Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Изучение влияния уровня тревожности и депрессии у лиц старшего подросткового возраста на склонность к самоубийству

Возникновение желания у человека покончить жизнь самоубийством зависит от ряда условий, в том числе от наличия таких свойств личности как тревожность и депрессивность. Для изучения характера влияния данных компонентов на склонность к суициду нами было проведено экспериментальное исследование.

Проблема – как влияет уровень тревожности и депрессии на склонность к самоубийству.

Гипотеза исследования – чем выше уровень тревожности и депрессии, тем больше проявляется склонность к суициду.

Объект исследования – суицидальное поведение личности в старшем подростковом возрасте.

Предмет исследования – влияние уровня тревожности и наличия депрессии на склонность к самоубийству.

Цель исследования – выявить влияние уровня тревожности и депрессии у лиц старшего подросткового возраста на склонность к суицидальному поведению.

Задачи:  1. Выявление степени риска суицидального поведения у лиц старшего подросткового возраста.

3. Исследование уровня тревожности учащихся 8-11 классов.

4. Исследование уровня депрессии у лиц старшего подросткового возраста.

5. Исследование влияния уровня тревожности на степень риска суицидального поведения у учащихся.

6. Исследование влияния уровня депрессии на степень риска суицидального поведения у учащихся.

Исследование было проведено в Клюквинской санаторной школе-интернате среди учащихся 8-11 классов. В исследовании приняло участие 23 человека.

Для данного экспериментального исследования были использованы следующие методики:

· анкета-опросник «Карта риска», выявляющая риск суицидального поведения.

· оценка уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергера);

·  методика определения уровня депрессии (В.А. Жмурова).

Заполнение «Карты риска» осуществлялось под руководством школьного психолога. В результате заполнения анкеты-опросника были получены следующие данные.

 

Гистограмма 1

 

Было выявлено, что у 22 (95%) учащихся риск суицида незначителен. Но у 1 (5%) человека риск суицида значителен, что предполагает необходимость обратиться к психологу или врачу-психотерапевту за квалифицированной помощью. При склонности к суицидальному поведению среднее арифметическое:


М = 31,5 / 23 = 1,37

Медиана:

Ме = 4,5

 

Таким образом, статистика показывает, что большинство учащихся не склонны к суицидальному поведению.

При оценке уровня тревожности использовался групповой метод проведения методики. Учащимся были розданы бланки, объявлена цель и определен алгоритм данного исследования. В результате проведения теста была получен следующий результат.

 

Гистограмма 2

 

В случае тревожности низкий уровень отмечается у 2 (9 %) человек, умеренный – у 10 (43%) человек, а высокий – у 11 (48 %) учащихся.

Среднее арифметическое:

 

М = 1004/23 = 43,7

Мода:

Мо = 35

Медиана:

Ме = 42,5


Таким образом выявлено, что у большинства учеников 8-11 классов высокий уровень личностной тревожности, что у многих может быть связано с эмоциональными переживаниями за ближайшее будущее. Конкретно – у выпускников 9 и 11 классов возрастают переживания, связанные с поступлением в высшие и средние профессиональные учебные заведения. Для лиц с высокими показателями тревожности следует формировать чувство уверенности в успехе, им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Далее была проведена методика, направленная на определение уровня депрессии среди учащихся старшего подросткового возраста. В результате были получены следующие данные.

 

Гистограмма 3

 

Анализ результатов показал, что у 3 (14%) человек депрессия отсутствует, у 10 (45%) человек она минимальна, а для 9 (41%) человек характерна лешкая депрессия.

Среднее арифметическое:


М = 450/22 = 20,5

Мода:

Мо = 26

Медиана:

Ме = 21

 

Таким образом, можно судить, что у большинства учащихся депрессии нет либо она минимальна.

Для подтверждения или опровержения гипотезы была проведена вторичная статистическая обработка данных с помощью критерия U – критерия Мана- Уитни.

Для начала определим характер влияния уровня тревожности на склонность к суициду. Определять значение U будем по формуле:

 

U = (n1 * n2) + nx * (nx+1) / 2 – Tx

 

где n1 – количество испытуемых в выборке 1;

n2 - количество испытуемых в выборке 2;

Tx – большая из двух ранговых сумм;

nx - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

 

Uэмп. = 10 * 11 + 11 * 12 / 2 – 158 = 18

Uкр. = 31(p<=0.05)

22 (p<=0.01)

Uэмп<= Uкр

 

Таким образом, склонность к суициду у учащихся с умеренным уровнем тревожности ниже склонности к суициду у учащихся с высоким уровнем тревожности.

Далее определим характер влияния уровня депрессии на склонность к суициду.

Рассчитываем по формуле.

 

Uэмп. = 10 * 9 + 9 * 10 / 2 – 115 = 20

Uкр. = 24(p<=0.05)

16 (p<=0.01)

Uэмп<= Uкр

 

Таким образом, склонность к суициду у учащихся с минимальной депрессией ниже склонности к суициду у учащихся с легкой депрессией. Гипотеза подтвердилась: чем выше уровень тревожности и депрессии, тем больше проявляется склонность к суициду.


Заключение

 

По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400—500 тыс. человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток — в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах примерно в три раза превышает число убийств.

Уровень самоубийств, по мнению большинства авторов, является относительно устойчивым национальным показателем. Высокий уровень самоубийств сохраняется в ряде современных государств — Венгрии, ФРГ, Австрии, Дании, Швейцарии. Низкий уровень самоубийств — в Испании, Италии, Израиле, в странах латинской Америки. Например, в Никарагуа приходится 3,2 случая на 100 тыс. жителей. В России в конце 1980-х гг. отмечалось 23 случая (на 100 тыс. чел.), что примерно соответствовало уровню ФРГ — 21 или Франции — 22. С 1994 г. первые места в мире заняли: Литва — 45,8; Россия — 41,8; Эстония — 40,9; Латвия — 40,6; Венгрия — 35,3.

В ходе проведения работы были выполнены следующие задачи:

1. Осуществлен теоретический анализ литературы по изучаемой литературе.

2. Были изучены особенности суицидального поведения. Суицидальное поведение имеет сложный комплексный характер: проявляется в разных формах, включает две фазы, имеет свои признаки и способы проявления; для каждого возраста характерны разные причины возникновения суицидов. Выделяя психологический анализ в качестве ведущего для работы с конкретной личностью, психологи, несомненно, должны учитывать и другие важные аспекты проблемы, такие, как социальный, правовой, исторический, культурологический, медицинский, этический.

3. Ознакомлены со способами профилактики и лечения лиц, склонных к суициду. Психологическая помощь лицам, склонным к суициду является многогранным, четко организованным процессом. Оценка суицидального поведения заключается в учете разных сторон жизнедеятельности человека. Необходимо учитывать признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства, наличие конфликтных ситуаций в жизни человека, следует знать основные психические состояния, обуславливающие самоубийства. Только в этом случае возможна своевременная психологическая помощь человеку, склоняющемуся к попытке самоубийства. Психологическая помощь должна быть направлена на выяснение причин, которые привели человека к кризису, на организацию совместной деятельности с суицидентом по преодолению кризисной ситуации. Активная психологическая поддержка способна помочь человеку преодолеть желание совершить самоубийство.

4. Благодаря проведенному экспериментальному исследованию было выявлено влияние уровня тревожности и депрессии у лиц старшего подросткового возраста на склонность к самоубийству: чем выше уровень тревожности и депрессии, тем больше проявляется склонность к суициду.


Список литературы

1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 2001.

2. Гроф С. Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. – М., 1996.

3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2003.

4. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). — М., 2003.

5. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие.- М.,2001.

6. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – М.,1997.

7. Куттер П. Современный психоанализ. – СПб.,1997.

8. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика. Уч. пос. - М., 2000

9. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. –СПб.,2005.

10. Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций. – СПб., 2000

11. Потапова А.В. Нартова-Бочавер С.К. Детская психологическая служба – М., 2001.

12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие/ В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др.; под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.,2001.

13. Сидоренко Е.В.Методы математической обработки в психологии. – СПб.,2006.

14. Словарь психолога-практика/ Сост. Головин С.Ю. – М.,2003.

15. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.,2005.

16. Хачатурян С.Д. Психологические условия эффективности функционирования “Телефонов Доверия”. – Владимир, 2000.

17. Холмс Д. Анормальная психология. — СПб., 2003.

18. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М., 2005.


Приложение 1

Таблица первичных показателей по независимой переменной (уровень тревожности)

№ п/п Код испытуемого Количественный показатель Качественный показатель
1. 20 47 Высокий
2. 23 47 Высокий
3. 4 48 Высокий
4. 7 48 Высокий
5. 12 50 Высокий
6. 8 51 Высокий
7. 15 53 Высокий
8. 16 54 Высокий
9. 14 57 Высокий
10. 5 56 Высокий
11. 9 53 Высокий
12. 13 28 Низкий
13. 21 29 Низкий
14. 1 34 Умеренный
15. 18 34 Умеренный
16. 2 35 Умеренный
17. 6 35 Умеренный
18. 22 35 Умеренный
19. 10 38 Умеренный
20. 17 38 Умеренный
21. 19 44 Умеренный
22. 3 45 Умеренный
23. 11 45 Умеренный

 


Приложение 2

Таблица первичных показателей по зависимой переменной

Экспериментальная группа

(умеренный уровень тревожности)

Контрольная группа

(Высокий уровень тревожности)

№ п/п Код испытуемого

Показатель

Ранг № п/п Код испытуемого Показатель Ранг
1. 11

-11

1 1. 8 -6,5 3,5
2. 6

-8

2 2. 15 -3 7
3. 22

-6,5

3,5 3. 7 -2,5 8
4. 18

-4,5

5,5 4. 14 4 13,5
5. 19

-4,5

5,5 5. 20 5 15
6. 2

-2

9 6. 9 6,5 16
7. 3

-0,5

10 7. 23 7,5 17,5
8. 1

3,5

11,5 8. 16 7,5 17,5
9. 17 3,5

11,5

9. 12 8 19
10. 10 4

13,5

10. 4 8,5 20
     

 

11. 5 20 21

Сумма рангов

73

Сумма рангов

158
                 

 


Приложение 3

Таблица показателей по зависимой переменной («Карта риска»)

№ п/п Фамилия И. испытуемого Код испытуемого Количественный показатель Качественный показатель
1. Труфанова М. 11 -11 Риск суицида незначителен
2. Карабзанова И. 6 -8 Риск суицида незначителен
3. Пашкова А. 8 -6,5 Риск суицида незначителен
4. Петрова А. 22 -6,5 Риск суицида незначителен
5. Платухин А. 18 -4,5 Риск суицида незначителен
6. Анненкова Н. 19 -4,5 Риск суицида незначителен
7. Марельтуев А. 15 -3 Риск суицида незначителен
8. Юнакова Ю. 7 -2,5 Риск суицида незначителен
9. Логачёв С. 2 -2 Риск суицида незначителен
10. Евдокимов А. 21 -2 Риск суицида незначителен
11. Доренский В. 3 -0,5 Риск суицида незначителен
12. Кузнецов Н. 1 3,5 Риск суицида незначителен
13. Якунин Р. 17 3,5 Риск суицида незначителен
14. Сергеева Р. 10 4 Риск суицида незначителен
15. Симакина Е. 14 4 Риск суицида незначителен
16. Предеина Д. 13 4,5 Риск суицида незначителен
17. Баркова Е. 20 5 Риск суицида незначителен
18. Копаев И. 9 6,5 Риск суицида незначителен
19. Щербинин А. 16 7,5 Риск суицида незначителен
20. Махарадзе М. 23 7,5 Риск суицида незначителен
21. Уколов Д. 12 8 Риск суицида незначителен
22. Филонова А. 4 8,5 Риск суицида незначителен
23. Кузнецов А. 5 20 Риск суицида значителен

Приложение 4

Таблица первичных показателей по независимой переменной (уровень депрессии)

№ п/п Фамилия И. испытуемого Код испытуемого Количественный показатель Качественный показатель
1. Кузнецов Н. 1 19 Депрессия минимальна
2. Доренский В. 3 19 Депрессия минимальна
3. Карабзанова И. 6 11 Депрессия минимальна
4. Юнакова Ю. 7 14 Депрессия минимальна
5. Труфанова М. 11 18 Депрессия минимальна
6. Уколов Д. 12 15 Депрессия минимальна
7. Предеина Д. 13 23 Депрессия минимальна
8. Якунин Р. 17 10 Депрессия минимальна
9. Платухин А. 18 11 Депрессия минимальна
10. Анненкова Н. 19 24 Депрессия минимальна
11. Копаев И. 9 9 Депрессия отсутствует либо незначительна
12. Марельтуев А. 15 6 Депрессия отсутствует либо незначительна
13. Петрова А. 22 8 Депрессия отсутствует либо незначительна
14. Логачёв С. 2 29 Легкая депрессия
15. Филонова А. 4 25 Легкая депрессия
16. Кузнецов А. 5 30 Легкая депрессия
17. Пашкова А. 8 35 Легкая депрессия
18. Сергеева Р. 10 26 Легкая депрессия
19. Симакина Е. 14 36 Легкая депрессия
20. Щербинин А. 16 26 Легкая депрессия
21. Баркова Е. 20 29 Легкая депрессия
22. Махарадзе М. 23 27 Легкая депрессия

 


Приложение 5

Таблица первичных показателей по зависимой переменной

Экспериментальная группа

(Депрессия минимальна)

Контрольная группа

(Легкая депрессия)

№ п/п Код испытуемого Показатель Ранг № п/п Код испытуемого Показатель Ранг
1. 11 -11 1 1. 8 -6,5 3
2. 6 -8 2 2. 2 -2 7
3. 18 -4,5 4,5 3. 10 4 11,5
4. 19 -4,5 4,5 4. 14 4 11,5
5. 7 -2,5 6 5. 20 5 14
6. 3 -0,5 8 6. 16 7,5 15,5
7. 1 3,5 9,5 7. 23 7,5 15,5
8. 17 3,5 9,5 8. 4 8,5 18
9. 13 4,5 13 9. 5 20 19
10. 12 8 17        

Сумма рангов

75

Сумма рангов

115

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...