Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Хозяйственные организации: основные единичные и групповые организационные формы компаний.




К единичным организационным формам относятся организации, представляющие одно юридическое лицо. К ним относятся следующие хозяйственные общества: академия, ателье, банк, биржа, венчур, джоббер, завод, информационное агентство, институт, колледж, аудиторская компания, магазин, мастерская, комбинат, компания, научно-производственная компания, телевизионная или радиокомпания, техникум, траст, университет, фактор-фирма, фабрика, консультационная фирма, школа.

Рассмотрим некоторые организационные формы компаний.

Банки специализируются на Финансово-кредитных операциях. Они могут быть банками-эмитентами, банками-корреспондентами и ипотечными банками.

Банк-эмитент выпускает в обращение денежные знаки, ценные бумаги, платежно-расчетные документы.

Банки-корреспонденты выполняют на основе корреспондентских договоров поручения друг другу по платежам и расчетам через специальные открытые счета.

Ипотечный банк выдает долгосрочные денежные ссуды под залог недвижимого имущества (земли, строений), а также выпускает закладные листы, обеспечиваемые заложенной недвижимостью.

Биржа (государственная или частная) предоставляет помещения, гарантии, расчетные и информационные услуги для сделок с ценными бумагами или товарами, получает за это комиссион­ные от сделок и формирует определенные ограничения на тор­говлю.

Товарная биржа - это форма организации оптовой торговли массовыми товарами, имеющими устойчивые и четкие количест­венные и качественные параметры (вес, длину, полезную массу, октановое число и др.).

Фондовая биржа - это форма организации систематических операций по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты. На­пример, «Международная валютная биржа», «Биржа драгоценных металлов и драгоценных камней».

Венчур - это микро или малое предприятие, создаваемое круп­ной компанией для разработки, отработки или опытного внедре­ния новых технологий, продукции или услуг. При этом крупная компания в случае неудачи венчура может дистанцироваться от него, а в случае успеха - показать свое главенство.

Джоббер - это фирма-посредник, скупающая крупные партии дефицитных продовольственных и промышленных товаров для быстрой перепродажи.

Завод - это промышленная компания, выпускающая серийную или массовую продукцию, с длительным производственным цик­лом.

Корпорация - это аналог акционерного общества.

Фабрика - это компания типа завода, ориентированная на производство бумажной, кондитерской, ткацкой, швейной про­дукции, а также на выполнение отдельных серийных операций: химчистка, приготовление пищи и др.

К групповым организационным формам относятся компании, представляющие интересы нескольких юридических лиц. Это объединения компаний посредством либо кооперации, либо концен­трации производства. К ним относятся: ассоциация, картель, конгломерат, корнер, корпорация, консорциум, концерн, концессия, объединение, пул, синдикат, тендер, трест, финансово-промыш­ленная группа (ФПГ), франчайз, холдинг и др.

Ассоциация - это объединение организаций одного рода деятельности. Входящие в него организации не теряют юридической, финансовой и другой самостоятельности при решении своих уставных задач. Основными задачами ассоциации являются: координация деятельности, входящих организаций, информационная и технологическая поддержка. Например, «Ассоциация «Юристы XXI века», «Ассоциация книгоиздателей».

Комбинат - это объединение организаций разных отраслей, промышленности, в котором продукция одной организации служит сырьем или полуфабрикатом для производственной деятельности другой. Например, «Останкинский молочный комбинат» занимается производством масла, сыра и других молочных про­дуктов. В состав комбината входят фермы, поставляющие молоко.

Картель - это долговременное договорное объединение ряда компаний для выполнения функций, связанных с созданием благоприятной инфраструктуры их бизнеса. Входящие в него компа­нии сохраняют свою юридическую и финансовую самостоятель­ность при решении своих индивидуальных задач. Основные на­правления деятельности картелей заключаются в согласовании политики цен, разграничении рынков сбыта, установке квот на куплю-продажу, лицензировании деятельности, соблюдении условий найма персонала и др. Например, ООО «Картель-ГИЗ» занимается формированием благоприятных условий для оптово-розничной торговли электротоварами в Москве и Подмосковье.

Консорциум - это долговременное договорное объединение ряда однородных компаний. Он выступает как единое целое при заклю­чении соглашений с другими партнерами. Каждая компания, входящая в консорциум, сохраняет свою фирменную независимость, систему управления и характер деятельности. Консорциумы могут быть национальными или международными. В консорциумы мо­гут объединяться банки, организации по производству и реализации программного обеспечения и др. Они эффективны для размещения займов, проведения эмиссионных операций, осуществле­ния единого капиталоемкого промышленного проекта. Консорци­умы могут быть оформлены как акционерное общество открытого или закрытого типа. Например, ОАО «Консорциум по строитель­ству и эксплуатации спортивно-оздоровительных комплексов, гос­тиниц, спортивных и деловых клубов и оказанию услуг спортивно­го назначения».

Концерн - это долговременное договорное объединение ряда компаний для формирования полной технологической цепи: про­изводство-сбыт-производство-сбыт. Компании, входящие в кон­церн, сохраняют свою юридическую, финансовую и коммерчес­кую самостоятельность при решении своих индивидуальных задач. В концерн могут входить заводы, транспортные компании, банки, рекламные агентства, компании по добыче сырья и др. Функции административного управления обычно берет на себя самая круп­ная компания этого концерна. Синонимом концерна является группа, например, Финансово-промышленная группа.

Корнер - это кратковременное договорное объединение ряда организаций, выполняющих функции, связанные с формировани­ем благоприятной инфраструктуры их бизнеса. Входящие в него организации сохраняют юридическую, финансовую и другие виды самостоятельности при решении своих уставных задач. Они созда­ются для скупки какого-либо товара или акций для последующей перепродажи или для приобретения контрольного пакета акций какой-либо компании.

Синдикат - это объединение компаний на базе договорных соглашений для осуществления всей цепочки коммерческой дея­тельности. Входящие в него компании сохраняют производственную и юридическую самостоятельность при решении индивиду­альных задач. Однако они теряют коммерческую независимость при проведении общих операций. Синдикат имеет много общего с Картелем.

Трест - это долговременное договорное объединение ряда ком­паний для активной совместной деятельности и мощного вторже­ния на рынок продаж. Все цели входящих компаний должны быть подчинены главной цели треста. Входящие в него компании теря­ют свою производственную, финансовую и коммерческую само­стоятельность. Трест может объединять в рамках своих целей как разнородные, так и однородные компании. В мировой практике известны: стальной, маргариново-жировой и другие тре­сты в США. Руководство трестом сконцентрировано в надстроеч­ной структуре типа учреждение, холдинг и др. В постсоветской России тресты пока не получили должного развития.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) - это долговременное договорное объединение ряда компаний, действующее как основ­ное для технологической или экономической интеграции. Обяза­тельным условием для ФПГ является наличие в ее составе финан­coвo-кредитного учреждения и компании по производству про­дукции. ФПГ представляет собой объединение типа концерна взятое под опеку государства на определенный срок, чтобы обес­печить благоприятные условия для производства продукции стра­тегического назначения. Например, ФПГ для производства элек­тронной или оборонной техники, товаров повышенного спроса.

Холдинг-компания (ХК) - это акционерное общество, владею­щее контрольным пакетом акций юридически самостоятельных банков и небанковских компаний. Благодаря финансовому меха­низму ХК может контролировать компании, суммарный капитал, которых в несколько раз больше ее собственного. Холдинг-компа­ниям законодательно запрещено создавать монополистические структуры. Поэтому не допускается создание ХК в следующих сферах деятельности:

§ в сельскохозяйственном производстве и его технологическом обеспечении;

§ в торговле товарами производственно-технического назначения;

§ в общественном питании, бытовом обслуживании населения;

§ в сфере транспорта (кроме железнодорожного и трубопро­водного).


Закон самосохранения: формулировка закона и варианты реализации. Параметры, влияющие на уровень самосохранения организации

Теоретической основой для анализа общего состояния организации является закон самосохранениякаждая организация стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс). Этот закон имеет особое значение для социальных систем (компаний, фирм, товариществ, обществ). Он может быть представлен в виде следующего соотношения:

n n

å (R1i + R2i) > å(V1i + V2i),

i=1 i=1

где R1i – внутренний потенциал (ресурс);

R2i – внешний потенциал организации в области i, способствующий ее развитию;

V1i – ресурс внешнего разрушительного воздействия;

V2i – ресурс внутреннего воздействия, стремящегося ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред.

Левая часть формулы носит название «потенциал созидания» (С), правая – «потенциал разрушения» (Р). Сумма созидательных ресурсов организации всегда стремится быть больше суммы разрушительных ресурсов. Формулу можно представить в виде С > Р. Если это соотношение длительное время не может быть выполнено, то организация прекращает своё существование ибо добровольно, либо принудительно.

Параметры, влияющие на уровень самосохранения:

Текущее состояние компании зависит от ряда внутренних и внешних факторов.

Внутренние факторы: философия организации; принципы ее деятельности; уровень квалификации персонала; эффективность реализации мотивов и стимулов, потребнос­тей и интересов работников; использование ресурсов и технологии; уровень коммуникаций; степень сочетания функций и структуры управления; качество и уровень реализации маркетинга.

Внешние факторы: социальная, демографическая и психологическая обстановка в стране; экономическая и политическая ситуация; покупательная способность населения; состояние развития науки и технологии; уровень культуры, в том числе культуры взаимодействия между организациями.

Внутренние факторы в основном управляемы со стороны руко­водителя, а внешние - нет. Профессионально формируя внутрен­ние факторы деятельности компании, руководитель может суще­ственно повысить созидательный потенциал организации. Для это­го, в частности, необходимо:

o совершенствовать социально-психологический климат в кол­лективах;

o добиваться оптимального сочетания структуры и выполняе­мых функций;

o развивать инновационную деятельность;

o постоянно повышать профессионализм персонала,

o иметь хорошую информационную сеть связи с клиентами, поставщиками и потребителями;

o создавать союзы взаимного страхования с аналогичными организациями,

o в уставном капитале организации увеличивать долю ликвид­ного имущества.

Перечисленный набор дает качественное представление о на­правлении работ по усилению устойчивости организации к внеш­ним возмущающим воздействиям.

Важнейшими характеристиками системы, связанными с самосохранением являются:

1) Устойчивость – это способность системы эффективно функционировать в условиях внешних воздействий и внутренних возмущений. Выделяют функциональную, структурную и элементную устойчивость. Способность системы поддерживать устойчивость при внешних возмущениях небезгранична, следовательно, для любой системы существует область устойчивости. Существует устойчивость первого рода, когда система может вернуться в исходное положение после выхода из состояния равновесия, и устойчивость второго рода, когда система выходит из состояния равновесия для перехода но новую траекторию (виток) развития. Неустойчивые системы, т.е. системы, которые не могут перейти в новое состояние или вернуться в прежнее состояние после действия негативных факторов, разрушаются. Способность системы обеспечить устойчивость её функционирования называется «живучестью системы».

2) Наличие резервов – это потенциальные (неиспользованные) конструктивно-технологические, планово-организационные, экономические и управленческие возможности дальнейшего роста и повышения эффективности функционирования системы.

3) Адаптация – приспособление структурной, функциональной и элементной составляющих системы к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды с целью поддержания эффективного функционирования организации. Конкретными формами адаптации организации к изменяющимся условиям вешней и внутренней среды является организационный рост и развитие.

В связи с тем, что закон самосохранения относится к числу объективных законов, в практике его реализации возможно три варианта:

1. Руководитель и подчиненные не знают о законе самосохранения. Закон действует стихийно. В случае, когда все хорошо, закон никак себя не проявляет. В случае появления проблем (неблагоприятных воздействий извне или изнутри) повышается энергия ликвидации. При этом организация в лице всего коллектива начинает сопротивляться (наращивать энергию удержания). Чаще всего такое сопротивление носит спонтанный и криминальный характер. Естественное стремление быстро нарастить энергию удержания приводит к неоправданным и часто невосполнимым затратам (кредиты, залоги и т.п.). В этом случае вместо ожидаемого увеличения энергии удержания происходит дальнейший рост энергии ликвидации;

2. Руководитель знает о законе, а его подчиненные не знают. В стабильном режиме все нормально – руководитель способен мягко воздействовать на ситуацию в нужном направлении, персонал не интересуется проблемой самосохранения и не формирует долгосрочных ресурсов выживания. При перемещении организации на неблагоприятные уровни персонал активизируется – часть людей увольняется, уменьшая этим потенциал удержания, часть людей будет подталкивать руководителя к срочным спонтанным действиям для наращивания энергии удержания. Это тяжело для руководителя;

3. Руководитель и подчиненные знают о законе самосохранения. Результат действия закона будет самым благоприятным.


Закон развития. Принципы развития. Варианты реализации закона.

 

Развитие означает перемену состояния системы (организации).

Обычно это понятие используется для обозначения перехода из одного состояния системы в другое, которое считается лучшим, более эффективным или целесообразным для деятельности. Само слово «перемена», означает сдвиг в состоянии, который может проявляться и как ухудшение, и как улучшение. В последнее время получило распространение понятие «перемена». Оно может совершенно закон­но использоваться как для отражения изменения к худшему, так и для разработки продукта, маркетинга и возможного развития орга­низации. Именно последний термин самый удачный, хотя он приме­няется также в рамках поведенческой науки и означает развитие индивидов и отношений между ними, а также в рамках естествен­ных моделей, рассматривающих организационное развитие как не­кий аналог процессов развития биологического организма.

Развитие - это необратимое, направленное, закономерное измене­ние материи и сознания. Различают две формы развития:

- эволюционную, характеризующуюся постепенными количест­венными и качественными изменениями (изменение сознания соче­тается с изменениями материи);

- революционную, представляющую собой скачкообразный не­осознанный переход от одного состояния материи (системы) к дру­гому, либо скачкообразное изменение сознания без соответствующего изменения базиса.

Существует прогрессивное и регрессивное развитие (изменение). Прогрессивное развитие – это переход от низшего качества к высше­му, от менее совершенного к более совершенному; регрессивное раз­витие (изменение) – это снижение качественного уровня системы, ее деградация, падение всех качественных, да и количественных показате­лей; или - это понижение уровня знаний и отношений, переход к из­жившим себя ранее или уже пройденным формам и структурам. Про­гресс и регресс тесно связаны между собой и составляют диалектиче­ское единство: без регресса нет прогресса, а без прогресса нет регресса.

Следует иметь в виду, что прогрессивное и регрессивное развитие может охватывать вначале не всю систему в целом, а только какой-либо ее компонент, и лишь с течением времени социально-экономическая система претерпевает в полной мере качественные изменения.

Развитие организаций обусловливается следующими факторами:

· изменениями внешней среды (экономика, политика, культура и т.п.);

· изменениями внутренней среды (ротация кадров, изменения технологий);

· потребностями человека и общества (самореализация человека, прибавочный продукт для общества);

· старением и износом материальных элементов (оборудование, человек, технологии);

· изменениями экологии;

· техническим прогрессом;

· глобальным состоянием мировой цивилизации.

Формулировка закона развития: каждая организация стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Закон развития опирается на ряд прин­ципов: инерцию, эластичность, непрерывность и стабилизацию.

Принцип инерции (или запаздывания) состоит в том, что изме­нение потенциала системы начинается спустя некоторое время по­сле начала воздействия изменений во внешней или внутренней сре­де и продолжается некоторое время после их окончания. В органи­зациях инерция проявляется в функционировании устаревшего оборудования, в использовании устаревших знаний и навыков, в деятельности отживших организационных структур. Инерция очень свойственна человеку независимо от его возраста. Она проявляется в традициях, обрядах, стереотипах мышления, нормах поведения.

Принцип эластичности состоит в том, что скорость изменения потенциала системы зависит от самого потенциала. На практике эластичность системы оценивают в сравнении с другими системами исходя из статистических данных или классификаций. Разные организации по-разному реагируют на одни и те же события в зависи­мости от профессионализма персонала, технического, организацион­ного и культурного уровня самой организации.

Принцип непрерывности состоит в том, что процесс изменения потенциала системы идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения. Кажущаяся дискретность (прерывистость) измене­ния потенциала системы часто объясняется взглядом со стороны, когда не замечается текущая работа, приводящая (трансформирую­щаяся) к новому качеству или количеству.

Принцип стабилизации состоит в том, что система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы. Этот прин­цип основан на известной потребности человека и общества к ста­бильности.

Закон развития относится к объективным законам организации. В практике его воздействия на компанию возможны три варианта.

Первый вариант. Руководитель и подчиненные не знают о законе развития.

Характер стихийного действия закона. В любой компании у руководителей и персонала постоянно ощущается стремление рас­ширить ее влияние, повысить доход, материальное вознагражде­ние работников. Это стремление жизненно и очень понятно у работников и руководителей обычно сильны оптимистические представления о будущей конкурентоспособности и прибыльнос­ти их продукции. Руководствуясь ими персонал будет стремиться к интенсивному расширению производства, привлечению дополни­тельных инвестиций. Не всегда эти действия будут соответство­вать реальным потребностям рынка и возможностям компании. Груз накопленного потенциала снизит маневренность компании или не позволит ей выйти на запланированные результаты. Израс­ходовав или неэффективно использовав имеющиеся ресурсы, ком­пания может прервать свой жизненный цикл.

Стремление быстро развиваться может привести компанию к синдрому большого бизнеса, который характеризуется следующими признаками:

ü усиление централизации управления и рост аппарата управления;

ü постепенная потеря управляемости персоналом и производством;

ü бюрократизация процедур принятия обычных, повседневных решений, а также рост числа всякого рода совещаний для выра­ботки таких решений;

ü передача решений и ответственности из одного отдела в другой.

Снять этот синдром позволяют методы регрессивного развития, путем движения назад к более простым структурам управления, более широкого разделения прав, полномочий и от­ветственности.

Второй вариант. Руководитель знает о законе, а его подчи­ненные нет.

Характер действия закона. Формой сознательной реализации закона развития является бизнес-план компании. Он, в частности, включает: описание производственного процесса и перечень опе­раций, которые предполагается поручить субподрядчикам; пере­чень производственных помещений, станков и оборудования; сведения о поставщиках сырья; цены; каналы сбыта; характер рекла­мы; прогноз сбыта новой продукции; целевые показатели.

Бизнес-план является основополагающим документом для обос­нования целесообразности финансовой поддержки внешних инве­сторов. К бизнес-плану прилагаются данные о техническом и мате­риальном обеспечении ресурсами производства. С учетом этого незапланированных запасов практически не должно быть. Однако подчиненные не знают о бизнес-плане и характере развития ком­пании, поэтому отсутствие запасов будет восприниматься ими болезненно и они будут изыскивать возможности их создания. Как показывает практика, у руководителей, специалистов и рабочих компании всегда имеется личный или цеховой запас ресурсов на всякий случай, с которым они чувствуют себя более уверенно. Например, запас инструментов, бумаги, транзисторов, спирта и др. Однако эти запасы требуют дополнительных площадей, охраны и т.п. Убедить подчиненных, что дополнительные ресурсы не нуж­ны – очень трудная задача. Этот вариант очень тяжелый для руко­водителя. Характер действия закона развития будет зависеть от ряда факторов, в том числе от информированности и профессионализма работников, стиля управления и авторитета руководителя.

Третий вариант. Руководитель и подчиненные знают о зако­не развития.

Характер действия закона. Этот вариант присущ хорошо подоб­ранному коллективу, профессионально разбирающемуся как в пред­мете своей деятельности, так и в ключевых вопросах организацион­ной и управленческой деятельности. Характер действия проявляется в осознанной реализации разработанных в бизнес-плане целей и задач с помощью согласованных средств и методов. Например, в повышении качества выпускаемой продукции, снижении ее себесто­имости, увеличении оборачиваемости оборотных средств. Ключевые решения руководства всегда будут находить поддержку персонала.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...