Особенности организационно-правовой структуры полиграфической промышленности
Существование в отрасли печати предприятий разных форм, их эффективная конкуренция, реализация преимуществ и исправление недостатков организационно-правовой конструкции - залог прогрессивного развития отрасли печати и каждого конкретного предприятия. Реально организационно-правовая структура отраслей российской экономики формируется под влиянием множества факторов, среди которых: изменчивость законодательной базы; попытки механического копирования сложившихся за рубежом форм экономической деятельности без достаточного учета национальных особенностей страны и условий переходного периода; организационная структура предприятий «социалистической» экономики с преобладанием государственной собственности и трудности в изменении психологических установок руководителей, работников предприятий при переходе к новой модели отношений собственности и организационно-правовой структуры; сильное воздействие кризисных явлений переходной экономики и, как следствие, неустойчивость экономического положения хозяйствующих субъектов, высокая тяга к спекулятивным действиям, к хищническому предпринимательству; высокая доля нелегального бизнеса, теневой экономики; прямое или косвенное воздействие на деятельность многих организаций криминальных структур; неразвитость традиционной цивилизованной рыночно-предпринимательской деятельности; возникновение предпринимательских структур не только путем создания совершенно новых организаций, но и путем приватизации ранее действовавших предприятий; большое число неработающих формально зарегистрированных предприятий (среди причин: кризисность экономики, трудности в привлечении финансовых средств, нацеленность ряда из них на проведение разовых спекулятивных операций, сложный порядок ликвидации юридических лиц).
В результате воздействия всей совокупности факторов наибольшее распространение в России, в том числе в отрасли печати, получили организационно-правовые формы, минимизирующие риск убытков участников, - общества с ограниченной ответственностью, индивидуальные частные предприятия, акционерные общества открытого и закрытого типа. Распространение акционерных обществ открытого типа также обусловлено способами проведения приватизации. Полиграфический бизнес является материально-технической базой издательского дела и инфраструктурным (вспомогательным) для других видов бизнеса - пищевой промышленности, рекламы, торговли. Отличается сравнительно невысокой нормой прибыли (5-15%) и высокой инерционностью. В 2007 году объем рынка высококачественной печати составил $3,26 млрд (в 2006 году - $1,727 млрд). Рост произошел за счет упаковки (рост с $776,6 млн до $1,345 млрд), этикетки (с $149,3 млн до $570,5 млн) и рекламной продукции (с $379,4 млн до $850,5 млн). Продолжается процесс реформирования государственных полиграфических предприятий, которые, несмотря на свою малочисленность (всего 57 из 6 тыс.), остаются в отдельных сегментах рынка системообразующими. В печати черно-белых книг эти предприятия занимают 65% рынка, в печати учебников - 80%, в газетной полиграфии - 40%. Концепцией развития полиграфической промышленности, принятой Роспечатью в 2006 году, предусматривается консолидация государственных типографий под внешним управлением и привлечении крупных кредитов под модернизацию этих активов. Отрасль интересна стратегам, не обращающим внимания на капиталоемкость и долгую окупаемость. Рынок печатных изделий - один из самых динамичных в России, что вызвано прежде всего рекламным бумом. Ежегодный прирост - 25%, объем в 2007 году - 6,4 млрд долларов. Отрасль отличает высокий уровень отечественных и зарубежных инвестиций. Всего с 2000 года в отечественную полиграфию было инвестировано свыше 3 млрд долларов. Сегодня российские типографии оснащены современным оборудованием и выпускают конкурентоспособный продукт. Если в конце 90-х годов почти все российские глянцевые и деловые издания печатались за рубежом (в основном в Финляндии), то сейчас уже 40% журналов производится в России. С 2003 по 2006 год было введено в строй 18 новых газетно-журнальных предприятий. Организованы производства цветной печати газет на 27 федеральных и 9 региональных издательско-полиграфических комплексах. Свыше 30 процентов общероссийских и региональных газет выпускается в многоцветном исполнении. Бурно развивается и корпоративная печать, многие журналы (у МТС, «Билайна» и др.) издаются миллионными тиражами. Началось возрождение единственного в России завода полиграфического оборудования в городе Рыбинске. Отрасль имеет хорошие перспективы, особенно производство упаковки, этикетки и рекламной продукции.
юридический лицо полиграфический печатный Таблица 2.1. Структура полиграфических предприятий по формам собственности за 2009 год
В отличие от большинства отраслей, где приватизация государственных предприятий в основном уже завершена, в медиаиндустрии государственный сектор сохраняет еще значительные масштабы по объему производства и числу предприятий. Несмотря на проведенные в последние годы структурные преобразования, практически во всех секторах медиаиндустрии есть сегменты рынка и технологические цепочки с доминирующим участием госпредприятий, что создает фактическое неравенство государственных и негосударственных предприятий перед условиями рынка и затрудняет создание конкурентного пространства для всех видов собственности.
Таблица 2.2. Число предприятий и организаций промышленности по видам экономической деятельности
Полиграфическая деятельность по данным таблицы и графика не уступает, а даже превышает производство пищевых продуктов, что говорит о нужности и прибыльности данной отрасли. Так же в подтверждение можно привести данные о налогах и сборах: 23 384 826 тыс. руб. поступило налогов и сборов за 2006 год в бюджетную систему РФ от полиграфической деятельности. 9 769 172 тыс. руб. поступило налогов и сборов за 2007 год, 11 790 301 тыс. руб. - за 2008 год, 27 878 996 тыс. руб. - за 2009 год.
Таблица 2.3. Количество юридических лиц по организационно-правовым формам в РФ
|
|
|