Оценка выбора решения педагогических задач
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Выводы В современной педагогике параллельно сосуществуют и развиваются два направления: методология научно-педагогической деятельности (методология педагогики как науки) и методология практической педагогической деятельности. С одной стороны, методология направлена на осознание собственной теоретической и практической деятельности, на формирование умения анализировать и конструировать процесс собственного мышления, то есть учиться мыслить правильно и эффективно для продуктивной осознанной практической деятельности. С другой стороны, в применении методологии нуждается продуктивная деятельность, направленная на получение объективно нового или субъективно нового результата. Овладение методологической культурой происходит на основе усвоения теоретических и методологических знаний (современные подходы и концепции воспитания, закономерности педагогической деятельности и др.), а также путем постановки и решения познавательных и практических задач. №3. Охарактеризуйте ценностно- смысловые самоопределения педагога в профессиональной деятельности.
№ 4 Использование метода проекта в ДОУ как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволило значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же сделало образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
· Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.) · Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы · Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п. · Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр. Другими признаками классификации являются: · Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.) Методологическое значение пед. проектирования состоит в том, что проект обязательно предполагает ценностно-смысловое значение поиска неизвестного. Оно основано на осмысление ценностей пед. процессов. План: · Задача · Интеграция разных видов деятельности · Материалы, инструменты, оборудование · Содержание изодеятельности · Самостоятельная деятельность детей Художественное экспериментирование №5 Содержание педагогического проектирования и конструирования педагогического процесса и деятельности воспитателя ДОУ Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, в т.ч. и воспитателя дошкольного образовательного учреждения, наряду с организаторской и коммуникативной. В отличие от исполнительской деятельности, цель которой предопределена (и исполнителю остается лишь достичь поставленной перед ним цели), педагогическая деятельность всякий раз требует от профессионала постановки, осознания собственных целей и задач, то есть предусматривает идеальное «промысливание и практическое воплощение того, чего нет, но оно возможно и должно быть».
Понятие «педагогическое проектирование» в современных исследованиях отечественных педагогов имеет несколько трактовок. Проектирование рассматривается и как этап педагогической деятельности при решении конкретной задачи, и как особый вид педагогической деятельности. Проектирование - «предварительное мысленное построение будущего процесса обучения» (В.В. Сериков); - «предварительная, целеобусловленная разработка конкретных практических взаимодействий участников педагогических систем, процессов» (В.П. Лебедева); - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов (B.C. Кукушкин). В результате проектирования мы получаем документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций. В дошкольном образовании формами педагогического проектирования являются образовательные программы, перспективное и календарное планирование, конспекты занятий и воспитательных мероприятий. Термин «проект» в профессиональной деятельности педагога ДОУ имеет еще одну смысловую окраску. Он рассматривается как метод обучения. Современные методические пособия, периодические издания переполнены педагогическими проектами, которые преподносятся как метод обучения. При этом авторы забывают, что метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей, когда ребенок знает для чего это ему надо и где и как он может эти знания применить. Формами проектной деятельности дошкольников могут быть тематический альбом, макет климатической зоны, сообщение по какой-то теме, газета, альбом, план автогородка, новой клумбы. Проектная деятельность ребенка и проективная деятельность педагога взаимосвязаны и взаимообусловлены, но должны быть четко дифференцированы в сознании педагога. Повышение статуса педагогического проектирования в структуре педагогической деятельности воспитателя обусловлено тем, что «с точки зрения субъектноориентированной дошкольной дидактики, образовательная ситуация не может быть жестко задана выбранной программой или методическими рекомендациями. Она всегда требует анализа и творческой переработки» (Т.Н. Черезова). Авторы вариативных программ дошкольного образования не стремятся дать «готовые рецепты». Они лишь подчеркивают открытость своих технологий потребностям детей и условиям реализации программы. Качественный отбор содержания образования, выбор форм, методов и средств его реализации, определение последовательности их использования возможны лишь при наличии у педагогов ДОУ проективных умений высокого уровня.
Для формирования готовности педагогов ДОУ к самостоятельному конструированию образовательного процесса в работе с педагогами ДОУ необходимо использовать проектные задания, в которых совершенствуются проективные умения педагогов ДОУ: - умение формулировать диагностируемые образовательные цели и задачи; - умение планировать содержание и виды деятельности с учетом потребностей и возможностей детей;- умение отбирать формы, методы и средства обучения и воспитания для получения качественного педагогического результата; умение планировать индивидуальную работу с детьми для оказания своевременной дифференцированной помощи, для развития способностей. Совершенствование проективных умений должно идти параллельно с совершенствованием методической компетентности и осознанием педагога себя не исполнителем, потребителем готовых технологий и разработок, а создателем инноваций в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Для осуществления воспитателем эффективного педагогического проектирования необходимо научить его последовательно, начиная с разработки образовательной программы ДОУ - модели педагогической системы, детализируя ее в перспективном планировании и циклограмме деятельности, конструировать образовательный процесс, осуществляя календарное планирование.
№6 Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого- педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. Процесс решения задачи состоит из следующих этапов: 1) анализ ситуации и характера затруднений; 2) формулировка педагогической цели, т.е. чего следует добиться; 3) поиск путей и средств достижения поставленной цели; 4) анализ полученного результата; 5) анализ ошибок, определение возможностей других путей решения педагогической задачи. При решении педагогической задачи можно опираться на следующий алгоритм: 1. Уяснить в деталях педагогическую ситуацию (что произошло, как это событие влияет или может повлиять на взгляды, позицию ребенка, его поведение и т.д.). 2. Вычленить педагогическую проблему: реально существующее или назревающее противоречие в индивидуально-личностном становлении ребенка, к которому ведет ситуация. 3. Определить педагогическую цель, т.е. изменение ребенка, которого необходимо достичь в процессе решения задачи. 4. Определить несколько вариантов достижения цели. 5. Выбрать и обосновать оптимальный вариант решения задачи. 6. Определить критерии, по которым можно судить о достигнутых результатах, методы оценки результата. 7. Реализовать продуманный план действий. 8. Провести рефлексивный анализ результатов решения педагогической задачи. №7.Представить вариант оценки выбора решения педагогической задачи. Под педагогической задачей следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. Она является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению. Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в результате его деятельности в дальнейшем трансформируется в систему конкретных задач педагогического процесса. Оценка выбора решения педагогических задач Л. Ф. Спирин предлагает следующий алгоритм анализа решения педагогических задач: - анализ постановки задачи; - анализ программирования педагогических действий; - анализ педагогических действий; - диагностика профессионального развития педагога.
Интересный взгляд на оценку решения творческой задачи предложен Г. Альтшуллером: 1. Проведите анализ хода решения. Ответьте на следующие вопросы: - Почему я так долго не мог ее решить? Что помогло ее решить? На основании какого закона я решил эту задачу? - Почему я так долго не мог найти хорошего решения? - Что мне помогло догадаться?
2. Проведите анализ причин появления решенной Вами проблемы. - Почему появилась эта задача, что (или кто) явилось причиной? - Что я не предусмотрел, в чем я ошибся? Какой закон или мудрое правило я нарушил? - Чему меня научила эта задача? - Что осталось не решенным? Кто остался недовольным? - Каковы дальние последствия принятого решения? Как правило, причина появления задачи - это совершенная ранее ошибка.
3. Определите возможность появления подобных задач в будущем. Смените неизвестность на полную известность. - Действует ли еще причина появления задачи? - На какой срок удалось решить конфликт? - Кто остался недовольным?
4. Что надо сделать, чтобы подобных ситуаций не возникало? Продумайте и примите превентивные меры, исключающие появление подобных проблем в ближайшем и отдаленном будущем.
5. Сделайте запись в Личной Картотеке Сильных Решений (если таковую Вы ведете) о приобретенном опыте (положительном и отрицательном), чтобы в будущем подобные задачи уже решать просто "по аналогу".
После того, как получено окончательное решение (идея) и сделан анализ задачи, то, если решенная задача не учебная (то есть не требующая внедрения), надо позаботиться о внедрении решения. Сначала надо подготовиться, потом внедрить (реализовать идею) и проанализировать фактические результаты (обратная связь). На основе анализа фактических результатов от реализации решения проведите вторичный, окончательный анализ правильности Вашего решения. Ибо только практика самый надежный критерий истины. Если этот алгоритм показался Вам громоздким, для малозначимых задач ограничьтесь первыми четырьмя шагами. Педагогическая задача: Учительница Мария Петровна обращается к Саше Сергееву, часто опаздывающему на занятия. - Сергеев, ты вечно опаздываешь, - с раздражением говорит учительница. - Любопытно. Вы все замечаете, - язвит подросток. - Что-то ты сегодня опять очень разговорчивый. Проверим, как ты выполнил домашнее задание. К сегодняшнему дню надо было выучить одно из стихотворений Маяковского. Слушаем тебя. Может быть, ты нас чем-то порадуешь? - Я не выучил, - признается Саша. - Почему? - спрашивает Мария Петровна. - Не выучил и все, - вторит подросток. - Ветер у тебя в голове гуляет, Сергеев. Безответственный ты человек. На таких, как ты, ни в чем нельзя положиться, заключает учительница. - Почему это на меня ни в чем нельзя положиться? - возмущается Саша. - Потому, что человек проявляется в том, как он относится к своим обязанностям. А ты безответственно относишься к своим учебным обязанностям. - Подумаешь, одно стихотворение не выучил. Может быть, я Маяковского вообще не люблю… И вообще, чего Вы ко мне привязались со своим Маяковским? Вы сами-то, кроме Маяковского, что-нибудь знаете? - расходится ученик. - Как ты себя ведешь, Сергеев! Выйди из класса! - кричит педагог. - Ну и выйду... Конфликт налицо. Что же делать дальше?
Варианты решения задачи: Предположим, что свидетелем этой ситуации был классный руководитель Виктор Иванович - опытный педагог в годах - большой авторитет для Сергеева Саши. Классный руководитель (КР) принял решение провести диалог с Сашей (С). КР.: Саша, произошел конфликт. Мы с тобой должны понять его причины и попытаться разрешить его. А что значит разрешить конфликт? Это значит понять, как должны были вести себя участники конфликта, чтобы он не возник, а уж если возник - чтобы он закончился мирным путем. С.: Мне трудно это сделать. КР.: Не пугайся. Я помогу. Ничего сверхсложного здесь нет. Кстати, как ты, Саша, полагаешь, чем может закончиться этот конфликт? С.: Известно чем. Вызовут родителей, отведут к директору. Заставят извиняться. Если упрусь, то могу вылететь из школы. А если извинюсь, то обойдется до следующего раза… Не выучил стихотворение, с кем не бывает. А она сразу заявляет, что я безответственный человек, что на меня нельзя положиться. Обидно. КР.: Да, ты прав, обидно. Это ошибка учительницы… Представь себе, если бы ты встал и сказал: извините, пожалуйста, я не смог выучить стихотворение по такой-то причине. Реакция учительницы была бы другой? С.: Возможно. КР.: Но этого сделано не было. В свою очередь, как мы установили, оценка учительницы была дана не на том уровне, на котором бы следовало. Был нанесен удар по твоему самолюбию, и ты переходишь в наступление, то есть наносишь ответный удар. Теперь защищается Мария Петровна. Что она делает? С.: Да очень просто: выгоняет меня из класса. КР.: Как ты думаешь, достигает ли она этим своей цели? С.: Конечно, достигает. КР.: Не уверен. Учительница просто использует мощный резерв - свою власть и, так сказать, удаляет «соперника с поля боя». Удар нанесен сильный, но конфликт не разрешен. Он просто будет продолжен в другом месте и в другое время с привлечением новых действующих лиц. И трудно сказать, сколько витков он может еще иметь. С.: А с какого пустяка все началось. КР.: Гипотетически можно предположить такой оптимальный ответ учительницы… Учительница: Так, значит, тебе не нравится Маяковский? С.: Не нравится. Учительница: А кто же из поэтов тебе нравится? С.: Мандельштам. Учительница: Ну что же, в таком случае почитай нам стихи твоего любимого поэта Мандельштама; мы с удовольствием послушаем. А Маяковского все-таки постарайся выучить. Это программный материал.
№8 Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса.Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Управлять этой деятельностью педагоги могут благодаря тому, что ее удается разбить на составные части — конкретные действия и поступки, а иногда и на более мелкие части — операции. Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности — упражнение. Он известен с древнейших времен и обладает исключительной эффективностью. В истории педагогики едва ли сохранился случай, чтобы при достаточном количестве разумно подобранных и надлежащим образом выполненных упражнений у человека не сформировался заданный тип поведения. Упражнения. В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ребенка писать, рассказывая, как пишут другие; невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуозное исполнение. Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий: 1) системы упражнений; 2) их содержания; 3) доступности и посильности упражнений; 4) объема; 5) частоты повторений; 6) контроля и коррекции;7) личностных особенностей воспитанников; 8) места и времени выполнения упражнений; 9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений; 10) мотивации и стимулирования упражнений. Планируя систему упражнений, воспитателю надо предусмотреть, какие навыки и привычки будут вырабатываться. Адекватность упражнений спроецированному поведению — еще одноэтажное условие педагогической эффективности этого метода. Воспитание должно вырабатывать жизненно необходимые, важные, полезные навыки и привычки. Поэтому воспитательные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни, задаются реальными ситуациями. Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнение как можно раньше, ибо, чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки. Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно их оценивает с позиций интересов других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения — качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках. Требование — этометод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств. По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой. Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребительных форм косвенного требования выделяются такие: Требование-совет. Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит. Требование в игровом оформлении (требование-игра). Опытные педагоги используют присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования, наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства. Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, так как почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении. По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, «организованные» воспитателем, — опосредованные требования. Приучение— это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все казарменные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием. Использование метода приучения в гуманистических системах воспитания обосновывается тем, что некоторое насилие, неизбежно присутствующее в этом методе, направлено на благо самого человека, и это единственное насилие, которое может быть оправдано. Гуманистическая педагогика выступает против жесткого приучения, противоречащего правам человека и напоминающего дрессировку, требует по возможности смягчения этого метода и использования его в комплексе с другими, прежде всего игровыми. Приучение плюс игра — влияние действенное и гуманное. Приучение применяется на всех этапах воспитательного процесса, но наиболее эффективно оно на ранней стадии. Условия правильного применения приучения следующие. 1. Ясное представление о цели воспитания у самого воспитателя и его воспитанников. Если воспитатель плохо понимает, для чего он стремится прививать те или иные качества, будут ли они полезны человеку в жизни, если его воспитанники не видят смысла в тех или иных действиях, то приучение возможно лишь на основе беспрекословного повиновения. Толка не будет, пока ребенок не поймет, что это ему необходимо. 2. Приучая, надо четко и ясно формулировать правило, но не давать казенно-бюрократические указания типа «Будь вежливым», «Люби свою родину». Лучше сказать примерно так: «Чтобы люди оценили твою неотразимую улыбку — вычисти зубы»; «У неряхи нет будущего: грязные уши отпугивают людей»; «Приветствуй соседа — и он будет вежлив с тобой». 3. На каждый отрезок времени должен быть выделен оптимальный объем действий, посильных для воспитанников. Для выработки привычки необходимо время, торопливость здесь не приближает, а отдаляет цель. Вначале надо позаботиться о точности выполнения действий и лишь затем — о быстроте. 4. Показывайте, как выполняются действия, какие результаты. 5. Лучше использовать последовательно-параллельную схему приучения. 6. Приучение требует постоянного контроля. Контроль должен быть благожелательным, заинтересованным, но неослабным и строгим, обязательно сочетаться с самоконтролем. 7. Значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме. Хорошие результаты дает метод поручений.С помощью поручений школьников приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в обучении; изготовить игрушки для подшефного детского садика; украсить к празднику классную комнату и т. д. Поручения дают и для того, чтобы развить необходимые качества: неорганизованным дают задание подготовить и провести мероприятие, требующее точности и пунктуальности, и т. д. Метод стимулирования — соревнование. Последние десятилетия к этим традиционным рычагам манипулирования деятельностью и поведением человека данные научных исследований позволяют добавить еще один — субъективно-прагматический. Научные исследования и практика подтверждают, что отличительная черта нынешних подрастающих поколений — ярко выраженное деловое (прагматическое), потребительское отношение к жизни, вытекающее из него избирательное отношение к воспитанию, его ценностям. Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д. Одобрение — простейший вид поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями или родителями. Поощрения более высокого уровня — благодарности, награждения и т.д. — вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие воспитанникам или коллективу длительные стимулы, так как они не только венчают длительный и упорный труд, но свидетельствуют о достижении нового, более высокого уровня. Награждать надо торжественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях: это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания. Несмотря на кажущуюся простоту, метод поощрения требует тщательной дозировки и известной осторожности. Длительный опыт использования метода показывает, что неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Учитывается, прежде всего, психологическая сторона поощрения, его последствия. 1. Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами. 2. Поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива. Поэтому поощрения заслуживают не только ребята, добившиеся успеха, но и те, кто добросовестно трудился на общее благо, показывал пример честного к нему отношения. Надо поощрять тех, кто проявлял высокие нравственные качества — трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая другим, хотя и не добился выдающихся личных успехов. 3. Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы — 4. Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества учеников, воспитатель вселяет в них уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятельность, желание преодолеть трудности. Воспитанник, оправдывая оказанное доверие, преодолевает свои недостатки. 5. Пожалуй, главное в нынешнем школьном воспитании — соблюдать справедливость. Соревнование. Присмотритесь к детям. Как только они собираются вместе, сразу же начинают выяснять отношения — кто есть кто. Детям, подросткам, юношам присуще стремление к соперничеству, приоритету, первенству. Утверждение себя среди окружающих — врожденная потребность человека. Реализует он эту потребность, вступая в соревнование с другими людьми. Результаты соревнования прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус человека в коллективе. В чем только не соревнуются дети: кто дальше плюнет и кто получит больше двоек, кто вынудит учительницу покинуть класс и кто выдержит удар тока. Сравнительно меньше школьники соревнуются в благовидных поступках — о стихийных состязаниях в аккуратности, опрятности, вежливости, честности мы что-то не слышим. Должны быть установлены направленность и содержание соревнования. Классическим видом состязаний в учебных заведениях было соревнование за звание первого ученика школы, класса, лучшего знатока предмета. В нашей школе последних десятилетий соревнование по конкретным показателям успеваемости не проводилось. Соревнование — это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий. Цель соревнования понятна всем — быть первым. Но так откровенно ее формулировать в школах до недавнего времени остерегались. В рекомендациях отмечалось: необходимо заботиться, чтобы соревнование не переродилось в конкуренцию, толкающую воспитанников к использованию недопустимых средств. Многие педагоги, выполняя наставления и стремясь затушевать смысл вечной человеческой борьбы за существование, подменяли истинные цели соревнования псевдоцелями, облекали их в размытые, неконкретные формы. В результате соревнование выходило из-под контроля, принимало грубые, искаженные формы. №9. Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|