Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице.

Изменения, вносимые в учредительные документы, с точки зрения их внутреннего юридического содержания можно рассматривать следующим образом: 1) изменения учредительного договора - это внесение изменений в гражданско - правовой договор (обязательство), регулирующий отношения между учредителями в процессе организации деятельности юридического лица; 2) внесение изменений в устав - это утверждение в установленном порядке документа, изменяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения как между участниками и непосредственно юридическим лицом, так и между юридическим лицом и его работниками (срок назначения руководителя), а также определяющие сферу деятельности юридического лица.

Государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, и внесение изменений в сведения о юридическом лице необходимо отличать от государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в уведомительном порядке и от исправления сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра и не соответствующих сведениям, содержащимся в учредительных документах.

Во многих случаях регистрация изменений учредительных документов осуществляется в том же порядке, что и регистрация юридического лица.

При государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, должна использоваться форма заявления N Р13001 (приложение N 3 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439). Минюстом России предусмотрены специальные формы заявлений о государственной регистрации изменений для юридических лиц, в отношении которых применяется особый порядок регистрации - форма N РО-2 и форма N РР-2 (приложения N 3 и 17 к Приказу Минюста России от 12 июля 2002 г. N 199 "Об утверждении форм документов, применяемых при государственной регистрации торгово - промышленной палаты, общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица"1).

Разнообразие норм в федеральных законах, определяющих особенности

правового положения отдельных видов юридических лиц, говорит о необходимости в каждом конкретном случае определять не только порядок государственной регистрации тех или иных изменений (уведомительный или нормативно - явочный) и момент, с которого они приобретают юридическую силу, но и перечень документов, обязательных для представления в регистрирующий орган.

Необходимо подчеркнуть, что в федеральных законах, посвященных отдельным видам юридических лиц, зачастую приводятся особенности принятия решений о внесении изменений в учредительные документы. В данном случае нормы являются общими только по отношению к процедуре государственной регистрации. Но нормы, содержащиеся в таких федеральных законах, в свою очередь определяют порядок именно принятия таких решений (процедуру).

Большинство норм о форме и содержании учредительных документов носят императивный характер. В случае изменения законодателем таких норм возникает необходимость внесения изменений в учредительные документы. Конечно же, такие изменения подлежат и последующей государственной регистрации.

В соответствии со ст. 10 Закона федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации юридических лиц, что указывает на появление дополнительных нормативных источников регулирования процесса государственной регистрации, имеющих специальную юридическую силу. Соответственно могут отличаться условия и порядок регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре.

В п. 2 ст. 17 Закона говорится о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, но внесение которых в государственный реестр обязательно. Перечень таких сведений является исчерпывающим.

Изменения, вносимые в государственный реестр без изменения учредительных документов, связаны с:

- получением лицензий или их прекращением (приостановлением, возобновлением);

- назначением или избранием лица, имеющего право действовать без доверенности;

- заключением юридическим лицом договоров, на основании которых контрагент действует от имени юридического лица, но без доверенности, выполняя при этом функцию учредителя(ей) или органа юридического лица (договор доверительного управления, договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющему);

- назначением управляющих на различных стадиях банкротства (определения судов);

- изменением порядка ведения дел в хозяйственных товариществах.

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, должны быть представлены следующие документы:

а) заявление установленной формы (приложение N 3 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439, а для юридических лиц, для которых установлен специальный порядок, - формы N РО-2 и формы N РР-2 приложений N 3 и 17 к Приказу Минюста России от 12 июля 2002 г. N 199).

В заявлении должна быть подтверждена юридическая достоверность этих сведений, т.е. соответствие юридической формы и реального содержания представленных документов действующему законодательству;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица.

Как правило, эти изменения принимаются в виде утвержденных отдельных положений в новой редакции или уточнений в какие-либо пункты, разделы, статьи, параграфы или другие составляющие части. Оформление изменений осуществляется несколькими способами:

- непосредственно включаются в решение (протокол и т.д.);

- перечисляются в отдельном документе, утвержденном (принятом) решением уполномоченного органа юридического лица;

г) документ об оплате государственной пошлины.

В случае если в связи с внесением изменений в учредительные документы происходит изменение сведений о юридическом лице, содержащихся в государственном реестре, внесение изменений в государственный реестр осуществляется в порядке, установленном ст. 18 Закона.

Необходимость государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, установленная п. 3 ст. 52 ГК РФ, обусловлена возможностью влияния учредительных документов на условия участия юридического лица в имущественном обороте, изменение его юридического статуса. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, носит характер фиксации, которая вызвана необходимостью внесения возможных изменений в содержание информации о юридическом лице в государственном реестре.

Поскольку государственной регистрации подлежит само юридическое лицо (ст. 51 ГК РФ), государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, следует рассматривать как "перерегистрацию" самого юридического лица, условий его участия в гражданском обороте, так как с момента государственной регистрации соответствующих изменений юридическое лицо будет действовать на основе учредительных документов с учетом внесенных изменений.

Изменения в учредительные документы юридического лица приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 3 ст. 52 ГК РФ). Однако для самого юридического лица и его учредителей (участников) соответствующие изменения обязательны с момента принятия решения о внесении изменений в учредительные документы.

Законом установлены случаи, когда изменения учредительных документов приобретают силу с момента их регистрации и для третьих лиц, и для учредителей (участников) (например, в случае внесения в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества за счет дополнительных вкладов его участников и вкладов третьих лиц, принимаемых в общество, а также с распределением либо продажей доли, принадлежащей обществу1.

Кроме того, в Законе предусмотрены случаи, когда изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа.

Результатом государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (государственной регистрации учредительных документов в новой редакции), и внесения изменений в сведения о юридическом лице в государственный реестр является соответствующая запись в государственном реестре.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона о регистрации запись об изменениях, вносимых в учредительные документы, производится регистрирующим органом в государственном реестре. Внесение записи в реестр в силу ч. 2 ст. 1 упомянутого Закона есть акт, посредством которого государственная регистрация осуществляется.

Таким образом, внесение изменений в учредительные документы в порядке,

предусмотренном данной статьей, также подлежит государственной регистрации. Установленные этой статьей отличия заключаются в порядке и основаниях регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.

Внесение записи об изменениях в государственный реестр производится регистрирующим органом в срок не более пяти дней с момента получения уведомления. Регистрирующий орган обязан сообщить юридическому лицу о внесении такой записи в срок, предусмотренный п. 3 ст. 11 Закона, т.е. не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации.

Форма такого сообщения установлена Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (приложение N 12. Форма N Р50003).

Как уже отмечалось, при уведомительном порядке внесения в учредительные документы изменений последние приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа (п. 3 ст. 52 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона отказ в государственной регистрации допускается в случаях непредставления необходимых документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

В случае отказа в государственной регистрации по основанию непредставления необходимых для регистрации документов изменения, вносимые в учредительные документы, становятся обязательными для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа; последующий отказ в государственной регистрации не влияет на юридическую силу изменений для третьих лиц.

Противоположные по значению последствия вызывает уведомление ненадлежащего регистрирующего органа (о регистрирующем органе см. ст. 2 и комментарий к ней).

В случае направления уведомления в ненадлежащий регистрирующий орган такое уведомление не должно считаться направленным, а момент уведомления регистрирующего органа не признается наступившим. Следовательно, изменения не приобретают силу для третьих лиц.

Значение в последнем случае имеет не сам по себе отказ в государственной регистрации, а неверно направленное уведомление.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...