Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вокальные и хоровые сочинения




  • Немецкий реквием
  • Песнь судьбы, Триумфальная песнь
  • Кантата Ринальдо, Рапсодия, Песнь Парок — на тексты И. В. Гёте
  • Свыше ста обработок народных песен (в том числе 49 немецких народных песен)
  • Около шестидесяти смешанных хоров, семь песен Марии (1859), семь мотетов
  • Вокальные ансамбли для голоса с фортепиано — 60 вокальных квартетов, 20 дуэтов, около 200 романсов и песен
  • Четыре строгих напева
  • Каноны для хора a capella

Рихард Штраус

Рихард Штраус (нем. Richard Strauss, 11 июня 1864, Мюнхен, Германия — 8 сентября 1949, Гармиш-Партенкирхен, Германия) — немецкий композитор эпохи позднего романтизма, яркий представитель немецкого экспрессионизма, особенно прославился благодаря своим симфоническим поэмам и операм. Был также выдающимся дирижёром.

Симфонические поэмы

Благодаря увлечению симфоническими поэмами появилась первая из них, показавшая зрелое мастерство, — Дон Жуан. Во время премьеры в 1889 году половина публики аплодировала, в то время как другая половина шикала. Штраус знал, что он обрёл свой собственный музыкальный голос, заявив:

«Теперь я утешаю себя сознанием того, что я нахожусь на сознательно выбранной дороге, всецело осознавая, что не существует художника, которого тысячи его современников не считали бы умалишённым»

За «Дон Жуаном» последовали:

  • «Из Италии» (Aus Italien, 1886)
  • «Дон-Жуан» (Don Juan, 1889)
  • «Макбет» (Macbeth, 1888/1890)
  • «Смерть и просветление» (Tod und Verklärung, 1888—89)
  • «Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля» (Till Eulenspiegels lustige Streiche, 1895)
  • «Так говорил Заратустра» (Also sprach Zarathustra, 1896), начальные звуки которой сегодня широко известны благодаря фильму Стенли Кубрика «2001: Космическая одиссея» и телеигре «Что? Где? Когда?»
  • «Дон Кихот» (Don Quixote, 1898)
  • «Жизнь героя» (Ein Heldenleben, 1899)
  • «Домашняя симфония» (Symphonia Domestica, 1904)
  • «Альпийская симфония» (Eine Alpensinfonie, 1915)

Среди других оркестровых сочинений Штрауса — сюита «Мещанин во дворянстве» (Le Bourgeois gentilhomme, 1917) и «Метаморфозы» для 23-х струнных (Metamorphosen, 1945).

 

Последние годы

В 1948 году Штраус написал своё последнее сочинение, «Четыре последние песни» для сопрано и оркестра. Хотя песни Штраус писал в течение всей своей жизни, эти являются наиболее известными. В сравнении с сочинениями более молодых композиторов гармонический и мелодический язык Штрауса выглядел к тому моменту несколько устаревшим. Тем не менее, эти песни неизменно пользуются популярностью у слушателей и исполнителей. Сам Штраус заявил в 1947 году: «Может быть, я не являюсь первосортным композитором, но я — первоклассный второсортный композитор!»

На 86-м году жизни могучее здоровье Штрауса стало сдавать, появились приступы слабости, сердечные припадки. Временами наступала потеря сознания. Рихард Штраус скончался 8 сентября 1949 года в Гармиш-Партенкирхене в Германии в возрасте 85 лет.

Дирижёр

Рихард Штраус — выдающийся дирижёр. В его дирижёрском репертуаре были не только собственные сочинения, но и многочисленные оперные и симфонические партитуры XVIII — начала XX века.

Среди сохранившихся записей — собственные симфонические сочинения («Домашняя симфония», «Дон Жуан», «Тиль Уленшпигель», «Дон Кихот», «Смерть и просветление», «Жизнь героя», «Японская праздничная музыка», сюита из «Мещанина во дворянстве» и др.), Пятая и Седьмая симфонии Л. ван Бетховена, три последние симфонии В. А. Моцарта. В то же время не было сделано ни одной полной оперной записи под управлением Рихарда Штрауса.

Есть также записи нескольких песен Штрауса с автором в качестве аккомпаниатора.

Курт Вайль

Курт Юлиан Вайль (также Вейль [1]; нем. Kurt Julian Weill; 2 марта 1900, Дессау, Германия — 3 апреля 1950, Нью-Йорк, США) — немецкий композитор, наиболее известный по своему сотрудничеству с драматургом Бертольдом Брехтом.

В содружестве с драматургом Георгом Кайзером Вайль создал ряд сочинений: кантату «Новый Орфей» (1925), оперы «Протагонист» (1926) и «Царь фотографируется» (1928).

В 1927 году состоялось знакомство Вайля с поэтом и драматургом Бертольтом Брехтом, положившее начало длительному и плодотворному сотрудничеству. Первым совместным опытом стала созданная в том же году небольшая зонг-опера «Махагони», двумя годами позже превращённая в полноценную оперу «Расцвет и падение города Махагони»[2]. По сочинениям Брехта Вайль написал «Берлинский реквием» (1928), балет с пением «Семь смертных грехов». Славу драматургу и композитору принесла постановка в 1928 году в Театре на Шиффбауэрдамм пьесы Брехта «Трёхгрошовая опера» с музыкой Вайля; зонги из спектакля сразу приобрели широкую популярность[3].

В 1933 году эмигрировал из нацистской Германии в Париж, а в 1935 году — в США. Продолжал там активно работать в жанре музыкального театра и мюзикла. Дебютировал в Нью-Йорке библейской драмой «Путь обета» по либретто Ф. Верфеля (сочинена в 1935 году, поставлена М. Рейнхардтом в 1937-м). За американский период жизни Вайль написал 10 мюзиклов, многие из которых — «День отдыха Никербокера» (1938), «Уличная сцена» (1947, по пьесе Элмера Л. Райса), «Потерян в звёздах» (1949) и другие — вошли в число наиболее популярных, наряду с мюзиклами Дж. Гершвина и И. Берлина. Увлечённый сионистской идеей, Вайль написал в 1948 году музыку для театрального зрелища по драме Б. Хехта «Рождение флага», поставленного в ознаменование провозглашения Государства Израиль с участием П. Муни, Цили Адлер и М. Брандо[ источник не указан 1381 день ].

Творчество Вайля занимает особое место в музыкальной культуре XX века. Некоторые мелодии Вайля, из которых наиболее популярна «Баллада о Мэкки-Ноже» из «Трёхгрошовой оперы», стали джазовыми стандартами. Вайль — один из немногих композиторов, сумевших создать настоящий мост между «серьёзной» и «лёгкой» музыкой. Он оказал большое влияние на академических композиторов (К. Орфа, Б. Бриттена), на всю европейскую и американскую песенную культуры, а также стал предтечей музыкальной полистилистики, развитой в 1970-е-1990-е гг. А. Шнитке. Творчество Вайля также оказало большое влияние на развитие современного музыкального театра[ источник не указан 1381 день ].

 

1 Ди?трих Букстеху?де родился в 1637 году в Хельсингборге, ныне принадлежащем Швеции, а тогда бывшем частью Дании.Д. Букстехуде — выдающийся немецкий композитор, органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, почти 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Св. Марии в Любеке, стать преемником которого почитали за честь многие великие музыканты Германии. Это его в октябре 1705 г. пришел из Арнштадта (за 450 км) слушать И. С. Бах и, забыв о службе и уставных обязанностях, остался в Любеке на 3 месяца, чтобы учиться у Букстехуде. Ему посвящал свои сочинения И. Пахельбель, его крупнейший современник, глава средненемецкой органной школы. Рядом с Букстехуде завещал похоронить себя А. Рейнкен — известный органист и композитор. На поклон к Букстехуде приезжал Г. Ф. Гендель (1703) вместе со своим другом И. Маттезоном. Воздействие Букстехуде-органиста и композитора испытали на себе практически все музыканты Германии конца XVII — начала XVIII в.

Букстехуде прожил скромную жизнь, похожую на жизнь Баха с ежедневными обязанностями органиста и музыкального руководителя церковных концертов (Abendmusiken, «музыкальных вечерен», которые проводились в Любеке по традиции в 2 последних воскресенья Троицы и во 2 — 4 воскресенья перед Рождеством). Для них Букстехуде сочинял музыку. При жизни музыканта было опубликовано только 7 триосонат (ор. 1 и 2). Оставшиеся в основном в рукописях сочинения увидели свет много позже смерти композитора.

О юности и начале образования Букстехуде ничего не известно. Очевидно, его музыкальным наставником был отец, известный органист. С 1657 г. Букстехуде служит церковным органистом в Хельсингборге (местность Сконе в Швеции), а с 1660 — в Хельсингере (Дания). Существовавшие в то время тесные хозяйственно-политические и культурные связи между северными странами открывали свободный приток немецких музыкантов в Данию и Швецию. О немецком же (нижнесаксонском) происхождении Букстехуде говорит его фамилия (связанная с названием небольшого городка между Гамбургом и Штаде), его чистый немецкий язык, а также манера подписывать сочинения ДВН — Ditrich Buxte — Hude, распространенная в Германии. В 1668 г. Букстехуде переезжает в Любек и, женившись на дочери главного органиста Marienkirche Франца Тундера (такова была традиция наследования этого места), связывает свою жизнь и всю последующую деятельность с этим северо-немецким городом и его известным собором.

Искусство Букстехуде — его вдохновенные и виртуозные органные импровизации, сочинения, полные пламени и величия, скорби и романтики, в яркой художественной форме отразили идеи, образы и мысли высокого немецкого барокко, воплощенные в живописи А. Эльсхаймера и И. Шеннфельда, в поэзии А. Грифиуса, И. Риста и К. Хоффмансвальдау. Большие органные фантазии в приподнято-ораторском, возвышенном стиле запечатлели ту сложную и противоречивую картину мира, какой она представлялась художникам и мыслителям эпохи барокко. Небольшую, обычно открывающую богослужение органную прелюдию Букстехуде разворачивает в масштабную, насыщенную контрастами музыкальную композицию, обычно пятичастную, включающую в себя последование трех импровизаций и двух фуг. Импровизации были призваны отразить иллюзорно-хаотический, непредсказуемо-стихийный мир бытия, фуги — его философское осмысление. Некоторые из фуг органных фантазий по трагическому напряжению звучания, величию сопоставимы только с лучшими фугами Баха. Сочетание импровизаций и фуг в единое музыкальное целое создавало объемную картину многоэтапных переключений от одного уровня понимания и восприятия мира к другому, с их динамической спаянностью, напряженной драматургической линией развития, устремленной к концу. Органные фантазии Букстехуде — уникальное художественное явление в истории музыки. Они во многом повлияли на органные сочинения Баха. Важную область творчества Букстехуде составляют органные обработки немецких протестантских хоралов. Эта традиционная область немецкой органной музыки в сочинениях Букстехуде (так же, как и И. Пахельбеля) достигла своего расцвета. Творчество Букстехуде не исчерпывается органной музыкой. Композитор обращается и к камерным жанрам (трио-сонаты), и к оратории (партитуры которых не сохранились), и к кантате (духовной и светской, всего свыше 100). Однако органная музыка составляет центр в творчестве Букстехуде, является не только высшим проявлением художественной фантазии, мастерства и вдохновения композитора, но и наиболее полным и совершенным отражением художественных концепций своей эпохи — своего рода музыкальным «романом барокко».

2.Иоганн Пахельбель.Будущий музыкант родился в 1653 году. Он был крещён. Точная дата его рождения неизвестна. Иоганн Пахельбель появился на свет в Нюрнберге. Начальное музыкальное образование дали ему кантор церкви Святого Себальда Генрих Швеммер и органист Каспар Веккер.В возрасте 15 лет Иоганн стал студентом Альтдорфского университета. В период обучения был органистом в церкви. Вскоре, проучившись менее года, молодой человек был вынужден бросить университет, и причиной тому послужили финансовые затруднения. Позже наш герой стал студентом заведения под названием Gymnasium poeticum. Дирекция школы была настолько впечатлена способностями молодого человека, что позволила ему обучаться музыке вне стен гимназии у Каспара Пренца. Последний был учеником Каспара Керля. В 1673 г. музыкант занял место второго органиста собора Святого Стефана, который находится в Вене. В 1677 г. наш герой отправился в Эйзенах. Там он стал придворным органистом Иоганна Георга, который был герцогом Саксен-Эйзенахским. Вскоре он познакомился с семьёй Бахов. В 1930-е годы органные произведения, которые создал Иоганн Пахельбель, стали регулярно исполняться. В частности, «Я спускаюсь с небес на землю» - это хоральная прелюдия, которая очень популярна и сегодня на территории Германии.Нашего героя всю его жизнь сопровождала музыка. Иоганн Пахельбель создал более 200 органных произведений. При жизни композитора они были наиболее известны. Музыкант также является автором многочисленных духовных светских произведений в различных формах: это вариации и сюиты для клавесина, концерты, мотеты, магнификаты, вокальные арии. Большинство камерных творений написано в виде партит. В музыке нашего героя прослеживается влияние южнонемецких, а также итальянских композиторов. Вероятно, он изучал произведения Иоганна Каспара Керля. Его влияние прослеживается наиболее явно. Также музыкант перенял опыт у Фробергера и некоторых французских композиторов. Нашего героя больше всего заинтересовала вариационная форма. Первой работой композитора, которая была опубликована, является сборник хоральных вариаций. Большая часть органной церковной музыки нашего героя относительно проста. Педали в ней не используются. Это обусловлено отчасти лютеранской традицией. Пение хоралов сопровождалось звучанием домашних музыкальных инструментов. Произведения нашего героя часто перелагались таким образом, чтобы их можно было исполнить без специальной педальной клавиатуры. Иоганн Пахельбель своим подходом облегчал во многом задачу аранжировщиков. Также простота некоторых произведений объясняется соответствующим качеством органов, которые имелись в распоряжении.Композитор в употребление ввёл новую необычную музыкальную форму. Ею является небольшая хоральная фуга. Фразы мелодии возникают постепенно. В 1693 г. был опубликован сборник, который состоял из восьми хоралов. Композитор сочинил свыше 95 небольших фуг для магнификатов. Обычно пение сопровождалось игрой на органе либо предварялось ею. Таким образом задавался тон. Композитор использовал второй вариант. При этом большая часть его фуг основывается на оригинальных мелодиях. Они объединены в соответствующие группы согласно 8 церковным ладам. Умер 3 марта 1706 года Похоронен на нюрнбергском кладбище Rochusfriedhof.

3.И С Бах.Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года в Эйзенахе (Тюрингия). Он был восьмым ребенком и принадлежал пятому поколению семьи музыкантов-профессионалов. Иоганн Себастьян получил первые уроки музыки у своего отца.

В семилетнем возрасте Иоганн Себастьян начал посещать латинскую школу в Эйзенахе. Неизгладимое впечатление об органном искусстве осталось у него после знакомства с двоюродным братом отца Иоганном Кристофом, который был органистом и композитором.

Родители мальчика умерли, когда ему было десять лет. Иоганн Себастьян переехал жить к своему брату Иоганну Кристофу, который был учителем музыки в церковной школе в городе Ордруфе. Брат был на 14 лет старше и стал учить Иоганна Себастьяна игре на органе, клавесине, а также композиции.

Через пять лет Иоганн Себастьян переехал в Люнебург и поступил хористом в школу мальчиков при монастыре Михаэлис. В хоре он пел сопрано, а когда голос начал ломаться, стал скрипачом в церковном оркестре. Юный Бах много времени проводил в школьной библиотеке, самостоятельно изучая музыку.

Первое место после окончания школы Бах получил в 1703 году. Он служил скрипачом, альтистом и органистом в частной капелле герцога Вильгельма Эрнста в Веймаре. В этом же году он переехал в Арнштадт на место органиста Новой церкви и руководителя школьного хора.

Однажды церковь предоставила отпуск, и жаждущий знаний Бах пешком отправился в находящийся в двухстах милях городок послушать великого органиста того времени Дитриха Букстехуде.После окончания учёбы Иоганн Себастьян был направлен к герцогу Эрнсту на должность музыканта при дворе. Неудовлетворённость от зависимого положения заставляет его поменять работу. В 1704 году Бах получает должность органиста Новой церкви в Арндштадте. Краткое содержание статьи не даёт возможности подробно остановиться на творчестве великого композитора, но именно в это время им было создано много талантливых произведений. Сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, придворным музыкантом Телемахом обогащало музыку новыми мотивами. В 1707 Бах переезжает в Мюльхузен, продолжает работать церковным музыкантом и заниматься творчеством. Власти довольны его работой, композитор получает вознаграждение.В 1707 году Бах женился на своей кузине Марии Барбаре. Он снова решил сменить работу, став на этот раз придворным органистом в Веймаре. В этом городе в семье музыканта рождаются шестеро детей. Трое умерли в младенчестве, а трое в будущем становятся известными музыкантами.В 1720 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на известной певице Анне Магдалине Вильгельм. Счастливая семья имела 13 детей.В 1717 году Баха переходит на службу к герцогу Анхальт – Кётенскому, высоко ценившему его талант. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, клавиры).В Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха, английская и французская сюиты.В 1723 году музыкант получает место кантора и учителя музыки и латыни в церкви святого Фомы, затем становится музыкальным директором в Лейпциге. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал в себя как светскую, так и духовую музыку. За свою жизнь Иоганн Себастьян Бах успел побывать руководителем музыкальной коллегии. Несколько циклов композитора Баха использовали всевозможные инструменты («Музыкальное приношение», «Искусство фуги»)В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Несмотря на это, композитор продолжал работать. В 1747 году он создаёт цикл пьес под названием «Музыка приношения», посвящённый прусскому королю Фридриху Второму. Последней работой стал сборник произведений «Искусство фуги», включивший в себя 14 фуг и 4 канона.

Умер Иоганн Себастьян Бах 28 июля 1750 года в Лейпциге, но его музыкальное наследие остаётся бессмертным.

Краткая биография Баха не даёт полного представления о сложном жизненном пути композитора, о его личности. Подробно с его судьбой и творчеством можно познакомиться, прочитав книги Иоганна Форкеля, Роберта Франца, Альберта Швейцера.Бах Иоганн Себастьян (1685 — 1750) — крупнейший немецкий композитор и органист. Его творчество — завершение и высшая точка полифонической эпохи в западно-европейской музыке.

4.Гендель Георг Фридрих.Георг Фридрих Гендель (нем. Georg Friedrich Handel) родился 23 февраля 1685 года в Галле (Саксония), в семье придворного цирюльника. В раннем возрасте он обнаружил большие музыкальные способности и в возрасте 9 лет был отдан в ученики композитору Ф.Цахау. За время обучения Гендель научился не только сочинять, но и свободно играть на органе, скрипке, гобое и клавесине. С 12 лет он начал писать церковные кантаты и органные пьесы. В 1697 году умер отец Георга, и, исполняя желание покойного, он после окончания гимназии в 1702 году поступил на юридический факультет университета в Галле. Но занятий музыкой юноша не оставил и вскоре был назначен органистом в кафедральный собор. Уже через год Гендель бросил университет и отправился в Гамбург, где стал сначала скрипачом, а затем клавесинистом и композитором в Гамбургской опере. Именно с этого времени опера на долгие годы становится основой его творчества. В 1705 году он написал свои первые оперы — «Альмира» и «Нерон», постановки которых имели большой успех.Во второй половине 1700-х годов композитор жил и работал в Италии. Особенно широкую известность Генделю принесли постановки опер «Родриго» (1707) и «Агриппина» (1709). Помимо опер, в этот период он также создал большое количество светских кантат и произведений церковной музыки. Здесь он завоевал известность и как выдающийся исполнитель на органе и клавире. С 1712 года Гендель жил преимущественно в Лондоне (в 1726 году получил английское подданство). В Англии он продолжил сочинение опер, а также посвятил королеве Анне Оду на день рождения и написал в честь заключения Утрехтского мира «Te Deum» (1713). Королева осталась довольна музыкой и пожаловала композитору пожизненную пенсию, с тех пор Гендель окончательно решил делать карьеру в Англии. В 1717 году он поступил на службу к герцогу Чандосскому и руководил концертами в его дворце. Там же был создан ряд гимнов-антемов и два сценических произведения в популярном жанре маски, «Ацис и Галатея» и «Эсфирь», а когда в 1720 году в Лондоне было основано новое оперное предприятие «Королевская академия музыки», Гендель стал его музыкальным руководителем (до 1728). Последующие 20 лет оперное творчество композитора отмечено исключительной продуктивностью, — в среднем он писал и ставил по одной опере в год, среди которых — «Радамист», «Отгон», «Юлий Цезарь», «Роделинда», «Орландо», «Фарамондо» и многие другие. Большую известность принесли композитору его оратории, которые с 1740-х годов заняли основное место в его творчестве. Сочинять оратории он стал с той же регулярностью, с какой ранее создавал оперы. Самая известная из его ораторий «Мессия» была поставлена в Дублине в 1742 году и прошла с большим успехом. Среди других работ композитора — «Дебора», «Израиль в Египте», «Самсон», «Геркулес», «Валтасар», «Иуда Маккавей», «Соломон» и другие. Многие из данных его произведений были посвящены библейским темам. В январе 1753 года композитор потерял зрение. Однако он продолжал активно работать — сочинял, играл на органе и дирижировал концертами. Так, буквально за неделю до смерти, он руководил исполнением Мессии в театре «Ковент-Гарден». Всего за творческую жизнь Генделем было создано более 40 опер и более 30 ораторий. Его перу принадлежат также около 100 кантат, органные концерты, множество произведений для различных инструментальных составов, церковная музыка, сонаты, сюиты, песни, арии, музыка к спектаклям драматического театра, ряд произведений «популярного» характера и другие. Впитав и творчески переосмыслив влияние итальянской, французской, английской музыки, Гендель оставался все же немецким музыкантом. Творчество Генделя оказало значительное влияние на В.Моцарта, Л.Бетховена, М.Глинку, К.Глюка… Умер Георг Фридрих Гендель 14 апреля 1759 года в Лондоне, был похоронен в Вестминстерском аббатстве. Впоследствии в различных странах мира были основаны Генделевские общества. В 1986 году в Карлсруэ (Германия) создана Международная Генделевская академия, а ежегодные торжества в честь композитора проходят в Англии и Германии, привлекая к себе исполнителей и слушателей со всего мира.

 

5.Кристоф Виллибальд Глюк (Christoph Willibald Gluck, 1714–1787) — немецкий композитор. Один из виднейших представителей музыкального классицизма. В 1731–34 учился в Пражском университете, предположительно одновременно занимался композицией у Б. М. Черногорского. В 1736 уехал в Милан, где 4 года учился у Дж. Б. Саммартини. Большинство опер этого периода, в т. ч. «Артаксеркс» (1741), написано на тексты П. Метастазио. В 1746 в Лондоне Глюк поставил 2 пастиччо, участвовал в концерте совместно с Г. Ф. Генделем. В 1746–47 Глюк присоединился к странствующей оперной труппе братьев Минготти, в работе с которой совершенствовался в виртуозном вокальном письме, ставил свои оперы; посетил Дрезден, Копенгаген, Гамбург, Прагу, где стал капельмейстером труппы Локателли. Кульминация этого периода — постановка оперы «Милосердие Тита» (1752, Неаполь). С 1752 жил в Вене, в 1754 стал дирижёром и композитором придворной оперы. В лице интенданта придворной оперы графа Дж. Дураццо Глюк нашёл влиятельного мецената и либреттиста-единомышленника в сфере музыкальной драматургии на пути к реформе оперы-сериа. Важный шаг в этом направлении — сотрудничество Глюка с французским поэтом Ш. С. Фаваром и создание 7-ми музыкальных комедий, ориентирующихся на французский водевиль и комическую оперу («Непредвиденная встреча», 1764). Встреча в 1761 и последующая работа с итальянским драматургом и поэтом Р. Кальцабиджи способствовали осуществлению оперной реформы. Её предтечей явились «танцевальные драмы», созданные Глюком в содружестве с Кальцабиджи и балетмейстером Г. Анджолини (в т. ч. балет «Дон Жуан», 1761, Вена). Постановка «театрального действа» (azione teatrale) «Орфей и Эвридика» (1762, Вена) ознаменовала новый этап творчества Глюка и открыла новую эпоху в европейском музыкальном театре. Однако, выполняя заказы двора, Глюк писал и традиционные оперы-сериа («Триумф Клелии», 1763, Болонья; «Телемах», 1765, Вена). После неудачной постановки оперы «Парис и Елена» в Вене (1770) Глюк предпринял несколько поездок в Париж, где поставил ряд реформаторских опер — «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1777), «Ифигения в Тавриде», «Эхо и Нарцисс» (обе — 1779), а также заново отредактированные оперы «Орфей и Эвридика» и «Альцеста». Все постановки, кроме последней оперы Глюка «Эхо и Нарцисс», имели большой успех. Деятельность Глюка в Париже вызвала ожесточённую «войну глюкистов и пиччиннистов» (последние — приверженцы более традиционного итальянского оперного стиля, представленного в творчестве Н. Пиччинни). С 1781 Глюк практически прекратил творческую деятельность; исключение составили оды и песни на стихи Ф. Г. Клопштока (1786) и др.

Творчество Глюка представляет пример целенаправленной реформаторской деятельности в области оперы, принципы которой композитор сформулировал в предисловии к партитуре «Альцесты». Музыка, как считал Глюк, призвана сопутствовать поэзии, усиливать выражаемые в ней чувства. Развитие действия осуществляется главным образом в речитативах-accompagnato, вследствие упразднения традиционного речитатива-secco повышается роль оркестра, драматургически активное значение приобретают хоровые и балетные номера в духе античной драмы, увертюра становится прологом к действию. Объединяющей эти принципы идеей было стремление к «прекрасной простоте», а в композиционном плане — к сквозному драматургическому развитию, преодолевающему номерную структуру оперного спектакля. Оперная реформа Глюка базировалась на музыкально-эстетических принципах Просвещения. В ней отразились новые, классицистские тенденции в развитии музыкального искусства. Идея Глюка о подчинении музыки законам драмы оказала влияние на развитие музыкального театра 19–20 вв., в т. ч. на творчество Л. Бетховена, Л. Керубини, Г. Спонтини, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, М. П. Мусоргского. Однако уже во времена Глюка существовала убедительная антитеза подобному пониманию музыкальной драмы в операх В. А. Моцарта, который в своей концепции музыкального театра исходил из приоритета музыки.

Стилю Глюка присущи простота, ясность, чистота мелодики и гармонии, опора на танцевальные ритмы и формы движения, скупое использование полифонических приёмов. Особую роль приобретает речитатив-accompagnato, мелодически рельефный, напряжённый, связанный с традициями французской театральной декламации. У Глюка встречаются моменты интонационной индивидуализации персонажа в речитативе («Армида»), характерна опора на компактные вокальные формы арий и ансамблей, также на сквозные по форме ариозо.

6.Людвига ван Бетховена считают ключевой фигурой западной музыки в период между классицизмом и романтизмом. Даже сейчас он – один из самых исполняемых композиторов в мире. Непревзойденный мастер сонат, хотя писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Она – его первая настоящая любовь, которой он посвятил гениальную сонату. И хотя в жизни великого немецкого композитора были и другие женщины, именно эту юную прелестницу называют его бессмертной возлюбленной.

Один из трех «венских классиков» Людвиг ван Бетховен появился на свет 16 декабря 1770 года в немецком городе Бонне. Годы детства можно назвать самыми тяжелыми в жизни будущего композитора. Гордому и независимому мальчику было трудно пережить то, что его отец, грубый и деспотичный человек, заметив музыкальный талант сына, решил использовать его в корыстных целях. Заставляя маленького Людвига с утра до ночи сидеть за клавесином, он и не думал, что сыну так необходимо детство. В восемь лет Бетховен заработал свои первые деньги – он дал публичный концерт, а к двенадцати годам мальчик свободно играл на скрипке и органе.

Но вместе с успехом к молодому музыканту пришли замкнутость, потребность в одиночестве и необщительность.После смерти матери в 1787 году он взял на себя материальные обязанности семьи. Людвиг Бетховен стал играть в оркестре, слушать университетские лекции. Случайно столкнувшись в Бонне с Гайдном, Бетховен решает брать у него уроки. Для этого он переезжает в Вену. Уже на этом этапе после прослушивания одной из импровизаций Бетховена, великий Моцарт сказал: «Он всех заставит говорить о себе!». После некоторых попыток Гайдн направляет Бетховена на занятия к Альбрехтсбергеру. Затем учителем и наставником Бетховена стал Антонио Сальери.Гайдн кратко отметил, что музыка Бетховена была мрачной и странной. Однако в те годы виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. Произведения Бетховена отличаются от классической игры клавесинистов. Там же, в Вене, были написаны знаменитые в будущем сочинения: Лунная соната Бетховена, Патетическая соната.Грубый, самолюбивый на людях композитор был очень открытым, доброжелательным по отношению к друзьям. Творчество Бетховена следующих лет наполнено новыми произведениями: Первая, Вторая симфонии, «Творение Прометея», «Христос на Масличной горе». Однако дальнейшая жизнь и работа Бетховена были осложнены развитием болезни уха – тинита.Композитор уединяется в городе Гейлигенштадте. Там он работает над Третьей – Героической симфонией. Полная глухота отделяет Людвига от внешнего мира. Однако даже это событие не может заставить его прекратить сочинять. По мнению критиков, Третья симфония Бетховена полностью раскрывает его величайший талант. Опера «Фиделио» ставится в Вене, Праге, Берлине.В 1802-1812 годах Бетховен писал сонаты с особым желанием и рвением. Тогда были созданы целые серии произведений для фортепиано, виолончели, знаменитая Девятая симфония, Торжественная месса.Отметим, что биография Людвига Бетховена тех лет была наполнена славой, популярностью и признанием. Даже власть, не смотря на его откровенные мысли, не смела трогать музыканта. Однако сильные переживания за своего племянника, которого Бетховен взял на попечительство, быстро состарили композитора. А 26 марта 1827 года Бетховен умер от болезни печени.Многие произведения Людвига ван Бетховена стали классикой не только для взрослого слушателя, а и для детей.Великому композитору установлено около ста памятников по всему миру.Создал героико-драматический тип симфонизма (3-я «Героическая», 1804, 5-я, 1808, 9-я, 1823, симфонии; опера «Фиделио», окончательная редакция 1814; увертюры «Кориолан», 1807, «Эгмонт», 1810; ряд инструментальных ансамблей, сонат, концертов).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...