Предмет и метод экономической теории; экономические законы и категории
Основные этапы развития экономической мысли и современные экономические теории. Эволюция и многообразие представлений о предмете экономической теории. Позитивные и нормативные вопросы экономической теории. Методы экономической теории. Категориальный аппарат экономической науки. Экономические законы. Место экономической теории в системе научных знаний. Функции экономической теории и её взаимосвязь с хозяйственной практикой. Экономическая теория как основа экономической политики. Понятие экономического закона. Объективность экономических законов. Общие и специфические экономические законы.
Зарождение и развитие экономической науки Экономическая мысль античности и средневековья. Зарождение первых экономических школ – меркантилизм и физиократия. Формирование теоретических систем – классическая школа политической экономии: общая характеристика. Формирование социализма. Революция в экономической науке – маржинализм. Современные направления экономической мысли – институционализм, кейнсианство, монетаризм, неоклассика.
Общая характеристика хозяйственной деятельности. Понятие хозяйственной деятельности человека. Формы организации хозяйственной деятельности экономических агентов. Система общественных потребностей. Экономические потребности. Закон возвышения потребностей. Понятие и классификация благ. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Особенности общественных благ. Сущность, стадии и типы общественного воспроизводства. Факторы производства и факторные доходы. Модель кругооборота. Производственные возможности. Понятие эффективности, экономический выбор и альтернативные издержки. Компромисс общества между эффективностью и равенством.Компромисс индивида между доходом и досугом.
Понятие экономической системы. Критерии классификации и типы экономических систем. Форма собственности как важнейший критерий классификации экономических систем. Собственность как экономическая категория. Эволюция развития форм собственности. Теория «пучка прав» собственности. Полиформизм собственности в современной экономике. Многообразие национальных моделей экономики.
РАЗДЕЛ II. Основы функционирования рыночной экономики
Сущность и механизм функционирования рынка. Микроэкономика как часть общей экономической теории. Предмет и метод микроэкономики. Понятие рынка. Эволюция взглядов на рынок. Функции рынка. Типология, структура и инфраструктура рынка. Взаимодействие спроса и предложения. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Детерминанты спроса. Субституты и комплементарные товары. Нормальные и инфериорные товары. Эффект дохода и эффект замещения. Функциональный и нефункциональный спрос. Эффекты спроса. Закон предложения. Детерминанты предложения. Сделка, параметры сделки. Сущность и функции цены. Равновесное состояние рынка. Устойчивое и неустойчивое равновесие. Избыток и дефицит. Излишки производителя и потребителя. Понятие эластичности. Оценка эластичности. Формула центральной точки. Эластичность спроса и предложения. Практическое применение эластичности. Неопределённость и риск. Экономические стратегии субъектов рынка в условиях неопределённости. Внешние эффекты (экстерналии). Положительные и отрицательные внешние эффекты. Фиаско рынка. Рыночное равновесие и вмешательство государства. Принудительная фиксация цен. Налоги и субсидии. Последствия государственного регулирования в области ценообразования.
Теория поведения потребителя.
Бюджетные ограничения и проблема рационального выбора потребителя. Полезность как экономическая категория. Теория предельной полезности и маржиналистская революция. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации совокупной полезности. Анализ карты кривых безразличия и оптимум потребителя. Предельная норма замещения. Эффект замещения и эффект дохода.
Теория несовершенной конкуренции. Особенности основных типов рыночных структур. Эволюция взглядов на монополию и конкуренцию. Понятие конкуренции. Признаки рынка совершенной конкуренции. Особенности поведения конкурентной фирмы. Условие максимизации прибыли фирмы. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффективность экономики в условиях совершенной конкуренции. Предпосылки несовершенной конкуренции. Особенности рынка монополистической конкуренции. Дифференциация продукции и сегментация рынка. Реклама как фактор дифференциации. Ценовая и неценовая конкуренция. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Олигополия как наиболее распространённая структура рынка, признаки олигополии. Разновидности олигополии. Модели взаимозависимости и поведение фирм в условиях олигополии. Тайный сговор и теория игр. Предпосылки возникновения и признаки монополии. Естественные монополии. Понятие сверхприбыли. Недобросовестная конкуренция. Демпинг. Ценовая дискриминация как стратегия монополиста. Монопсония. Последствия монополизации рынка. Финансово-промышленные группы и финансовая олигархия. Принципы антимонопольной политики. Особенности антимонопольной политики в России. РАЗДЕЛ III. Экономическое поведение производителя
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|