Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие рекомендации по выбору темы контрольной работы




Тема контрольной работы определяется по номеру, под которым студент записан в журнале учебной группы. Например, студент, номер которого в журнале - 5, выполняет тему контрольной работы под номером 5 (пять), а студент, имеющий номер 31 - тему номер 1 (один).

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
  2. Уголовный Кодекс РФ 1996 г.
  3. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ 2001 г.
  4. Концепция судебной реформы. М., 1992.
  5. Всеобщая декларация прав человека. 1948 г.
  6. Международный пакт о гражданских и политических правах. 1966 г.
  7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. 1950 г.
  8. ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» № 63-ФЗ от 31 мая 2002 г.
  9. Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование. Принятые восьмым Конгрессом ООН, 27 августа – 7 сентября 1990 г.
  10. Кодекс судейской этики от 2 декабря 2004 г.
  11. Кодекс профессиональной этики адвоката от 31 января 2003 г. (с изменениями и дополнениями, утвержденными II Всероссийским съездом адвокатов 8 апреля 2005 года)\\ Российская газета. 2005. 5 октября.
  12. Генеральные принципы этики адвокатов Международной ассоциации юристов. 1996 г.
  13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 г. «О судебном приговоре».
  14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. «О применении судами норм уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации».
  15. Аминов И.И.; Гришин А.А.; Кикоть В.Я.\ Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник для студентов вузов\
    Издательство: Закон и право.
  16. Выгорбина А.Е. Этика права. М. 2005.
  17. Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник для вузов\ А.С. Кобликов. – М.: Норма; Инфра-М, 2 изд. Гл. 5-9. 2003.
  18. Красникова Е.А.\ Этика и психология профессиональной деятельности. Учебник
    Издательство: Инфра-М. Гл. 4. 2003.
  19. Профессиональная этика юриста\ Под общ. ред. А.Г. Маслеева. Екатеринбург. 2004.
  20. Халиулина В.П.\ Профессиональная этика юриста. Учебное пособие.
    Издательство: РУДН. 2004.

б) дополнительная литература

  1. Айвар Л.К. Проблемы судейской кадровой политики \СПС Консультант плюс.
  2. Айвар Л.К. Судьи в кризисе \СПС Консультант плюс.
  3. Алексина Т.А. прикладная этика. М. 2004.
  4. Алешина и. Привлечение судей к административной, дисциплинарной ответственности \ Законность. – 2005.- №6. С. 31-34.
  5. Ария С.Л. Мир спасет доброта. О нравственных началах адвокатской деятельности\ Российская Юстиция. – 2006. – № 2. – С. 41-49.
  6. Афанасьева О.В., Пищелко А.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста. М. 2001.
  7. Аширова Л.М. проблемы реализации принципа справедливости в уголовном процессе – М.: Юрлитинформ, 2007. – С. 256.
  8. Байдуков В.А. Помощь психолога в подборе кадров юстиции\ Сов. Юстиция. – 1990. № 22. С. 21-22.
  9. Баренбойм П. Почему нарушаются нормы профессиональной этики\ П. Баренбойм, Б. Абушахмин\ Социалистическая законность. 1986. № 12. С. 45-47.
  10. Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. М.: Профобразование, 2000. С. 320.
  11. Барщевский М.Ю. Организация и деятельность адвокатуры в России.: Научно-практическое пособие М.: Юристъ, 1997. С. 320.
  12. Белкин Р.С. Профессия – следователь (введение в юридическую специальность). – М.: Юрист, 1998. С. 168.
  13. Бердяев Н.А. Философия свободы, смысл творчества. – М., 1989.
  14. Бойков А.Д. Адвокатура в России.: Учебное пособие\ А.Д. Бойков, Н.И. Капинус. – М.: Юристъ, 2001. С. 325.
  15. Буробин В.Н. Правовой режим адвокатской тайны\ В.Н. Буробин, В.Ю. Плетнев\ СПС Консультант Плюс.
  16. Вайпан В.А. Конфликт интересов в адвокатской деятельности: комментарий к статье 11 Кодекса профессиональной этики адвоката\ СПС Консультант Плюс.
  17. Вайпан В.А. настольная книга адвоката. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. – С. 233.
  18. Ведерникова О. Профессиональная этика судей (опыт США). \ Российская юстиция. – 1995. № 3. С. 51-52.
  19. Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? \ Вопросы философии. – 2004. № 3. с. 19-27.
  20. Дармаева В.Д. Следователь в уголовном судопроизводстве. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007, С. 128.
  21. Иванов В.Г. Этика. СПб. 2006.
  22. Калинников И.В. Судейская этика. Поведение судей в суде и вне суда. Ответственность судей в России\ Российский судья. – 2003. № 11. С. 13-19.
  23. Колесников Е.В. О повышении ответственности судей в Российской Федерации\ Е.В. Колесников, Н.М. Селезнева.\ Журнал российского права. 2006. № 3. С. 22-33.
  24. Кузьменко Г.Н. Этика: учебное пособие. М.: ИНФРА-М; Весь мир.2002. С. 144.
  25. Лонь С.Л. Нравственность и уголовный процесс (современные проблемы создания законодательства и его применения):Сборник статей.Томск:НТЛ, 2003. С.150-152.
  26. Маслеев А.Г. Этика и профессиональная этика: Краткий словарь. Екатеринбург. 2001.
  27. Мельник В.В. Совесть – нравственная основа суда присяжных. Значение совести человека как субъекта практической деятельности и общения\ Российская юстиция. – 1996. № 2. С. 7-9.
  28. Михайловская И.Б. Суды и судьи: независимость и управляемость. – М.: Проспект, 2008. С. 128.
  29. Моисеева Т.В. Обеспечение беспристрастности и объективности судей при рассмотрении уголовных дел\ СПС Консультант Плюс.
  30. Моисеева Т.В. Судебный контроль за предварительным расследованием и беспристрастность судей\ СПС Консультант Плюс.
  31. Навыки юриста\ Под ред. Е.Н. Доброхотовой. СПб. Гл. 8-9. 2006.
  32. Назаров А.Д. Влияние следственных ошибок на ошибки суда:
  33. Протанская Е.С. Профессиональная этика СПб. 2003.
  34. Профессиональный кодекс нотариусов РФ\\ Кодексы профессиональной этики юриста. Екатеринбург.2004.
  35. Стецовский Ю.И., Мирзоев Г.Б. Профессиональный долг адвоката и его статус. М. 2003.

в) программное обеспечение: использование программного продукта «Конструктор тестов».

 

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: использование системы КонсультантПлюс.

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И КАТЕГОРИЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

Абсолютизм (этический) - методологический принцип истолкования ироды нравственности. Моральные принципы, понятия добра и зла сторонники А. трактуют как извечные и неизменные, абсолютные начала, не связанные с условиями общественной жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества.

Авторитет - власть, влияние.

1. Форма дисциплины, способ регулирования и направления деятельности людей посредством влияния, которое оказывают на их убеждения и поведение отдельные лица, группы лиц, организации (так называемые носители авторитета).

2. Отношение, возникающее между носителями А. и массой остальных людей. В зависимости от сферы общественной жизни, в которой проявляется А., и способа, каким осуществляется влияние на людей, различают экономический, правовой, политический, профессиональный, научный, моральный и др. виды А. Особую роль в жизни общества занимает нравственный авторитет - духовная власть над сознанием людей, которой обла­ют лица и организации в силу присущих или приписываемых им мо­льных достоинств.

Авторитаризм – одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требований.

Альтруизм - моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение "ближнему", готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов других.

Аморализм - моральный принцип, обосновывающий нигилистское отношение к общественным, и в первую очередь к общечеловеческим, нормам морали и провозглашающий безнравственность законным особом поведения личности. Формы проявления А. различны. Это может быть откровенный цинизм, человеконенавистничество, полная беспринципность в осуществлении эгоистических интересов (Эгоизм) или же, наоборот, псевдогуманная терпимость и смирение по отношению к преступным действиям других. К А. следует отнести также признание закон­ам использование любых, в т.ч. безнравственных, средств для достижения якобы моральных целей (Иезуитизм, Макиавеллизм), в частности, изуверства (Фанатизм), демагогии. Наконец, А. может выражать позицию синего нигилизма индивидуалистически настроенной личности, проявляющей свой протест против лицемерия господствующей морали в форме анархического бунта.

Аскетизм - моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения к.-л. социальных целей или нравственного самосохранения.

Благо - общее понятие, употребляемое для обозначения положи­тельной ценности предметов и явлений. Природные и общественные яв­ления становятся Б. лишь поскольку они удовлетворяют положительные человеческие потребности, способствуют социальному прогрессу. Разли­чают материальные и духовные, личные и общественные Б.

Материальные Б. - предметы, полезные для жизни человека (пища, одежда, жилище и т.д.).

Духовные Б. - то, что служит для удовлетворения духовных потреб­ностей человека: духовные ценности (образование, достижения культуры, искусства), нравственные ценности (добро, достоинство, честь и т.д.). эс­тетические ценности (красота).

Общественные Б. - это совокупность общих материальных и духов­ных условий общественной жизни, которая обеспечивает обществу и каж­дому человеку определенные условия для развития.

Личные Б. - это совокупность частных условий жизни человека и личного развития, зависящая от общих социальных условий. Одна из раз­новидностей духовного Б. - моральная ценность, добро (иногда слова "Б." и "добро" в обыденном языке употребляют как синонимы).

Благодарность - отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствую­щих практических действиях.

Благородство - моральное качество, характеризующее поступки людей с т.зр. возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (самоотвер­женность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.)

Вежливость - моральное качество, характеризующее поведение че­ловека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой пове­дения и привычным способом обращения с окружающими. В. - элементарное требование культуры поведения', она включает, внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположностью В. являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

Взаимопомощь - отношения между людьми в коллективе, возни­кающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение уси­лий и разделение функций предполагают взаимную поддержку индивиду­альных усилий каждого.

Вина - положение (состояние), противоположное правоте, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, со­вершивший проступок или преступление. Состояние В. является выраже­нием морального отношения, в котором личность находится к другим лю­дям и к обществу в целом. Поскольку человек, опираясь на разум и волю, выбирает свой образ действий и ответственен перед обществом за собственные поступки, он выступает как виновный, если избежал возложенной его ответственности, пренебрег принятыми моральными ценностями и не исполнил своего нравственного долга. В праве установление В. Человека, игнорирующего общественные интересы и нормы, является основанием для понесения им наказания, в морали же В. влечет за собой лишь осуждение общественным мнением. В том случае, когда человек сам признает свою В., он может испытывать страдание, угрызения совести, раскаяние, чувство стыда или же просто страх перед возмездием.

Воздаяние - вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью. Эквивалент-В. издавна считалось одним из непременных требований справедливости,

без него представлялось невозможным требовать от людей выполнение определенных норм поведения. Принцип В. используется в праве наказание сообразно с мерой преступления), а также лежит в основе материального стимулирования деятельности людей. В морали проблема справедливого В. возникает тогда, когда люди начинают отличать личные интересы от общественных. Подлинно моральными санкциями являются поощрения и наказание, осуществляемые посредством духовного воздействия на людей.

Волюнтаризм – субъективный принцип нравственной деятельности; характеристика личной позиции, поступков, взглядов человека, отличающихся откровенным произволом. Волюнтаризм выражает точку зрения крайнего индивидуализма и нигилизма и в конечном итоге ведет к аморализму. Следуя этому принципу, человек должен овершать свой моральный выбор независимо от каких-либо общественных норм и установлений, произвольно определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным усмотрением. Волюнтаризм – крайнее выражение этического релятивизма, в основе которого лежит извращенное понимание нравственной свободы человека, самодеятельности и творчества морали.

Воля - это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели.

Воспитание нравственное - составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает с точки зрения морали две взаимосвязанные задачи

- во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т.п.;

- во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем чтобы он мог направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в iccce регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять моральные требования к другим людям и оценивать их поступки.

Вторая задача и решается путем В.н., которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчивых моральных качеств.

Выбор моральный - акт моральной деятельности, исканий лично-выражающийся в сознательном предпочтении определенной системы ценностей, линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение и обеспечить реализацию. Предпочтение одного поступка др. обязывает соотнести

В.м. с обстоятельствами, слить целесообразность с моральной принципи­альностью, гуманностью, выбрать необходимые средства, обеспечиваю­щие достижение цели и органическое единство мотива и последствий. Особенно отчетливо В.м. проявляется в конфликтной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы личности и общества, собственные и чужие интересы или же вступают в противоречие различные моральные требования. Моральные требования, предъявляемые к лицу, находящемуся в конфликтной ситуации выбора, предполагают учет последствий прини­маемого решения и повелевают предпочесть вариант, имеющий результа­том минимум зла и максимум добра.

Выдержка - моральное качество, в котором находят конкретное проявление определенные стороны самообладания; включает:

- умение человека осуществлять контроль над своими чувствами, подчинять свои действия достижению поставленной цели, несмотря на возникающие препятствия и непредвиденные обстоятельства (настойчи­вость);

- способность преодолевать трудности, подавлять в себе малодушное желание отказаться от намеченных задач (упорство);

- верность избранным идеалам и принципам вопреки тяготам и ли­шениям, пассивному или активному противодействию и принуждению со стороны открытых врагов (стойкость);

- умение подавлять в себе раздражение, пессимистические или, на­оборот, авантюристические настроения при столкновении с сопротивле­нием окружающих.

Гедонизм – широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований гедонизма сводит к общей цели – к получению наслаждения и избе жанию страдания. Эта цель рассматривается как основное движущее начало в человеке, заложенное в него природой и в конечном счете определяющее все его действия. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремлении к земным радостям, гедонизм противоположен аскетизму.

Героизм - особая форма человеческого поведения, которая в нравст­венном отношении представляет собой подвиг. Герой берет на себя реше­ние исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, пре­одолевает в связи с этим особые препятствия.

Грубость - отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения, противоположно вежливости. Буду­чи одним из внешних проявлений неуважительного отношения к людям, Г. выражается в откровенной недоброжелательности к окружающим, в невнимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязыва­нии другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в непредумышленном или намеренном оскорблении досто­инства окружающих людей, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.

Гуманизм - принцип мировоззрения (в т.ч. и нравственности), в ос­нове которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты

достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.

Деонтология - раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний). Моральное сознание как специфическая форма общественного сознания отражает объективную социальную необходимость, потребности людей, общества, исторического развития - в особой субъективной форме - в виде представления о должном (о том, что должно быть), устанавливая, насколько соответствует этому представлению фактически существующее. Моральное сознание оценивает жизненные явления с той точки зрения, насколько они оправданны в силу своего нравственного достоинства. Из представлений о должном складываются нравственные требования, представления о том, какие поступки люди должны совершать. Применительно к человеку эти требования выступают как его обязанности; последние в обобщенной форме правил, равно распространяющихся на всех, формулируются в моральных нормах, заповедях. Все эти этические категории и являются предметом изучения особого раздела этики - Д.

Деятельность моральная - категория этики, при помощи которой всем многообразии общественной практики людей выделяется нравственная сторона, из всех видов побуждений - специфически нравственные мотивы: желание совершать добро, подчинение чувству долга, стремление осуществлять определенные идеалы. В отличие от поведения, которое охватывает всю совокупность поступков человека, под моральной Д. в этике принимаются только поступки, сознательно подчиненные определенным моральным целям.

Добро - одно из наиболее общих понятий морального сознания и ia из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью - злом Д. является наиболее обобщенной формой разграничения нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей и т.д.) понятие Д. приобретает форму более конкретных понятий - благодеяния, добродетели, справедливости и др.

Добродетель - понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности, указывая на их моральную ценность. Понятие Д. подчеркивает деятельную форму усвоения добра (добродетель - делать добро) в противоположность простому знанию принципов, которое не делает человека добродетельным. Противоположностью Д. является понятие порока.

Доверие - отношение к действиям другого лица и к нему самому соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководителю, другу), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросо­вестности, честности. Противоположностью Д. является недоверие, подоз­рительность, когда подвергается сомнению верность общему делу, готов­ность соблюдать общие интересы или условия взаимного договора, ис­кренность мотивов его действий.

Долг - одна из основных категорий этики, общественная необходи­мость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными словами, это пре­вращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулирован­ную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Личность выступает как носитель определенных мо­ральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности.

Достоинство - понятие морального сознания, выражающее пред­ставления о ценности всякого человека как нравственной личности, а так­же категория этики, которая означает особое моральное отношение чело­века к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. С одной стороны, сознание человеком соб­ственного Д. является формой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе. Утверждение и поддержание своего Д. предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков (или, наоборот, не позволяет человеку поступать ниже своего Д.). С другой стороны, Д. личности требует и от других лю­дей уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и воз­можностей, высокой требовательности к нему.

Жизненная позиция - направленность жизнедеятельности лично­сти, ее точки зрения на свое место и роль в общественной жизни (в отли­чие от социального статуса, положения). В нравственном плане Ж.п. - сис­тема поведения личности, определяемая его убеждениями, совестью. Кри­терий истинности, правильности той или иной Ж.п. - ее соответствие про­грессивным тенденциям развития общества.

Зависть - неприязненно-враждебное чувство по отношению к успе­хам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица. 3. возникает у человека на основе себялюбия и связанных с ним честолюбия и тщеславия. Чувство 3. уродует личность и взаимоотношения людей (оно, например, возбуждает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими, и нередко толкает на совершение аморальных поступков).

Законность - принцип права и морали, предписывающий неуклонное соблюдение и правильное применение законов.

Заповедь - нравственная норма, представленная в моральном сознание в виде повеления, исходящего от к.-л. авторитетного лица. Придание моральной норме формы 3. связано с бытовавшим в прошлом представлением, что она основывается не на социальной потребности, а на чьем-то повелении. В религиозном истолковании нравственности таким законодателем выступает бог.

Зло - категория этики, по своему содержанию являющаяся противоположностью добру, и понятие морального сознания, которое служит наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения, а также общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств, зальное 3. следует отличать от социального 3. (противоположности га). Последнее является не только моральным, а более широким понятием, которое охватывает всю совокупность явлений, противоречащих интересам и жизненным потребностям человека, препятствующих общественному прогрессу. Как моральное зло обычно оцениваются отрицательные поступки людей.

Золотое правило - одно из древнейших нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности. Его наиболее распространенная формулировка: "(не) поступай по отношению к другим, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". З.п. встречается уже в ранних письменных памятниках многих культур (в учении Конфуция, в древнеиндийской "Махабхарате", в Библии и др.) и прочно входит в общественное сознание последующих эпох, вплоть до нашего времени. В русском языке оно закрепилось в виде пословицы: «чего в других не любишь, того и сам не делай».

Идеал нравственный - понятие морального сознания, в котором предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, во-плотившем в себе все наиболее высокие моральные качества (добродетели).

Иезуитизм - антигуманистическая система моральных принципов, возникающая, как правило, внутри замкнутой группы и служащая сокрытию или оправданию аморальной по содержанию деятельности. Термин произошел от названия католического монашеского ордена Иисуса. Деятельность иезуитов была направлена на достижение возможно более полной духовной и светской власти лично папы и католической церкви в целом. Тайный и явный контроль за поступками и помыслами возможно большего числа людей, безусловное повиновение низших чинов высшим сочетались у иезуитов с широкими личными привилегиями и весьма вольным образом жизни. Нарицательный смысл понятие И. приобрело благо­даря сомнительной политической морали иезуитов. Эта мораль допускала любые безнравственные поступки (оправдывая их "благой целью"). "Цель оправдывает средства" - этот моральный постулат, приписываемый осно­вателю ордена иезуитов И. Лойоле, в дальнейшем становится практиче­ским принципом И. и используется как в достижении эгоистических лич­ных целей, так и в области государственной политики. В конечном счете практика И. оказывается не способной ни достигнуть провозглашаемых "благих целей", поскольку объективные результаты человеческой деятель­ности находятся в функциональной зависимости от средств, ни прочно и надолго реализовать свои подлинные (по существу, аморальные) цели, по­скольку моральные принципы И. начинают действовать и внутри приняв­шей их организации, тем самым обрекая ее на разложение и гибель.

Измена - нарушение верности общему делу, узам солидарности, то­варищества, любви. Отрицательная оценка И., даваемая ей моральным соз­нанием, обусловлена положительным значением, которое придается этим узам. В том случае, если эти узы утрачивают положительный смысл или даже приобретают антиморальное значение, нарушение и отказ от них уже не есть И. Напротив, верность в этом случае является безнравственной и расценивается как ложное товарищество, круговая порука и т.д.

Интуитивизм - направление в этике, сторонники которого утвер­ждают, что моральные понятия (добро, долг и др.) невозможно обосновать посредством разума и опыта, что они якобы постигаются человеком ин­туитивно, как "самоочевидные истины". Этический И. есть теоретическое выражение представления о том, что общепринятые нравственные убеж­дения не нуждаются в доказательстве, очевидны сами по себе.

Иррационализм - методологический принцип истолкования приро­ды нравственности, характерный для ряда теорий морали. Главное в эти­ческом И. - отрицание каких бы то ни было общих законов и нравственно­сти, преувеличение значения особенного, неповторимого в каждой мо­ральной проблеме. Следствием этого является вывод, что разум и наука, способные устанавливать лишь общее в многообразном, совершенно не­применимы к области морали и поэтому сфера морали непознаваема. Ут­верждая, что каждая жизненная ситуация и положение каждого отдельно­го человека всегда уникальны, неповторимы, иррационалисты делают вы­вод, что моральные требования каждый раз имеют совершенно различный смысл. Поэтому, с их точки зрения, невозможно сформулировать к.-л. об­щие принципы нравственности, на основании которых человек мог бы принимать конкретные решения в различных практических ситуациях.

Искренность - моральное качество, характеризующее личность и ее поступки; выражается в том, что человек делает и говорит то, в правиль­ность чего он верит, действует ради тех соображений, в которых готов признаться самому себе и др. И. противоположна лицемерию и обману, попыткам создать неправильное впечатление о тех мотивах, которыми человек руководствуется, чисто внешнему выполнению им определенных требований без веры в правильность совершаемых поступков, а ради собственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма.

Категории - это универсальные формы человеческого мышления.

Категории этики - основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. Конкретное содержание К. э., их логическая форма и место каждой из них в общей системе понятий менялись в истории этической мысли в зависимости от понимания природы нравственности истории этики основными категориями обычно считались понятия добра и долга, совести, чести и др.

Категорический императив - основная категория этики Канта; сформулированный им "нравственный закон", который гласит: поступай о согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом (т.е. чтобы все другие могли также ему следовать). Кант считал, что из

принципа можно вывести и приемлемые для всех менее общие моральные требования (если избранной тобой линии поведения не могут последовать другие, то она не является правильной).

Качества моральные - понятие нравственного сознания, с помощью которого выделяются в общественной жизни и характеризуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты поведения людей. К.м. характеризуют как поступки независимо от того, кем они совершаются, так и

отдельные стороны поведения определенной личности, выступающие как свойства ее характера. К.м. разделяют на положительные и отрицательные, которые иногда именуют добродетелями и пороками.

Клевета - один из видов вероломства, ложное обвинение других (отдельного человека, группы людей), обычно совершаемое умышленно, эгоистических интересов или по другим низменным мотивам (зависть, месть, стремление расправится с неугодными). К. как общественное явление обычно наблюдается в обстановке взаимной враждебности, конкуренции и подозрительности между людьми.

Кодекс моральный - свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. Как правило, в К. м., составленном определенным автором, каются нравственные требования, которые уже выработало до него стихийно моральное сознание общества. К.м. обычно охватывает как те нормы поведения, которые практикуются подавляющим большинством и, так и те, которые часто нарушаются, но считаются, тем не менее, цельными.

Конфликт моральный - специфическая ситуация морального вы­бора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем соз­нании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя к.-л. нравственной нормы одновременно ведет к наруше­нию другой нормы, представляющей для данного человека определенную моральную ценность. В конфликтной ситуации требуется совершить вы­бор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение противоречия реализовать нравственную цель. Разрешение К.м. базируется на осознании иерархии нравственных ценно­стей (общественный долг, например, рассматривается как более высокий по сравнению с частным).

Конформизм - социально-психологическая ориентация, склады­вающаяся не в результате самостоятельных решений общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительного принятия гото­вого порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной мораль­ной позиции при решении объективно обусловленных задач, а прилажива­ется к тем стандартам и канонам поведения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления на него, т.е. навязываются ему явно (при­нуждением) или неявно (внушением через традицию и др.) В этике К. равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние фак­торы, следовательно, отказу от себя как от личности.

Корыстолюбие - отрицательное моральное качество, характери­зующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и направля­ет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими с точки зрения личной материальной выгоды. К. есть проявление эгоизма в сфере отно­шения людей к материальным благам. Его социальный смысл состоит в оказании предпочтения личному материальному интересу перед общест­венным.

Культура - это совокупность всех созданных и создаваемых челове­чеством материальных и духовных ценностей, охраняемых, используемых и передаваемых последующим поколениям.

Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетиче­ские нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют со­держание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то К.п. раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с ею образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. В ши­роком плане в понятие К.п. входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация то времени, эстетические вкусы (умение одеваться, украсить жилище), мимика, жесты и т.д. Особо выделяют культуру речи, умение грамот­но и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям.

Лицемерие - отрицательное моральное качество, состоящее в том, заведомо безнравственным поступкам приписывается моральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Л. противоположно честности, прямоте, искренности - качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий.

Личность - субъект нравственной деятельности. Человек становится моральной Л., когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя. Таким образом, понятие моральной Л. - одна из важнейших категорий этики, тесно связанная с ми этическими понятиями и проблемами.

Любовь - чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на взаимной заинтересованности и склонности. В этике и философии Л. понимается как такое отношение между людьми,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...