Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы взаимодействия субъектов учебного процесса




1. Обучение посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами.
характеризуется минимальным участием преподавателя в процессе обучения и ориентирована в основном на самообучение.– печатные, аудио- и видео - материалы, электронные учебники, электронные журналы, интерактивные базы данных. 2. Индивидуализированное преподавание и обучение, для которых характерны взаимоотношения одного воспитанника с одним воспитателем или одного воспитанника с другим воспитанником. 3. Активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса.
Данная форма предусматривает не только активное взаимодействие между преподавателем и группой обучаемых, но и взаимодействие между самими обучаемыми.

1). Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание.

2). На социализирующую, воспитательную функцию семьи оказывает влияние ряд факторов:

· социальное положение;

· материальное положение;

· род занятий родителей;

· образование родителей;

· эмоционально-нравственная атмосфера в семье, в том числе мировоззрение и ценности.

В настоящее время семья, по мнению специалистов, современная российская семья переживает кризис, претерпевает ряд изменений в связи с мировыми процессами и социокультурными процессами в нашей стране, о чем говорят такие показатели:

· падение рождаемости;

· рост разводов, распад семей (первое место в мире);

· активный рост внебрачной рождаемости;

· массовый отказ несовершеннолетних матерей от детей;

· жестокое обращение в детьми;

· бегство детей из дома, их бродяжничество, преступность.

. Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничествакаждый воспитатель, педагог в силу имеющихся у него профессиональных знаний и педагогического опыта обязан оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, их интеграции и социокультурной адаптации. Это требует повышения качества подготовки педагога к продуктивному сотрудничеству с семьей.Оказаниеиндивидуальной адресной помощи семье, а через нее - детям необходима качественная, прежде всего, социально-психологическая диагностика семьи и моделей семейного воспитания. Пилотажный анализ проблем семьи, ее социокультурной роли показывает, что данный институт выступает важнейшей социальной ценностью, предоставляя условия для развития детей, для подготовки их к самостоятельной жизни, профессиональной ориентации.Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Подобная тенденция не только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению интеллектуального потенциала общества.

№19 В настоящее время сложилась ситуация при которой бремя финансирования обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях лежит на муниципальных бюджетах. Однако, гарантии, данные Конституцией, важность и масштабность вопросов образования детей таковы, что финансирование детских дошкольных образовательных учреждений не может осуществляться только за счет муниципальных бюджетов и требует государственного участия с привлечением средств Федерального бюджета и бюджета субъектов РФ
Средства родителей можно привлечь только в качестве платы за дополнительные услуги (сверх услуг по федеральному образовательному стандарту). Это обусловило разработку бизнес-плана по организации платных занятий лечебной физической культурой.
Актуальность разработки бизнес-плана вызвана не только социально-экономическими процессами, происходящими в стране и оказывающими негативное влияние на финансирование образовательных учреждений, что обусловливает необходимость поиска дополнительных средств самими образовательными учреждениями, предоставляя платные услуги.
Современные условия развития российского общества, сложившаяся экономическая ситуация привели к резкому снижению состояния здоровья населения, продолжительности жизни и социального благополучия. Условия жизни населения, неблагоприятная экологическая обстановка и другие причины вызывают ухудшение жизни населения, и, прежде всего, неблагоприятно влияют на здоровье детей.
Создание группы ЛФК в дошкольном образовательном учреждении (на платной основе) позволит не только благоприятно повлиять на здоровье дошкольников, но также и улучшить финансовое состояние учреждения образования, увеличить заработную плату воспитателям и педагогам, обновить материально-техническую базу дошкольного образовательного учреждения, что, в свою очередь, также положительно скажется на развитии воспитанников учреждения. 1.1 Характеристика системы дошкольного образования

В статье 8 Федерального Закона «Об образовании» дается понятие «система образования» как совокупности взаимодействующих подсистем и элементов:
- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сети реализующих их образовательных учреждений;
- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Рассмотрим данное понятие как совокупность взаимодействующих элементов [7, c.74].
Таблица 1 - Система образования
Образовательные программы, государственные образовательные стандарты Образовательные учреждения, реализующие образовательные программы и стандарты Органы управления образованием
Общеобразовательные программы Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детский сад компенсирующего вида, детский сад присмотра и ухода и др.) Государственное управление образованием: Министерство образования и науки РФ
- формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
-правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;
- разработка федерального компонента стандартов;
- разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях и др.
Органы управления образованием субъектов РФ
- определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;
- формирование государственных органов управления образованием и руководство ими;
- установление региональных компонентов государственных образовательных стандартов и др.

№ 20 Педагоги, которые достигают «творческого» уровня, не нуждаются в жёстких указаниях по поводу педагогической деятельности, в контроле процесса достижения определённых целей и задач со стороны организатора. Как правило, такие педагоги самостоятельно (в силу своих внутренних мотивов) определяют содержание индивидуальной методической работы, так как в ходе самоанализа выявляют собственные педагогические затруднения и планируют деятельность по их разрешению.
Такой характер методической работы возможен при достижении творческого уровня активности педагогов, высокой степени самоуправления и включенности в процесс научно-методической работы, высокого уровня профессионализма и большой теоретической подготовки педагогов.
Активность и самостоятельность педагогов не уменьшает значения методической службы. Творческих педагогов, осваивающих и реализующих продуктивный образовательный процесс, интересуют такие педагогические проблемы, которые требуют теоретического изучения, коллективного дискуссионного обсуждения, апробации педагогических средств, анализа результатов, обобщения передового опыта. И здесь особенно необходимы и эффективны коллективные формы работы.Для освоения педагогического опыта, соответствующего творческому развитию, недостаточно простого посещения занятий педагогов — носителей опыта. Необходимо теоретическое изучение принципов обучения лежащих в основе педагогического опыта, посещение серии занятий с последующим коллективным обсуждением и самоанализом. Недостаток педагогических знаний может быть восполнен на семинарах, «круглых столах», где приобретается опыт коллективной работы и взаимодействия педагогов.Таким образом, осмысление профессионального эталона творческой личности каждым педагогом происходит через поиск своего пути в рамках организации методической работы и осознание соответствия собственных возможностей предполагаемому уровню требований с последующей рефлексией и проектированием возможных вариантов достижения успешных результатов. Это ведёт к обязательной индивидуализации профессионального эталона. Умение самоорганизоваться и способность к самостоятельному принятию решений перерастет в следующую фазу — появится собственный (авторский) почерк профессиональной деятельности. Такой педагог всегда имеет индивидуальный, неповторимый стиль, который зависит от его личностных качеств. И лишь творческий педагог, имеющий собственную оригинальную педагогическую систему, обеспечит высокие образовательные результаты, сформирует и разовьет творческое мышление и индивидуальность воспитанников.

№ 21. Инновация (от англ.innovation– нововведение) – новшество, новизна, изменение. Нововведения, или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Сущность инновационных процессов в образовании связана с решением важных проблем: изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, и внедрение достижений психолого-педагогической науки в практику.

Педагогическая инновация целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Применительно к педагогической деятельности инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя и учащегося (В.А. Сластенин).

Другое системное понятие – инновационная деятельность – комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс.

К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.

Чем вызвана необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях? Н.Е. Седова отмечает ряд следующих обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили важность коренного обновления системы образования методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.

Во-вторых, гуманитаризация содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска различных организационных форм и технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.

В-третьих, характер отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств, самостоятельному выбору новых программ, учебников, иcпользованию различных приемов и способов педагогической деятельности приобретает все более избирательную, исследовательскую направленность. Именно поэтому важное место в работе руководителей школ, органов управления образованием занимают анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения. Какова позиция педагога в инновационном процессе? Безусловно, педагогическая деятельность в основе своей творческая деятельность. Любая творческая деятельность рассматривается как продуктивная деятельность, то есть направлена на создание нового, получение объективно нового или субъективно нового результата. Учитель может выступать в инновационном процессе в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя, пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Знания об инновационных процессах в образовании, умение использовать эти знания при оценке собственной деятельности создают основу для проявления учителем многообразных возможностей в педагогическом творчестве, в освоении профессионально-педагогической культуры, в самосовершенствовании.

 

В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.Инновационная направленность деятельности учителя включает и вторую составляющую – внедрение в практическую педагогическую деятельность результатов психолого-педагогических процессов, исследований Какова позиция педагога в инновационном процессе? Безусловно, педагогическая деятельность в основе своей творческая деятельность. Любая творческая деятельность рассматривается как продуктивная деятельность, то есть направлена на создание нового, получение объективно нового или субъективно нового результата. Учитель может выступать в инновационном процессе в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя, пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Знания об инновационных процессах в образовании, умение использовать эти знания при оценке собственной деятельности создают основу для проявления учителем многообразных возможностей в педагогическом творчестве, в освоении профессионально-педагогической культуры, в самосовершенствовании.

№22.Раскрыть значение информационно-компьютерного сопровождения образовательного процесса

Информатизация общества – это реальность наших дней. Причина тому – повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования. Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет.

В процессе внедрения информационно-коммуникационных технологий дошкольное образовательное учреждение также не может оставаться в стороне. Речь идет не о включении информатики в план непосредственно образовательной деятельности ДОУ, а об использовании информационно - коммуникационных технологий педагогами, воспитателями для повышения эффективности образовательного процесса.

Как использование информационно-коммуникационных технологий может помочь современному воспитателю, педагогу в его работе?

• подбор иллюстративного материала к непосредственно образовательной деятельности и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);

• подбор дополнительного материала из различных источников для непосредственно образовательной деятельности, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

• создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

• использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.

• оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.

• создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

• использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

• создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

В образовательном процессе используются следующие виды цифровых образовательных ресурсов, необходимые для организации учебно-образовательного процесса, представленных в цифровой форме:

• фотографии,

• плакаты,

• презентации,

• видеофрагменты,

• аудиофайлы,

• видеоролики, отобранные в соответствии с содержанием темы.

Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала в детском саду можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Практика показала, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

• дети легче усваивают различные понятия;

• быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве

• тренируется внимание и память;

• активно пополняется словарный запас;

• воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

• развивается воображение и творческие способности;

• развиваются элементы наглядно-образного и логического мышления.

В каждом современном дошкольном учреждении целесообразно создать медиатеку которая может содержать следующие позиции:

- фильмы и презентации различной тематики

- видеоэкскурсии

- медиазанятия

- видеоколлекции

- коллекции музыкальных файлов

- электронные хрестоматии и энциклопедии, электронные книги

- коллекции фотографий и репродукций картин.

ИКТ могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Так благодаря использованию ИКТ появились новые формы взаимодействия с родителями: «Сайт детского сада», в целях открытости и доступности информации и «Электронная почта», рассматриваемая в сетевом информационно-образовательном пространстве как средство дистанционного общения. Данные формы работы ДОУ способствуют решению основных задач информатизации дошкольного образования:

• создание и внедрение модели единого открытого информационно-образовательного пространства как пути повышения компетентности родителей;

• внедрение дистанционных форм общения педагогов с родителями;

Педагоги должны осознать необходимость накопления видеоматериала о жизни в группах, о праздниках и развлечениях детей. Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях. Медиацентр постоянно будет пополняться видеозаписями детских праздников, развлечений, открытых занятий. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса.

В методической работе дошкольного учреждения ЦОРы (например, мультимедийные презентации) используются на педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях.

Одним из важнейших условий обеспечения эффективного функционирования любой организации является наличие развитой информационной системы. Информационные системы предназначены для хранения информации в специально организованной форме и должны обеспечивать вывод и различные манипуляции с информацией, включая поиск по некоторым признакам и подготовку отчётов. База данных - важнейшая составная часть любой информационной системы. Поэтому в детском саду необходимо создавать базы данных по всем разделам работы. Например, база "Детский сад", в которой хранится всевозможная информация о сотрудниках, их личные и служебные данные, сведения о детях. Базы, содержащие сведения о компьютерном программном обеспечении, о наличии методической литературы, каталоги статей, дидактических материалов, диагностических методик и результатов психологического диагностирования детей. В отличии от медиацентра эта система является административным ресурсом для проведения мониторинга качества педагогического процесса в детском саду.

Вопрос 23

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...