Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткие исторические аспекты развития и теоретические основы системы государственного заказа




Введение

Государственный контракт на выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: теория, история, нормативно-правовая база

Краткие исторические аспекты развития и теоретические основы системы государственного заказа

Правовая основа, регламентирующая порядок заключения государственного контракта и изменения в законодательстве

Система государственных закупок и заключения государственного контракта в г. Москве

Анализ действующей системы государственных закупок и заключения госконтракта органами исполнительной власти в г. Москве

Разработка предложений по решению проблемных вопросов в сфере заключения государственного контракта на выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд

Заключение

Список литературы и использованных источников

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Введение

 

Актуальность исследования. В нынешних условиях государство, осуществляющее закупки и выступающее в роли заказчика, является самым надежным партнером в бизнесе. Получение госзаказа становится единственно верным и, пожалуй, самым надежным мостом между средствами, выделенными государством и бюджетом предприятия. Именно эту схему распределения финансов предлагает государство, упростив процесс госзакупки, для активного вовлечения большего количества предприятий и скорейшего вливания госсредств в российскую экономику. С одной стороны, предложенная схема открывает путь к реальному повышению эффективности процедур размещения бюджетных средств. А с другой стороны, дает органам исполнительной власти реальную возможность стратегического управления размещением бюджетных средств при проведении необходимых закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд. Сложность социально-экономических взаимодействий в сфере государственных закупок на современном этапе, придает исследованию особую актуальность.

Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в сфере государственных закупок.

Предмет исследования - нормы, регламентирующие порядок размещения госзаказа и заключения госконтракта на выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Цель исследования - разработка предложений по совершенствованию отношений в сфере государственных закупок.

Задачи исследования:

• Рассмотреть исторические аспекты развития и теоретические основы системы государственного заказа;

•   Изучить правовую основу, регламентирующую порядок заключения государственного контракта и изменения в законодательстве;

•   Проанализировать действующую систему государственных закупок и заключения госконтракта органами исполнительной власти в г. Москве;

•   Разработать предложения по решению проблемных вопросов в сфере заключения государственного контракта на выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Теоретическая база исследования. Несмотря на то, что поставка товаров для государственных нужд является одним из традиционных институтов российского гражданского права, современной цивилистикой рассмотрены только отдельные аспекты правового регулирования удовлетворения государственных нужд. Наиболее фундаментально исследованы: понятие и признаки поставки, содержание договора, ответственность сторон. Вопросы юридической природы государственного контракта, его содержания и субъектного состава были предметом отдельных диссертационных исследований (А.В. Демина, Л.И. Шевченко, О.Н. Колесника), научных статей (Л.В. Андреевой, Г.Б. Леоновой и др.).

Эмпирическую основу исследования составляют законодательные и иные правовые акты РФ, г. Москвы, материалы, опубликованные на официальных сайтах сферы государственных закупок, данные статистики, материалы периодической печати.

 


Государственный контракт на выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: теория, история, нормативно-правовая база

Краткие исторические аспекты развития и теоретические основы системы государственного заказа

 

Торги были известны еще в Древнем Риме, уже тогда это был весьма широкий круг отношений, притом с элементами публичного характера, например торги по сдаче в аренду городских земель. Для успешного достижения своей цели торги должны были обладать публичностью и состязательностью, которая и давала возможность объявить победителя.

Сама структура тендера была придумана после Второй Мировой Войны в США для того, чтобы бороться с коррупцией. Известно, что в 1946 году на восстановление немецких городов были выделены огромные суммы, однако львиная доля этих денег осела в карманах американских чиновников, которые, как оказалось, совсем не чужды взяткам. Чтобы избежать подобных ситуаций в дальнейшем, американцы постарались сделать процесс выбора поставщика как можно более прозрачным и объективным, расписав в деталях пошаговые действия этой процедуры. Именно таким образом и возникла процедура проведения тендера.

Американский опыт был взят на вооружение ООН в пятидесятых годах. Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) выпустила хорошо проработанный стандартный закон о закупках товаров, услуг и работ. В законе подробно были описаны процедуры организации тендеров. Несмотря на то, что закон носит скорее рекомендательный характер, большинство стран приняли его в том виде, в котором он был написан, или с весьма небольшими поправками.

История Российских торгов начинается с «Указа о подрядной цене на доставку» царя Алексея Михайловича, регламентировавшего цены на доставку продовольствия в Смоленск, а первой официальной датой можно считать 7 июля 1654 г. Вопросами поставок и продаж в то время ведала Канцелярия подрядных дел, которая занималась не только регулированием всех торгов, разоблачением недобросовестных торговцев, но и исками, касающимися итогов несправедливых торжищ.

Основными составляющими новых правил стали предписания относительно размещения заказа публично исходя из принципа максимально возможной прозрачности условий. Как отмечает Е.Ю. Гончаров, фактически единственным государственным заказчиком в допетровской Руси был царский двор и сам царь.

В дальнейшем, при Петре I и Екатерине II, издается значительное число Указов и регламентов, направленных на борьбу с коррупцией, фиктивными ценами поставок и подрядов, сокращением числа посредников. Следует также отметить «Регул провиантского направления», можно сказать первый документ «в поддержку мелкого и среднего бизнеса», согласно которому ужесточались бюрократические требования в отношении крупных купцов, а мелкопоместным дворянам и крестьянам предоставлялись преимущества и льготы при получении заказов на поставку. Впоследствии эти указы обрастают приложениями и поправками, но значимых изменений существующего законодательства не происходит вплоть до начала XX века.

Лишь при Александре I, появляются правительственные акты, регламентирующие и корректирующие проведение торгов и государственных закупок, появляются документы, определяющие разницу между поставками и подрядами, что в свою очередь должно было облегчить подготовку документов для торгов. В итоге, лишь за первую половину XX века было издано более 100 законопроектов и указов, касающихся проведения торгов и государственных поставок.

Революционные события 1917 года и последовавшая за ними гражданская война ликвидировали саму необходимость публичных торгов. Яркая тому иллюстрация отсутствие заметок в газетах, например, в июле 1928 в газете «Известия» было опубликовано 38 объявлений, в декабре 1930г. ни одного объявления о торгах.

Только в 1990-х с началом адаптации России к рыночной экономике появляется упоминания о публичных торгах, и первым документом, ознаменовавшим начало перехода к свободному рынку в области закупок, был Указ Президента РФ «О хозяйственных связях и поставках продукции и товаров в 1992 году», который отменил централизованную систему распределения. Последовавший за ним закон «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» определил новые принципы размещения заказов для государства - путем конкурса, на основании которого необходимо было заключать государственный и муниципальный контракт.

Принятие в 1994 году первой части Гражданского кодекса РФ, оказало большое влияние на формирование конкурентных отношений в сфере госзаказа, документ определял, что органы власти могут участвовать в рыночных отношениях наравне с остальными субъектами и определил особенности заключения договоров, путем торгов. В том же 1994г. Принимается закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», регулировавший вопросы ответственности за нарушение условий государственных контрактов, а также качество поставляемой продукции.

Правила осуществления закупок, сформулированные в Указе Президента РФ № 305 от 08.04.1997 и других последующих российских законодательных актах, в основном базируются на принципах международных документов, таких, как директивы ЕС, многосторонние соглашения о государственных закупках в рамках Всемирной торговой организации, документы Организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества и другие.

Согласно определению, данному в ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №94-ФЗ), государственный или муниципальный контракт - договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Главной отличительной чертой государственного контракта является особая цель использования товаров (услуг, работ), а именно их закупка для государственных или муниципальных нужд, в том числе в государственный резерв. Государственными нуждами (федеральными и региональными) являются потребности Российской Федерации в продукции (услугах, работах), необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ. Специфика предмета видов госконтракта, в свою очередь, обусловливает и особый состав его участников, структуру договорных связей, порядок заключения и исполнения.

Проект государственного контракта определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с государственным заказчиком при выполнении госконтракта.

Также важной особенностью государственных контрактов является порядок его заключения - государственный контракт или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Из Федерального закона №94-ФЗ и Гражданского Кодекса РФ определения государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд следует, что он является консенсуальным, возмездным и взаимным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...