Раздел I. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв.
Стр 1 из 15Следующая ⇒ С Т Р Е Л Е Ц К И Й И. Я. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ А Л Ь Б О М С Х Е М
Х И М К И – 2 0 1 1
В В Е Д Е Н И Е
Учебная дисциплина «История государственного управления в России» занимает важное место в подготовке специалистов государственного и муниципального управления. Она дает слушателям и студентам Академии гражданской защиты МЧС России основы научных знаний о важнейших тенденциях, национальных особенностях и основных этапах возникновения и развития российской государственности. История государственного управления в России помогает понять условия и причины формирования механизмов государственной власти на различных этапах становления русского/российского государства. Изучение истории государственного управления в нашей стране способствует развитию логического мышления, формированию научного мировоззрения, правильному пониманию текущих событий. Данная учебная дисциплина дополняет изучение таких дисциплин как геополитика, политология, социология, социология управления, система государственного и муниципального управления и территориальная организация населения. При изучении этого комплекса учебных дисциплин слушатели и студенты Академии гражданской защиты МЧС России, обучающиеся по специальности «Государственное и муниципальное управление», получают хорошие возможности. Они более подробно знакомятся с особенностями организации в нашей стране отношений во власти, взаимоотношений государства и общества, участия различных социальных групп в государственном управлении. На занятиях по истории государственного управления очень важной является задача связывания воедино исторических тенденций с современными знаниями. В свое время французский философ М.Фуко предложил полезный вариант отношения к современности, предложив рассматривать современность не как период истории, а как позицию. Эту мысль продолжают российские мыслители. Так, в своей книге «Русская политическая традиция и современность» академик, директор ИНИОН РАН Ю.С.Пивоваров предлагает в рамках изучения той или иной дисциплины, исторической или современной, постоянно делать мировоззренческий выбор, искать свою принадлежность к государственным делам, вырабатывать сопричастность с общественными интересами[1].
Автор надеется, что внимательное изучение материала, представленного в учебном пособии, позволит проследить как минимум две тенденции в формировании отечественной системы власти и государственного управления - централизации и децентрализации. Практически на любом этапе развития российской государственности эти тенденции проявляли себя, сменяя друг друга. Так, периодически в российском обществе (как правило, после проигранных войн, гражданских конфликтов) усиливалась потребность в сосредоточении общественных сил, и власть реагировала на этот запрос централизацией. Замедление же социально-экономического развития формулировало запрос на определенную либерализацию и усиление публичности проводимой политики, на что государственная власть отвечала той или иной степенью децентрализации. Для более полного усвоения учебного материала в рамках специальности «Государственное и муниципальное управление» данное учебное пособие, во всяком случае, значительная его часть, представлена в виде схем. В альбоме представлены следующие виды схем: а) организационно-структурные; б) структурно-логические; в) таблицы; г) комбинированные схемы; д) схемы-карты (8-в и 8-г). Разработчик пособия обращает внимание на то, что альбом не заменяет собой учебника, а служит дополнением к нему, помогающим систематизировать и закрепить знания, полученные на лекциях и в часы самостоятельной работы. Вместе с тем, вдумчивое и внимательное изучение материалов альбома может значительно упростить процесс подготовки к семинарским и другим видам занятий, и особенно – к итоговому экзамену.
Автор надеется, что альбом схем станет существенным подспорьем, особенно для студентов, в освоении новой для них учебной дисциплины. Ведь в конечном итоге овладение ею должно послужить нашим будущим специалистам в умении применять полученные знания на практике, понимать и оценивать роль государственной власти в создании и укреплении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Успехов в учебе вам, уважаемые товарищи!
Типы стрелок в альбоме и их значение:
- прямое подчинение и контроль;
- взаимовлияние (взаимодействие);
- противоречие;
- переход (например, из одной социальной группы в другую);
- возможный или частичный переход;
… и т.п. – по смыслу;
- простая указательная.
Раздел I. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|