Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие Культуры. Культура как объект исследования.




Предмет и задачи культурологии. Культурология в системе гуманитарных знаний.

Культурология — область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.

Культурология — наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности.

Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук. Культурология является интегративной сферой знания, рожденной на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии культуры и искусствоведения.

Предмет культурологи - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса...

Направления культурологи:

- социальная - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.

- Гуманитарная - концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных "текстах" культуры".

- Фундаментальная - разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.

- Прикладная - использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

Социальные перспективы культурологии - в ходе "информационной революции" неизбежно наступит этап "революции" в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология.

Предмет культурологи:

- исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;

- исследование общества с т.з его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.

- Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.

- Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.

- Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

Методы культурологи:

- Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

- Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

- Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.

- Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.

- Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

- Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.

- Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

- Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

Основная задача культурологи.

Методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологии как отрасли научного знания - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.

Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки, усиление интегративных процессов, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научных исследований ведет к синтезу ряда наук, формированию диалектически взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как целостной и многообразной системе. Каждая из наук, с которыми культурология входит в контакт, дает возможность углубить знание о явлениях тем необходимым компонентом и социальным фоном развития культурных достижений, открытий, гениальных творений, которыми так богато культурное наследие.

Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры, а социология выявляет закономерности процесса функционирования культуры в обществе, особенности культурного уровня различных групп. Психология дает возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, его восприятие ценностей культуры, становление духовного мира личности.

Этнография способствует осознанию национально-этнической самобытности культуры народов мира, роли культуры в межнациональных отношениях.

Искусствознание и эстетика раскрывают художественную культуру в ее неповторимости, уникальности и эмоциональной силе влияния на человека.

Смежные науки не только питательная среда, но и необходимый фундамент культурологии.

Понятие Культуры. Культура как объект исследования.

  • Понятие “культуры” в истории культурологической мысли.

Слово культура в Древнем Риме обозначало возделывание земли.

Культура от слова культ – духовная.

Древние греки использовали термин “пайдея” – образованность, изысканность.

В Средние века под культурой понимали связанное с религией.

В Эпоху Просвещения культуру противопоставляли природе (натуре) как животному проявлению человека.

С конца 18 века культура связывается с духовной жизнью человека. Впервые об этом объявил Гербер.

При всем многообразии определений культуры можно выделить общие характеристики.

Культура – сущностная характеристика человека, отличающая его от животных.

Человек создал искусственный мир идей, ценностей, символов, который противостоит миру природы.

Культура не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспитания и образования, проходящего в обществе.

Морфология культуры – структура, функции и сферы культуры.

Морфология – раздел культурологии, изучающий её внутреннее строение и функции, типичные формы культуры.

В структуре культуры выделяются обыденный и специализированный тип.

Обыденный – повседневная культура.

Специализированный – профессиональная культура.

Функции культуры:

  1. Адаптивная – приспособление к среде;
  2. Знаковая (сигнификативная) – функция присвоения имён. Предметы и явления, не имеющие имени, для человека не существуют. Именные помогают действовать, избегать опасности;
  3. Познавательная (гносеологическая) – накопление знаний через науки и иррациональные системы;
  4. Информативно-трансляционная – накопление и хранение информации, через коды, знаковые системы, передаются поколениям. Формы трансляций: – рефлексивные (осознаваемые): обучение, воспитание; – нерефлексивные (неосознаваемые): подражание окружающим;
  5. Коммуникативная – общение человека с себеподобными для решения задач (через речь, письменность и т.д.);
  6. Интегративная – объединение контактов государств, народов, способствовать сплочению человечества;
  7. Нормативная (регулятивная) – система норм и требований в данной культуре;
  8. Аксиологическая (оценочная) – формирование системы ценностей, т.к. значимость предмета и явлений для жизни не одинакова;
  9. Социализация – процесс усвоения человеком знаний норм, ценностей, необходимых для жизни в обществе;
  10. Инкультурация – Процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в культурной среде данного государства и социальной группы;

Все функции переплетены, классификация условна.

Сферы существования культур (формы): хозяйство, наука, техника, право, политика, искусство, мораль, религия.

Первоначальный элемент – единица культуры называется артефактом.

Артефакт – искусственно созданный человеком, конкретный результат человеческой деятельности (материальный продукт, социальная структура, сообщения, суждения, поступок).

Культурная форма – комплекс артефактов (изба, терем, юрта – артефакты; человеческое жилище – форма).

Культурная система – совокупность культурных форм (если артефакт можно представить в виде слова, то культурную форму – отдельной фразой, а культурную систему – целостным текстом).

Формы или сферы культурного творчества делятся на материальные и духовные. Вещи – основы материальной культуры. Основу духовной культуры составляют знания. Материальная и духовная культура неразрывно связаны.

 

  • Массовая и элитарная культура.

Массовая культура – ориентирует свои материальные и духовные ценности на “усредненного потребителя”, не имеет высокого качества, для её восприятия не нужно образование. Массовая культура связана с индустриальным обществом, научно-техническим прогрессом, утвердилась в начале 20 века в сфере развлечений.

Элитарная культура – elite (фр.) – лучший – культура “верхушки общества”, властное, богатое и творческой части деятелей искусства.

 

  • Субкультура и контркультура

Субкультура – культура отдельных групп общества, не пытается переделать господствующую культуру.

Контркультура – субкультура, противостоящая господствующей культуре.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...