Требования к аудиторам систем менеджмента качества.
Аудиторы должны обладать знаниями и умениями в следующих областях:
а) принципы, процедуры и методы аудита, позволяющие выбирать такие способы работы, которые соответствуют различным аудитам и обеспечивают последовательное и систематичное проведение аудитов. Аудитор должен уметь: · применять принципы, процедуры и методы аудита; · результативно планировать и организовывать работу; · проводить аудит в согласованные сроки; · расставлять приоритеты и концентрироваться на важных вопросах; · собирать информацию путем результативных опросов, наблюдений и анализа документов, включая записи и данные; · понимать применимость и последствия использования метода выборки для аудита; · проверять точность собранной информации; · подтверждать достаточность и соответс твие свидетельств аудита для обоснования наблюдений и заключений по результатам аудита; · оценивать факторы, которые могут повлиять на надежность наблюдений и заключений по результатам аудита; · использовать рабочие документы для регистрации дейс твий по аудиту; · подготавливать отчеты по аудиту; · обеспечивать конфиденциальность и безопасность информации; · результативно общаться самостоятельно, используя знание языка или через переводчика; б) система менеджмента и справочные документы, позволяющие аудитору понять объем аудита и применить критерии аудита. Знания и умения в этой области должны охватывать: · применение систем менеджмента для различных организаций; · взаимодействие между составными элементами системы менеджмента; · с тандарты на системы менеджмента, применимые процедуры или другие документы системы менеджмента, используемые как критерии аудита;
· понимание различия между справочными документами и приоритетности тех или иных документов; · применение справочных документов к различным ситуациям в процессе аудита; · информационные системы и технологии утверждения, обеспечения безопасности, рассылки и управления документами, данными и записями; в) организационные аспекты, позволяющ ие аудитору понимать производственную ситуацию. Знания и умения в этой области должны охватывать: · размер, структуру, функции и взаимоотношения в организации; · общие бизнес-процессы и относящуюся к ним терминологию; г) соответствующие законы, правила и другие документы, позволяющие аудитору работать с учетом и пониманием требований, которые применимы к проверяемой организации. Знания и умения в этой области должны охватывать: · местные, региональные и национальные кодексы, законы и правила; · контракты и соглашения; · международные договоры и конвенции; · другие требования, с которыми согласилась организация.
Требования к персональным (личным) качествам аудиторов Аудиторы долж ны обладать личными качествами, которые давали бы им возможность действовать в соответствии с принципами аудита. Аудитор должен быть: · этичным, т. е. справедливым, правдивым, искренним, честным и тактичным; · широких взглядов, т. е. готовым рассмотреть альтернативные идеи или точки зрения; · дипломатичным, т. е. тактичным в обращении с людьми; · наблюдательным, т. е. живо воспринимающим окружающую дейс твительность; · проницательным, т. е. интуитив но осознающим и способным понять ситуацию; · гибким, т. е. умеющим быстро приспосабливаться к различным ситуациям; · настойчивым, т. е. стремящимся к достижению целей; · решительным, т. е. способным своевременно делать заключения, основанные на логичном рассуждении и анализе; · самостоятельным, т. е. действующим и работающим независимо, при этом эффективно сотрудничая с другими.
Требования к профессиональным умениям аудитора Для успешного проведения проверок аудитор должен уметь: · тщательно готовиться перед началом проверки и перед каждым последующим ее этапом; · проводить как начальную, так и итоговую встречу (это особенно важно для главного аудитора); · собирать информацию без проявления агрессивности или запугивания (хороший аудитор заставляет проверяемых вести себя непринужденно); · осуществлять сбор объективных данных с минимальной суетой, используя визуальные наблюдения, анализ выбранной документации и интервью (опрос); · проводить опрос самых различных по уровню и рангу сотрудников организации; · подтверждать свои выводы конкретными свидетельствами и документами (не быть голословным); · указывать (устно) при первой возможности проверяемым на выявленный отказ процесса системы менеджмента, идентифицируя соответс твующие обстоятельства, включая вовлеченных лиц, но не делая утверждения о виновнос ти людей; · определять статус несоответствия с обоснованием своих утверждений перед руководством проверяемого подразделения; · осуществлять подготовку изложенных объективно и непредвзято письменных отчетов о несоответствии, которые могут быть поняты даже человеком, не участвовавшим в проверке, через несколько месяцев и даже лет после его написания (при написании отчета важен не стиль изложения, а чтобы написанное было понятно другим специалистам); · добиваться согласия и конструктивного отношения к обнаруженным несоответствиям, а также планирования реалистичных корректирующих действий и разработки графиков их осуществления (когда заполняется бланк регистрации несоответствий, представитель проверяемого подразделения расписывается в том, что он ознакомлен и согласен с выявленным несоответствием; после этого на следующей части бланка представ итель подразделения должен сформулировать (составить план) и указать срок выполнения корректирующ их действий, а аудитор своей подписью подтверждает, что план достаточно хорош, чтобы обнаруженные несоответствия были устранены; аудитор не должен заниматься разработкой корректирующих действий и графиков их проведения);
· записывать все ключевые факты, имеющие отношение к проверке, в окончательном отчете (акте), который (вместе с бланками регистрации несоответствий) войдет в постоянный протокол качества; · пользоваться правами аудитора, данными ему по статусу, при решении спорных вопросов, когда не удается достичь единого мнения с проверяемыми (на практике явных конфликтных ситуаций бывает не так уж много). Содержание программы аудитов: объем программы аудитов, ресурсы, формирование аудиторских групп, ответственность за программу аудитов.
Программа внутренних аудитов — одна из основных мер, обеспечивающих эффективность системы, — является источником информации для руководства организации. Чтобы программа внутренних аудитов была эффективной, требуется ее планирование и управление. Программы внутренних аудитов могут быть составлены разными методами. Программа аудита может включать один или нескольких аудитов, за-планированных на конкретные сроки. Однако программа аудита представляет собой не просто годовой график аудитов, а все виды деятельности, необходимые для планирования и организации аудитов, а также предоставления ресурсов, обеспечивающих их результативное и эффективное выполнение в конкретные сроки. В программе аудита должны быть определены: • цели и объём программы, • ответственность по программе аудита в целом и по отдельным аудитам, • процедуры, в соответствии с которыми должны проводиться аудиты.
Объём программы аудита: он зависит от того какие конкретно процессы и подразделения и в какие сроки будут подвергаться проверке. Объем программы аудита зависит от размера, типа и сложности процессов организации. При определении объёма программы аудита необходимо учитывать следующие факторы: · Действующие программы, проекты, контракты. · Вероятность внешней проверки. В качестве подготовки к внешнему аудиту разумно провести внеочередную внутреннюю проверку организации.
· Результаты анализа данных, указывающие на возможность потенциальных проблем. Изучение этих факторов покажет, требуется ли проверка деятельности конкретного подразделения или нет.
Ресурсы: Организация должна на стадии планирования аудитов определять, какие потребуются ресурсы по программе аудита и обеспечить их выделение. При определении ресурсов необходимо учитывать: · Персонал для проведения внутренних аудитов. Для обеспечения независимости аудиторов от проверяемой деятельности в небольших организациях, возможно, потребуется пригласить для проведения аудитов сторонних специалистов. · Ресурсы для обеспечения аудиторов методическими пособиями, справочными документами, инструкциями, формами регистрации информации. · Ресурсы для обеспечения командировочных расходов. · Ресурсы, необходимые для оценки и поддержания компетентности аудиторов и улучшения их деятельности. Например, ресурсы, необходимые для организации обучения аудиторов, проведения семинаров, обеспечения аудиторов специальной литературой и т.д.;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|