Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как помочь слабовидящему ребенку почувствовать себя комфортно в вашем классе?




Второе Издание

 

Айрис Торрес и Энн Л. Корн
Предисловие - Кэтлин Мэри Хубнер

 

 

Американский
Фонд Слепых,
Нью-Йорк

 


 

Содержание

Введение                                                                                                                  3

Часть I Слабовидящий Ребенок в Классе                                       7

Как помочь слабовидящему ребенку почувствовать себя комфортно в вашем классе?                                                                                                                                      7

Как слабовидящий ребенок может передвигаться по классу и школе? 10

Какие специальные устройства должен использовать слабовидящий ребенок?   12

Как слабовидящий ребенок будет работать с печатными материалами?      21

Как слабовидящий ребенок должен вести себя вне классной комнаты? 26

Какие материалы, помощь или дополнительное обучение навыкам получает слабовидящий ребенок от постоянного или приходящего преподавателя? 28

Часть II Связь разделов по интересам                                          33

Какие дополнительные услуги может обеспечить постоянный или приходящий преподаватель в школе?                                                                                 33

На что надо обращать внимание, чтобы определить имеют ли дети проблемы со зрением?                                                                                                                34

Каковы некоторые наиболее распространенные ошибочные представления о зрении?                                                                                                                                    35

Приложение A                                                                                                   36

А. Какие специалисты работают со слабовидящими людьми?       36

 


 

Введение

В вашем классе появляется ребенок, который имеет проблемы со зрением, и вы задаетесь естественным вопросом, насколько его или ее потребности отличаются от потребностей других ваших учеников. Эта брошюра была написана для того, чтобы ответить на интересующие вас вопросы и проблемы, касающиеся подобного нового опыта при обучении.

Когда в обычном классе появляется слабовидящий ребенок, надо осторожно понаблюдать и убедиться в том, что он или она сможет конкурировать как в учебном, так и в социальном смысле со своими “нормально видящими” сверстниками. Хотя ребенку, возможно, придется пережить учебное и эмоциональное напряжение, с которым нормальные дети обычно не сталкиваются, он в скором времени должен стать полноценным членом класса.

Для того, чтобы слабовидящий ребенок имел возможность полностью раскрыть свой учебный потенциал, он или она вместе с вами должны получать дополнительные услуги квалифицированного преподавателя для слабовидящих учеников. Совместно с таким специальным преподавателем вы получите возможность соответствующим образом планировать образовательные действия и заранее подготовить обстановку классной комнаты.

Одним из типов преподавателей для слабовидящих учеников является постоянный преподаватель. Он или она прикреплен к вашей школе на постоянной основе, и в течение учебного дня доступен для консультаций и специализированных инструкций, а также может обеспечить материалы, специально адаптированные для слабовидящих школьников. Специальный кабинет такого преподавателя имеет сходство с библиотекой, где школьник проводит один-два часа в день и получает инструкции о поведении в маленьком коллективе и необходимые адаптивные материалы. К другому типу специальных преподавателей относится приходящий преподаватель. Это преподаватель, который также является образовательным консультантом по зрению или педагогом для слабовидящих, но он ходит из школы в школу и дает уроки согласно расписанию. Вам и слабовидящему ребенку необходимо проводить с преподавателями обоих типов определенное время.

Являясь постоянным классным руководителем слабовидящего ребенка, вы очень скоро научитесь распознавать и чувствовать индивидуальные потребности вашего ученика. (Чем старше ребенок, тем лучше он или она смогут рассказать вам о своих способностях и недостатках.) При поддержке и понимании хороших педагогов, слабовидящий школьник обретет уверенность в себе и независимость.

Вообще считается, что ребенок имеет право на специальные услуги постоянного или приходящего преподавателя, если при измерении его остроты зрения относительное расстояние составляет 20/70 или меньше для глаза, который видит лучше, при наличии корректирующих линз. Другими словами, то, что ребенок может увидеть на расстоянии в 20 футов (6 м), человек с нормальным зрением видит на расстоянии в 70 футов (21 м). Дети, которые имеют остроту зрения 20/200 или меньше для лучшего скорректированного глаза, или которые имеют поле зрения не больше 20 градусов, с юридической точки зрения считаются слепыми («юридически слепой» - это термин, первоначально созданный для определения права на получение общественной помощи). Однако, многие из таких детей действительно могут учиться при помощи своего зрения, а некоторые хорошо пользуются обычными печатными материалами. Поэтому, по сравнению с критерием измеренной остроты зрения, степень, с которой зрительная проблема ребенка влияет на его способность учиться в нормальном классе, является более важным критерием.

Некоторые дети могут иметь дополнительные проблемы со зрением, включая отсутствие бокового зрения, высокую или низкую чувствительность к уровню нормального света, затруднения при различии цветов или контраста, или комбинации нескольких таких состояний. Дети, которые не являются полностью слепыми, но у которых наблюдаются ухудшения зрения, достаточно серьезные для того, чтобы им потребовались услуги специального обучения, считаются детьми со слабым зрением или слабовидящими детьми - термин, используемый для обозначения функциональных ограничений при выполнении повседневных задач, что является результатом ухудшения зрения. Функциональное зрение – это зрение, имеющееся у человека для выполнения основных повседневных задач, и это определяет, как ребенок использует свое ослабленное зрение.

Важно осознавать, что слабовидящие дети отличаются друг от друга способностью использовать свое зрение. Два ребенка могут иметь одинаковые остроту и поле зрение, а также и другие клинические параметры, но один из них может полагаться на другие чувства восприятия, чтобы исполнять те же самые задачи, которые второй ребенок выполняет при помощи зрения. Эти индивидуальные различия необходимо принимать во внимание.

С другой стороны, необходимо принимать во внимание и тип ухудшения зрения, который также является главным фактором в функционировании зрения ребенка. При небольших зрительных расстройствах зрение фактически может колебаться, и даже на стабильное состояние зрения могут временно влиять такие факторы, как освещение, усталость и эмоции. Вы можете обсудить определенные потребности или ограничения своего ученика, которые связаны с ухудшением его зрения с постоянным или приходящим преподавателем.

С начала XX века слабовидящие дети были “включены” в общеобразовательные программы во всех основных городах Соединенных Штатов. Акт о равенстве образования для всех детей, P.L. 94-142, принявший силу закона после подписания 29 ноября 1975 года, и поправки к акту, P.L. 99-457, от 1986 года, гарантируют всем детям-инвалидам, включая инвалидов по зрению, получение “свободного соответствующего образования с наименьшими ограничениями окружающей среды”. Наименее ограниченная окружающая среда у разных учеников различна, и она меняется согласно способностям ученика и навыкам, приобретенным им в течение периода школьного обучения. Для некоторых учеников наименее ограниченной окружающей средой может быть соседняя школа, в которой имеется квалифицированный преподаватель для слабовидящих, регулярно посещающий ребенка на дому. Другие ученики могут сами посещать школу, где они ежедневно получают уроки у специального преподавателя в классах для слабовидящих детей. Третьи ученики могут посещать школу-интернат для слепых и слабовидящих детей на постоянной или периодической основе в период школьного обучения.

Решение поместить ребенка в образовательное учреждение, которое является наименее ограниченной окружающей средой для его конкретного случая, принимается совместно на основе оценки особых потребностей ребенка. В комиссии по принятию решения участвуют родитель или опекун, член экзаменационной комиссии, представитель местного образовательного агентства, преподаватель или преподаватели ребенка и, если необходимо, ученик с дефектом зрения. Как только для ученика сделан выбор соответствующего образовательного учреждения, тот же самый комитет или группа разрабатывает Индивидуальную Программу Образования (ИПО). Они подробно расписывают ежегодные или долгосрочные цели, которые используются в качестве руководства или инструкций для преподавателя для слабовидящих учеников. Совместно с преподавателем вы можете разработать краткосрочные цели для достижения ежегодных целей.

Поскольку детей с плохим зрением и полностью слепых детей часто помещают в обычные классы, то данная публикация предлагает советы, применимые для обеих этих групп. Информация была собрана с помощью преподавателей для детей с дефектами зрения, родителей, преподавателей обычных классов и самих слабовидящих учеников. Не все из предложенного здесь применимо ко всем детям с плохим зрением, потому что потребности этих детей меняются. Используя свой педагогический опыт, вы, конечно, найдете решения, которые так или иначе применимы в ситуации с вашим классом, как и представленные здесь рекомендации. Совместно со специальным преподавателем вы можете улучшить методику обучения, которая пойдет на пользу не только слабовидящему ученику, но и всему классу.

Многие слабовидящие дети имеют более одного дефекта. Такие дети должны получать услуги от специальных преподавателей на основе экспертизы их потребностей. Они могут учиться в основном потоке вашего класса, но посещать уроки согласно индивидуальному расписанию. Хотя образовательные стратегии для детей с множеством дефектов не являются главным предметом данной публикации, большинство представленных предложений реально применимы к слабовидящим детям с дополнительными дефектами.

Вообще, педагоги и профессионалы чаще используют термины «зрительное нарушение” и “зрительное расстройство”, а не “зрительное затруднение” и “трудности зрения”. Однако, многие из законов о специальном образовании предусматривают, что ребенок должен испытывать затруднения при нарушении зрения, чтобы иметь право на получение услуг. Поэтому, в данной публикации мы воспользуемся термином “зрительные затруднения”, охватывающим все степени потери зрения, включая полную слепоту, которые влияют на способность человека выполнять задачи повседневной жизни.


Часть I
Слабовидящий Ребенок в Классе

Как помочь слабовидящему ребенку почувствовать себя комфортно в вашем классе?

1. Помните, что слабовидящий ребенок является таким же учеником вашего класса, как и все остальные, и каждый из них имеет свой индивидуальный характер и потребности. Преподаватель для слабовидящих детей поможет вам, помимо обычного обучения, обратиться к особым учебным потребностям ребенка.

2. Не бойтесь использовать слова типа «посмотрите» и «взгляните». Эти слова должны быть в обиходе у слабовидящих детей так же, как у всех нормальных ребят. Слабовидящие дети используют их для обозначения своих собственных способов, при помощи которых они «видят» предмет, например, прикасаются или рассматривают его с очень близкого расстояния, а также в повседневных разговорах, например, в таких выражениях как “Скоро увидимся”.

3. Представьте слабовидящего ребенка обществу таким же образом, как бы вы представили любого другого ученика. Если другие дети или взрослые начнут задавать ему вопросы, скажите слабовидящему ребенку, чтобы он не стеснялся отвечать на них. О своих проблемах со зрением надо говорить честно и открыто. Многие дети чувствуют себя лучше, если их сверстники понимают, что они имеют зрительные недостатки. Однако, здесь нужно проявлять чувствительностью и осторожность, потому что некоторые дети пытаются «скрыть», либо отрицают свои зрительные недостатки, а другие не могут обсуждать свои проблемы со зрением публично.

4. Включите слабовидящего ученика во всевозможные виды деятельности — физкультуру, домашнюю экономику, компьютерное программирование, промышленный дизайн и так далее. Постоянный или приходящий преподаватель помогут внести предложения о методах и специальном оборудовании или устройствах, которые были бы полезны при выполнении некоторых действий.

5. Время от времени, все дети любят оказаться в центре внимания (например, стать капитаном команды или ведущим программы). Поощряйте слабовидящего ребенка в таких начинаниях, чтобы он мог конкурировать со сверстниками или занимать позицию лидера так же, как это делают другие дети.

6. В рамках похвалы и дисциплины, к слабовидящему ребенку нужно применять те же самые дисциплинарные правила, которые относятся и к остальной части класса. Однако, слабовидящий ученик не всегда способен заметить улыбку одобрения или поддержки, поэтому вместо этого можно использовать жесты рукой, похлопывание по плечу или устные реплики.

7. Разрешайте слабовидящему ученику передвигаться по классу, чтобы он мог иметь доступ к материалам или получать визуальную информацию. Ребенок знает свои потребности, поэтому его компенсирующие методы обучения скоро станут частью обычной жизни класса.

8. Дети с плохим зрением могут не осознавать событий, которые происходят на расстоянии, а следовательно могут не интересоваться ими. Они могут, например, не заметить выражения лица, поклона или движения руки преподавателя, подзывающего ученика к себе или предлагающего ответить на вопрос. Поэтому необходимо использовать устные реплики, например, произнесение вслух имени ученика.

9. Обеспечьте слабовидящему ученику дополнительное рабочее место, стол или место в шкафчике, где можно разместить специальные материалы (большой шрифт Брайля или книги с крупной печатью, оптические устройства, стенды для чтения и т.п.).

10. В результате появления одноклассника с плохим зрением, другие ученики в классе могут заинтересоваться темами, связанными со зрением и его ухудшением. Возможно, вы захотите включить эти темы в свои классные уроки. Например: в науке темой для обсуждения могут стать свет и оптика; в медицине - отношение к инвалидности; в социальных исследованиях - информация об агентствах по оказанию услуг в обществе и дискриминация против людей инвалидов; в литературе - книги, авторы которых имели проблемы со зрением. Если слабовидящий ребенок не стесняется говорить об этом, то может быть он захочет поучаствовать в проведении такого урока. С другой стороны, слишком большое внимание к слабовидящему ребенку может подчеркнуть различия между ним и нормальными людьми.

11. Все дети чувствительно относятся к критике со стороны своих сверстников. Если вы правильно примите слабовидящего ребенка, то это послужит положительным примером для всего класса.

12. Слабовидящий ученик может принести с собой в класс адаптивные устройства. Разрешайте ученику использовать их по мере необходимости и отвечать на любые вопросы об этих устройствах, которые могут задавать другие ученики.

13. Поскольку некоторые слабовидящие дети предпочитают не привлекать внимания к своему недостатку, то они могут использовать специальные устройства и принимать помощь от других только в том случае, когда им это необходимо. В целом, вы должны уважать желания ребенка, но если вы подозреваете, что на самом деле ему требуется гораздо большая помощь, или что появилась какая-то другая проблема, то вы можете обсудить свои подозрения с постоянным или приходящим преподавателем.

14. Когда вы подходите к слепому ученику, особенно если он знает вас еще не совсем хорошо, всегда называйте свое имя, и попросите других детей и взрослых в школе делать то же самое. По голосу не всегда легко узнать человека, особенно в толпе или в напряженных ситуациях. Постарайтесь избегать таких игр, в которых дети или взрослые просят угадать себя, например: “Угадай, кто я?” или “Ты ведь помнишь мой голос, правда?”

15. Полностью слепые дети или дети с серьезными зрительными нарушениями могут проявлять некоторые особенности, например, засовывать пальцы в глаза (чаще говорят «тыкать пальцами в глаза»), раскачиваться, производить дополнительные или ритмичные движения, наклонять голову и производить неуместные звуки. Постарайтесь объяснить ребенку, как надо себя хорошо вести, и проконсультируйтесь с постоянным или приходящим преподавателем что делать, чтобы справиться с плохим поведением. Нужно поощрять ребенка к тому, чтобы он при разговоре стоял лицом к собеседнику.

16. Как ожидается, слабовидящие ученики должны проделывать ту же самую работу, что и их зрячие одноклассники, хотя для первых может потребоваться адаптация средств или сокращение рабочей нагрузки из-за ограничений времени. По мере того, как слабовидящие ученики развивают зрительные или адаптивные навыки, их рабочая нагрузка, временные рамки и учебные задачи постепенно должны приравниваться к аналогичной деятельности других учеников класса, согласно вашим ожиданиям.

17. Чтобы развивать самостоятельность, разрешайте слабовидящему ребенку самому делать что-то для себя по мере возможности. Ребенок также должен научиться просить и принимать помощь от других при выполнении некоторых задач. Кроме того, чтобы развивать хорошие взаимоотношения среди сверстников и воспитывать чувство самооценки, ребенка надо приучить предлагать и оказывать взаимную помощь другим.

18. Слабовидящий ребенок гораздо более схож с другими детьми вашего класса, чем отличается от них. Поэтому, обращайтесь с таким ребенком так же, как и с другими учениками.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...