для отражения того, что данные стандарты являются стандартами организации.

Целями разработки стандартов организаций являются:

совершенствование производства;

обеспечение качества продукции, выполнения работ и оказания услуг;

распространение и использование полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Вместе с тем стандарты организаций должны служить общим целям стандартизации, к которым относятся:

повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;

содействие соблюдению требований технических регламентов;

повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

обеспечение научно-технического прогресса;

повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

рациональное использование ресурсов;

техническая и информационная совместимость;

сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

взаимозаменяемость продукции.

Преимуществом стандартизации на уровне организации (перед национальной стандартизацией) является возможность установить свои четкие правила разработки и применения собственных стандартов с учетом специфики структуры организации и (или) области ее деятельности.

Конечно, существуют и другие виды текстовых или информативных документов, призванных решать те же задачи, что и стандарты. К этим документам на уровне организаций относятся: различные инструкции (в том числе технологические), правила, нормы, положения, технические условия, методики испытаний, руководящие документы, регламенты (в том числе технологические), рекомендации и т.п.

Рекомендации - документ, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки и методы выполнения работ.

Норма - положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.

Кодекс установившейся практики - документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации, оборудования конструкций или изделий. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом ГОСТ Р 1.4.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение, экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...