Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тотальный контроль, кастовое общество, социальный дарвинизм как итог развала образования




Что скрыто за проектом «Цифровая школа»?

ОЧЕВИДНОЕ - НЕВЕРОЯТНОЕ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ ШКОЛЫ – ОЧЕРЕДНАЯ ЧЁРНАЯ ДЫРА ДЛЯ СТРАНЫ

Кто не знает – черные дыры, это такие астрофизические объекты, существование которых следует из общей теории относительности Эйнштейна. У них должна быть очень большая масса и для этой массы очень маленький размер, так что сила тяжести такого тела настолько велика, что она все затягивает внутрь этой дыры (под поверхность Шварцшильда), а наружу из нее ничего не выходит, ни частицы, ни даже свет (излучение). Долгое время черные дыры существовали чисто теоретически, на бумаге, но пару недель назад были получены первые наблюдения черной дыры, вернее, падающего в нее вещества Вселенной с помощью нового американского космического телескопа.

Однако, мы все можем наблюдать «черную дыру» и без телескопа. Она имеет место в российском образовании и сейчас приняла облик «цифровизации школы». В эту дыру засасывает не только миллиарды рублей, которые могли бы быть потрачены с бОльшим эффектом, но и судьбы людей, которые посвящают свою жизнь, свои лучшие годы химерам (это модное слово здесь используется в иносказательном смысле: вымысел, миф, пустые хлопоты и ожидания).

Вот уже три года, как московская и федеральная власть последовательно реализует проект «цифровая школа», с реальным содержанием которого родительская общественность так и не была ознакомлена. О подробностях его учителя и родители узнавали по мере того, как он распространялся на всё большее количество школ, пока, наконец, в декабре 2017 года премьер Дмитрий Медведев не объявил о его запуске в качестве приоритетного проекта.

Тогда же и министр просвещения Ольга Васильева заявила, что проект «цифровая школа» будет реализован в рамках большого проекта «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС), а в качестве большого контентного ресурса «Цифровой школы» будет использована Российская электронная школа (РЭШ), которая, в свою очередь, по поручению президента, разрабатывалась на базе Московской электронной школы (МЭШ).

В июле того же года Васильева рассказала на встрече с учителями Хакасии об уже существующем, как оказалось, национальном проекте «Образование», который «сыграет системообразующую роль» и в соответствии с которым регионы должны будут привести свои отраслевые программы развития образования. Рабочий паспорт проекта был утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 3 сентября 2018 года (протокол № 10).

Всех просто поставили перед фактом его существования, и тогда, наконец, выяснилось, что он воспроизводит основные положения форсайт-проекта «Образование 2030», разработанного методологами-цифровиками из МШУ «Сколково», НИУ ВШЭ и Агентства стратегических инициатив ещё в 2013 году

Напомним, что среди ключевых идей этого проекта значатся разделение школ на элитные, массовые и отстающие; ведение обязательного универсального идентификатора личности в интернете; перевод всей поддающейся оцифровки информации в сеть; «новая педагогика», предполагающая онлайн обучение и превращение учителей в наставников, а директоров – в менеджеров, подготовленные на основе программ МВА; «новые педагогические» инструменты», то есть несистемное обучение со множеством форм, геймификация, образование в виртуальных мирах и многопользовательных играх, автоматические образовательные системы с интеллектом; Международная сертификация трансформация ЕГЭ, определяемая интересами работодателя; легализация детского труда («игработы») и другие.

Очевидно, что запланирована тотальная трансформация, фактически не оставляющая ничего от традиционной образовательной системы, в отношении которой в проекте откровенно сказано, что она должна быть ликвидирована. Не случайно один из ведущих методологов-цифровиков Дмитрий Песков, нынешний спецпредставитель президента по цифровому развитию, заявил:

«Если говорить об образовании – школьном, университетском, любом – нужно держать в уме несколько вещей. Нет ни одного элемента образовательного процесса, который нельзя было бы радикально изменить за счёт использования данных. Все существующие элементы устарели».

Осознание реальной угрозы, нависшей над всей системой образования, заставило наиболее активных представителей научной и родительской общественности мобилизоваться в целях донесения до широких слоёв населения информации о происходящем. Мы не будем останавливаться на всех негативных аспектах данного проекта, но выделим лишь одно из самых одиозных намерений «инноваторов».

Рчь идёт о том, что проект «цифровая школа» осуществляется в рамках сбора больших данных на всех граждан России в целях установления тотального контроля и имеет все признаки создания кастового общества, основанного на принципах социал-дарвинистского отбора.

Это чистой воды социальный «инжиниринг», направленный на создание нового типа человека, сознание и поведение которого будет управляться с помощью новейших информационных технологий в интересах узкой касты людей, объединённых в транснациональные экосистемы

В частности, ярким примером такой экосистемы является «Сбербанк», который внедряется во все сферы общественной жизни и которому поручена особая роль в создании «образования будущего». Об этом предназначении школьной «реформы» указал недавно главный кураторов проекта московской электронной школы мэр Москвы Сергей Собянин, заявивший недавно на встрече с учителями, что «одна из глобальных задач МЭШ - создание электронного портфолио учащегося».

По его словам, в электронном портфолио, которое будет сопровождать ребёнка на протяжении всей жизни, будут результаты всех контрольных, результаты участия в олимпиадах, конкурсах. «Это огромный массив информации. Надо его создавать, обрабатывать и смотреть, как он пригодится ребенку. Главное – как, и кто будет это оценивать».

Но вот о том, кто и как будет оценивать, Собянин как раз и не сказал. Так же как не совсем верно раскрыл содержание «электронного портфолио», которое в реальности будет представлять собой подробное электронное досье на каждого ребёнка. Дело в том, что в соответствии со Стратегией развития образования Москвы до 2025 года, кулуарно разработанной ангажированной группой педагогов, существующая в России более 200 лет схема обучения должна быть сломана, а вместо неё должны быть внедрены следующие «новшества».

Во-первых, система ПОТОК – «персонализированная образовательная траектория в открытых коллективах», предполагающая обучение не только в своей школе, но в соседней школе, ВУЗе, технопарке или спортивной секции. Она означает выстраивание «индивидуального маршрута» ученика и формирование его «цифровой биографии», на основании которой будет делаться «точный прогноз, по какому профориентированномй траектории ученику нужно двигаться и как развиваться».

Во-вторых, система РОСТ, то есть «распределённое оценивание в системе талантов», при котором будут учитываться все знания, навыки и каждое достижение ребёнка, начиная с дошкольного возраста, не только в школе, но и на олимпиадах, в кружках, спорте и так далее. На основе этого и будет формироваться «цифровое портфолио».

Для удобства оценивания планируется также заменить пятибалльную систему отметок стобалльной системой оценивания ученика, при которой учитываются показатели, связанные не только со знаниями предмета, но и психологические и иные показатели ребёнка.

Она включает: посещение уроков (до 10%), домашние задания (20%), активность на уроке (10%), индивидуальный прогресс обучения (10%), текущий контроль (20%) и итоговый контроль (30%)

В некоторых школах, кстати, уже негласно вместо оценок вводится Европейская (Болонская) система кредитов (ECTS). А летом 2018 г. Вопрос об отказе от пятибалльной системы стали обсуждать в Рособрнадзоре. Об этом во время круглого стола в «Известиях» заявил замглавы ведомства Анзор Музаев, который в качестве оправдания этой меры сослался на то, что учителя не владеют современными методиками внутришкольного оценивания. Всё так, поскольку учителей всегда учили оценивать знания, а теперь им надо оценивать компетенции.

Как указал в связи с этим один из авторов ЕГЭ, руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ В.Болотов, над созданием новых критериев этого оценивая сейчас работает ассоциация школ (что за ассоциация, он не уточнил). Он также подчеркнул, что в пятибалльную систему, которую он назвал «позавчерашней», не вписываются и современные экзамены – ЕГЭ и ОГЭ, которые являются накопительными и основаны на «вычитании» - чем больше отступил от канона, тем ниже отметка.

Тотальный контроль, кастовое общество, социальный дарвинизм как итог развала образования

Этап комплексного «реформирования» образования привел к введению ЕГЭ, однако, и сам ЕГЭ не вписывается в новую систему, и как раз его и должна заменить электронная биография ученика, о чём ещё в марте 2018 году заявил Исаак Калина в беседе с журналистами ТАСС, рассказывая о проекте МЭШ и РЭШ.

По его словам, в случае объединения всех современных технологий в единое целое, потребности в одноразовой проверке знаний в форме экзаменов не будет. Написанием последней контрольной работы учащийся будет завершать «этап многолетнего непрерывного формирования своей электронной биографии». Такой инновационный характер аттестации уже применяется в отношении директоров школ.

При приёме на работу они должны предоставить так называемую «электронную справку», представляющую собой электронную биографию соискателя, в которой в цифровом виде содержатся такие данные, как информация о работе, достижения учащихся, нарушения и замечания, действия финансового характера и прочее

Положение о персонализированной образовательной траектории закреплено и в паспорте национального проекта «Образование», в котором в разделе «Успех каждого ребёнка» говорится о внедрении механизмов обучения детей по индивидуальным планам, предусматривающих снятие административных барьеров для реализации образовательных программ в сетевой форме, ранней профориентации и индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями в рамках реализации проектов «Билет в будущее» и «Проектория».

Подробно о новшествах говорится и в документе «Двенадцать решений для нового образования», подготовленном весной 2018 году НИУ ВШЭ и Центром стратегических разработок под руководством Я.Кузьминова и И.Фрумина. В нём говорится о внедрении с 2023 года (для преодоления отставаний от требований «цифровой экономики») новых цифровых учебно- методических комплексов (ЦУМК), которые заменят традиционные учебники и которые будут построены на технологиях искусственного интеллекта (будут использовать базы данных, видеоматериалы, онлайн-тесты, сценарии уроков), на обучающих играх и цифровых стимуляторах.

По планам цифровиков-методологов, искусственному интеллекту собираются «поручить» не только сбор данных об успеваемости учеников, но и её оценку.

Примером для российских «инноваторов» служит японское Министерство образования, уже подготовившее для ввода, в качестве эксперимента, соответствующую систему, в которой искусственный интеллект будет анализировать всю информацию об учениках, а затем подбирать для каждого ребёнка программу обучения

Такой же проект подготавливает в России НИУ ВШЭ. Так, в августе 2018 года в интервью Департаменту информационных технологий Москвы, ректор Я.Кузьминов, рассказывая о том, как будут формироваться «индивидуальные карьерные траектории», заявил:

«В интерактивные цифровые учебники встроен простейший искусственный интеллект, позволяющий тестировать ребёнка, изучающего тот или иной материал. По результатам тестов ребёнок относится в ту или иную группу, и учебник будет подгружать ему именно те задания, которых ему не хватает. Также, исходя из психологических особенностей, и типа интеллекта ребенка, – ИИ будет либо понукать его, либо расширять его кругозор, давать ему задания в той форме, в которой он лучше способен их усваивать. ИИ будет внедряться и на этапе домашних заданий, и в классе».

Учитывая, какой примитивный алгоритм заложен в принцип функционирования ИИ, можно представить, к каким страшным, разрушительным последствиям для развития психики ребёнка это приведёт. Это и нарушение социализации, и разрыв живой связи «ученик-учитель» (вспомним Ушинского: «личность формирует личность»), и примитивизация всего учебного процесса, главной целью которого становится формирование человека «одной кнопки», натасканного на узкие навыки и встроенного в систему электронного управления.

Совершенно очевидно, что цифровое досье в дальнейшем привяжут к «сквозному идентификатору» (личному номеру гражданина), который станет ключом к сведениям в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единой биометрической системе (ЕБМ). С окончанием школы биографию человека никто закрывать не будет, и тотальный контроль и отслеживание любых карьерных, образовательных и прочих изменений продолжатся до конца жизни. Так что, по сути, речь идёт об открытии на каждого юного россиянина электронного персонального досье или личного дела, содержимое которого (оценки, личные характеристики, семейное положение) и определит его социальную роль в государстве.

Проект «цифровая школа» создаёт систему тотального электронного контроля, при котором каждый поступок учеников и педагогов будет отслеживаться, и учитываться при определении его дальнейшей судьбы, так как изменить что-то в электронном досье будет невозможно

Тем самым создаются условия для перехода к кастовой системе организации общества, при которой индивидуальный правовой статус будет определять соответствующую правосубъектность, а преимуществами будут пользоваться «лояльные» и «одарённые» члены общества (по аналогии с «социальным рейтингом», уже практикующимся в Китае).

Фактически «индивидуальная траектория развития» с её новыми оценками личности воспроизводит систему селекции и отбора, разработанную в рамках пилотной программы «Модернизация детского движения Забайкальского края» ещё в 2015 году. Эта откровенно евгеническая программа не была допущена к реализации в силу родительского сопротивления, тогда её решили реализовать в завуалированной форме в «цифровой школе». Её ключевая идея заключается в том, что обучение представляет собой педагогическое производство, превращающее ребёнка в «человеческий капитал», формирование которого осуществляется в соответствии с ранним отбором по четырём категориям-кастам: Промышленный пролетариат, сельскохозяйственный рабочий; обслуживающий персонал и креативный класс. Ребёнок автоматически заносится в определённый класс, не имея возможности переходить в другие категории. Всё на потребу корпоративному бизнесу.

И хотя в системе «индивидуальных траекторий» деление на касты не прописано, ясно, что она предопределяет совершенно чёткую социальную селекцию. Это предполагает форсайт-проект «Образование 2030», прописавший, что в ближайшие 7-10 лет будет происходить сегментация и расслоение образовательной системы, увеличение разрыва между «элитарными» и «отстающими» учебными учреждениями, вплоть до возникновения школ и вузов, выполняющих преимущественную роль «институтов призрения», «камер хранения для детей». Государство будет постепенно выходить из образовательной сферы с сохранением лишь двух функций: удержания «базового уровня» (в логике социальной безопасности) и поддержки ограниченного числа «точек прорыва».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...