Законы царя Хаммурапи –Важнейший памятник Шумерского права.
Правление царя Хаммурапи(1792-1750 г до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов Хаммурапи.ЗХ изданные в 1775 г до н. э. были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем- покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.Главн источником ЗХ были судебные решения самого Хаммурапи и высш судов.Текст распадается на 3 части. 1-ая-обширное введение, в кот Х объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства.После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Судебник Хаммурапи характеризуется низким уровнем юридической техники. Так, законы написаны сплошным текстом, без выделения статей.Историки выделили 282 статьи. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни.Основные черты:1)тесная связь с религией(законы имели обяз силу),2)казуальный хар-р(случай конкр суд практики),3)нет деления на уголовн и гражд,4)формализм(формальн письм договоры),5)символизм(символьн наказ за преступл,например-отрезать пальцы у сына,ударившего отца). Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия.
Право собственности. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. Царским и храмовым хоз-вом управлял царь(важнейший источник доходов). Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают. Обязательства. Значительная часть судебника Хаммурапи посвящена регулированию имущественных отношений. Судебник Хаммурапи закреплял институт услуг владения за службу.В судебнике Хаммурапи регулируются такие договоры, как купля-продажа, найм, заем, личные подряды. Гос-во активно вмешивалось в регулирование этих договоров, определялся процент ставки по договору займа или оплату услуги и т.д. Текст судебника свидетельствует о распространенности письменной формы заключения договора. Брачно-сем отнош. Брак при пом. договора. Допуск. браки свободных и рабов-дети свободны. Жена имела вес в семье, но муж имел на ней власть. Муж мог жениться на др. Ж., а бывшую оставить как рабыню, привести наложницу, развод свободен для М. затруднен для Ж. Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты.Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями.Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Уголовн право, процесс. ХЧ: Казуистичность, принцип талиона, наказ. различно, в завис. оттого кто его совершил, широкое прим. см. казни, коллективная отв-ть общины. Виды преступл: против личности(неосторожн убийство,членовредительство,действ принцип талиона), собственности(кража) и против устоев семьи(прелюбодеяние,кровосмешение). Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (Законы упоминают испытание водой). Виды наказаний: см. казнь, членовред., телесные, клеймение, изгнание, штрафы, увольнение. 9)Законы Ману В Древней Индии понятие “право” было неизвестно. Жизнь индийцев подчинялась скорее этическим, чем правовым нормам. При этом эти нормы носили явный отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известная дхармашастра - законы Ману (Ману - мифический Бог). Эти законы появились в период 2 в. До н.э. и 2 в. Н.э. Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме 2-стиший (шлок). Немногие статьи имеют непосредственное правовое содержание (8-9 главы). Всего 12 глав. Главное в законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение, согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью законов Ману является религиозная окраска всех его положений. В период создания законов Ману в Индии хорошо понимали разницу между собственностью и владением и охране частной собственности уделялось большое внимание. Было 7 способов возникновения права собственности - наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, зарплата, милостынь. Также был способ “давность владения” - 10 лет, только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, то она возвращалась законному владельцу. Основной вид собственности - земля (земли - царские, общинные и частные). Царь не был собственником всей земли, но он охранял землевладельцев и получал за это налоги. Наиболее важное движимое имущество - рабы, скот, инвентарь. Сделки устные при свидетелях. Обязательства из договоров (договор не действит, если: пьян, ты раб, вопреки закону, обычаю, путем обмана); обзят-ва из причинения вреда. Семейное право. Ж. с 12 лет. М. с 16 лет. Браки разн. варн не приветствовались. Ж. не имела полной дееспособности. Нуждалась в опеке. Подчиняется отцу, потом мужу, а после сыновьям. Развод допускался если: бесплодие, прелюбодеяние, постыдное поведение, отсутствие супруга, дурное обращение. Наследование по закону, завещанию. После смерит им-ва ÷ поровну меж. сыновьями. Ж. не получ. наслед. им-ва, но братья д.б. помочь им, выделив из своего ¼. При отсутствии наследников привлекались родственники до 6-го колена. Уголовное право. Проявл в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось. Довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений. Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины. Виды наказания:см казнь (для брахмана она заменялась бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение и др. Процесс. Нет ÷ на гр. и угол. суд не отделен от администрации. Разбират-во дела начин с иска потерпевшего, сторона подавшая иск поддерж. обвинение. Доказательства: показания свидетелей + ордалии (огнем, водой, ядом, клятва). 1 0) Основные черты права Др. Китая. Первоначально право Др Китая базировалось на нормах обычного права с дополнениями норм, сформированных на основе отдельных судебных решений и постановлений центральной власти.Наибольшее влияние на развитие права Китая оказали конфуцианство и школа легистов. Конфуцианство признавало преобладающее значение морали над правовыми нормами, отождествляли право с уголовным законом. Легисты напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни. Они проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех, выдвигали идею сильного государства.
Виды собственности в Древнем Китае характеризовались эволюцией от общинных форм к частной собственности, прежде всего на землю и рабов. Особенностью Китая было наличие крупной государственной собственности как не землю, так и на рабов.
Развитие товарно-денежных отношений сопровождалось развитием договорной практики. При совершении торговый сделок требовалось заключение договора в письменной форме, кроме того уплачивалась денежная пошлина. С развитием ростовщичества получает распространение договор займа, который оформлялся долговой распиской. Кроме того были известны договора дарения, аренды земли, личного найма и др. Для семейного права Древнего Китая была характерна патриархальная семья с абсолютной властью отца, многоженством, культом предков. Женщина всецело находилась во власти мужа, не имела никакой собственности и была ограничена в праве наследования. Браки заключались по решению родителей. Уголовное право Китая выделяло среди огромного числа преступных деяний (источники выделяют их более 3000) следующие виды преступлений: 1) против государства (мятеж, заговор); 2) религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу); 3) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений); 4) воинские (неявки к установленному сроку на место сбора, не проявление мужества воином); 5) против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота). Основной целью наказания было устрашение. С помощью символических наказаний, когда татуировка заменялась черной повязкой, отрезание носа — раскраской одежды в красно-бурый цвет, отрезание ног — покраской тушью колена, а смертная казнь — ношением холщевой рубахи без ворота, общество пыталось перевоспитать преступника, выставляя его на всеобщее осуждение и презрение. Практиковались телесные наказания в сочетании со смертной казнью. В период государства Чжоу было выделено пять основных наказаний:клеймение тушью на лице, отрезание носа, отрезание ног,кастрация для мужчин и превращение женщин в рабынь-затворниц, отрубание головы. Кроме того применялись такие наказания как битье палками и плетьми. отрезание ушей, выкалывание глаз и т.п. Жесткая пятичленная система наказаний была еще больше ужесточена легистами в циньском Китае III в. до н.э.. особенно за государственные преступления. Вместе с преступниками в этом случае подлежали смертной казни три поколения его родственников — по линии отца, матери и жены. К самим же преступникам применялись все пять видов наказаний: их татуировали, затем отрезали носы, отрубали конечности, кастрировали, затем забивали палками
Суд в Китае не был отделен от администрации. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести войну с ворами и преступниками, начальники тюрем и лица, приводившие в исполнение судебные решения. Процесс В состязательный по своему характеру процесс в Древнем Китае очень рано стали вводиться элементы розыскного, процесса, который со временем утверждается безраздельно Расследование начиналось по жалобе потерпевшего или доносу третьего лица. Донос всемерно поощрялся, за подтвердившийся донос полагалось вознаграждение, сумма которого зависела от тяжести преступления.Одним из важных доказательств,наряду со свидетельскими показаниями,вещественными доказательствами, добытыми в ходе осмотра места преступления или освидетельствования трупа, считалась клятва. Тела или головы преступников, подвергшихся смертной казни, выставлялись для публичного обозрения в открытом поле, на рынке или во дворе дворца, если преступник был сановным лицом
Читайте также: II. ЗАКОНЫ УБЕЖДЕНИЯ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|