Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качество и потребности Человека




Классификация затрат на качество

Рыночные отношения требуют внедрения в практику международных правил ведения учёта, анализа хозяйственной деятельности и отчётности. В международных стандартах на системы качества отмечается значение оценки эффективности системы качества с финансовой точки зрения. Эффективная система качества может оказывать чрезвычайно важное влияние на рентабельность организации, особенно за счёт совершенствования хозяйственной деятельности, что приводит не только к снижению брака и затрат на изготовление продукции, но и к сокращению затрат, связанных с использованием и эксплуатацией продукции.

Общая классификация затрат приведена в табл. 6.
Затраты на качество – это затраты, которые необходимо понести, чтобы обеспечить удовлетворенность потребителя продукцией/услуга­ми. Существует несколько классификаций затрат на качество.

Классификация затрат

 

Признак классификации Классификационная группа затрат
1. По целевому назначению – на улучшение качества; – на обеспечение качества; – на управление качеством
2. По экономическому характеру затрат – текущие; – единовременные
3. По виду затрат – производительные, непроизводительные
4. По методу определения – прямые, косвенные
5. По возможностям учета – поддающиеся прямому учету; – не поддающиеся прямому учету; – которые экономически нецелесообразно учитывать
6. По отношению к производственному процессу – на качество в основном производстве; – на качество во вспомогательном производстве; – на качество при обслуживании производства
7. По возможностям оценки – планируемые; – фактические
8. По характеру структурирования – по предприятию; – по производству (цеху, участку); – по видам продукции
9. По объектам формирования и учета – продукция; – процессы; – услуги
10. По виду учета – оперативный, аналитический, бухгалтерский, целевой

В теории менеджмента качества существуют два основных подхода к расходам на качество [1]:

· А.Фейгенбаума;
· школыФ.Кросби.

Самый известный из них – подход Джурана–Фейгенбаума, в соответствии с этим подходом затраты подразделяются на четыре категории:
· затраты на предупредительные мероприятия – на предотвращение самой возможности возникновения дефектов, т. е. затраты, направленные на снижение или полное предотвращение возможности появления дефектов или потерь;
· затраты на контроль – на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;
· внутренние потери (затраты на внутренние дефек­ты) – затраты, понесенные внутри организации;
· внешние потери (затраты на внешние дефекты) – затраты, понесенные вне организации (т. е. после того, как продукт был продан потребителю), когда запланированный уровень качества не достигнут. Сумма всех этих затрат дает общие затраты на качество.
Другую классификацию затрат на качество предложил Ф.Кросби (рис.5), который разделил затраты на качество на две категории:
· затраты на соответствие – все затраты, которые необходимо понести, чтобы сделать все правильно с первого раза;
· затраты на несоответствие – все затраты, которые приходится не­сти из-за того, что не все делается правильно с первого раза.
Можно принять, что первые две группы затрат, вычисленные по методу Джурана–Фейгенбаума, – «затраты на предупредительные мероприятия» и «затраты на контроль» соответствуют категории «затраты на соответствие», вычисленные по методу Кросби. Данные затраты невозможно свести к нулю, так как не оценивать качество и не проводить предупредительных мероприятийозначает пустить качество на самотек.
«Внешние потери» и «внутренние потери» соответствуют «затратам на несоответствие», так как брак, обнаруженный внутри фирмы или потребителем, – это в любом случае потери, за которые приходится платить. Данные затраты можно и нужно сделать как можно меньше, а в идеале – довести до нуля.

Рис. 5. Классификация затрат на качество

В отечественной трактовке затраты, связанные с качеством продукции, представляют собой:
· издержки обеспечения и гарантирования должного уровня качества продукции;
· затраты, связанные с потерями в случае недостижения должного уровня качества. В ходе разработки, освоения производства и непосредственно выпуска новой продукции образуются так называемые базовые затраты, большая часть которых отражает стоимостную величину различных факторов производства, а также общепроизводственные и общехозяйственные расходы, относимые на изготовление продукции через смету затрат, и дополнительные затраты, обусловленные совершенствованием продукции и восстановлением качества продукции до должного уровня в случае его недостижения.

Одной из статей дополнительных затрат являются расходы на оценку качества, включающие в свой состав:
· затраты на контролирующий персонал;

· затраты на специальное контрольно-измерительное оборудование;
· накладные расходы отдела технического контроля или службы качества;
· затраты на информацию в сфере торговли;
· затраты на организацию и проведение выборочных обследований мнений потребителей о качестве производимой продукции.
Рыночные отношения требуют внедрения в практику международных правил ведения учета, анализа хозяйственной деятельности. В принципе, эту информацию можно разделить на внешнюю (финансовую) и внутреннюю (управленческую) [16].
В международных стандартах на системы качества отмечается, что затраты, связанные с качеством, калькулируются внутри организации согласно ее собственным критериям. При этом к затратам, связанным с качеством, относятся затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в том числе при его совершенствовании, а также затраты, вызванные потерями из-за неудовлетворительного качества; некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут быть очень существенными (например, потеря престижа фирмы).

 

  1. Качество, ценность и стоимость изделия.

Качество и потребности Человека

Современное представление о качестве изделий основано на принципе наиболее полного выполнения требований и пожеланий потребителя, и этот принцип должен быть заложен в основу проекта любого изделия. Потребителем изделия может быть как отдельный человек, так и коллективы людей - предприятия, организации или общество в целом (Рис.1).

Рис.1. Изделие как средство удовлетворения потребностей

В любом случае потребности связаны со свойствами человеческой личности. Психика человека крайне сложна, и достаточно полных теорий потребностей человека еще не построено. Тем не менее, сейчас существует ряд теорий, описывающих виды и взаимоотношения потребностей, на основании которых разработчик изделий может действовать достаточно уверенно и добиваться хороших практических результатов.

Одной из наиболее распространенных теорий является теория иерархии потребностей английского ученого Авраама Маслоу (Abraham Maslow) [1], выдвинутая им в 50-е годы нашего века. По Маслоу, существует 5 групп или уровней потребностей (см. Рис.2). Низший уровень - основные или физиологические потребности, такие, как потребности в пище, одежде, жилище и т.д., которые определяются биологической природой человека. Более высокий уровень - потребности в защищенности от “ударов судьбы”, таких, как несчастные случаи, болезни, инвалидность, нищета и др., которые могут нарушить возможность удовлетворения потребностей предыдущего уровня - физиологических потребностей. Еще более высокий уровень - социальные потребности, то есть потребности в общении, взаимоотношениях с другими людьми. По Маслоу, потребности каждого уровня связаны с возможностью удовлетворения потребностей предыдущего уровня, и социальные потребности вызваны стремлением более полно удовлетворить потребности в защищенности. Следующий уровень - потребности признания, или потребности “Эго”. Это - потребности в престиже, уважении окружающих, славе и т.д. Наивысший уровень потребностей- потребности в самосовершенствовании, или потребности развития. Можно считать, что все эти виды потребностей существуют не только для отдельного человека, но и для коллективов людей, в том числе предприятий и общества в целом.

Рис.2. Роль изделия в удовлетворении потребностей на основе теории А.Маслоу

За время использования теории был сделан ряд уточнений, важнейшими из которых являются:

  • по Маслоу, переход к потребности более высокого уровня происходит, если потребность предыдущего уровня удовлетворена на 100%; современные психологи считают, что этот процент меньше - порядка 70% и даже менее;
  • иерархия потребностей конкретного человека во многом определяется уровнем развития его психики, она меняется от человека к человеку и различна у одного человека в различные периоды его жизни. С развитием психики человека потребности более высокого уровня становятся более важного по сравнению с потребностями более низкого уровня.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...