Родоплеменной строй у восточных славян. Появление и закрепление государственно-правовых институтов у славянских племен. Древнейшие сведения о русском праве.
Стр 1 из 19Следующая ⇒ Древние дославянские государстве на территории Восточной Европы. Ски́фы – древний народ, существовавший в VIIIв. до н.э. – IIIв. н.э. В узком смысле под скифами подразумеваются ираноязычные племена, обитавшие в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона, именуемой в древнегреческих источниках Скифией. Информация о скифах известна из сочинений античных авторов (особенно Геродота) и археологических раскопок. Наиболее развитой областью Скифии был степной Крым. В результате социального расслоения, развития рабовладения и формирования классов во второй половине III в. до н. э. складывается Скифское царство. Столицей царства был город Неаполь. Скифское царство объединило черты общинного строя с элементами раннеклассового государства, как своими, так и заимствованными у греков, которые способствовали становлению государственности, но не были ее причиной. Известно о существовании у скифов союза племён, который постепенно приобретал черты своеобразного государства раннерабовладельческого типа во главе с царём. Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Происходило выделение военной аристократии, воинов и жреческой прослойки. Языческие традиции ираноязычных солнцепоклонников сочетались с обычаями причерноморского населения, соседей и противников, нравы земледельцев – с нравами кочевников. Обычное право преобладало над государственным, заимствования расширялись и меняли состав правовых норм. Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. н. э. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племён Великого переселения народов.
Хазари я (VII в. - X в.) – средневековое государство, созданное кочевым народом – хазарами. Контролировал территорию Предкавказья , Нижнего и Среднего Поволжья, современного Северо-Западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги.Хазары, помимо завоевания земель активно занимались скотоводством и перепродажей рабов. Первоначальной религией «Хазарского Каганата» являлось традиционное в то время язычество. В дальнейшем там вполне мирно жили сторонники христианской, мусульманской, иудейской и языческой религий, но ненадолго. Хазары приняли иудаизм. На принятие хазарами иудаизма, как основной религии вероятнее всего повлияло установление торговых отношений. «Хазарский Каганат» завоевывал и подчинял себе чужие земли, собирая дань. В их числе были и некоторые восточнославянские племена: вятичи, радимичи, северяне, поляне, обремененные данью до освобождения Древней Русью. Также, с середины VII в. во власти «Хазарского Каганата» находилась и Волжская Булгария. Большая часть территории управлялась без административного вмешательства. Подчиненные народы: аланы, булгары, буртасы , венгры, славяне и другие – сохраняли собственную социально-политическую структуру. Они имели своих правителей, которые были обязаны собирать и отправлять в Хазарию дань, отдавать дочерей в гарем кагана и выставлять войско.Решающую роль в гибели Хазарии сыграло Древнерусское государство. В 964 году князь Святослав освободил последнее зависимое от хазар славянское племя вятичей, а в следующем 965 году разбил хазарское войско с каганом во главе и захватил Саркел
Волжская Булгария Первые болгары появились на Средней Волге в конце VII - начало VIII веков. Отправиться в столь долгий путь их вынудил разгром Великой Болгарии хазарами. У болгар были традиции полукочевого образа жизни. Занимались они в основном пастушеским скотоводством. Через сто лет крупное поражение от арабов терпят хазары, в зависимости от которых оказались приазовские болгары. Теснимые хазарами, болгары большими группами вновь уходят на Среднюю Волгу. Задолго до прихода болгар в Среднем Повольже жили поволжско-финнские племена. То были предки современных марийцев, удмуртов и мордвы. Волжские булгары быстро заняли среди местных племен лидирущее положение. Они активно осваивали пашенное (плужное) земледелие, новые ремесла, что ускорило нарастание имущественного неравенства в булгарской среде. У военно-племенной булгарской знати была сильная военная дружина. Дружинники совершали походы и набеги на соседние земли. При их помощи с населения собирались налоги. Завершающим этапом в образовании Булгарского государства явилось начало X века. Тогда на берегах Волги и Камы строятся города и крепости. Города являлись не только административными и торговыми центрами, но и мощными крепостями. Необходимость защиты от набегов кочевников из соседних степей заставляла булгар возводить оборонительные валы и рвы, которые нередко достигали в длину нескольких километров. В 922 году в Булгарию приезжает посольство из Багдада, и съезд всех булгарских племен принимает государственную религию - ислам. Принятие ислама способствовало приобщению Булгарии к культуре мусульманского мира.
Родоплеменной строй у восточных славян. Появление и закрепление государственно-правовых институтов у славянских племен. Древнейшие сведения о русском праве. Восточные славяне в VI – VIII вв. составляли значительную часть населения Восточной Европы, к IX-X вв. восточнославянские племена занимали западную часть Великой Русской равнины от Черноморского побережья на юге до Финского залива и Ладожского озера на севере. На основе союза славянских племен сложились первые государственные образования славянских племен. Так, в VIII в. существовали Куявия (объединяла земли славянского племени полян в Среднем Приднестровье), Славия (Новгородская земля племени словен).
Проходивший с севера на юг по этой территории по линии рек Волхов и Днепр великий водный путь «из варяг в греки» на несколько веков сделался главным стержнем экономической, политической и культурной жизни восточного славянства. Следствием оживленного торгового движения стало возникновение древнейших торговых городов на Руси. В VIII в. здесь появились Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк и др. Они служили для окрестных земель торговыми центрами, а затем сделались и опорными пунктами. Хорошо укрепленные и имевшие военную организацию, эти города подчинили себе сопредельные территории и таким образом создали первую политическую форму на Руси – городовые области, или «волости». В IX в. в некоторых областях Руси образовалась вторая политическая форма – варяжские княжества: Рюрик – в Новгороде, Аскольд и Дир – в Киеве, Рогвольд – в Полоцке, Труа – в Турове. Как свидетельствует летописец Нестор в «Повести временных лет», к IX в. новгородцы и некоторые северные племена славян попали в зависимость к варягам и платили им дань, южные племена славян платили дань хазарам. В 859 г. новгородцы прогнали варягов и перестали платить дань, но результатом этого стали жестокие усобицы и беспорядки, так как славяне не могли прийти к соглашению о том, кому же править ими. Тогда в 862 г. изнуренные взаимными войнами племена сошлись на совет и решили пригласить варяжского князя, на призыв откликнулся Рюрик. Потомки Рюрика смогли укрепиться у восточных славян в качестве князей. Роль варяжского предводителя Рюрика в русской истории заключается в том, что он стал основоположником первой правящей династии на Руси. Всех его потомков стали звать Рюриковичами. После смерти Рюрика (879 г.) в Новгороде стал княжить Олег, опекун малолетнего Рюрикова сына Игоря, который решил установить свой контроль над землями по всему течению Днепра и вместе с Игорем двинулся с сильной дружиной по великому водному пути «из варяг в греки», южным участком которого владели киевляне. Взяв города Смоленск и Любеч, Олег подошел к Киеву, хитростью захватил и убил княживших там Аскольда и Дира и сел «княжа в Киеве». Так в 882 г. два самых крупных восточнославянских города были объединены под властью одного князя.
Утвердившись в Киеве, он начал покорять славянские и финские народы, присоединил, по некоторым данным, 14 племен и стал, таким образом, основателем Великого княжества Киевского – первого общерусского государства, впитавшего в себя как исконный отечественный опыт городовых областей («волостей»), так и опыт варяжских княжеств. Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних социально-экономических, политических и духовных, так и внешних факторов. В первую очередь, следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII-IХ вв. Развитие земледелия, особенного пашенного приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки. В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в соседскую (территориальную) общину. Она, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины пашенная земля здесь была разделена на наделы и продукты труда находились в пользовании отдельных больших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социальное расслоение в самой общине происходило медленно – производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Важной особенностью процесса классообразования у восточных славян было то, что они в своем историческом развитии миновали стадию рабовладения и от первобытнообщинного строя перешли к феодальному. Рабство у восточных славян хотя и существовало, но не стало господствующей формой, а имело лишь патриархальный, домашний характер: труд раба был вспомогательным. Главной производительной силой являлся земледелец-общинник. К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.
Становление Древнерусского государства предопределяло формирование феодального права, которое развивалась под воздействием местных обычаев, судебной практики, иностранных, прежде всего византийских заимствований, церковного законодательства. Первыми источниками древнерусского права были правовой обычай, договор, судебные решения и возникший на их основе закон. Однако внутренняя иерархия этих источников отличалась от современной: правовое регулирование осуществлялось в основном обычаями и договорами, а само слово «закон», употреблявшееся в первоначальных летописях, означало скорее обычай, традицию. Сфера действия обычного права на раннем этапе государственности широка. Она включает в себя и уголовные, и гражданско-правовые, в том числе семейно-брачные и имущественные отношения, внутриобщинные, межобщинные, государственно-правовые отношения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|