Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наставления некоторых современных шейхов




 

Также я хочу указать на некоторые правила, и я полагаю, что неправильная их практика является основной причиной того, что происходит сегодня из числа бойкотирования и вражды среди тех, кто придерживается одного манхаджа. Я коротко укажу на них, чтобы не затягивать.

Но перед их упоминанием, сначала я хотел бы процитировать слова некоторых уважаемых современных шейхов, поскольку они также указали на многие из этих почетных, суннитских правил.

 

- Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз

Начну со слов выдающегося ученого, имама ‘Абдуль-‘Азиза ибн ‘Абдуллаха ибн База (да помилует его Аллах), который сказал: «Суть такова, что совершенный Шариат пришёл с указанием того, что для мягкости есть своё место, а для жесткости – своё. И недопустимо мусульманину игнорировать это. Недопустимо также ставить мягкость там, где требуется жёсткость, как и использовать жёсткость там, где требуется мягкость. Также не дозволено приписывать Шариату то, что он пришёл только с мягкостью, или же только с жесткостью. Однако, это – мудрый, совершенный Шариат, который применим во все времена и в любых местах, и который приводит в порядок все сообщества. По этой причине Шариат пришёл с этими обоими качествами. Он описан справедливостью, мудростью и прощением. Шариат легкий в своих законоположениях, и не возлагает того, что не под силу. Свой призыв он начинает с мягкости и мудрости, но если это не помогает, и человек преступил все границы, и начал чинить несправедливость, то Шариат берёт его жесткостью, и обращается с ним так, что сдержит его и объяснит зло его деяний.

Тот, кто поразмышляет над жизнеописанием посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), его праведных халифов, благородных сподвижников, и имамов Ислама после них, узнает правдивость того, о чём мы сказали.

Тексты, которые повелевают доброту и мягкость там, где она требуема:

Из числа этого – Слова Аллаха: «По милости Аллаха, ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах» (Аль ‘Имран 3: 159).

Также сказал Аллах в истории пророков Мусы и Харуна (мир им), когда Он отправил их к Фараону: «Скажите ему слово мягкое, быть может, он призадумается и устрашится» (Та ха 20: 44).

Также Аллах сказал: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом» (ан-Нахль 16: 125).

Тексты, указывающие на жесткость там, где она требуема, я уже упоминал в начале. Но также из их числа хадис посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который передали Ахмад и Абу Дауд, а также другие, со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал слова Аллаха: «Неверные сыны Израиля были прокляты языком Дауда и ‘Исы, сына Марьям. Это произошло потому, что они ослушались и преступили границы дозволенного. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!» (аль-Маида 5: 78-79), а затем он сказал: «Клянусь тем, в Чьей Руке моя душа, либо вы будете приказывать одобряемое, запрещать порицаемое, и схватите за руку глупца», а в другой версии сказано: «за руку несправедливого, и будете склонять его к истине, либо Аллах столкнет ваши сердца друг с другом, а затем проклянет вас, как проклял их». ат-Табарани в «аль-Кабир» 10267, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 7139, Ибн Уадах в «аль-Бида’» 267.

Также в сборниках аль-Бухари и Муслима передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Хотел я повелеть собрать дрова, потом повелеть призвать на молитву, а затем повелеть кому-нибудь встать имамом, а самому явиться к тем людям, которые не явились на молитву, и сжечь их дома дотла!» (аль-Бухари 2420, Муслим 651).

Передается от него (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал: «Если бы не женщины и дети в домах, то я сжёг бы их». [21] Ахмад 8796. (См. «Сахих аль-джами'» 2398).

В достоверном сборнике у Муслима передаётся от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Какого бы пророка ни направлял Аллах до меня к тому или иному народу, у него всегда были апостолы и сподвижники, которые следовали его Сунне и выполняли его веления. Затем на смену им приходили люди, говорившие то, чего не делали сами, и делавшие то, что им не было велено делать. И тот, кто совершает джихад против них рукой, является верующим, и совершающий против них джихад своим языком является верующим, и совершающий против них джихад своим сердцем является верующим, а за этим нет веры (иман) и на вес горчичного зерна!» (Муслим 50).

Также история о троих сподвижниках, которые не отправились в военный поход на Табук, и эта история широко известна среди ученых. Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал бойкотировать их пятьдесят ночей, пока они не покаялись, и Аллах принял их покаяние. По этому случаю Аллах ниспослал аят: «Аллах принял покаяния Пророка, мухаджиров и ансаров» и до слов: «Аллах простил троих, которым было отсрочено» (ат-Тауба 9: 117-118).

Из упомянутых аятов и хадисов, которые были приведены, становится понятным для писателей и читателей, что исламский полноценный Шариат пришёл с мягкостью в нужном месте, и жесткостью в нужном месте». (См. «Маджму' фатауа уа расаиль Ибн Баз» 3/205-207).

Также шейх Ибн Баз (да помилует его Аллах) в другом месте сказал после того, как упомянул некоторые тексты, запрещающие думать плохо про мусульманина: «Все это не препятствует дать наставление тому, кто ошибся из числа обладающих знанием или призывающих к Аллаху, ошибся в каком-либо действии, или призыве, или поведении. Обязательным является указать ему на благо, направить к истине посредством хорошего метода, не принижая его и не думая плохо, не используя жесткие методы. Поистине, подобное отвращает от истины больше, чем призывает к ней. Поэтому Аллах сказал двум Своим посланникам – Мусе и Харуну, когда послал их к самому неверному человеку в их время (фараону): «Скажите ему мягкое слово, быть может он призадумается и устрашится» (Та ха 20: 44).

Аллах наделил своего посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) мягкостью, добротой и мудростью в призыве. Сказал Всевышний Аллах: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (Али ‘Имран 3: 159).

Аллах приказал ему призывать к пути его Господа с мудростью и хорошим увещеванием, сказав: «Призывай к пути твоего Господа с мудростью и хорошим увещеванием, и веди с ними спор наилучшим образом» (ан-Нахль 16: 125).

Это относится не только к пророку (да благословит его Аллах и приветствует), это обращение направлено ко всем ученым общины, и каждому, призывающему к истине. Приказы Аллаха пророку (да благословит его Аллах и приветствует) не ограничены только им, напротив, они касаются всей общины. Так как Всевышний Аллах сказал: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас» (аль-Ахзаб 33: 21).

Также Аллах сказал: «Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (аль-А’раф 7: 157).

Также Аллах сказал: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великий успех» (ат-Тауба 9: 100).

Пришло достоверно от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал: «Тот, кто лишён мягкости, лишён всего блага». Муслим 2592.

Также посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, к чему бы ни была примешана доброта (мягкость) она украшает это. И чтобы не было лишено доброты (мягкости), оно неизбежно становится порочным». (Муслим 2594).

Также посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах – Добрый и любит доброту. И Он дает за доброту то, что не дает за суровость». Муслим 2593.

Есть множество хадисов, указывающих на то, что является обязательным для призывающих к Аллаху и наставляющих рабов Аллаха – подбирать подходящие методы и выражения, в которых нет грубости и отвращения от истины. Напротив, подбирать такие, от которых ожидается покорение того, кто пошел в противоречие истине, что он примет ее, будет доволен ею, отдаст ей предпочтение и откажется от своей неправоты. Призывающий не должен использовать в призыве методы, которые отвратят от истины, приведут к ее отказу и неприятию». (См «Маджму' фатауа уа расаиль Ибн Баз» 27/462-464).

Также в другом месте шейх Ибн Баз говорит: «Что касается метода призыва, то его разъяснил Всевышний Господь. Это – призыв с мудростью, посредством знания и мудрости, с помощью мягкости, а не жесткости и грубости. Это и есть шариатский метод в призыве, за исключением того, кто поступает несправедливо, с таким обращаются так, как он заслуживает. Однако тот, который прислушивается к призыву, принимает его, или есть надежда, что он примет его, так как он не возражает и не поступает несправедливо к тебе, то с таким обращайся мягко. Говорит Всевышний Аллах в Своей книге: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом» (ан-Нахль 16: 125).

«Мудрость» – это знание, а знание – это: «сказал Аллах…», «сказал посланник Аллаха…»

«Доброе увещевание» – использование метода «обольщения и устрашения». Разъясняй, какое великое благо содержится в подчинении Аллаху, и какое великое благо несёт в себе принятие Ислама, и что ждёт того, кто не примет истину и возгордится.[22]

Что касается «ведения спора наилучшим образом», это означает: разъяснение доказательства при наличии какого-либо сомнения, без жесткости, а чтобы развеять и устранить имеющиеся сомнения. Во время ведения спора следует вести его наилучшим образом и проявлять при этом терпение, как сказано это в другом аяте: «Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо» (аль-‘Анкабут 29: 46).

А что касается несправедливых, то к ним другой подход. Однако, пока можешь вести спор наилучшим образом, и он принимает, прислушивается, не говорит ничего такого, в чем переступал бы границы, то прояви терпение и продолжай увещевание, показывай доказательства, веди спор наилучшим образом, как говорит Всевышний Аллах: «Говорите людям благое» (аль-Бакъара 2: 83).

Сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Благочестие – это благой нрав». (Муслим 2553).

Всевышний Аллах похвалил Своего посланника (да благословит его Аллах и приветствует) в его методах призыва, сказав: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (Аль ‘Имран 3: 159).

Наш пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был самым совершенным человеком в призыве и самым совершенным в вере, и если бы он был грубым и жестокосердным, фяо люди непременно покинули бы его. А что тогда можно сказать про тебя?! Ты должен проявить терпение, не спешить с ругательством, с непристойными словами, жесткостью, напротив, используй мягкость, доброту и милосердие. Когда Аллах послал Мусу и Харуна к фараону, что Он сказал им? Сказал им: «Скажите ему мягкое слово, быть может он призадумается и устрашится» (Та ха 20: 44).

Точно так поступай и ты, и быть может, призадумается тот, к кому ты обращаешься.

В достоверном хадисе от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О Аллах, будь суров с тем, кто получит хоть какую-то власть над членами моей общины и будет суровым с ними! И будь добр с тем, кто получит хоть какую-то власть над членами моей общины и будет проявлять доброту по отношению к ним!» (Муслим 1828).

Это великое обещание за проявление мягкости, и великое обещание за жесткость!

Также посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто лишён доброты, тот лишён всего блага». (Муслим 2592)

Призывающий к Аллаху должен проявлять терпение к трудностям, применять наилучший, мягкий метод в призыве, как мусульман, так и неверных. Доброта необходима при обращении с мусульманином и с неверным, с правителем и с другими. Особенно с правителями, президентами, обладающими влиянием, так как они нуждаются в большей доброте и хорошем методе; быть может, они примут истину и отдадут ей предпочтение перед всем прочим.

Также и тот, в ком утвердилось нововведение или грех, в котором он пребывал в течение многих лет; такой также нуждается в проявлении терпения, пока не искоренится нововведение при помощи доказательств. Пока ему не станет ясным зло греха и его дурные последствия, для того чтобы он принял от тебя истину и оставил грех».[23] (См. «Маджму' фатауа уа расаиль Ибн Баз» 6/416-418).

Шейх Мухаммад аль-Муса (да помилует его Аллах), который был директором офиса шейха Ибн База рассказывал: «У уважаемого шейха Ибн База была отличительная методология в отношениях с противоречащими ему. В этом он отталкивался от шариатских текстов, приказывающих прощать, устранять зло посредством добра, встретить плохое наилучшим, быть далёким от всего, что противоречит справедливости, честности и уважению спора.

Методология шейха с противоречащими ему заключалась в том, что он не искажал слова оппонентов, не наговаривал, не упоминал их плохим словом и не дискредитировал их. Напротив, он проявлял уважение, старался забыть их ошибки в отношении него, принимал оправдания того, кто предоставлял их, в частности тех, у кого были заслуги и достоинства.

Если его навещал кто-либо из противоречащих, он проявлял ему радость, прощение, большую заботу, показывал ему любовь, приветливость для того, чтобы призвать его и смягчить сердце». (См. «Джауаниб мин сира аль-имам Ибн Баз» 277).

Шейх Мухаммад аль-Муса упомянул несколько примеров того, каким шейх был мягким с противоречащими ему, надеясь на то, что они исправятся. Из числа этих рассказов, я упомяну его случай с Мухаммадом аль-Гъазали:

Рассказал шейх Мухаммад аль-Муса: «Когда шейх Мухаммад аль-Гъазали прибыл в ар-Рияд, чтобы получить приз короля Файсала, он навестил шейха Ибн База в его доме. На то время было много шума вокруг книги аль-Гъазали «ас-Сунна ан-Набауия байна аль-фикъх уаль-хадис». Эта книга была прочитана шейху Ибн Базу.

Когда он навестил его, шейх встретил его с почётом, был мягок с ним, спрашивал о положении призыва в Алжире, спрашивал об их нужде, и говорил, что готов оказать помощь. На то время аль-Гъазали был ректором университета в Алжире.

Собрание шейха, как и всегда, было заполненным визитерами, спрашивающими, нуждающимися, гостями; телефон шейха постоянно звонил; люди вокруг шейха что-то читали. Каждый раз, как только у шейха появлялся удобный момент, он поворачивался к аль-Гъазали, приветствовал его, был добрым с ним. И аль-Гъазали понравилось то, что он увидел, и это было заметно по нему. Во время этого визита шейх Ибн Баз сказал аль-Гъазали: «Я прочитал вашу книгу. Известно, что все люди подвержены ошибкам. Мы и любой другой, каждый подвержен ошибке. Я прочитал часть вашей книги и у меня есть к ней некоторые замечания». Тогда аль-Гъазали сказал: «Клянусь Аллахом, я буду очень рад, если вы прочитаете всю книгу полностью, и укажите мне на эти замечания, и я, с позволения Аллаха, исправлю их».

Когда шейх Ибн Баз говорил по телефону, между аль-Гъазали и одним из присутствовавших шейхов, которого звали Хайруддин Уанилий, и который был из Сирии, завелась дискуссия. Шейх Хайруддин сказал: «Вы сказали так-то и так». Тогда аль-Гъазали рассердился, дискуссия усилилась и шейх Ибн Баз, услышав их слова, повернулся к аль-Гъазали и спросил: «Что у вас происходит?» Аль-Гъазали ответил, что то-то и то. Тогда шейх Ибн Баз обратился ко всем, сказав, что такие вопросы не должны выходить за установленные рамки, и что следует стремиться к единству слова, сторониться разногласий, и что мы перед большими вопросами, связанными с основами… Он успокоил их обоих и спор закончился.

В тот день шейха аль-Гъазали пригласили на обед, однако он опоздал и остался с шейхом Ибн Базом, пообедав вместе с ним. А когда аль-Гъазали собрался выходить, он посмотрел на шейха Ибн База и сказал: «Мы не перестанем быть во благе, пока среди нас этот человек». И дошло до меня, что когда его спросили приглашавшие: «Почему ты опоздал?», - аль-Гъазали ответил: «Я был в другом мире». (См. «Джауаниб мин сират аль-имам Ибн Баз» 280).

У шейха Ибн База было множество подобных случаев, которые трудно сосчитать.

 

Шейх Салих аль-Фаузан

Спросили нашего шейха, имама и выдающегося ученого – Салиха аль-Фаузана (да хранит его Аллах): «Да проявит вам Аллах Свою милость. Хотелось бы услышать от вас благое наставление для исламской общины в целом, и вашим сыновьям и братьям из числа требующих знания».

Шейх ответил: «Да. Наставление следующее: Я завещаю вам бояться Аллаха, не прекращать требовать знания, проявляя в этом стремление и усердие, и воплощать в дела то, чему вас обучил Аллах; призывать к Всевышнему Аллаху и обучать людей тому, чему сами обучились; оставить вражду друг к другу, которая сегодня происходит между требующими знание. Оставить вражду, ругань, настраивание друг против друга, что привело общину к расколу, что раскололо требующих знания, которые стали говорить: «Остерегайтесь такого-то! Не сидите вместе с такими-то! Не обучайтесь у того!» Это всё не дозволено!

Если у кого-то есть ошибка, то дай ему наставление наедине. А что касается того, чтобы ты распространял это среди людей и предостерегал от него, в то время как он является учёным или требующим знания, или даже просто праведным человеком, который впал в ошибку, то не дозволено подобное распространение! Аллах сказал: «Воистину, тем, которые любят распространять о верующих мерзости, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни. Аллах знает, а вы не знаете» (ан-Нур 24: 19).

Является обязательным, чтобы мусульмане наставляли друг друга. Является обязательным, чтобы мусульмане проявляли любовь друг к другу, и особенно это касается требующих знания, а особенно учёных. Воистину, следует уважать учёных, а не отталкивать от некоторых из них или предостерегать. Подобные вещи породили множество зла! Они стали причиной взаимной ненависти, вражды и смуты!

Отдаляйтесь от этих вещей и будьте такими, какими желает этого Аллах, сказавший: «Воистину, ваша община – община единая» (аль-Муъминун 23: 52)

«И не будьте подобны тем, которые разделились на партии и впали в разногласие после того, как пришли к ним ясные знамения. Для них будет великое наказание» (Аль ‘Имран 3: 105).

Стремитесь к тому, чтобы среди вас была любовь, искреннее взаимное наставление, помощь друг другу в делах богобоязненности и благочестия. Остерегайтесь того, что вносит раскол среди мусульман, особенно в наше время. Мусульмане сегодня нуждаются в единстве. Нуждаются в том, чтобы прекратились споры между ними. Нуждаются в том, чтобы помогать друг другу в богобоязненности и благочестии. Не становитесь помощниками врагам Ислама, внося раздор и раскол среди мусульман. Если будет раскол между учёными и требующими знания, то кто останется тогда для общины?! Это не отразится злом на простых мусульманах, однако зло отразится на требующих знания, для которых обязательным является обучать людей и приводить в порядок их дела. Оставьте эти вещи, оставьте вражду между собой, трения и прения, все это порицаемые качества!

«Не злословьте в адрес друг друга. Желал бы кто-нибудь из вас поедать мясо мертвого брата своего» (аль-Худжурат 49: 12)

«Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному, хулителю, разносящему сплетни, скупящемуся на добро, преступнику, грешнику» (аль-Къалям 68: 12)

Не повинуйтесь таким! Не будьте помощниками шайтана в расколе и ослаблении общины. Если увидели у кого-то ошибку, то наставляйте его, если конечно наличие ошибки доказано. И не верьте всяким слухам! «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (аль-Худжурат 49: 6)

«О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверьтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты – неверующий» (ан-Ниса 4: 94)

Всевышний Аллах побуждает к тому, чтобы мусульмане были едины, чтобы их слово было единым, чтобы они помогали друг другу и давали друг другу наставления.

Мы не говорим: «Оставьте ошибку». Напротив, исправляйте ошибку, однако исправляйте её шариатскими путями.

Пусть Аллах приведет всех к тому, что Он любит и чем Он доволен!» (Сл. «Шарх Китаб ас-Сыям мин китаб Далиль ат-Талиб» 23/08/1434г.х.)

 

Шейх Салих Али Шейх

Спросили его превосходительство шейха Салиха ибн ‘Абдуль-‘Азиза ибн Мухаммада ибн Ибрахима Али Шейха (да хранит его Аллах): «Какова позиция мусульманина в отношении ошибок некоторых призывающих?»

Он ответил: «Лучше всего возвращать эти моменты обладателям знаний. Если молодёжь начнёт разбирать эти вопросы между собой, то среди них возникнет недопонимание. Правильно, предостерегать и поправлять ошибки – вещь требуемая. Однако, вся наша забота не должна ограничиваться опровержением ошибки одного или второго. Это не является отличительной чертой учёных. Поэтому, говорит Ибн аль-Къаиийм в «Мадаридж ас-Саликин», примерный смысл: «Сердце на своём пути к Аллаху, подобно тому, кто идёт по дороге, окруженной зверями, камнями и вещами, которые пугают его со всех сторон. Если он будет идти, не оборачиваясь, тогда дойдёт. А если же будет постоянно оборачиваться, кидать камнем во все, что видит, тогда не дойдёт».

Поэтому, ты видишь в биографиях учёных, что объём разъяснения ими вопросов религии намного, намного больше, чем опровержения. И если для сравнения взять любого учёного и посмотреть, сколько он сделал для разъяснения религии, то ты увидишь, что, к примеру, он написал две тысячи страниц и записал две тысячи кассет, а затем сравни это с объемом его опровержений противоречащим и увидишь, как мало этих опровержений. Да, ты должен опровергать, однако, это не должно быть твоей заботой, ведь необходимо разъяснять и распространять призыв.[24]

И потом, среди людей есть такие, которых можно исправить личными наставлениями, а есть и такие, кого можно исправить научным опровержением. Основа в этом вопросе – правило: «Призыв к одобряемому и запрещение порицаемого», которое осуществляется в соответствии с положением». (См. «Джарида аль-Анба аль-Куэйтия» 19/04/1433г.х.)

 

Шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад

Сказал выдающийся учёный, шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад аль-Бадр (да хранит его Аллах): «Нет сомнений в том, что для приверженцев Сунны в любое время и в любом месте является обязательным сплоченность, проявление милосердия друг другу, помощь друг другу в благочестии и богобоязненности. И очень печалит то, что происходит в наше время среди приверженцев Сунны, как неприязнь и разногласия, которые породили то, что они взялись друг за друга и стали друг от друга предостерегать, бойкотировать и делать джарх! Тогда как обязательным для них являлось, чтобы всё их усердие было направлено к другим из числа неверных и приверженцев нововведений, которые борются с ахлю-Сунна. А между собой обязательным для них являлось быть милосердными и сплочёнными, делая друг другу напоминания с мягкостью». (См. «Рифкъан ахля-Ссунна би ахли-Ссунна» 10-11)

 

Шейх Раби’ аль-Мадхали

Сказал шейх наш Раби’ ибн Хади аль-Мадхали (да хранит его Аллах): «Я говорил уже об этом позавчера. Но счёл необходимым сосредоточиться на этом, увидев это разрушение и бедствие. Я говорю: Будьте мягкими, будьте деликатными, будьте братьями! Проявляйте милосердие друг к другу, ибо поистине, сейчас эта суровость обратилась против самих сторонников Сунны. Они оставили приверженцев нововведений и обратили эту губительную суровость в адрес приверженцев Сунны, к тому же примешав к ней ещё несправедливость и ложные постановления. Остерегайтесь же, остерегайтесь следовать этим путём, который губит вас и губит саляфитский призыв и его приверженцев!» (См. «Маджму' кутуб уа расаиль аш-шейх Раби'» 1/475).

Также шейх сказал в другом месте: «Если человек делает упущения, это не означает, что мы должны сбрасывать его со счетов и губить его. Тех из нас, кто допускает ошибки, мы не должны губить, да благословит вас Аллах. Однако, мы должны исправлять его мягко, с мудростью, обращаться к нему с любовью, симпатией и прочими проявлениями благонравия. Призывать его с истиной, пока он не раскается и не вернётся. Если же в нём осталась слабость, то мы не должны торопиться проявлять поспешность в отношении него. А иначе, клянусь Аллахом, никого не останется, никого не останется!

Сейчас некоторые люди подвергают саляфитов преследованиям. Они дошли и до учёных, называя их обладателями размытого манхаджа. Сегодня практически не осталось учёных, которых не очерняли и против которых не выдвигали различные обвинения! А это, конечно же, метод ихванов и метод приверженцев нововведений, потому что к методам приверженцев нововведений относится то, что они начинают с учёных, стараясь уронить почёт учёных в глазах людей. Более того, это иудейско-масонский метод: если хочешь уничтожить идею, урони в глазах людей учёных и тех, кто олицетворяет эту идею.

Отдалитесь от этого скверного наследия и почитайте учёных!» (См. «Маджму' кутуб уа расаиль аш-шейх Раби’» 1/481-482).

Также он, да хранит его Аллах, сказал в другом месте: «Я знаю, что вы не являетесь безошибочными, и учёные также не являются безошибочными. Все мы можем ошибаться. О Аллах, исключением может быть переход на мазхаб рафидитов, му’тазилитов, джахмитов, или какой-либо известной партийности (хизбия). Это отвергаемо! А что касается саляфита, который любит саляфитов, любит саляфитский манхадж, питает ненависть к партийностям, питает ненависть к нововведениям и к её приверженцам, и имеет другие признаки саляфитского манхаджа, однако слаб в каких-то вопросах, то к такому следует проявлять мягкость, и не бросать его. Такому следует давать наставления, выручать его, проявлять терпение к нему, давать ему средства лечения. А если придерживаться таких правил, как: «Каждый, кто ошибся – погиб», то по такому принципу никто не останется. Поэтому ты видишь, как такие люди, закончив с молодёжью, перешли на учёных и начали очернять их». (См. «Маджму' кутуб уа расаиль аш-шейх Раби’» 1/482-483).

Также шейх сказал: «Не каждый, кто впал в нововведение – обвиняется в нововведении. Если мы будем практиковать это правило, то нам следует обвинить в нововведении большинство имамов Ислама. Говорит шейхуль-Ислям Ибн Таймия (да помилует его Аллах): «Многие из числа имамов первых поколений и последующих впали в нововведения, даже не замечая этого. Причиной этому может быть то, что они опирались на недостоверный хадис, или поняли текст не так, как желали этого Аллах и Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует), или проявили свой иджтихад».

У нас есть имамы-муджтахиды. Кого-то из них его иджтихад может привести к ошибке или нововведению. Однако, если мы узнаем о человеке, что у него в основе здравый манхадж, благое стремление, отдалённость от страстей и стремление к истине, но он впал в нововведение, такого неправильно обвинять в нововведении. Однако, если мы узнаем, что он приверженец своих страстей, что у него дурные цели, или есть признаки, указывающие, что он желает нововведения, в этом случае его следует обвинить в нововведении. Поэтому ученые говорили о многих, что они – приверженцы нововведений, и о многих других сказали, что они ошиблись, однако не следует их называть приверженцами нововведений, т.к. ученые выяснили, что у них благие цели и намерения, и что они стремились к познанию истины». (Сл. «Джалься филь-Харадж»).

 

Шейх ‘Убейд аль-Джабири

Сказал наш брат, уважаемый шейх ‘Убейд ибн ‘Абдуллах аль-Джабири (да хранит его Аллах): «Приверженцы Сунны рассматривают положение самого противоречия, и того, кто противоречит. Само противоречие имеет два положения:

1) Либо это противоречие может быть в вопросе, в котором неприемлем иджтихад, касается это основ религии или же её ответвлений, так как в отношении этого пришло большое количество текстов Корана, Сунны и имеется единогласное мнение учёных, либо оно принимает положение единогласного мнения. Тогда как у противоречащего, в качестве доказательства, нет никаких текстов, которые могли бы подкрепить его мазхаб.

2) Когда противоречие произошло в вопросе, в котором приемлем иджтихад, или в вопросе, в котором не все однозначно.

Значит, в первом положении, когда иджтихад не допустим, и разногласие не будет считаться приемлемым, следует опровергнуть ошибку, кто бы он ни был.

Далее, сам противоречащий имеет одно из двух положений: это – суннит, и люди знают, что он прочно стоит на Сунне, защищает её и её приверженцев, также они знают его благопожелание к общине. В отношении такого не цепляются за его ошибки, и сохраняют его почёт, и не стоит очернять его, как это делается в отношении приверженцев нововведений и заблудших. Ведь Аллах облагодетельствовал таких как он милостью за большие заслуги, уважением и принадлежностью к имамам в религии. Все это следует учитывать. Если мы посмотрим на многих имамов, которые на Сунне, о которых свидетельствовали люди при их жизни, и надеемся, что они таковы и после смерти, – то и от них исходили ошибки, и жившие с ними ученые тоже опровергали их. Но при этом они сохраняли их авторитет, и не посягали на них всякими нехорошими выражениями». (Сл. «Дауабит ат-та’амуль ма’а ахли-Сунна уа ахлиль-батыль»).

 

Шейх Сулейман ар-Рухайли

Сказал наш брат, уважаемый шейх, устаз и доктор Сулейман ибн Салими-Ллях ар-Рухейли (да хранит его Аллах): «Нет сомнения в том, что знания берутся от больших, и что необходима рекомендация (тазкия). Однако, кто они большие (в знании)? Большие – это те, кого сделали большими их знания, которые известны своим знанием, даже если сами они малы в годах, даже если они молоды. Были большие (в знании) из сподвижников, но малые в годах, было принято от них знание, и их знание осветило этот мир.

Этот вопрос имеет важное положение, а именно, что молодого в годах делает большим его знание, и он становится известным посредствам этого крепкого, полезного знания. И примеров этому много среди саляфов (предшественников), начиная от сподвижников, да будет доволен ими Аллах, и продолжая теми, кто после них, из числа имамов (этой общины). [25]

Также необходима и рекомендация (тазкия), так как знание – это религия, поэтому нужно нам знать (смотреть) от кого мы принимаем нашу религию. Однако, как получают эти рекомендации?

Рекомендации бывают 3-х видов:

Первый вид: рекомендация, которая дана признанными учёными в виде текста или слов. Чтобы учёные или некоторые из них указали на это, и мы не ограничиваем эту рекомендацию одним учёным или двумя или тремя. Главное чтобы она была, от одного из признанных учёных, или же от группы учёных. Чтобы была их рекомендация в том, что такой-то пригоден для того, чтобы брать от него знание.

Второй вид: когда человек известен своим преподаванием, своим обучением, и никто из обладающих знанием не порицает его. Он известен тем, что даёт уроки, это распространено от него, и никто из признанных обладающих знанием не порицает это преподавание. Это называется «молчаливая рекомендация» (тазкияту сукутия). Ведь не подобает ученым молчать и дозволять обучать тому, кто достоин того, чтобы ему это запретили.

Третий вид: это тот вид рекомендаций, о важности которой мы говорим, а это – когда рекомендацией человеку служит его знание. Когда он обучает только Сунне, то есть, ничему, кроме истины, когда сам берет знания только от ученых Сунны, когда его слова соответствуют тому, что есть в книгах ученых Сунны. И неизвестно от него, чтобы он опровергал слова признанных учёных, и неизвестно, чтобы он противоречил самой Сунне – такому рекомендацией служит его же знание. Ведь не каждого требующего знания, приносящего пользу, знают учёные. Однако, нужно смотреть на то знание, которое он распространяет: обучает ли он Сунне, уважает ли он мнение ученых Сунны, принимает ли он слова ученых Сунны? И если оно так и есть, то рекомендацией ему будет его знание, и от такого знание принимается.

А слова тех, кто говорит, что знание принимаются только от того, кому дали рекомендацию большие ученые (первый вид), то подобное закрывает двери к благу! Ведь во многих странах требующие знания обучают людей Сунне, приводят людям разъяснения ученых Сунны, и обучают по мере того, что сами изучили, однако они не имеют рекомендаций от какого-то определенного учёного. Но вместе с этим неизвестно чтобы кто-то опроверг их, дискредитировал их познание (сделал им джарх). И если мы скажем, что от таких не принимается знание, то тогда знание в большинстве таких стран исчезнет, и закроются двери к благу, а потом поднимутся сторонники новшеств и станут преподавать и обучать. Тогда как сторонники Сунны будут молчать. После чего сторонники Сунны начнут обучаться у сторонников нововведений напрямую, или через интернет или ещё как-то. А ведь это не является правильным и не является верным!

Поэтому мы говорим, что рекомендация обязательна, и не должно быть в этом деле послабления, а иначе знания станут приобретать от кого попало. Однако как получаются эти рекомендации? Как уже было сказано: непосредственно от ученого или группы признанных ученых, известных приверженностью Сунне; или по причине распространения и известности (проповедника), которому не делают порицания ученые; или же по причине правильного, достоверного знания у требующего его и обучающего ему, которое не было опровергнуто, дискредитировано.

Также, нет сомнения в том, что обязательным является каждому останавливаться у границ того, что он знает и не переходить их, даже если закончатся те знания, которым он обучает других (и нечем будет ему продолжить). Во многих странах мусульмане нуждаются в том, чтобы им объяснили основы религии, и тот, кто изучил эти основы согласно убеждениям приверженцев Сунны, усвоил их, тому дозволено обучать других этому. Однако он не должен становиться при этом шейхуль-Ислямом Ибн Таймией! То есть, как некоторые требующие знания, которые изучили (с учеными) книгу или две, затем взялись преподавать и обольстились, почувствовали свою важность, и стали опровергать больших учёных, стали выносить решения (фатауа) по каждому вопросу. Нет сомнения, что это есть заблуждение!

Однако тот, в ком есть благо, тот останавливается у границ того, что знает, такой распространяет Сунну и благо. И не надлежит нам быть преградой тому, кто распространяет Сунну и благо. И это то, на чем мы застали наших ученых, таких как шейх Ибн Баз и шейх Ибн ‘Усаймин, да будет милостив к ним Аллах, в их взаимоотношении с требующими знания.

Однако, того, кого опровергли, дискредитировали (сделали джарх), тот, у кого в знание неопределенность, неясность, или тот, кто является неизвестным со всех сторон, от такого не принимается знание! И Аллах лучше знает». (Сл. «Фикъх аль-му’амалят аль-малийя»).

 

Шейх Мухаммад Базмуль [26]

Спросили нашего брата, уважаемого шейха и доктора Мухаммада Базмуля (да хранит его Аллах): «Сейчас среди саляфитов распространилось опасн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...