Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инвентаризация основных средств и отражение ее    результатов в учете

 

одной из форм контроля обеспечения сохранности основных средств являются периодически проводимые их инвентаризации. Инвентаризация основных средств – это проверка и документальное подтверждение фактического их наличия, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» объекты, сроки и порядок проведения инвентаризации определяется руководителем предприятия или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Этим же законом определены случаи, при которых проведение инвентаризации обязательно.

Обязательная ежегодная инвентаризация должна быть назначена не ранее 1 октября и закончена до 31 декабря отчетного года. Конкретная дата начала инвентаризации устанавливается приказом руководителя организации. Также приказом создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В состав такой комиссии СУ-89 ОАО «Стройтрест №13» входят: главный инженер управления, главный бухгалтер, главный механик, старший мастер. Последняя обязательная ежегодная инвентаризация проводилась      в СУ-89 по состоянию на 1 декабря 2004 года.

До начала инвентаризации комиссия проверяет наличие и состояние инвентарных карточек, технических паспортов и другой документации. При инвентаризации зданий, сооружений и других объектов недвижимости проверяется наличие документов, подтверждающих право собственности организации. В присутствии должностных и материально-ответственных лиц члены комиссии осматривают каждый объект основных средств, его техническое состояние, комплектность, использование основных средств по назначению.

Результаты инвентаризации оформляются описями по форме инв-1. Они подписываются всеми членами комиссии и материально-ответственными лицами.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и текущие показатели по этим объектам.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности.

Неучтенные объекты основных средств отражаются в описи по восстановительной стоимости с учетом рыночных цен. Сумму их износа комиссия определяет по фактическому состоянию объекта в процентах от восстановительной стоимости.

Оформленные в установленном порядке инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию строительной организации для внесения изменений в инвентарные карточки, машинные регистры по учету основных средств. В заключение инвентаризации составляется сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств по форме инв-18, в которой указываются выявленные неучтенные объекты, недостающие объекты и их стоимость. Протокол инвентаризационной комиссии утверждается руководителем.

По всем расхождениям с учетными данными материально-ответственные лица дают письменные объяснения, а затем принимается решение об отражении в учете результатов инвентаризации. Результаты инвентаризации подлежат отражению в учете и отчетности того месяца, в котором она была закончена, а по результатам годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

Излишки основных средств независимо от причин их образования по решению руководителя предприятия приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и относятся на финансовые результаты.

На счетах бухгалтерского учета результаты инвентаризации отражаются следующими записями:

 1) на сумму начисленной амортизации:

Д-т счета 02 «Амортизация основных средств»

   К-т счета 01 «Основные средства» 

2) на сумму остаточной стоимости:

Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»

К-т счета 01 «Основные средства» 

3) на остаточную стоимость недостающего объекта:

Д-т счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»

4) начислен налог на добавленную стоимость от остаточной стоимости:

Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»

К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

5) сумма налога на добавленную стоимость отнесена на стоимость недостачи:

Д-т счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»

6) отнесена на виновное лицо балансовая стоимость основных средств вместе с начисленным налогом на добавленную стоимость:

Д-т счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

К-т счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

7) отнесена на виновное лицо сумма разницы между балансовой и рыночной стоимость недостающего основного средства:

Д-т счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

К-т счета 98 «Доходы будущих периодов».

Если конкретные виновные лица недостачи или порчи не установлены и отсутствует вина организации, в учете делается следующая запись:

Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»

К-т счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Если во взыскании с виновных лиц отказано решением суда по причине вины организации:

Д-т счета 82 «резервный фонд»

Д-т счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

К-т счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

По мере погашения задолженности виновными лицами разница между балансовой и рыночной стоимостью отражается в учете следующей записью:

Д-т счета 98 «Доходы будущих периодов»

К-т счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...