Детство и юность Гора. Культ Осириса
ГОР
Детство и юность Гора
Четырнадцать надгробных плит установили Исида и Нефтида в долине Нила. Сбылись слова Анубиса: люди стали поклоня ться этим надгробиям. Напрасно надеялся бог пустыни, что народ забудет Осириса и почитать станут одного Сета. Египтяне помнили доброго царя, рассказывали о нем детям и всем сердцем ненавидели убийцу. Сет даже и не подозревал, что тело Осириса восстановлено. Он думал, что Исида только оплакала и похоронила останки супруга. Но и этого было довольно, чтоб бог пустыни пришел в бешенство. Он призвал стражу, велел схватить Исиду и заточить ее в темницу. Исиду бросили в подземелье. На выручку ей пришел бог Тот. Он помог Исиде бежать. Исида укрылась от преследователей в непролазных болотах Дельты. Вскоре у нее родился сын. Богиня назвала его Гором[37]. Втайне ото всех Исида растила малыша и с нетерпением дожидалась того дня, когда он окрепнет, возмужает, сделается непобедимым богатырем, отомстит Сету за убийство отца и воссядет на престол Та‑ Кемет. Никто другой не решался оспаривать трон у могущественного Сета. По утрам Исида, накормив и убаюкав малютку, прятала его в тростниковый шалаш и уходила в какое‑ нибудь селение за продуктами, а к вечеру возвращалась обратно.
Исида и маленький Гор в папирусном шалаше
Однажды во время ее отсутствия Гора ужалил скорпион. Вернувшись, богиня увидела, что малыш умирает. Исида схватила его на руки и с плачем воззвала к Ра, умоляя владыку спасти Гора. Ра внял мольбе. Ладья Вечности остановилась над болотами Дельты; бог Тот, покинув свое место в Ладье, спустился к Исиде с небес. Он прочел волшебное заклинание – и малыш Гор исцелился. Тогда Тот, обращаясь ко всем жителям Та‑ Кемет, громогласно объявил:
– Слушайте меня! Слушайте и помните: вы должны беречь Гора, заботиться о нем и помогать Исиде. Если же вы не будете этого делать, на землю обрушатся голод, мрак и запустение[38].
…Шли годы. Сын Исиды вырос, стал красивым юношей. Теперь он мог вступить в битву с Сетом. Но первое сражение закончилось неудачно для Гора. Сет вырвал у него глаз, изрубил его на шестьдесят четыре части и разбросал их по всей земле. На помощь Гору снова пришел Тот. Он собрал шестьдесят три части, срастил их и вернул юноше исцеленный глаз. Заполучив глаз обратно, Гор отправился к мумии своего отца Осириса и дал ей проглотить этот глаз. И Осирис воскрес[39]. Но, восстав из мертвых, великий бог покинул земной мир. Он удалился в Загробное Царство и сделался там владыкой и судьей над умершими. Перед тем как спуститься в Преисподнюю, Осирис сказал Гору: – Сын мой! В первом бою с Сетом ты потерпел поражение. Готов ли ты сразиться с ним вновь? Подумай: ведь Сет могуч. – Я готов! – ответил Гор преисполненным решимости голосом. – Я хочу в этом убедиться, – сказал Осирис строго. – Ответь мне на два вопроса. – Я слушаю тебя, отец. – Какой из поступков, по‑ твоему, является самым благородным? – Помочь тому, кто пострадал невинно, – ответил Гор. Осирис понял, что его сын справедлив и добр. Тогда он задал второй вопрос: – Какое животное больше всего помогает воинам во время битвы? – Больше всего пользы в сражении от коня, – сказал Гор. – Почему? – удивился Осирис. – Почему ты назвал не льва, а коня? Ведь самый сильный из зверей – это лев[40].
Воскресение Осириса. Под ложем бога – различные короны. Слева направо: белая корона Верхнего Египта; красная корона Нижнего Египта; далее две Объединенные короны Обеих Земель (белая и красная, соединенные вместе) и две синие царские короны, символика которых неясна
– Лев нужен тому, кто защищается, – презрительно ответил Гор. – Конь же преследует убегающего. Я собираюсь нападать в бою, а не защищаться! Довольный ответом сына, Осирис воскликнул: – Ты готов к битве! Иди же и одолей Сета. А я отправляюсь в Загробный Мир.
Культ Осириса
В религии Древнего Египта значение Осириса как бога плодородия было таким же важным, как и его значение в верованиях и ритуалах, связанных с загробным культом. Осирис почитался египтянами как бог вечно умирающей и вечно воскресающей природы. Разливы Нила, оживляющие природу, связывались не только с речным богом Хапи и с мифом о возвращении богини дождя и влаги из Нубии, но в первую очередь – с мифом о воскресении Осириса (см. гимн Осирису в предисловии). На сюжеты этих мифов ежегодно перед половодьем разыгрывались мистерии. Во время богослужебных церемоний в честь воскресшего из мертвых Осириса торжественно выносился деревянный футляр, изготовленный в виде трупа бога, с растущими прямо из него зелеными колосьями (так называемый «прорастающий Осирис»: внутрь футляра насыпали землю и сеяли зерно, а в крышке просверливали отверстия для всходов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|