Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная регистрация юридических лиц при их создании.

Правительством РФ установлены требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц1.

Во-первых, заявления, уведомления и другие документы представляются на бумажном носителе. При возможности документы дополнительно представляются в электронном виде. Вид носителя и формат информации, представляемой в электронном виде, устанавливаются МНС.

Во-вторых, все представляемые заявления, уведомления и сообщения заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо представляют собой машинописный текст.

В-третьих, указанные заявления, уведомления или сообщения заполняются в одном экземпляре. Представление в регистрирующий орган осуществляется непосредственно заявителем либо направляется почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

В заявлении должны быть указаны организационно - правовая форма юридического лица, его полное, сокращенное и фирменное наименования, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа, иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица, его имя, фамилия, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, данные о заявителе.

Кроме того, заявитель должен подтвердить соблюдение законодательства, достоверность представляемых сведений, согласованность создания юридического лица с соответствующими государственными и (или) муниципальными органами в установленных законом случаях.

Принципиальное требование к форме заявления проявляется в нотариальном удостоверении подписи заявителя.

Место государственной регистрации определяется местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого органа - местом нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Для отдельных юридических лиц установлен специальный порядок государственной регистрации, в том числе иной перечень документов, представляемых для государственной регистрации.

Например, для государственной регистрации торгово - промышленной палаты необходимо представить:

заявление учредителей торгово - промышленной палаты, в котором также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа торгово - промышленной палаты;

устав торгово - промышленной палаты в трех экземплярах;

протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, принявших устав торгово - промышленной палаты;

решение Торгово - промышленной палаты Российской Федерации о согласии на создание данной торгово - промышленной палаты;

документ об уплате государственной пошлины1.

Также специальный порядок государственной регистрации установлен для общественных объединений, религиозных организаций.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации.

При реорганизации юридического лица (кроме реорганизации в форме присоединения) происходит возникновение одного или нескольких юридических лиц, спецификой правосубъектности которых является то, что созданные в результате реорганизации такие юридические лица в порядке правопреемства являются носителями прав и обязанностей, возникших ранее, чем сами обладатели таких прав и обязанностей. Ввиду этого в государственном реестре должны быть отражены не только сведения, связанные с созданием нового юридического лица, но и сведения, отражающие то, каким путем было создано данное юридическое лицо, в каком объеме и чьи права и обязанности приобрело созданное юридическое лицо в момент своего образования.

Исходя из этого в Законе государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, посвящена отдельная глава V, определяющая: перечень документов, которые необходимо представить в регистрирующий орган при регистрации создаваемого при реорганизации юридического лица (ст. 14); особенности порядка регистрации (ст. 15); момент и процедуру завершения регистрации создаваемого при реорганизации юридического лица (ст. 16).

Нормы главы V Закона посвящены именно регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (Закон использует термин "создаваемого путем реорганизации"), а не процедуре реорганизации. Не определен правовой механизм реорганизации юридического лица, отсутствие которого порождает множество споров на практике. Между тем данный Закон должен был устранить пробелы, имеющиеся в российском законодательстве о юридических лицах1. Так, Закон не урегулировал порядок формирования имущественной базы юридического лица. Кроме того, Закон (в том числе гл. V) содержит большое количество отсылочных норм, в соответствии с которыми регламентация многих процедур должна проводиться на уровне подзаконных актов.

Исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представлять в регистрирующий орган для государственной регистрации юридических лиц, возникающих в результате реорганизации других ранее созданных и осуществлявших деятельность юридических лиц перечислен в ст.14 Закона. Таковыми являются шесть поименованных типов документов: заявление о государственной регистрации возникающего юридического лица, его учредительные документы, решение о реорганизации юридического лица, договор о слиянии или присоединении (в зависимости от способа реорганизации), передаточный акт или разделительный баланс и документ об уплате государственной пошлины. Требовать представления других документов в силу п. 4 ст. 9 Закона регистрирующий орган не вправе.

Возникновение новых юридических лиц происходит только при реорганизации в формах: слияния, разделения, выделения и преобразования.

До принятия Закона федеральными законами применительно ко всем юридическим лицам не было установлено единого перечня документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Однако в ряде федеральных законов, в том числе регулирующих правовое положение отдельных видов юридических лиц, и до принятия настоящего Закона упоминались документы, представление которых необходимо для государственной регистрации юридических лиц той или иной организационно - правовой формы, созданных в результате реорганизации.

Так, применительно ко всем юридическим лицам при реорганизации должны составляться передаточный акт или разделительный баланс, содержащие положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. Обязательность представления передаточного акта или разделительного баланса для государственной регистрации вновь возникающих в результате реорганизации юридических лиц установлена п. 2 ст. 59 ГК РФ. Аналогичные требования определены в соответствующих положениях федеральных законов об отдельных видах юридических лиц (например, п. 4 ст. 26 Закона о производственных кооперативах; п. 5 ст. 41 Закона о сельскохозяйственной кооперации). Указанные нормы содержат схожие положения о том, что передаточный акт и разделительный баланс представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации создаваемых в результате реорганизации юридических лиц и регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ранее существовавших участвовавших в реорганизации юридических лиц.

Кроме того, в федеральных законах об отдельных видах юридических лиц имеются указания и на иные документы, представление которых обязательно при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Так, п. 5 ст. 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и п. 6 ст. 15 Закона об акционерных обществах содержат практически идентичные нормы, устанавливающие, что государственная регистрация таких хозяйственных обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов, причем уведомление о реорганизации общества должно быть осуществлено в порядке, установленном указанными соответствующими нормами названных законов.

Данным порядком предусмотрено, что не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации, а при слиянии или присоединении - с момента принятия решения последним из присоединяющихся или сливающихся обществ необходимо письменно уведомить всех известных кредиторов и опубликовать в специальном печатном органе, где публикуются сведения о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении о реорганизации.

Необходимо подчеркнуть, что данным порядком обеспечивается соблюдение гарантий прав кредиторов при реорганизации акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в соответствии со ст. 60 ГК РФ, а требование о представлении доказательств уведомления кредиторов в связи с реорганизацией для государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации обществ является публично - правовым инструментом контроля за выполнением лицами, принявшими решение о реорганизации юридического лица, обязанности, установленной п. 1 ст. 60 ГК РФ.

Ввиду установления исчерпывающего перечня документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а также императивного правила п. 4 ст. 9 Закона о том, что "регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом", становится проблематичным применение норм иных федеральных законов, которые устанавливают необходимость представления других документов для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Иными словами, если считать, что в первую очередь должны применяться нормы Закона в сравнении с нормами законов об отдельных видах юридических лиц, то на сегодняшний день при регистрации создаваемых путем реорганизации хозяйственных обществ необходимость представления доказательств уведомления кредиторов хозяйственных обществ о проводимой реорганизации отпала, поскольку помимо документов, предусмотренных Законом, требовать другие документы прямо запрещено.

Именно поэтому, в силу положений Закона, в дальнейшем представляется неправомерным требование регистрирующего органа о представлении документов, являющихся доказательством уведомления кредиторов о реорганизации хозяйственных обществ.

По замыслу законодателя, такие "документы - доказательства" не нужно представлять, поскольку в заявлении о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, должно содержаться подтверждение, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации.

Необходимость представления других документов (помимо установленных ст. 14 Закона) законодатель предусмотрел лишь в отношении тех видов юридических лиц, для которых федеральными законами предусмотрен специальный порядок регистрации. Таковыми, например, являются кредитные или общественные и религиозные организации. В любом случае указанные документы представляются не в регистрирующий орган, а в другой уполномоченный орган, который в соответствии с законом принимает решение о регистрации того или иного юридического лица.

Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, должно быть составлено по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. Форма заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, утверждена в числе прочих форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 об утверждении форм документов (приложение N 2 к названному Постановлению). Утвержденная форма включает: непосредственно форму самого заявления, которое должно содержать необходимые для включения в государственный реестр сведения о самом создаваемом юридическом лице, сведения о заявителе, необходимые в силу Закона подтверждения, удостоверительную надпись нотариуса; форму сведений об учредителях (участниках) - юридических и физических лицах; формы сведений о реорганизуемых юридических лицах; форму расписки в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган.

Заявление помимо засвидетельствования соответствующего волеизъявления о регистрации юридического лица содержит "своего рода декларацию о подтверждении определенных данных"1. Кроме указанного выше подтверждения о том, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации, заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, должно содержать также подтверждения того, что, во-первых, учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица соответствующей организационно - правовой формы; во-вторых, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны; в-третьих, что передаточный акт или разделительный баланс содержат положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов; в-четвертых, что в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления.

Касаясь случаев, когда законом установлено, что вопросы реорганизации юридического лица должны быть согласованы с соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления, следует отметить, что, например, ст. 17 Закона о конкуренции предусматривает необходимость получения согласия антимонопольного органа на слияние или присоединение объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций), а также на слияние или присоединение коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 000 минимальных размеров оплаты труда (п. 1 ст. 17 данного Закона).

При этом п. 8 ст. 17 Закона о конкуренции императивно определяет, что государственная регистрация юридических лиц, возникающих при реорганизации, в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 17, осуществляется регистрирующим органом только с предварительного согласия антимонопольного органа.

Заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, должно быть подписано надлежащим заявителем. Таковым может быть только уполномоченное лицо. Круг лиц, которые могут быть уполномоченными для представления документов в регистрирующий орган, а также требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, определены в п. 1 ст. 9 Закона.

При регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, надлежащими заявителями будут являться физическое лицо - учредитель юридического лица, создаваемого путем реорганизации, либо руководитель (исполнительный орган) юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица. Если у регистрируемого юридического лица, создаваемого путем реорганизации, несколько учредителей, то по смыслу п. 1 ст. 9 Закона заявление должно быть подписано всеми учредителями создаваемого юридического лица или их полномочными представителями.

В предусмотренных федеральными законами случаях могут быть прямо названы лицо или орган, которые должны осуществлять действия, связанные с государственной регистрацией юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В силу таких указаний данное лицо или орган являются уполномоченными на подписание заявления о регистрации. Так, при слиянии обществ с ограниченной ответственностью "единоличный исполнительный орган общества, создаваемого в результате слияния, осуществляет действия, связанные с государственной регистрацией данного общества" (п. 4 ст. 52 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). При преобразовании общества с ограниченной ответственностью участники юридического лица, создаваемого в результате преобразования, поручают соответствующему органу осуществить действия, связанные с государственной регистрацией юридического лица, создаваемого в результате преобразования (п. 3 ст. 56 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Безусловно, самыми важными для создаваемого юридического лица документами - и юридические лица, создаваемые путем реорганизации, здесь не исключение, - являются учредительные документы данного юридического лица, поскольку именно на основании учредительных документов юридическое лицо действует после его создания и регистрации (ст. 52 ГК РФ). Исключение составляют лишь случаи, когда законом предусмотрено, что юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Именно поэтому вместе с заявлением о регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, в регистрирующий орган представляются учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, при этом необходимо представить подлинники или нотариально удостоверенные копии данных документов. Следовательно, если участниками учредительного договора, например, общества с ограниченной ответственностью, являются только граждане, то нотариус удостоверит копию только договора, который как сделка удостоверен нотариально, поскольку вряд ли возможна ситуация, когда подписи участников учредительного договора будут удостоверены, например, директором жилищно - эксплуатационной организации.

В законодательстве предусмотрены особые правила в отношении учредительных документов юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации в форме слияния. Закон об обществах с ограниченной ответственностью (п. 3 ст. 52) предусматривает, что при слиянии обществ с ограниченной ответственностью договор о слиянии является, наряду с уставом, учредительным документом создаваемого в результате слияния общества и должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым ГК РФ и Законом об обществах с ограниченной ответственностью к учредительному договору. Данное правило отсутствует в отношении договора слияния акционерных обществ, заключение которого также предусмотрено при слиянии акционерных обществ (ст. 16 Закона об акционерных обществах), поскольку законодательством определено, что единственным учредительным документом акционерного общества является его устав (п. 3 ст. 98 ГК РФ, ст. 11 Закона об акционерных обществах).

Представляется, что независимо от того, какие учредительные документы предусмотрены законодательством для того или иного вида юридического лица, в том случае, если такое юридическое лицо создается путем реорганизации, его учредительные документы (наряду с передаточным актом и разделительным балансом) должны содержать положения о правопреемстве по всем правам и обязательствам юридических лиц, в результате реорганизации которых данное юридическое лицо создано.

Наряду с другими документами, представляемыми для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем преобразования, слияния, разделения, выделения в регистрирующий орган представляется решение о реорганизации юридического лица.

Указанное решение может быть представлено в виде протокола коллегиального органа реорганизуемого юридического лица, в виде соответствующего приказа (распоряжения, постановления) уполномоченного на то иного органа реорганизуемого юридического лица или решения собственника (учредителя, участника) реорганизуемого юридического лица, в

зависимости от того, к чьей компетенции относится принятие данного решения в отношении того или иного вида юридического лица.

Помимо добровольной реорганизации законодательством предусмотрены случаи принудительной реорганизации в форме выделения или разделения. Такая реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (п. 2 ст. 57 ГК РФ). Так, ст. 19 Закона о конкуренции предусматривает случаи принудительного разделения или выделения юридических лиц, занимающих доминирующее положение на рынке и совершивших два или более нарушений антимонопольного законодательства. Если таковое имеет место, то это является основанием для принятия антимонопольным органом решения о принудительном разделении. Такое решение может быть принято при наличии возможностей для организационного или территориального обособления структурных подразделений общества и при отсутствии между ними тесной технологической взаимосвязи.

В решении о принудительном разделении или выделении, принимаемом уполномоченным органом, устанавливается срок для проведения такой реорганизации. Если учредители (участники) юридического лица или уполномоченный на реорганизацию орган не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица, он выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих в результате реорганизации юридических лиц (абз. 2 п. 2 ст. 57 ГК РФ).

Как уже отмечалось, при реорганизации должны составляться передаточный акт или разделительный баланс (в зависимости от способа реорганизации), содержащие положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 59 ГК РФ). Вопросы правопреемства при реорганизации в конечном счете закон связывает именно с передаточным актом и разделительным балансом (ст. 58 ГК РФ).

Обязательность представления передаточного акта или разделительного баланса для государственной регистрации вновь возникающих в результате реорганизации юридических лиц установлена подп. "д" п. 1 статьи 14 Закона в соответствии с п. 2 ст. 59 ГК РФ.

Передаточный акт и разделительный баланс должны утверждаться учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц (о соответствующих нормах в отношении отдельных видов юридических лиц см., например: п. 4 ст. 26 Закона о производственных кооперативах; п. 5 ст. 41 Закона о сельскохозяйственной кооперации; п. 4 ст. 39 Закона о садоводческих объединениях).

Наличие передаточного акта или разделительного баланса зависит от формы реорганизации. При слиянии или преобразовании составляется передаточный акт, при разделении и выделении - разделительный баланс. Основная задача и того, и другого документа - отражение всех условий правопреемства в результате реорганизации, поэтому из передаточного акта (разделительного баланса) четко должно быть видно, кто и в каком объеме является правопреемником, какие права и обязанности переходят к правопреемникам, т.е. должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного общества в отношении всех его кредиторов и должников. С содержанием этих документов закон связывает определенные юридические последствия.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа юридического лица. Данная норма является общей для всех видов государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с комментируемым Законом. В отношении юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, установлено специальное правило, которое по-иному определяет место их регистрации. Государственная регистрация таких юридических лиц осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Поэтому принцип принадлежности места регистрации к месту нахождения органов регистрируемого юридического лица, императивно установленный п. 2 ст. 8 Закона, в данном случае самим же этим Законом не применяется в силу установленного исключения.

Регистрацию создаваемых путем реорганизации юридических лиц должен осуществлять тот орган, на территории ведения которого расположено место нахождения реорганизуемого юридического лица.

Порядком установлено общее правило, что внесение записи в государственный реестр, посредством которого осуществляется регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, производится регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

При преобразовании, разделении и выделении на основании принятого решения о регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, регистрирующий орган одновременно вносит в реестр записи о вновь возникших юридических лицах и прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица (в случаях преобразования и разделения) либо об изменениях, вносимых в учредительные документы (в случае выделения).

Затем регистрирующий орган, внесший в реестр соответствующие записи, сообщает о регистрации в регистрирующие органы по месту нахождения вновь возникших путем реорганизации юридических лиц и направляет регистрационные дела.

При получении регистрационного дела регистрирующий орган по месту нахождения вновь возникшего юридического лица уведомляет об этом регистрирующий орган, внесший запись в реестр о создании юридического лица и направивший регистрационное дело.

Более сложный порядок взаимодействия регистрирующих органов предусмотрен в случае государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате слияния других лиц.

При получении от заявителя документов о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем слияния, регистрирующий орган незамедлительно сообщает об этом в вышестоящий регистрирующий орган, который определяет регистрирующий орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем слияния.

Министерство РФ по налогам и сборам является вышестоящим органом - для случаев, когда место нахождения реорганизуемых юридических лиц находится на территории различных субъектов Российской Федерации. Соответствующее региональное управление МНС - для случаев, когда место нахождения реорганизуемых юридических лиц находится на территории одного из субъектов Федерации.

По-видимому, подать документы заявитель может в любой из регистрирующих органов по месту нахождения одного из сливающихся юридических лиц. На основании принятого решения о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем слияния, регистрирующий орган вносит в реестр записи о создании юридического лица и прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица, находящегося на его территории. О произведенной регистрации регистрирующий орган сообщает в другие регистрирующие органы по месту нахождения реорганизуемых (сливающихся) юридических лиц, а также в регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица и направляет в его адрес регистрационное дело.

При получении этой информации регистрирующие органы вносят в реестр запись о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц, расположенных на их территориях, а регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица уведомляет об этом регистрирующий орган, направивший регистрационное дело.

По отношению к создаваемым в результате реорганизации юридическим лицам, для которых законодательством предусмотрен специальный порядок регистрации, в случае, если их место нахождения отличается от места нахождения реорганизуемых юридических лиц, регистрационные процедуры значительно усложняются, поскольку взаимодействовать должны не только регистрирующие органы между собой, но и органы, принимающие решение о регистрации юридических лиц в специальном порядке.

Закон не устанавливает какого-либо специального порядка для представления документов и специальных сроков для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. В целом прослеживается тенденция Закона к унификации, единообразию и упрощению процесса государственной регистрации юридических лиц.

Едиными являются требования к способам представления документов. Документы представляются уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения. Кто может быть уполномоченным лицом - непосредственно указано в рассматриваемом Законе, а иные способы представления документов могут быть определены Правительством РФ (см. п. 1 ст. 9).

Формы и единые требования к оформлению документов, представляемых для государственной регистрации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439. При этом п. 3 указанного постановления установил, что формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, не отнесенных комментируемым Законом к компетенции Правительства РФ, разрабатывает МНС (о сроках и порядке представления документов при государственной регистрации см. ст. 8 и 9).

Для некоторых видов юридических лиц, в отношении которых федеральными законами определен специальный порядок регистрации, установлены сроки представления документов для государственной регистрации.

Для всех видов государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с Законом, в том числе для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, установлен единый общий срок, в который должна осуществляться регистрация, - не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона).

В соответствии со ст. 10 Закона федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Указанное относится в том числе к юридическим лицам отдельных видов, создаваемым в результате реорганизации. Специальный порядок означает не только специальные сроки и порядок представления документов, сроки регистрации, но и специальный порядок принятия решения о регистрации и связанные с ним процедуры. Главным образом такие изъятия из общего правила касаются юридических лиц не отдельных организационно - правовых форм, но выделяемых по видам осуществляемой ими деятельности (например, разного рода некоммерческие, кредитные организации).

Действующее законодательство содержит немало норм, устанавливающих специальный порядок регистрации в отношении юридических лиц, создаваемых путем реорганизации.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.

Реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...