Тренировка устойчивости и равновесия
Уделяя внимание приобретению навыков пребывания в состоянии покоя (аспект инь), нельзя забывать о тренировке движений (аспект ян). Встаньте в «стойку тай-цзи» (рис. 5.2, а), перенесите вес тела на «сущностную» правую ногу и сделайте небольшой шаг вперед вашей «видимой» левой ногой, так, чтобы пальцы левой ноги слегка касались поверхности пола, а весь вес тела приходился на правую ногу. Одновременно разверните корпус влево и слегка согните колени (рис. 5.2, б). Очень важно, чтобы поворот тела осуществлялся исключительно в области пояса. Если корпус будет двигаться без участия пояса, поток энергии из дан тьян будет прерван. При правильном повороте (от пояса) тело будет двигаться естественным образом, и ничто не воспрепятствует свободному току энергии. Во время упражнения сфокусируйте внимание на потоке внутренней энергии. Делая упор на «сущностную» правую ногу, сделайте плавный шаг «видимой» левой ногой вперед на расстояние примерно 75 см и встаньте в стойку «лук и стрела» (рис. 5.2, в). Согнутая в колене передняя (левая) нога, ступня которой развернута на 45° вправо, представляет «лук», а задняя (правая) прямая нога, ступня которой развернута на 45° от исходной позиции влево, символизирует «стрелу». Двигаться следует таким образом, чтобы даже в случае неудачного шага левой ногой равновесие не было утеряно, поскольку основной вес тела приходится на «сущностную» правую ногу. Только тогда, когда есть уверенность в том, что левая нога нашла устойчивую точку опоры, на нее можно переместить половину веса тела. Как уже было сказано, ступни должны стоять под углом 45° к воображаемой прямой линии между ними. Одновременно круговым движением правой руки против часовой стрелки обозначьте удар на уровне груди, слегка согнув локоть и не выпрямляя руку полностью. В это же время круговым движением левой руки по часовой стрелке зафиксируйте руку над согнутым коленом. Этот прием называется «Зеленый дракон выстреливает жемчужину».
Рис. 5.2. Стойки «лук и стрела» и «четыре — шесть»
Движения ног можно разделить на грубые и изящные. В приведенном примере к грубым движениям следует отнести переход из «стойки тай-цзи» в левостороннюю стойку «лук и стрела». Изящными движениями можно считать поворот корпуса влево, определяющий движения всего тела, едва заметное отклонение корпуса назад, скользящее движение левой ноги в переднюю позицию, перенос веса тела при повороте колен, утверждение позиции задней ноги и установление центра тяжести в области дан тьян (живота). Понимание сущности изящных движений необходимо для обретения надежного равновесия и достижения спиральной силы, которая образуется от пятки задней ноги. Для перехода в следующую позицию вес тела переносится на переднюю (левую) ногу, затем на заднюю (правую) ногу, причем левая нога смещается назад примерно на 30 см, оставаясь впереди правой. После этого перенесите примерно 40 % веса тела на левую ногу; согните обе ноги так, чтобы задняя нога была согнута немного больше передней, и перенесите центр тяжести в дан тьян. Эта позиция соответствует «стойке ручья», или, как ее называют, «стойке четыре — шесть» (40 % веса тела — на передней ноге, 60 % — на задней). Руки держите, как показано на рис. 5.2, г. В таком сочетании эта стойка называется «игрой на лютне». Выполните указанные движения в обратной последовательности. Из стойки «игра на лютне» (рис. 5.3, а) перенесите вес тела на правую ногу и, используя левую пятку как точку опоры, разверните корпус и левую ногу в сторону правой. Этот поворот должен осуществляться прежде всего в области пояса. Затем переместите вес тела на левую ногу, которая в. данном случае становится сущностной задней ногой, в то время как пальцы правой ноги лишь слегка касаются пола (рис. 5.3, б). Одновременно поверните левую руку по часовой стрелке, а правую — против часовой стрелки.
Продолжайте круговые движения рук. Разворачивая корпус и перемещая правую ногу вперед, займите устойчивое положение в правосторонней стойке «лук и стрела» так, чтобы вес тела равномерно распределился на обе ноги, а центр тяжести находился в области дан тьян (рис. 5.3, в). Одновременно с движениями ног левая рука совершает круговое движение по часовой стрелке, а правая — против часовой стрелки, при этом слегка согнутая в локте левая рука обозначает прямой удар, а правая ладонь расположена на уровне правого колена. Не останавливаясь, переместите вес тела на правую ногу, затем — на левую и поставьте правую ногу примерно на 30 см назад, занимая правостороннюю стойку «четыре — шесть». Одновременно руки занимают позицию, показанную на рис. 5.3, г. Центр тяжести расположен в дан тьян.
Рис. 5.3. Стойки «лук и стрела» и «четыре — шесть»
Теперь переместите вес тела на левую (заднюю) ногу и, начиная движение от пояса, слегка разверните правую ногу налево. Сделайте то же самое в обратном направлении (рис. 5.4, а). Высоко поднимите колено левой ноги так, чтобы нога защищала пах, а пальцы на ноге указывали на пол. Одновременно перекрестите ладони перед лицом (рис. 5.4, б). Обозначьте удар левой пяткой и разведите руки приемом под названием «прямой удар от скрещенных рук» (рис. 5.4, в). После этого немедленно займите исходную позицию, защищая ногой половые органы; держите руки как показано на рис. 5.4, г. Этот прием называется «одинокий золотой петушок», а стойка для проведения «золотого петушка» и «прямого удара» носит название «стойка на одной ноге». Опустите левую ногу на землю так, чтобы она стояла на расстоянии 60 см от правой, и плавно перенесите вес тела с правой ноги на левую. Поднимите правое колено и скрестите руки перед лицом (рис. 5.4, д). Обозначьте удар правой ногой и разведите руки, как показано на рис. 5.4, е. Без промедления вернитесь в исходную позицию (рис. 5.4, ж). Таким образом, все действия аналогичны описанным в предыдущем параграфе, но производятся в обратном порядке.
Рис. 5.4. Стойки на одной ноге
Находясь в левосторонней «стойке на одной ноге», плавно опустите правую ногу так, чтобы она встала в позицию на 60 см от левой, вправо по диагонали, то есть примите положение правосторонней «стойки четыре — шесть». Держите руки, как показано на рис. 5.5, а. Этот прием очень популярен в тай-цзи цюань и носит название «приподнятые руки»; он используется как при ожидании атаки противника, так и непосредственно для обороны. Перенесите вес тела на заднюю (левую) ногу, немного отведите назад правую так, чтобы ее пальцы слегка касались пола; тем самым на какой-то момент вы будете в позиции «стойки обманной ноги», «перемещая шарик ци» (рис. 5.5, б). Сделайте правой «видимой» ногой шаг вперед примерно на 75 см и встаньте в стойку «лук и стрела»; одновременно поднимите правую руку на уровень глаз, а ладонь левой расположите под локтем правой, как показано на рис. 5.5, в, что соответствует технике отражения (пень). В этот момент вес тела равномерно распределен на обе ноги, а центр тяжести находится в дан тьян. Положения ступней показаны на рис. 5.6. Перемещая вес тела на левую ногу, сделайте правой шаг назад, причем на какой-то момент ноги будут рядом (рис. 5.5, г), а руки продолжат круговое движение корпуса. Продолжая разворот корпуса, отставьте правую ногу на 75 см назад и перенесите на нее вес тела — в этой позиции она выполняет роль «сущностной» ноги (рис. 5.5, д). Помните о том, что позиция левой ступни меняется, и пальцы ноги в этот момент направлены в правую сторону. Продолжая круговое движение, подайте корпус вперед, не меняя позиции ног; таким образом, вы встанете в левостороннюю стойку «лук и стрела», а вес тела равномерно распределится между правой и левой ногами. Одновременно поднимите левую руку на уровень глаз, а ладонь правой руки поставьте под локтем левой приемом пень (рис. 5.5, е). Все перечисленные движения должны проводиться плавно и без какого-либо перерыва; все приемы по перемене позиции, например с правой на левую, должны быть круговыми, но отнюдь не угловатыми и резкими.
Для завершения упражнения перенесите вес тела с задней (правой) ноги и слегка придвиньте левую ногу к правой так, чтобы пальцы левой ноги смотрели вперед. Затем перенесите вес тела на левую ногу и поставьте ноги вместе; встаньте прямо так, чтобы пальцы ног смотрели вперед. В этот момент вес тела равномерно распределен между обеими ногами. В это же время на вдохе поднимите обе руки над головой ладонями вверх (рис. 5.5, ж) и, медленно опуская руки ладонями вниз, выдыхайте до тех пор, пока руки не примут естественное положение вдоль корпуса (рис. 5.5, з и 5.5, и). Во время подъема рук над головой мысленно представьте, как в вас проникает животворная космическая энергия; опуская руки на выдохе, почувствуйте, как она аккумулируется в дан тьян, то есть в области солнечного сплетения. Синхронизация движения, дыхания и мысленных образов должна происходить без напряжения: любое резкое действие может привести к нежелательным побочным эффектам. Подобная техника, являющаяся неотъемлемой частью программы тренировок по тай-цзи цюань и другим разновидностям кунг-фу, известна как «накопление энергии в энергетическом поле».
Рис. 5.5. Окончание упражнения
Закройте глаза, избавьтесь от всех мыслей, полностью расслабьтесь и оставайтесь в «стойке бесконечного предела» в течение нескольких минут. Завершая упражнение, разогрейте ладони друг о друга, прикоснитесь к векам и откройте глаза. Помассируйте лицо и голову, расслабьте тело и немного походите. Это несложное упражнение является прекрасной тренировкой по отработке пяти базовых движений ног и четырех основных стоек тай-цзи цюань. Пять базовых движений представлены: дзин (движением вперед); туй (движением назад); ку (движением влево); пан (движением вправо) и динь (центровой исходной позицией). Четырьмя основными стойками в тай-цзи цюань считаются: «верхом на козле», или «стойка тай-цзи цюань»; «стойка четыре — шесть»; «стойка лук и стрела» и «стойка на одной ноге». Рис. 5.6 демонстрирует положение ступней при движении ног, а рис. 5.7 — во время выполнения основных стоек.
Примечание. Для большей наглядности каждая позиция показана отдельно. В действительности все движения выполняются как единая непрерывная комбинация, где одна позиция переходит в другую безостановочно, а, например, позиция 11 повторяет позицию 1. Рис. 5.6. Положение ступней при движении ног
Начало выполнения упражнения ассоциируется с космосом, или конечным пределом, а окончание комбинации приемов — с пустотой или бесконечным пределом. Само упражнение дополняет предыдущее, целью которого являлось достижение покоя и развитие внутренней силы, первоначально обретаемой из пустоты, а затем из космоса. В терминах тай-цзи цюань это звучит как «вудзи порождает тай-цзи, и тай-цзи возвращается к вудзи». Поэтому если вы желаете достичь мастерства в искусстве тай-цзи цюань, то должны помнить о принципах инь — ян, изложенных во второй главе и основанных на единстве движения и покоя.
Рис. 5.7. Положение ступней в основных стойках
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|