Предмет, метод, функции и система показателей социальной статистики
Социальная статистика - общественная наука, являющаяся особой отраслью статистики. Социальная статистика представляет собой относительно самостоятельную отрасль единой статистической науки и практики. В основном, она изучает социальные (в узком смысле слова), то есть неэкономические явления и процессы (массовые). Кроме того, социальная статистика изучает социальные стороны экономики. Как область науки социальная статистика разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе. Как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и др. организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы. Эти области должны и могут развиваться лишь в единстве и взаимосвязи. Предмет исследования социальной статистики состоит в изучении количественной стороны массовых социальных явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной в целях выявления складывающихся особенностей, тенденций и закономерностей. Социальная статистика изучает государственное устройство, экономическую и политическую систему, социальную структуру общества, вопросы личности, семьи, образования и здравоохранения. Предметом исследования социальной статистики является так же изучение проблем социальных условий жизни и труда. (численность занятого населения на определенную дату, уровень реальных доходов на душу населения, объем потребления материальных благ и услуг на душу населения и т.д.) Все эти объективно существующие размеры, уровни, количественные соотношения, находящиеся в состоянии непрерывного движения и изменения, и составляют предмет социальной статистики.
К числу наиболее значимых направлений исследования в социальной статистике относятся: социальная и демографическая структура населения и ее динамика, уровень жизни населения, уровень благосостояния, уровень здоровья населения, культура и образование, моральная статистика, общественное мнение, политическая жизнь. Вместе с тем все эти направления дают в конечном счете единую последовательную и интегрированную информацию о картине социальной жизни, о тенденциях и закономерностях развития общества. Среди объектов социальной статистики можно выделить следующие: потребители услуг, материальных и духовных ценностей, информации (индивид или коллектив, малая группа), так же лица, организации, структуры, предоставляющие населению услуги. Основная цель социальной статистики - построение и использование системы статистических показателей для изучения социальной ситуации в различных ее аспектах, направлениях и формах проявления. Социальная статистика, как и любая область науки, связана с другими областями знания различными отношениями. Наиболее тесными являются связи социальной статистики с другими отраслями статистики, прежде всего с теорией статистики, разрабатывающей общеметодическую базу для отраслевых статистик. Нередко арсенал методов исследования, предоставляемых теорией статистики, оказывается недостаточным. В таких случаях социальная статистика заимствует необходимые методы у других отраслей знания — социологии, психологии, экономики. Применяются методы экономического моделирования. МЕТОДЫ: Социальная статистика включает определение источников данных для решения той или иной проблемы, сбор данных, их обработку, анализ и интерпретацию результатов. Методы, применяемые в социальной статистике - это весь арсенал статистических методов, известных из теории статистики. Если социальная статистика изучает явление или процесс, то она проходит те же этапы:
1. Статистическое наблюдение (сплошное и несплошное). Сплошное - всенародный референдум, выборы, перепись населения. Несплошное - выборочное наблюдение - наиболее распространенный метод сбора данных в социальной статистике. 2. Сводки и группировки (например, в моральной статистике применяются группировки преступлений по отдельным видам). Разновидностью группировок являются классификации, которые характеризуются тем, что выделяемые в них классы (группы, виды, формы и т.д.) являются заранее жестко установленными. Классификационная система базируется на разработанных органами государственной статистики и другими федеральными органами исполнительной власти общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭСИ). Стоит отметить следующие классификаторы: Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН), Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД), Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ), Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС) и др. При первичной обработке информации используют также методы: табличный, графический, производятся расчеты показателей уровня ряда и показателей вариации. 3. В ходе анализа информации решается ряд специфических статистических задач: 1) оценка статистической взаимосвязи (в том числе с использованием таких методов, как корреляционный, регрессионный, дисперсионный и др.); 2) выявление факторов, в том числе латентных, с помощью факторного анализа, компонентного анализа, кластерного анализа признаков и т.д. 3) особая классификация объектов совокупности с применением дискриминантного анализа, кластерного анализа объектов; 4) моделирование социальных явления на основе построения и объяснения математической модели изучаемого социального явления, методов прогнозирования и т.д.). ЗАДАЧИ социальной статистики: 1.мониторинг ситуации в социальной сфере;
2.анализ тенденций и закономерностей развития отраслей социальной инфраструктуры; 3.изучение уровня и условий жизни населения; 4.анализ динамики и прогнозирование социальных процессов; 5.исследование факторов, под влиянием которых сложилась данная ситуация; 6.исследование взаимодействия социальных процессов с другими составляющими общественного развития. Кроме того, существуют особые задачи, присущие именно социальной статистике: 1.Преодоление автономности отдельных направлений социальной статистики и несопоставимости многих статистических показателей; действительное формирование единой взаимосвязанной системы социальной статистики. Сбор социальной информации осуществляется разными подразделениями органов государственной статистики: статистики цен, бюджетов, статистики труда и т. д. 2. Достижение соответствия ряда статистических показателей оценке сущности социальных явлений и процессов, так как часто используемые показатели не дают их качественных характеристик. Например, состояние системы здравоохранения трудно реально оценить, опираясь на данные о числе приходящихся на 1000 человек населения врачей и больничных коек. По мере расширения различных форм медицинской помощи, основанных на коммерческих началах, возрастает дифференциация качества работы, доступности, разнообразия видов специализированных медицинских учреждений. 3.Разработка показателей, построение моделей, оценка гипотез, дифференцирование для наиболее характерных социально-культурных, социально-этнических, социально-демографических групп населения. Формирование критериев социальной стратификации российского общества. 4.Моделирование социально-экономических связей с целью обнаружения механизмов взаимодействия в общественной системе, оценки роли социальных процессов в экономическом развитии и влиянии объективно существующих ограничительных факторов. 5.Расширение круга показателей и сфер использования статистики общественного мнения. Актуальность этой задачи заключается в том, что важнейшей составляющей социальных процессов выступает психологический фактор. Субъективные личностные оценки факторов и событий предопределяют реакцию населения на них, поведение населения в различных сферах жизнедеятельности.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА Социальная статистика основывается на данных государственной статистической отчетности и специальных обследований — квотных, стратифицированных, многоступенчатых выборок. Часть информации о социальных явлениях и процессах поступает из статистической отчетности учреждений и организаций, обслуживающих население, а также из данных статистики труда и заработной платы, статистики семейных бюджетов. Большое значение как источник информации для социальной статистики имеют так же данные переписей населения. Социальная статистика разрабатывает интегрированную систему взаимоувязанных показателей, позволяющих получить всестороннюю характеристику состояния и развития социальных условий жизни людей, выявить складывающиеся в ней тенденции и закономерности, изучить глубинные процессы и создать полную картину общественного уклада и образа жизни человека. С учетом всего многообразия объектов исследования можно рассмотреть следующую структуру социальной статистики. 1. Общество, его основные характеристики и дифференциация 1.1. Основные социально-экономические характеристики общества: а) характеристика источников удовлетворения потребления общества и населения; б) структура расходов государственного бюджета и региональных бюджетов; в) Объем ВВП, РВП, в том числе на душу населения; г) структура непроизводственных инвестиций. 1.2. Общественная система: а) законодательные и другие выборные органы, их структура; б) политические, общественные и прочие организации и их структура 1.3. Демографическая и социальная структура и процессы: а) население (численность, пол, возраст, воспроизводство); б) характеристика состояния здоровья населения; в) семья и домашнее хозяйство; г) национальная структура; д) миграция (внутренняя и внешняя); е) социальная структура и социальная мобильность населения. Условия жизни 2.1. Условия труда: а) занятые и рабочие места; б) безработица и поиск работы; в) специфические и ухудшенные условия труда; г) баланс рабочего времени; д) состояние здоровья занятых; е) социальные условия на предприятиях; ж) поездки на работу. 2.2. Окружающая среда: а) структура и густота заселения; б) структура земельных угодий; в) уровень загрязнения отдельных элементов окружающей среды; г) зоны отдыха; д) жилой фонд и жилищные условия населения; е) инфраструктура поселений
2.3. Условия для удовлетворения потребностей населения во внерабочее время: а) дошкольное воспитание; б) начальные и средние школы; в) высшие учебные заведения и послевузовское образование; г) здравоохранение (учреждения и служба); д) культурные и просветительные учреждения; е) культурные и просветительные мероприятия; ж) продукция радио, телевидения, аудио-видео продукция; з) выпуск книг, периодических изданий; и) социальное обеспечение и решение социальных проблем; к) пассажирский транспорт; л) связь; м) торговля и платные услуги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|