Общая характеристика квиритского права. Законы ХII таблиц и их историческое место в Римском праве.
Борьба плебеев и патрициев след - но принятие (451—450 гг. до н. э.) первых писаных римских законов — Законов XII таблиц..В самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно об уравнении в правах патрициев и плебеев. Но очевидно, что Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права (ius civile), предназначенного исключительно для римских граждан. Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.! Законы XII таблиц были первоначально записаны на 12 деревянных досках. Позднее на медных таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на форуме -центре политической жизни республиканского Рима. Знание эгих Законов было обязательным, а следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан. В своем первоначальном виде Законы XII таблиц не сохранились (погибли в 387 г. до н. э. фи нашествии галлов), По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Известное влияние на них оказало греческое право южноиталийских полисов. Но были включены и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (например, система штрафов была отходом от древнего принципа талиона). Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как «источник всего публичного и частного права».
Другим важным источником квиритского (цивильного) права были законы. Законы XII таблиц завершались указанием на то, что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона (lex). Длительное время законами (leges) являлись только решения центуриатных комиций. Окончательному освобождению права от религиозной оболочки, подрыву позиций жречества и началу светской юриспруденции способствовало предание гласности в 302 г. до н. э. писцом Клавдием Флавием судебного календаря, формы исков и толкования норм, правил и обычаев, которые ранее в строгой секретности хранились в архивах понтификов. 20. Общая характеристика "варварских правд". Наиболее полное представление о раннефеодальном праве дают так называемые "варварские правды", в которых были записаны многообразные правовые обычаи, устоявшиеся образцы судебных решений германцев. Одна из самых древних — Салическая правда, составленная в правление Хлодвига в конце V — начале VI в. Рипуарская правда — судебник другого франкского племени в своей основной части сложился в VI в., но известен и в редакции VIII в. Леххгетская правда появилась в VI—VII вв. В ее основе был свод законов короля вестготов Эриха (466—489 гг.), расширившего свои владения в Галлии и получившего независимость от римских императоров. Вслед за вестготами бургунды приступили к созданию собственного судебника. Создавая его, они вместе с практическими целями преследовали и цели политико-символические — закрепления своего господства над территориями, освобожденными от власти Рима.
То, что готы, долго жили среди римлян, сказалось на содерж судебников, в значит мере отразивших влияние порядков поздне-римской империи. Аламаннская и Баварская правды появились в VIII в. Саксонская и Тюрингская правды известны в редакции конца VIII — начала IX в. Создавались "варварские правды" королями вместе со "знатнейшими" (епископами, герцогами, графами) и "собравшимся народом", как записано в Ала-маннской правде, или "с князьями и всем народом христианским", как указано в Баварской правде. Все судебники, написанные тремя и более столетиями позже Салической правды, при всей архаичности их норм свидетельствуют о новом этапе развития феодальных отношений. Если Салическая правда относится к томупериоду развития франкского общества, когда процесс распада родоплеменных связей еще не завершился, не утвердилась феодальная частная собственность на землю, то в более поздних правдах зафиксировано уже рождение аллода, как отчуждаемой земельной собственности, более четко выражена социальная дифференциация, отношения зависимости среди свободных и пр. Все они написаны также под значительным влиянием римского и церковного права. "Варварские правды" — судебники, руководства для судей. Вместе с тем они не являются сборниками систематически изложенных правовых норм, касающихся всех сторон жизни раннеклассового общества. Их неполнота, фрагментарность, бессистемность — результат той обычнопра-' вовой основы, на которой они складывались. Зафиксировать все многообразие обычаев было невозможно, особенно если учесть, что записывались они в форме конкретных юридических казусов, взятых непосредственно 21. Кодификация Римского права при Юстиниане. Дигесты, или Пандекты, представляют собой собрание отрывков из 2000 сочинений 39 наиболее выдающихся римских юристов, в основном тех которые имели право официаль-ного толкования законов,9200 отрывков - фрагментов. Дигесты делятся на 50 книг, книги- на титулы (кроме 30-32 книг, которые не имеют титулов). Всего в Дигестах собрано 432 титула. Титулы делятся на фрагменты, длинные фрагменты- на параграфы. Каждый фрагмент содержит отрывок из сочинения одного юриста, в начале каждого указывается его имя и название источника. Поэтому Дигесты принято цитировать так: Д.8.3.4-Д-Дигесты, 8-книга, 3-титул, 4-фрагмент. Основным содержанием Дигест являются фрагменты, относящиеся к частному праву. Наибольшее количество фрагментов использовано из сочинений таких юристов: Ульпиана- 2462, Павла- 2083, Папиниана- 592, Помпония- 585, Гая- 535, Юлиана- 457, Модестина- 345. Гражданский кодекс, как и Дигесты, призван цивилизованно и в строгом соблюдении закона регулировать гражданско-правовые отношения между субъектами этих отношений. Споры возникающие при недобросовестном исполнении своих обязанностей одной из сторон гражданско-правовых отношений должны решаться судом. Дигестах было зафиксировано правило, которое не разрешало применять силу для восстановления нарушенного права, а её применение рассматривалось, как самоуправство, влекущее неблагоприятные последствия. Так кредитор, захвативший имущество должника для удовлетворения своих требований, обязан был имущество вернуть. При этом он утрачивал право требования (Д. 4.2.13.).Римские юристы не имели соответствующего современному понятию определения правоспособности, хотя использовали само понятие.римские юристы считали что в некоторых случаях правоспособность может возникнуть и до рождения ребенка. Юрист Павел писал: " Кто находится во чреве, охраняется, как если бы он находился среди людей, поскольку дело идет о выгодах самого плода " (Д. 1.5.7.). Следовательно, если отец еще не родившегося ребенка умирает, то при разделе наследства учитывалась доля для не родившегося.Римские юристы обращают внимание на то, что в отдельных случаях имущество принадлежит не отдельным гражданам - физическим лицам, а объединениям. Так юрист Марциан писал: " Принадлежат совокупности, а не отдельным лицам, например, находящиеся в общинах театры, стадионы и т.п. " (Д. 18.6.1.). Результатом длительного и довольно трудного развития идеи юридического лица стало признание классическим правом следующих признаков этого субъекта прав: а) в сфере гражданско-правовых отношений корпорации приравниваются к физическим лицам. Гай уже признал, что общины рассматриваются как частные лица (Д. 50.16.16); б) выход из состава объединения отдельных лиц ни в коей мере не влияет на его юридическое положение; в) имущество корпорации не является ни общей собственностью всех членов корпорации, ни её отдельных членов. Это обособленная от её членов собственность самой корпорации как особого субъекта прав; г) корпорация от своего собственного имени имеет право вступать в любые гражданско-правовые отношения как с физическими, так и с юридическими лицами. Римское право отличало владение вещью на праве собственности, от владения вещью на других основаниях. Владение, основанное на праве,- это уже не владение, а право собственности. Фактическое обладание вещью может быть основано не только на праве собственности, а на любом другом (например, на договоре найма вещи), но все равно не будет владением, поскольку основано на праве.
Читайте также: CREATE TABLE имя_таблицы Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|