Пример расчета досрочной трудовой пенсии по старости с 1 января 2002 г.
Женщина, 1949 г. р., проработала 30 лет в городе в качестве врача-терапевта. Из указанного специального стажа в декабре 2000 года назначена пенсия за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ». После установления пенсии продолжает работать в муниципальном учреждении здравоохранения «городской поликлинике» в той же должности. С 01.08.2001 пенсия установлена в размере 655 руб. 96 коп.: - основной размер пенсии – 555 руб. 96 коп., - компенсационная выплата – 100 руб. По документам пенсионного дела: ЗР/ЗП – 1,2; имеет на иждивении одного ребенка, не достигшего 18 лет. В конце января 2002 года для конвертации представлены документы о трудовом стаже, в соответствии с которым на 31.12.2001 общий трудовой стаж составляет – 33 года, выслуга лет – 32 года.
С 01.01.2002 пенсия по старости устанавливается в сумме: 1513,54 руб.
б) Условие назначения и размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца Условием для назначения рассматриваемого вида пенсии является смерть лица, застрахованного в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Как уже отмечалось, трудовая пенсия одноименного вида определяется как денежная выплата в целях компенсации заработной платы или иного дохода, утраченных членами семьи застрахованных лиц в связи со смертью кормильца. Из этого определения можно сделать вывод, что законодатель связывает прекращение получения кормильцем заработка или иного дохода именно с его смертью, а назначение пенсии – с необходимостью компенсации этого дохода. Однако анализ норм Законов «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и «Об основах обязательного социального страхования в РФ» дает основание считать, что утрата заработка (дохода) относится к категории страхового риска, наличие которого влечет за собой обязательное страхование всех лиц, имеющих такой заработок (доход). Что касается страхового случая, то им применительно к рассматриваемому виду пенсии является смерть кормильца. Прекращение его физического существования навсегда лишает членов его семьи возможности получить от него необходимое содержание. В п. 1 ст. 9 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ воспроизводится норма Закона от 20.11.1990 г. № 340-1 о том, что семьи безвестно отсутствующих лиц приравниваются к семьям умерших, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. Иными словами, потерей кормильца признается не только его смерть, но также и определенным образом подтвержденное его безвестное отсутствие.
Право на пенсию не зависит также от причины наступления смерти (за исключением, установленным п. 11 ст. 9 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ). Следовательно, трудовая пенсия может быть назначена членам семьи застрахованного, умершего и от общего, и от профессионального заболевания либо от трудового увечья. Не имеет значения также причинная связь смерти с пребыванием на военной службе и службе, приравненной к военной. Равным образом причиной смерти может быть радиационная или техногенная катастрофа и др. Однако во всех этих случаях следует учитывать более выгодный вариант реализации права на пенсию, в том числе и по разным пенсионным законам.[17] При применении комментируемой нормы следует учитывать п. 10 ст. 9 Закона, согласно которому порядок осуществления и финансирования страховых выплат нетрудоспособным членам семьи лиц, умерших вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, регулируется специальным Федеральным законом. Включение этой нормы в пенсионный Закон, на наш взгляд, может явиться для правоприменительных органов основанием отказывать в назначении пенсии семьям застрахованных, умерших от указанных причин. Пункт 10 ст. 9 Закона устанавливает независимость права на пенсию от времени наступления смерти кормильца. При этом законодатель не уточняет, о каком времени идет речь. Эта норма дает основание для вывода, что не имеет значения, наступила ли смерть до или после вступления в силу данного Закона. Не важно также, какой период времени прошел от смерти кормильца до признания членов его семьи нетрудоспособными. Не имеет значения, родился ли ребенок до или после смерти лица, за которого назначается пенсия. Следует также иметь в виду, что при определении права на данный вид пенсии применяется п. 3 ст. 4 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, согласно которому обращение за назначением пенсии либо за отдельной ее частью может осуществляться в любое время, без ограничения каким-либо сроком. В п. 11 ст. 9 Закона предусмотрено исключение из правила, установленного п. 10, согласно которому пенсия назначается независимо от причины смерти кормильца. Право на трудовую пенсию утрачивается, если кормилец умер, причинив вред своему здоровью собственными умышленными действиями. Законодатель признает таковыми совершение умышленного уголовно наказуемого деяния, установленного в судебном порядке, либо умышленного нанесения ущерба своему здоровью.
Не может быть назначена трудовая пенсия семье застрахованного и в том случае, если его смерть наступила вследствие умышленного нанесения ущерба своему здоровью. Законодатель не раскрывает это понятие и не указывает, кто и каким образом должен доказывать его наличие или отсутствие. Очевидно, что возникшая правовая неопределенность требует восполнения пробела подзаконным актом.[18] Пенсия устанавливается тем членам семьи умершего застрахованного гражданина, которые признаются законодателем нетрудоспособными и по общему правилу могут быть отнесены к его иждивенцам. Как и при пенсионном обеспечении по инвалидности, для назначения пенсии необходим факт наличия у кормильца страхового стажа. Закон в основном сохраняет ранее действовавшие нормы о круге лиц, признаваемых нетрудоспособными членами семьи. Прежде всего, как и по Закону 1990 г., к нетрудоспособным членам семьи относятся дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие 18-летнего возраста или старше, если они стали инвалидами до достижения указанного возраста. Сохраняется также дополнительное условие признания братьев, сестер и внуков нетрудоспособными членами семьи. Они являются таковыми, если не имеют трудоспособных родителей (п. п. 1 и 2 ст. 9 Закона). Закон РФ от 20.11.1990 г. №340-1 предусматривал специальную норму (ст. 51), согласно которой обучающиеся по очной форме имели право на пенсию до окончания обучения, но не дольше чем до достижения 23-летнего возраста. Это касалось обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно – правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования.
В Законе от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ данное правило сохранилось, однако, согласно редакции пп. 1 п. 2 ст. 9 Закона, дети, братья, сестры и внуки такого возраста теперь именуются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца. Отнесение их к нетрудоспособным дает основание для теоретических рассуждений, но в практическом плане право на пенсию от этого изменений не претерпело.[19] Ко второй категории нетрудоспособных членов семьи (пп. 2 п. 2 ст. 9 Закона) законодатель относит лиц, занятых уходом за малолетними родственниками умершего (не достигшими 14 лет). При этом, как и ранее, имеет значение степень родства с кормильцем как лиц, за которыми осуществляется уход, так и того, кто такой уход осуществляет. Нетрудоспособными членами семьи, как и ранее, признаются один из родителей умершего или его супруг либо бабушка, дедушка, независимо от их возраста и трудоспособности, если он (она) занят (занята) уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает. Ст. 9 Закона дополняет этот круг членов семьи еще двумя категориями – братом (сестрой) либо ребенком умершего, достигшими 18 лет. Брат и сестра предусматривались среди занятых уходом и ранее, однако для них не устанавливалось условие достижения 18-летнего возраста. Поскольку как несовершеннолетние члены семьи умершего брата или сестры они могут получать пенсию лишь при определенном условии – если не имеют трудоспособных родителей, указание в новом Законе на 18-летний возраст, дающий им право на пенсию в случае ухода за малолетними братьями или сестрами, фактически это право ограничивает по сравнению с Законом РФ от 20.11.1990 г. № 340-1. Традиционно в круг нетрудоспособных членов семьи умершего входят его дедушка и бабушка. По сравнению со ст. 50 Закона 1990 г. уточнено, что пенсия им может быть назначена, если они достигли упомянутого выше пенсионного возраста либо являются инвалидами. Сохранилось дополнительное условие приобретения бабушкой и дедушкой права на пенсию за внука (внучку) – отсутствие лиц, которые в соответствии с российским законодательством обязаны их содержать. В п. 3 ст. 9 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ воспроизводится понятие иждивенства, содержавшееся и в прежнем пенсионном законодательстве. Члены семьи умершего признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Факт иждивенства необходим не во всех случаях. Независимо от нахождения на иждивении умершего назначается пенсия одному из родителей, супругу либо другому члену семьи из указанных в п/п. 2 п. 2 ст. 9 Закона 2001 г., занятому уходом за малолетними в возрасте до 14 лет.
Нетрудоспособные родители и нетрудоспособный супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на пенсию, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию (п. 5 ст. 9 Закона). Аналогичная норма содержалась и в прежнем законодательстве. Сейчас она уточнена: это правило действует во всех случаях независимо от продолжительности периода, прошедшего от момента смерти сына, дочери либо супруга и до утраты источника средств к существованию. Не имеет значения и продолжительность периода от даты смерти кормильца до даты (времени), когда претендующие на пенсию родители или супруг стали нетрудоспособными. Понятие нетрудоспособности применительно к рассматриваемой ситуации содержится в п/п. 3 п. 2 ст. 9 Закона – это достижение пенсионного возраста – 60 либо 55 лет (в зависимости от пола) либо признание лица инвалидом. Согласно п. 7 ст. 9 Закона пенсия, назначенная по случаю потери кормильца – супруга, сохраняется при вступлении в новый брак. Эта норма воспроизводит ранее существовавшее правило. Как предусматривает п. 8 ст. 9 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, усыновители имеют право на пенсию наравне с родителями, а усыновленные – наравне с родными детьми. Закон РФ 1990 г. это правило не предусматривал. Однако его отсутствие не свидетельствовало о том, что усыновители и усыновленные не пользовались правом на пенсию. Такое право основывалось на нормах семейного законодательства. Прямое упоминание в пенсионном законе прав этой категории граждан является оправданным, поскольку снимает возможные вопросы. Отчим и мачеха имеют теперь право на пенсию наравне с отцом и матерью, если они одновременно воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет.[20] При полном отсутствии у умершего кормильца страхового стажа, а также в случае наступления его смерти вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Размер базовой части (БЧ) трудовойпенсии по случаю потери кормильца устанавливается в следующих суммах на 1 апреля 2004 года: - детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери (круглым сиротам) – 621 рублей в месяц (на каждого ребенка); - другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца - 310, 5 рублей в месяц (на каждого члена семьи). Размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи определяется по формуле: СЧ = ПК/ (Т х К) /КН, где СЧ – страховая часть трудовой пенсии; ПК – сумма страховых взносов умершего кормильца, учтенных по состоянию на день его смерти;
Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости; К – отношение нормативной продолжительности страхового стажа (требуемого стажа) кормильца по состоянию на день его смерти к 180 месяцам; КН – количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанных пенсий, установленных в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи. В случае, если трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в связи со смертью лица, которому на день смерти была установлена страховая часть трудовой пенсии по старости или страховая часть трудовой пенсии по инвалидности, размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи определяется по формуле: СЧ = СЧп/ КН, где СЧ – размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца; СЧп – размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, установленный умершему кормильцу по состоянию на день его смерти; Размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца не может быть менее размера страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца, которая была первоначально назначена другим членам семьи умершего кормильца в связи со смертью того же самого кормильца. в) Условие назначения и размер трудовой пенсии по инвалидности Условие назначения. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. В Положении о признании лица инвалидом, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965,[21] перечислены следующие возможные причины инвалидности: общее заболевание; трудовое увечье; профессиональное заболевание; военная травма; заболевание, полученное в период военной службы; инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также другие причины инвалидности, установленные законодательством. Следовательно, у лица, застрахованного в рамках обязательного пенсионного страхования, ставшего инвалидом от любой из названных причин, при наличии соответствующей степени ограничения способности к труду возникает право на трудовую пенсию по инвалидности, причем не имеет значения, предшествовал ли факт страхования наступлению инвалидности, либо он имел место впоследствии. При этом, конечно, учитывается, что лицам, имеющим право на пенсию по инвалидности по разным основаниям, может быть назначена лишь одна пенсия, по их выбору. Так, если размер государственной пенсии по инвалидности от военной травмы выше, чем размер трудовой, то будет назначена эта более высокая пенсия. И наоборот, такая, например, причина инвалидности, как заболевание, полученное в период прохождения военной службы, не является препятствием для назначения трудовой пенсии, если это более выгодно застрахованному инвалиду.[22] Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ не предусмотрены какие-либо причины инвалидности в традиционном их понимании. Следовательно, применительно к праву на пенсию по нормам этого Закона они юридическое значение утрачивают и впредь могут не устанавливаться. Не предусмотрено Законом, в частности, и понятие трудового увечья, а значит, у органов медико-социальной экспертизы отпадает основание для установления этой причины. В Трудовом кодексе РФ содержится понятие несчастного случая на производстве, но для целей его расследования и учета (ст. 227 ТК РФ). Там же указано, что такой случай является страховым, если он произошел с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Получение инвалидом страховых выплат в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. не лишает его права на пенсию по инвалидности, если он отвечает требованиям пенсионного законодательства. Но названные причины инвалидности не влияют ни на условия пенсионного обеспечения, ни на размер пенсии. Поскольку право на трудовую пенсию по инвалидности от продолжительности страхового стажа не зависит, он может быть как угодно мал. Достаточно и одного дня такого стажа. Это, однако, не означает, что страховой стаж не сказывается на пенсии. Но от его продолжительности зависит лишь ее размер, и то косвенным образом, поскольку страховая часть пенсии определяется исходя из страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в течение всего периода его трудовой деятельности.[23] В российском пенсионном законодательстве впервые появилось ограничение в праве на трудовую пенсию по инвалидности, связанное с обстоятельствами, при которых наступила инвалидность. Такая пенсия не может быть назначена, если инвалидность наступила вследствие совершения умышленного уголовно-наказуемого деяния (например, при умышленном поджоге, угоне автотранспорта, разбойном нападении, хулиганстве и т.п.). Не должна назначаться трудовая пенсия и при наступлении инвалидности вследствие умышленного нанесения ущерба своему здоровью (например, при умышленном заражении туберкулезом или при членовредительстве с целью избежать призыва на военную службу, при попытке самоубийства и т.д.). Однако названные обстоятельства могут быть учтены, если факты совершения преступления и умышленного причинения вреда здоровью, повлекшие инвалидность, установлены в судебном порядке, т.е. приговором или решением суда, вступившим в законную силу (п. 4 ст. 8 Закона). Эти причины инвалидности, кроме того, должны быть предметом рассмотрения органами медико-социальной экспертизы, а следовательно, отражены в справке об инвалидности, выдаваемой бюро медико-социальной экспертизы. Порядок установления причинно-следственной связи инвалидности с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, должен быть утвержден Правительством РФ (п. 2 ст. 8 Закона). Пока такой порядок не установлен. Если нет вступившего в силу судебного решения, свидетельствующего о связи инвалидности с совершением умышленного уголовно наказуемого деяния или с умышленным причинением ущерба своему здоровью, в назначении трудовой пенсии не может быть отказано. Однако, если впоследствии данные обстоятельства будут подтверждены надлежащим образом, это будет основанием для прекращения выплаты трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Законом о трудовых пенсиях. К пенсиям, назначенным по Закону 1990 г., новые правила применяться не должны. Если у инвалида полностью отсутствует страховой стаж или если установлена причинно-следственная связь инвалидности с совершением преступления либо с умышленным нанесением ущерба своему здоровью, то вместо трудовой устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении (п. 4 ст. 8 Закона).[24] Размер базовой части (БЧ) трудовой пенсии по инвалидности в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности (группы инвалидности) устанавливается в следующих суммах на 1 апреля 2004 года: - при III степени (1 группа) – 1242 рублей в месяц; - при II степени (2 группа) – 621 рублей в месяц; - при I степени (3 группа) – 310, 5 рублей в месяц. Размер страховой части трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле: СЧ = ПК/ (Т х К), где СЧ – страховая часть трудовой пенсии; ПК – сумма страховых взносов застрахованного лица, учтенных по состоянию на день, с которого ему назначается страховая часть трудовой пенсии; Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости; К – отношениенормативной продолжительности страхового стажа в месяцах (требуемого стажа) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Накопительная часть (НЧ) трудовой пенсии по инвалидности устанавливается застрахованному лицу, признанному инвалидом, при наличии дополнительных пенсионных накоплений, не ранее достижения им пенсионного возраста. Пример расчета пенсии по инвалидности с 1 января 2002 г.: Условие: Мужчина, 15.11.41 г. рождения, инвалид 2 группы, не работает, имеет на иждивении 1 ребенка, не достигшего 18 лет. Общий стаж составляет 45 лет, стаж для ИКП – 26 лет, ЗР/ЗП – 0,82, ИКП = 45,92 %. (56% х 0,82). С 01.08.2001 трудовая пенсия по инвалидности выплачивается с ИКП в общей сумме 890 руб.87 коп: - основной размер пенсии – 767 руб.32 коп. (1671 руб. х 45,92 %), - надбавка на иждивенца – 123 руб. 55 коп. (185,32 х 2/3), Определение размера трудовой пенсии по инвалидности:
С 01.01.2002 пенсия по инвалидности 2 группы устанавливается в сумме: 917 руб.32 коп.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|