Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I V . Обязательное пенсионное страхование в РФ

 

Вступивший с 1 января 2002 года в силу Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в РФ, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Каковы основные положения Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», в чем их суть? Прежде всего, закон дает основные понятия, которые применяются в законе. Назову некоторые из них:

- обязательное пенсионное страхование – это система мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до установления обязательного пенсионного обеспечения;

- обязательное страховое обеспечение – это исполнение страховщиком (Пенсионным фондом РФ) своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца) посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Другими словами, обязательное страховое обеспечение – это трудовая пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.[39]

 Страховщик, в частности, обязан:

· назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий и социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти);

· осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) пенсий; бесплатно консультировать страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;

· организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного пенсионного страхования (п. 2 ст. 13 Закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ).

 Понятие застрахованных лиц содержится в ст. 7 Закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ. Согласно этой норме обязательное пенсионное страхование распространяется как на граждан РФ, так и на проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства, если они работают по договорам: трудовому, авторскому, лицензионному либо по другому гражданско-правовому, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг. В круг застрахованных включены также лица, которые самостоятельно обеспечивают себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, нотариусы частной практики, адвокаты); являются членами крестьянских (фермерских) хозяйств либо родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования (п. 1 ст. 7 Закона).

Закон предусматривает еще две возможные категории застрахованных. Лица, работающие за пределами территории Российской Федерации, признаются застрахованными, если добровольно уплачивают за себя страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа по правилам ст. ст. 28 и 29 названного Закона. Застрахованными могут быть также лица, не подлежащие обязательному пенсионному страхованию (за которых законодатель не требует уплаты пенсионных страховых взносов), если за них такие взносы добровольно уплачивают другие физические лица. Размер добровольных взносов в виде определенных фиксированных платежей ежегодно должен утверждаться Правительством РФ. Законодатель не называет возможных плательщиков добровольных пенсионных страховых взносов, оговаривая лишь, что они должны быть физическими (но не юридическими) лицами. Такими плательщиками могут быть, например, супруг, дети или любые другие родственники, страхующие члена семьи, ведущего домашнее хозяйство, занятого уходом за нетрудоспособными и т.п., в целях приобретения им пенсионных прав. Добровольные взносы могут уплачиваться и посторонним физическим лицом за другое на началах благотворительности или по любым иным причинам. Лицо, за которое уплачиваются только добровольные страховые взносы, признается застрахованным на равных основаниях с подлежащими обязательному пенсионному страхованию и соответственно может претендовать на трудовую пенсию.

 - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, равном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде РФ. Именно с этой целью в системе индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного фонда РФ с 1 января 2002 года на каждого застрахованного будут вестись индивидуальные лицевые счета, на которых будут фиксироваться суммы, уплаченные за это застрахованное лицо работодателем (страхователем), (в течение его трудовой деятельности), которые и составят его пенсионный капитал, из которого будет исчисляться его пенсия. Понятно, что страховые принципы назначения и исчисления трудовых пенсий рассчитаны на молодых, которые к моменту наступления пенсионного возраста успеют накопить пенсионный капитал в виде перечисленных на его лицевой счет страховых взносов. Они составят базу, из которых будет исчисляться страховая и накопительная части пенсии. Условия назначения и выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливаются Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Каким же образом будет накапливаться пенсионный капитал застрахованных лиц?

Законом от 15.12. 2001 г. № 167-ФЗ установлены размеры отчислений страховых взносов за каждого застрахованного на его лицевой счет отдельно на финансирование страховой части трудовой пенсии и отдельно на финансирование накопительной части трудовой пенсии. В сумме отчисления на страховую и накопительную части трудовой пенсии составляют 14% от заработка застрахованного. Это половина установленного на сегодняшний день тарифа отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Следует иметь в виду, что чем старше застрахованный, тем большая часть из установленных 14% отчисляются на страховую часть пенсии, а меньшая – на накопительную часть. Размер отчислений также зависит и от величины дохода (заработной платы) застрахованного. Например, для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше, имеющих годовой доход до 100 тыс. рублей, установлены такие размеры отчислений: 14% – на финансирование страховой части пенсии, на накопительную часть не отчисляется; мужчины 1953 по 1966 год рождения и женщины с 1957 по 1966 год рождения с таким же доходом – соответственно 12% на страховую часть, 2% – на накопительную; для лиц 1967 года рождения и моложе с таким же доходом – 8% и 6% соответственно (приложение 3).[40]

Обращаем внимание на то, что указанные отчисления производятся работодателем за каждого застрахованного в пределах установленного тарифа, т.е. новый закон не предусматривает дополнительных вычетов из заработной платы работающих граждан. Очевидно, что индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о стаже, отчисленных страховых взносах становится востребованным. Ведь именно на основании этих сведений исчисляется пенсия за период с 1.01.2002 г. Поэтому и работодатель, и каждый застрахованный заинтересованы в том, чтобы на лицевой счет каждого застрахованного лица заносились полные и достоверные сведения о перечисленных страховых взносах. За каждым застрахованным Федеральный закон закрепил право контроля за правильным и своевременным внесением сведений о перечисленных страховых взносах на его лицевой счет.[41]

Одной из важных составляющих пенсионной реформы является создание у граждан мотиваций к участию в пенсионной системе и обеспечение их информацией для планирования своего пенсионного будущего. В числе других способов решения этой задачи используется предоставление каждому застрахованному лицу сведений о приобретенных им пенсионных правах. С этой целью, в рамках реализации пакета федеральных законов по пенсионной реформе, Пенсионный фонд РФ с текущего года осуществляет информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе персонифицированного учета.

В соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства РФ от 19.06.2003 № 346 «О реализации права застрахованного лица на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) в соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ»[42] в 2003 году Пенсионный фонд РФ изготовил и направил извещения о состоянии специальной части индивидуальных лицевых счетов около 41 млн. застрахованных лиц. Вместе с извещениями в состав почтового отправления входит также бланк заявления о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании). При этом около 500 тыс. застрахованных лиц получили извещения о том, что в специальной части индивидуальных лицевых счетов у них отсутствуют сведения о поступивших страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии. Это позволяет застрахованному лицу, получившему подобное извещение, обратиться к работодателю-страхователю с выяснением причин неуплаты страховых взносов. Задачу по первому этапу информирования застрахованных лиц – о состоянии специальной части индивидуальных лицевых счетов ПФР выполнил в установленный срок.[43]

В 2002 году в бюджет ПФР на обязательное пенсионное страхование посту-

пило страховых взносов на сумму 298,9 млрд. руб., в том числе страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии – 261,0 млрд. руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 37,9 млрд. рублей.

В целях реализации Федерального закона от 24 июня 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ»[44] Фондом осуществлялось временное размещение страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в разрешенные законодательством виды активов.

Сумма страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд РФ в 2002 году, составила 37,9 млрд. руб. и в полном объеме направлена на временное размещение в разрешенные виды активов. Сумма полученного дохода (купонов) составляет 4,8 млрд. рублей и также направлена на временное размещение. По состоянию на 08.10.2003 стоимость инвестиционного портфеля 2002 года с учетом рыночной стоимости ценных бумаг составляет 50,77 млрд. рублей.

Сумма страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд РФ в 2003 году, составила 33,7 млрд. руб. и полностью направлена на временное размещение в разрешенные виды активов. Сумма полученного дохода (купонов) в 2003 году составляет 0,8 млрд. рублей и также направлена на временное размещение. По состоянию на 08.10.2003 стоимость инвестиционного портфеля 2003 года с учетом рыночной стоимости ценных бумаг составляет 35,15 млрд. рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2003 № 266 «О конкурсах по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом РФ договора об оказании услуг специализированного депозитария и договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений»[45] Минфином РФ в августе – сентябре 2003 года были проведены соответствующие конкурсы.

После определения победителей конкурса Пенсионным фондом РФ был заключен договор со специализированным депозитарием об оказании услуг Пенсионному фонду РФ (протокол конкурсной комиссии от 26.08.2003 № 1 утвержден приказом Минфина России от 26.08.2003 № 266) и заключено 62 договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений между Пенсионным фондом Российской Федерации и 55 управляющими компаниями, отобранными по конкурсу (протокол конкурсной комиссии от 01-04.09.2003 № 2, утвержден приказом Минфина России от 05.09.2003 № 279).

Пенсионным фондом РФ создана инфраструктура, позволяющая осуществлять прием и обработку заявлений от застрахованных лиц по выбору инвестиционного портфеля (управляющей компании), охватившая все регионы РФ.

В органах Пенсионного фонда РФ проведена работа по организации приема и обработке заявлений застрахованных лиц. Сформирована нормативная база, регулирующая порядок приема и обработки органами ПФР заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании).

По состоянию на 03.11.2003 отделениями Пенсионного фонда РФ заключено 1281 соглашение о взаимном удостоверении подписей, в том числе с кредитными организациями – 365, с крупными региональными предприятиями-работодателями заключено 819 соглашений. Заключено 17 соглашений о сотрудничестве с кредитными организациями, имеющими разветвленную региональную филиальную сеть.

До сведения населения доводится информация о местах и времени приема заявлений. Во всех органах Пенсионного фонда РФ и организациях, заключивших соглашения о взаимном удостоверении подписей, оформлены специальные стенды, содержащие информацию, необходимую застрахованному лицу для реализации права на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании).

Во всех регионах на базе крупных предприятий-работодателей Пенсионным фондом РФ созданы консультационные пункты, в которых застрахованные лица могут получить необходимую информацию для реализации права на выбор инв0естиционного портфеля (управляющей компании).

Застрахованные лица могут направить заявление о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) в ПФР по почте либо подать его лично в орган ПФР или организацию, с которой заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей.

Прием заявлений от застрахованных лиц был завершен 31 декабря текущего года. Пенсионный фонд РФ должен завершить обработку заявлений застрахованных лиц и принять решения по поступившим заявлениям до 1 марта 2004 года.

Чистый финансовый результат, полученный от временного размещения средств страховых взносов 2002 года, будет рассчитан на дату полной реализации ценных бумаг, приобретенных на указанные средства. Чистый финансовый результат будет отражен в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица пропорционально сумме страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд РФ в 2002 году в пользу данного застрахованного лица.

До 31 марта 2004 года средства пенсионных накоплений, включающие в себя страховые взносы, поступившие в Пенсионный фонд РФ в 2002 году, и полученный чистый финансовый результат будут переданы в управляющие компании, отобранные по результатам конкурса, в соответствии с заявлениями застрахованных лиц. Средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора – в государственную управляющую компанию.[46]


Заключение

В настоящей дипломной работе рассмотрен широкий спектр вопросов о пенсионном обеспечении в РФ.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие общие выводы и предложения:

1. За годы перестройки и реформ в России много сделано для строительства правового государства. И, в первую очередь, это нашло отражение в изменении механизма пенсионного обеспечения граждан. Новые «пенсионные» законы действуют уже третий год. За это время размеры пенсий существенно выросли. Это касается всех видов пенсий, в то числе и пенсии по случаю потери кормильца. Конечно, уровень жизни наших пенсионеров несопоставим с уровнем жизни европейцев. Но и пенсионная реформа только набирает обороты. Хотелось бы надеется на то, что лет через десять мы по праву можем называть наше общество гражданским. Ведь о степени развития демократии в государстве судят прежде всего по уровню жизни пенсионеров и инвалидов.

2. По новому пенсионному законодательству все пенсии разделены на государственные и трудовые в зависимости от источника финансирования – государственной казны либо средств Пенсионного фонда, сформированных за счет отчисления страховых взносов.

В этой связи изменен механизм начисления трудовых пенсий – теперь размер пенсии зависит не от продолжительности общего трудового стажа, а от страхового стажа, то есть периода оплачиваемой работы.

Таким образом основную цель пенсионной реформы можно охарактеризовать следующим образом: «от работающих граждан зависит размер их будущей пенсии».

3. Основные виды пенсий в новом пенсионном законодательстве сохранены. В то же время, пенсия, назначаемая педагогическим, медицинским, творческим и другим категориям работникам, ранее именовавшиеся «пенсия за выслугу лет» теперь сформулированы как «досрочная трудовая пенсия по старости».

4. Вместе с тем на данном этапе пенсионная реформа имеет ряд недостатков.

Прежде всего обязанность по уплате страховых взносов возложена на страхователей – работодателей. И эту обязанность они выполняют не всегда. В этой связи, при назначении пенсии застрахованным лицам – работникам, из их страхового стажа исключаются те периоды, за которые работодатель не перечислял страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Законодатель предусмотрел наложение штрафных санкций на работодателя за непредоставление, просрочку в предоставлении индивидуальных сведений, то есть документов, подтверждающих уплату страховых взносов, за перечисление страховых взносов в неполном объеме. Однако, данный механизм является несовершенным. В отличии от налогового законодательства, предусматривающего соблюдение досудебного порядка урегулирования споров, пенсионное законодательство такого порядка не предусматривает. Это вызывает ряд коллизий при разрешении данной категории споров в арбитражных судах. В частности, не соблюдение досудебного порядка является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований органов Пенсионного фонда РФ.

Таким образом, отсутствие четкого механизма правовой защиты работников от недобросовестности работодателя приводит к нарушению конституционного права работника на социальное обеспечение

Какой же выход из сложившейся ситуации?

Создание расширенной нормативной базы, регламентирующей порядок привлечения страхователей к ответственности за нарушение пенсионного законодательства.

Немало проблем возникает при назначении досрочных трудовых пенсий по старости, особенно в отношении педагогических и медицинских работников. Противоречивость нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок назначения пенсий данной категории работников (несоответствие фактической должности работника должности, указанной в Перечне профессий, дающих право на пенсию, отсутствие статуса государственного или муниципального учреждения и т.д.) приводит к множеству отказов в назначении пенсии гражданам и как следствие – большому количеству исковых жалоб.

Эта проблема существовала и в период действия старого пенсионного законодательства и до сих пор не разрешена, несмотря на обновившуюся нормативную базу (принятие в 2002 г. новых Списков, содержащих перечень профессий, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости медицинских и педагогических работников).


Список использованной литературы

 

Раздел 1. Нормативно –правовые акты

1.1. Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1/ Собрание законодательства РФ. 1996. №17. ст. 1915

1.2. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ/ Собрание законодательства РФ.1995. № 31. ст. 2990

1.3. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ/Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. ст. 1475

1.4. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ/Собрание законодательства РФ.1999. № 29, ст. 3686

1.5. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ/ Собрание законодательства РФ.2001. № 51. ст. 4831

1.6. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ/Собрание законодательства РФ.2001. № 51. ст. 4832

1.7. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ/Собрание законодательства РФ.2001. № 52 (1 ч.). ст. 4920

1.8. Федеральный закон «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ/ Собрание законодательства РФ.2002. № 2. ст. 128

1.9. Положение о признании лица инвалидом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965/ Собрание законодательства РФ.1996. № 34. ст. 4127

1.10. Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов речного флота, утвержденное Постановлением Минтруда РФ от 25 мая 1998 г./Бюллетень нормативных актов. 1998. № 16

1.11. Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123/ Собрание законодательства РФ.2003.№ 10. ст. 902

1.12. Постановление Правительства РФ от 15 марта 2004 г. № 142 «Об установлении размеров базовых частей трудовых пенсий и утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2004 г. страховой части трудовой пенсии//Российская газета от 17.03.2004 г. № 53

 

Раздел 2. Книги и статьи

2.1. Азарова Е.Г. Пенсия по случаю потери кормильца: изменения в законодательстве//Справочник кадровика. 2002.№ 5

2.2. Азарова Е.Г. Обзорный комментарий нового пенсионного законодательства. М.2002

2.3. Белоглазова В.Г. Правоприменительная практика: вопросы и ответы//Пенсия. 2002.№ 7

2.4. Белякин В.Г. О перечне сезонных отраслей промышленности//Пенсия. 2002.№8

2.5. Белоглазова В.Г. Правоприменительная практика: вопросы и ответы//Пенсия. 2003.№9

2.6. Вельмякин С.Ф. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2002 г.//Пенсия. 2002.№ 3

2.7. Воронин Ю.В. Лица, имеющие право на трудовую пенсию по инвалидности//Пенсия. 2002.№ 10

2.8. Задорожный В. Пенсионная реформа. Противоречия переходного периода//Пенсионные фонды. 2003.№ 5

2.9. Зурабов М.Ю. Зачем проводится пенсионная реформа. Пенсионная реформа. Первые шаги. М. 2002

2.10. И отчим может быть кормильцем// Российская газета от 28.12.2001 г.

2.11. Назарова А.С. Пенсионная реформа: правовые аспекты//Гражданин и право. 2001.№ 10

2.12. Назаров А.С. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей//Пенсия. 2002.№2

2.13. Секачева О.В., Цветкова И.С. Правоприменительная практика: вопросы и ответы// Пенсия. 2002.№4

2.14. Секачева О.В., Цветкова И.С. Правоприменительная практика: вопросы и ответы. //Пенсия. 2002.№ 6

2.15. Секачева О.В., Цветкова И.С. Правоприменительная практика: вопросы и ответы// Пенсия. 2003.№4

2.16. Ткач Ю.А. Социальные пенсии//Пенсия. 2003.№4

2.17. Филимонова Г.К. Принцип начисления пенсий рассчитан на молодых.//Пенсия. 2002.№4

 

Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...