Правовая основа, регламентирующая порядок заключения государственного контракта и изменения в законодательстве
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
На сегодняшний момент государственный заказ в Российской Федерации регламентируется рядом законодательно-правовых актов (см. Приложение 1) Коренная реформа системы государственных закупок, начало которой ознаменовалось вступлением в силу Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», была направлена в первую очередь, на изменение ситуации в отношениях между представителями государства и коммерческими структурами в указанной сфере. Закон был принят в целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при осуществлении государственных закупок, эффективного использования средств бюджетов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов Законодатель попытался максимально расширить конкуренцию в данной области, позволив участвовать в процедурах размещения заказов любым заинтересованным лицам. С точки зрения изменения законодательства 2009г. был достаточно активным: • Федеральный закон от 30.12.2008 № 308-ФЗ установил требования к оформлению заявок и к правоспособности участников; • Федеральный закон от 08.05.2009 № 93-ФЗ установил порядок проведения электронных аукционов (гл. 3.1); • Федеральный закон от 17.07.2009 № 164-ФЗ определил начало формирования качественного финансового обеспечения обязательств по контрактам (исключение страхования ответственности на электронных аукционах, введение возможности для заказчиков устанавливать невозможность предоставления страховок в качестве обеспечения обязательств по контрактам на обычных торгах и т. д.);
• Федеральный закон от 17.07.2009 № 160-ФЗ внес изменения в КоАП РФ, направленные на снижение административной ответственности по запросам котировок и небольшим по стоимости торгам, а также при незначительных нарушениях сроков; введение ответственности по электронным аукционам; • Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 № 722 определило порядок оценки и сопоставления заявок на конкурсах; • Федеральный закон от 25.11.2009 № 273-ФЗ ознаменовал начало обязательного перехода заказчиков на проведение электронных аукционов в определенных законом случаях; • Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1996-р определило перечень товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые обязательно для федеральных заказчиков исключительно путем проведения электронных аукционов (в настоящее время ФАС России проводит специальную масштабную проверку исполнения данной нормы). И это далеко не полный перечень всех изменений в данной сфере, произошедших за 2009 год. 2010-2011 гг. - годы реализации на практике заказчиками, предпринимателями и контролирующими органами всего того, что было принято в 2009 г. С вступлением в силу 02.09.2010 Федерального закона 27.07.2010 N 240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в законодательстве о государственном и муниципальном заказе произошли существенные изменения. Целесообразно кратко остановиться на поправках к Федеральному закону №94-ФЗ, вступивших в силу 02 сентября 2010 года, касающихся открытых аукционов в электронной форме: • законодатель, по сути, признал всю невозможность полной изоляции Заказчика и разрешил общение сторон, внеся в ФЗ оговорку о конфиденциальности (Часть 6 статьи 41.1); • законодатель закрепляет отстраненность Площадки от какой-либо проверки правоспособности участника: участник может сообщать «любые» новые сведения, самостоятельно рискуя понести ответственность за их недостоверность. Таким образом, площадка по-прежнему не арбитр, площадка - информационная среда для электронного торга. (Часть 12 статьи 41.3);
• поправка призвана ускорить ход аукциона, позволить участнику «быстрее» снижать цену. Прослеживается преемственность с нормами главы 3, в которых шаг аукциона был установлен именно на уровне 5 %, и этот уровень мог в ходе аукциона пошагово снижаться до 0,5 %. (Часть 6 статьи 41.10); • поправка призвана «закрыть» некоторые «дыры» документа. Пункт 1 части 18 исключает теоретически возможную ситуацию, при которой торги могли, по сути, продолжаться бесконечно - ведь «потолка» цены ранее просто не существовало. Пункт 2 части 18 призван обезопасить заказчика от «маленьких» участников, которые претендуют на крупные контракты. Теперь никто не получит обязательств больше, чем сможет исполнить. Пункт 3 часть 18 устанавливает также немаловажное дополнение, касающееся обеспечения госконтракта - его размер меняется в зависимости от новой цены (Часть 18 статьи 41.10); • поправка облегчает работу аукционной комиссии, которая теперь получает пакет сведений и документов участника в автоматическом режиме. Напомним, что данная информация необходима комиссии на этапе рассмотрения вторых частей заявок. Недостоверность таких сведений является одной из возможных причин отклонения заявки участника. (Часть 20 статьи 41.10); • продлены сроки, отводимые заказчику на отправку неподписанного контракта оператору и, вполне логично конкретизировано, какой информацией заказчик самостоятельно дополняет проект госконтракта (Часть 2 статьи 41.12) • сокращены сроки подписания госконтракта для участника, кроме того, по-прежнему имеются в виду пять календарных, а не рабочих дней. Если два из них выпадают на выходные, сроки подписания контракта уменьшаются практически вдвое. Безусловно, положительным является введение положений о протоколе разногласий. Ранее участник формально обязан был подписывать любой получаемый контракт. Конечно, о злом умысле заказчика, меняющего положения проекта контракта, речь не шла, однако опечатки, технические ошибки были вполне реальны. Теперь победитель аукциона имеет официально закреплённую возможность отказаться от подписания «неправильного» документа и вернуть его на доработку. (Часть 4 статьи 41.12);
• вновь введенная часть 6.1 устанавливает возможность уполномоченному органу действовать от лица заказчика и на этапе подписания контракта. Ранее необходимость именно заказчику каждый раз подписывать контракт вызывала массу вопросов, как технических, так и организационных. Например, было довольно трудно представить, как несколько сотен, скажем, детских садиков региона буду самостоятельно подписывать контракт в электронной форме, получать электронную цифровую подпись (ЭЦП), регистрироваться на площадках. (Часть 6.1 статьи 41.12). Пример основных положений государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд со ссылкой на нормативно-правовые акты представлен в Приложении 2. В г. Москве, помимо федеральных законодательных актов, приняты и действуют региональные нормативно-правовые документы в сфере государственных закупок. К данным актам, в частности, относятся Постановление Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г. N 1030-ПП О совершенствовании порядка размещения государственного заказа (в ред. постановлений Правительства Москвы от 13.06.2006 N 386-ПП, от 31.07.2007 N 642-ПП); постановление Правительства Москвы от 18 ноября 2008 г. № 1050-ПП «О дополнительных мерах по осуществлению контроля за размещением государственных заказов»; Приказ Департамента города Москвы по конкурентной политике от 04.05.2009 г. №70-01-60/9 "Об утверждении Типового регламента взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, учреждений - государственных заказчиков с участниками размещения заказов при размещении государственных заказов второго уровня; Распоряжение Правительства Москвы от 13.05.2010 г. №901-РП "О размещении государственных заказов города Москвы путем проведения открытых аукционов в электронной форме" и т.д. На практике, экономия бюджетных средств, полученная в результате реализации Федерального закона №94-ФЗ, составила в 2008 году около 260 млрд. руб., в 2007 году - 168 млрд. рублей, в 2006 году - 106 млрд. рублей. По оценке ФАС России, выход проекта по развитию электронных аукционов на «проектную мощность» позволит благодаря аукционам экономить в год до 1 трлн. рублей и исключит возможность сговора между заказчиками и поставщиками и между поставщиками.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: Конкурсные торги в России имеют достаточно длительную историю. Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Основные особенности государственного контракта: цель контракта - закупка для государственных или муниципальных нужд; порядок заключения контракта - заключается на основе государственного заказа. С 1 января 2006 года вступил в силу новый закон о государственных закупках - Федеральный Закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», принятый 21 июля 2005 года. За прошедшие годы по мере накопления опыта в применении новых механизмов, заложенных в базовый Федеральный закон №94-ФЗ, законодательство неоднократно корректировалось и совершенствовалось. Нововведения направлены на удовлетворение потребностей и защиту участников размещения заказа, упорядочение работы государственных и муниципальных заказчиков, совершенствование рыночных механизмов осуществления госзакупок в России. размещение госзаказ заключение госконтракт
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|