Образовательной деятельности
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
В дидактике «форма» рассматривается как способ построения учебной деятельности, направленной на решение задач учебного процесса и протекающей по установленному порядку и в определенном режиме. Выбор формы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики ДОУ, от опыта и творческого подхода педагога (стр. 12, «От рождения до школы»). В соответствии с ФГТ ДО выделяют следующие формы работы с детьми: Организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность при проведении режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями детей ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1) Игры дидактические, с элементами сюжетно-ролевых, подвижных, музыкальных, театрализованных, строительно-конструктивных, подвижных игр 2) Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеопрограмм, телепередач; картинок, иллюстраций, предметов, 3) Чтение и обсуждение познавательных и художественных книг, энциклопедий Создание ситуаций Наблюдения 6) Изготовление предметов для игр, познавательной деятельности, создание макетов, коллекций, украшений, сувениров 7) Проектная деятельность (решение общего увлекательного замысла, например, подготовка праздника, выпуск книги и т.п.),экспериментирование, конструирование 8) Оформление выставок детских работ, книг, уголков Викторины 10) Продуктивная деятельность: изобразительная, строительно-конструктивная.
Особенности осуществления организованной образовательной деятельности Данная форма предполагает работу педагога с целой группой детей одновременно или с подгруппой. Положительные стороны: позволяет вооружить детей знаниями повышенной трудности, обобщенными, которыми самостоятельно дети овладеть не могут; комплексно решаются образовательные, воспитательные, речевые задачи; экономически более выгодная форма. Отрицательные стороны: недостаточно учитываются индивидуальные различия детей (темп работы, уровень способностей, отношение к деятельности). Программа «От рождения до школы». 1-ая группа раннего возраста. Проводятся индивидуальные игры-занятия (2-3 минуты), игры-занятия с подгруппой детей (5-7 минут): разделы программы «Совершенствование восприятия», «Развитие действий с предметами». 2-ая группа раннего возраста. Проводятся игры-занятия по подгруппам с дидактическим (2 в неделю) и строительным (1 в неделю) материалом (от 3-4 до 6-10 минут). 1 младшая группа. Проводится одно занятие в неделю по направлению «Познавательно-речевое развитие», не более 8-10 минут по подгруппам. 2 младшая и средняя группы. Проводятся два занятия в неделю по направлению «Познавательно-речевое развитие», не более 15 (20) минут. Старшая группа. Проводится одно занятие в неделю «Формирование элементарных математических представлений» (25 минут). Подготовительная группа. Проводятся два занятия в неделю «Формирование элементарных математических представлений» (30 минут).
Программа «Детство». 2 младшая группа. Основной образовательной единицей педагогического процесса является развивающая образовательная ситуация на игровой основе (например, «Что случилось с куклой Машей?»),при этом воспитатель добивается интеграции с другими образовательными областями. Общая продолжительность (с перерывом) – 40 минут.
Средняя группа. Общая продолжительность образовательных развивающих ситуаций – 45 минут. Старшая группа. Организованная образовательная деятельность проводится в виде образовательных развивающих проблемно-игровых и практических ситуаций в соответствии с образовательными областями и направлениями, они носят преимущественно интегративный характер, не более двух в день, продолжительностью до 25 минут каждая, перерыв – 8-10 минут. Подготовительная группа. 2-3 образовательных ситуации, до 30 минут каждая.
Игры-занятия, развивающие ситуации включаются в режим в первой половине дня, желательно со вторника по четверг в сочетании в сетке занятий с физкультурой или музыкальным занятием. Выделяют следующие типы занятий и ситуаций: 1. В зависимости от учебных задач: · по сообщению новых знаний и их закреплению · по закреплению и применению полученных ранее представлений · диагностические · смешанные 2. В зависимости от дидактических средств: · традиционные, т.е. на одном занятии решаются несколько программных задач с использованием различных дидактических материалов · занятия, на которых решается одна задача с помощью различных дидактических средств · занятия, на которых решаются несколько программных задач с использованием одного дидактического средства
При планировании, организации и осуществлении собственно образовательной деятельности необходимо соблюдать следующие требования:
1. Каждое занятие, ситуация должны иметь четко сформулированные тему, цель и задачи. Допускается постановка нескольких дидактических задач (это обусловлено необходимостью повторять пройденный материал и готовить детей к восприятию новых знаний), однако на каждом занятии должна быть одна дидактическая цель. Воспитатель должен четко продумать задачи и выбрать наиболее значимый и трудный материал, который будет закрепляться в других формах работы. Группы задач: 1. Образовательные (дать знания, познакомить, формировать представления, закрепить, совершенствовать). 2. Развивающие: психические и познавательные способности (внимание, память, восприятие, ощущения, воображение, моторика, аналитико-синтетические способности, сравнение, обобщение, классификация).
3. Речевые (на каждом занятии следует развивать речь детей, обогащать их словарь новыми терминами и выражениями, следить за правильным построением предложений). 4. Воспитательные (качества личности, черт характера, коллективизм, культура умственного труда, навыки само- и взаимоконтроля, само- и взаимооценка, взаимопомощь, взаимообучение).
2. Деятельность детей должна быть четко организована: определены структурные части и их соподчиненность, взаимосвязь, правильно распределено время между ними и формы работы в каждой части (фронтальная, индивидуальная).
Примерная структура деятельности: 1) Организация детей 2) Интеллектуальная разминка 3) Актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний. 4) Сообщение нового материала (или работа по усвоению и отработке наиболее сложного ранее изученного), восприятие и первичное осознание его детьми. 5) Физминутка (Д/В №9-88) 6) Повторение, обобщение и систематизация приобретенных знаний под руководством воспитателя и в самостоятельной деятельности (практические действия). Игры и игровые упражнения. 7) Подведение итогов занятия. Интеллектуальная разминка: позволяет сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять общий тонус, разогреть внимание и интерес, настроить на активную работу и контакт. Содержание: Игры на внимание, память, задачи в стихах, загадки, шутки: Что изменилось? Чем отличаются? Чем похожи? Продолжи ряд. Какие звуки слышишь? Что такой формы? Какой предмет самый…? Обезьянка. Словесные игры. Отгадай, что рисую в воздухе. Кто быстрее соберет? Построй в темноте. Узнай по звуку. Выбери быстро. Дорисуй. Плохо-хорошо. Чей голос? Кто крепче пожал руку? Чья рука? Передай бабочку (уголек). У кого белые носочки? Кто самый…?
3. Содержание учебного материала должно отвечать теме и цели занятия, быть научным и доступным детям. Учебный материал должен будить не только мысль, но и чувства. Воспитатель должен стремиться вызвать интерес к математическим фактам и явлениям.
4. Объем учебного материала должен обеспечивать активность детей и темп работы с учетом работоспособности и утомляемости детей. Следует предусмотреть переключение на другие виды деятельности, проведение физкультминуток.
5. Методы и приёмы работы должны отвечать возрастным особенностям детей, развивать познавательную активность, способствовать формированию умственных и практических действий. С помощью разнообразных приемов воспитатель ставит перед детьми конкретные задачи и добивается от каждого ребенка (в зависимости от его возможностей) их реализации, осуществляет контроль за деятельностью детей, вносит коррективы в их знания, оказывает необходимую помощь, поощряет даже минимальные успехи. Повторение должно осуществляться на каждом занятии.
6. Наглядные пособия и дидактический материал должны соответствовать поставленным задачам и возрастным особенностям детей. Одновременно можно демонстрировать не более одного-двух пособий. Увеличивается степень абстракции наглядного материала.
7. Воспитатель – образец для подражания. Он обязан быть собранным, эмоциональным, доброжелательным, давать четкие, лаконичные инструкции.
Для соблюдения требований важно продумывать интересные формы проведения организованного обучения:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|