Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сюжетные игровые ситуации.




 

¨ На основе использования оригинального (т.е. без изменений) литературного сюжета: воспитатель читает (рассказывает, инсценирует) сказку, а затем происходит её совместное обсуждение с выделением математических свойств, зависимостей. К таким обучающим литературным оригинальным текстам можно отнести: Г.Остер. 38 попугаев. С.Сутеев. Яблоко. Под грибом. М.Пляцковский. Длинная шея. Репка. Теремок. С.Сутеев. Под грибом.

 

М.Пляцковский. Длинная шея.

- Давай меняться шеями! – предложил поросенок Кнопка жирафу Долговязику. – Я тебе свою отдам, а ты мне – свою.

- А зачем тебе моя шея? – спросил жираф.

- Пригодиться… - ответил поросенок. – С длинной шеей диктант на уроке списывать легче.

- А еще зачем?

- А еще в кино с любого места все видно.

- Ну, а еще?

- Яблоки на высоких деревьях доставать можно.

- Э-э-э, нет! – сказал Долговязик. – Такая замечательная шея мне самому нужна!

 

¨ Использование «старой сказки на новый лад». В данном случае воспитатель берёт литературный текст, но частично изменяет его (новые герои, сюжетные линии) в зависимости от образовательных задач, которые решаются в данной ситуации. Так, в сказке «Царевна лягушка» Иван-царевич приходит за стрелой на болото и находит там 7 лягушек со стрелами, дети должны помочь ему найти царевну, которая сидит пятой по счёту. Сказку «Колобок» начинаем рассказывать, показывая «портрет» главного героя (Колобок квадратной формы), дети объясняют, почему он не может быть таким. Примеры подобных ситуаций можно найти в сборнике «Сказочная Угадайка», образовательный центр «Гармония».

¨ Ситуации с использованием дидактической сказки – это сказка, специально придуманная воспитателем. В ней предлагается детям помочь главным героям в каких-либо ситуациях, при этом решаются математические задачи. Примеры таких сказок можно найти в книге Ерофеевой, Павловой, Новиковой «Математика для дошкольников», в пособии «Математика от 3 до 7», в сборнике конспектов занятий Касицыной и Смирновой «Дошкольная математика», в статье Г.В.Кузнецовой «Занимательные истории про числа и цифры», журнал «Ребёнок в детском саду», № 1-2, 2006.

¨ Организуются игры – путешествия «Страна острых углов», «Путешествие по городу», «Лесная школа». Можно использовать материал из книги З.А.Серовой «Петербургский задачник».

 

КВН, соревнования.

3. Собственно игровые ситуации на основе использования дидактических, логико-математических, развивающих, сюжетно-ролевых, сюжетно-дидактических игр.

«Математика от 3 до 7».

Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.

Столяр. Давайте поиграем!

Дьяченко. Чего на свете не бывает?

5. Бессюжетные занятия. Это традиционная форма, которая предполагает набор приёмов для решения поставленных задач, отсутствует сюжет, идёт чистое обучение, закрепление, отработка. Используются в тех случаях, когда работа идёт над сложным материалом, в старшем возрасте.

6. Интегрированные занятия. Например, математика плюс рисование.

Занятия по подготовке руки к письму, с использованием тетради с печатной основой.

Д.В. № 4 – 1996, Н.Федосеева. Готовим ребенка к письму.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОНСПЕКТОВ ЗАНЯТИЙ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО МАТЕМАТИКЕ

 

Методически грамотная подготовка к организованному обучению включает в себя:

· составление конспекта

· определение места и времени проведения игры, ситуации в едином образовательном пространстве.

 

Основные принципы создания конспекта:

 

· развернутый конспект пишется от первого лица

· детально отражается деятельность педагога и детей, при этом отмечаются действия и вопросы воспитателя, предполагаемые действия и ответы детей, пояснения для читающего конспект: Что это? (спрашиваю детей, демонстрируя модель круга)

· грамотно и подробно составленный конспект позволяет любому педагогу провести подобное занятие без дополнительных указаний со стороны автора.

 

План работы над конспектом:

1. Чётко сформулировать название (тему) занятия (в теме указывается ведущая задача): «Тайна третьей планеты» (развитие навыков измерения линейных величин).

2. Перечислить образовательные, воспитательные, развивающие и речевые задачи, составить иерархию задач по степени сложности и определить их место в структуре занятия.

3. Определить форму организации занятия, его структуру (количество частей и время) и отобрать учебный материал.

4. Четко продумать начало занятия, логику перехода от одной структурной части занятия к другой, окончание занятия.

5. Подобрать дидактические средства и приемы реализации каждой задачи.

6. Определить размещение и последовательность использования дидактических средств.

7. Продумать при необходимости предварительную работу с детьми по подготовке к занятию (актуализация имеющегося опыта, подготовка отстающих детей, работа с детьми, которые будут демонстрировать способы действий и т.д.).

 

К О Н С П Е К Т

развивающей образовательной ситуации (игры-занятия)

по математике в ____________ группе

 

название, тема занятия

составлен ___________________

Ф.И.О. воспитателя

дата проведения _____________

 

Задачи /образовательные, развивающие, воспитательные, речевые/.

Дидактические средства: демонстрационный и раздаточный материал /названия изображений, игрушек, персонажей, игр, стихотворных текстов, рассказов, загадок, моделей, тетрадей с печатной основой, образцов заданий, диафильмов, чертежных и измерительных инструментов и т.д./.

Организация детей.

Предварительная работа*.

Размещение дидактических средств*.

Ход: части, время, содержание.

Предполагаемый результат*.

* - данные части планируются при необходимости

 

К организованной образовательной деятельности также относятся

· МЕРОПРИЯТИЯ ГРУППОВЫЕ, МЕЖГРУППОВЫЕ И ОБЩЕСАДОВСКИЕ: туристические прогулки, праздники (математические), тематические дни (дни математики), досуги (математические), смотры и конкурсы, экскурсии

· ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ: заключается в том, что ребенок приобретает знания и умения при непосредственной или косвенной помощи взрослого. Онаобеспечивает накопление личного опыта, развитие самостоятельности, активности, переживание положительных эмоций. Взрослый может определить «зону ближайшего развития». Однако, недостаточно реализуются возможности сотрудничества и соревнования. Индивидуальная форма используется на занятиях, в режимных моментах, на прогулке, в уголках занимательной математики.

2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

1) гигиенические и закаливающие процедуры

2) бытовые процессы (одевание, питание)

3) утренняя гимнастика

4) трудовые поручения, дежурства

5) расстановка и уборка инвентаря

6) создание конструкций для подвижных игр, упражнений

7) восприятие картин, иллюстраций, мультфильмов

8) ситуативные разговоры

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...