Профориентация как комплексная социально-психологическая проблема.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии[1]. Для выявления склонности человека к определённому роду деятельности, профессии нашли широкое применение специальные тесты, которые зачастую проводятся в старших классах системы среднего образования. Свои тесты проводят центры трудоустройства. Профессиональная ориентация включает в себя: 1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.Профессиональное просвещение предусматривает предоставление обучающимся актуальных и достоверных сведений, содержащих характеристику профессий, информацию о профессиональных учебных заведениях, состоянии рынка труда. 2. Профориентационная диагностика. Профориентационная диагностика предусматривает определение сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности, а также анализ интересов, личностных качеств и способностей обучающихся к той или иной профессии. 3. Профессиональное консультирование.Профессиональное консультирование - это система оказания действенной помощи в профессиональном самоопределении обучающихся, основанная на изучении личности. Основная задача заключается в выявлении внутренних ресурсов личности и раскрытии путей осознания себя в процессе профессионального самоопределения. 4. Социально-профессиональная адаптация.Социально-профессиональная адаптация основана на профориентационных играх и упражнениях, в которыхпроисходит активное включение личности в ту или иную профессиональную группу. Основная задача заключается в формировании осознания особенностей трудовой деятельности, в освоении социально-психологических отношений в профессиональной группе.
Основные группы профориентацио нных методов Любая методика направлена на решение проблем профессионального самоопределения в той степени, в какой она соотносится, в частности, со схемой построения личных профессиональных перспектив и ее компонентами. Решая для себя вопрос о способе работы с классом, профконсультант оценивает разные методики по целям, процедурам, по своему пониманию проблем методики, по своей готовности реализовать ее. Расставив по каждому параметру плюсы, минусы, знаки вопроса (или баллы - как удобнее), он смотрит, которая из методик набирает очков больше. В соответствии с основными задачами профориентации можно выделить четыре группы методов: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) профессиональной психодиагностики; 3) морально-эмоциональной поддержки; 4) помощи в конкретном выборе и принятии решения. К первой группе относятся, во-первых, профессиограммы, или краткие описания профессий. Но традиционные профессиограммы с трудом воспринимаются школьниками, поэтому надо давать более компактные и понятные описания. Во-вторых, справочная литература. Далее, информационно-поисковые системы /(ИПС), оптимизирующие поиск профессий, учебных заведений, рабочих мест. Существуют «ручные» (карточные, бланковые, картотеки) и компьютеризованные (электронные банки информации) варианты ИПС. Последние наиболее перспективны, однако дляних нужны программисты и контакты с заинтересованными организациями и предприятиями. К сожалению, такая заинтересованность встречается пока не часто.
Профессиональная реклама и агитация - но только достоверная, оперативная и привлекательная для школьников. Экскурсии на предприятия и в учебные заведения. Для этого необходимо заблаговременно подобрать квалифицированных специалистов и подготовить их для такой работы с подростками. Встречи со специалистами. Люди, представляющие школьникам профессию, должны пройти соответствующий этой их роли психолого-педагогический тренинг. Познавательные лекции о путях решения проем самоопределения. Профориентационные уроки - как система занятий, а не отдельные мероприятия. Учебные фильмы и видеофильмы. К сожалению, фильмов по профориентации фактически нет. Средства массовой информации (СМИ). Используя их, надо обязательно учитывать их специфику. Телепередачи рассчитаны на динамичность изложения проса. Одна из главных задач для их авторов - произвести впечатление на любую аудиторию. Объем информации о профессии урезан. Присутствуют разного рода редакторские правки и цензурные купюры. Ярмарки профессий (и их модификации) недавно показали свою профориентационную эффективность. На ярмарках посетители встречаются с представителями различных фирм и предприятий, и процентов сорок из них делают здесь свой важный выбор. Эта форма работы позволяет экономить много времени, поскольку, чтобы договориться, не нужно куда-то неоднократно идти или ехать — просто переходишь от стола к столу и быстро завязываешь контакты с представителями организаций. Вторая группа - это, по большому счету, помощь в самопознании. Сюда относятся закрытые беседы-интервью по строго обозначенным вопросам. Открытые беседы-интервью, в ходе которых можно немного отвлечься от заранее заготовленных вопросов. Опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование. Опросники профессиональной мотивации. Работу с ними специалисты ценят выше, чем определение способностей к профессии. Правда, это касается тех случаев, когда люди выбирают массовые профессии, «пригодные для большинства». Опросники профессиональных способностей. Они требуют очень избирательного использования и специальной подготовки профконсультанта для интерпретации результатов. Эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда. А для большинства профессий «профпригодность формируется в самой трудовой деятельности» (Е. А. Климов).
Личностные опросники - работать с ними могут только те профконсультанты, которые понимают ограниченность этой методики. По-настоящему личность нельзя «просчитать», с этим связана масса проблем. Истинно личностный тест - это поступок человека в ответственные моменты жизни. В обыденном, «усредненном» режиме жизни сделать это очень трудно. Проективные личностные тесты - для их проведения необходима специальная подготовка и специальная стажировка профконсультанта. Метод наблюдения - это один из основных научно-практических видов работы психолога. Он эффективен лишь в том случае, если четко определены объект, параметры и способы наблюдения, фиксации, интерпретации результатов. Сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, родителей, товарищей, педагогов, врачей и т. д. Опрос должен быть тактичным, дабы не превращал знакомых и друзей в стукачей и доносчиков. Психофизиологическое обследование - для того, кто выбирает профессию с особыми условиями труда. Профессиональные пробы в учебном процессе, организованном по типу F-теста японского профессора Фукуямы (см. ниже). Обычно это связано с очень большими материальными затратами (создание мастерских, обеспечение «заинтересованности» фирм и организаций). Игры и тренинги, моделирующие ситуации профессионального общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности. Позволяют прогнозировать будущее профессиональное поведение подростка. Наблюдение непосредственно в трудовой деятельности. С помощью тренажеров, служащих для наработки трудовых навыков, также можно изучать и прогнозировать готовность осваивать новые профессиональные действия.
Третья группа. На фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать собственно профориентационные вопросы. На это и нацелено создание групп общения, но механизмом решения профконсультационных проблем они не являются. Тренинги общения позволяют осваивать некоторые коммуникативные навыки, необходимые при приеме на работу, на экзаменах, в деловых контактах. Сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (нейролингвистическое программирование, гештальт-группы, логотерапия и т. д.), требующие специальной подготовки профконсультанта, помогают лучше осознать смысл выбираемой деятельности или проблем, связанных с самоопределением. «-Пламенные» публичные выступления. Если они умелые, то, несмотря на некоторую ироничность в отношении к ним, могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения. А могут стать и сильным манипуляционным средством. Игры с элементами психотренинга. Личное обаяние профконсультанта - и природное и благоприобретенное. Успешные примеры самоопределения. Ссылаясь на них, профконсультант повышает уверенность подростка в решении его проблем, связанных с будущей профессией и трудоустройством. Праздники труда - эти мероприятия способствуют престижности конкретных профессий. Естественно - при учете специфики аудитории и при такой организации, которая создает обстановку праздника (развлечения, буфет), а не торжественного заорганизованного собрания. Четвертая группа. Построение последовательности действий, реализующих намеченную цель. Действия должны быть четко сформулированы и изображены на листе бумаги в виде схемы, наглядно представляющей возможные профессиональные перспективы школьника. Лучше предлагать несколько вариантов таких последовательностей (в виде «деревьев» и «ветвей»), чтобы выстроить из них оптимальную траекторию - в том числе с учетом набора профессий, которые предлагает школа или конкретное профессиональное учебное заведение.
Если обратиться к уровням решения профориентационных задач, то первый, наиболее простой и примитивный уровень предполагает взаимоотношения психолога и клиента по схеме «субъект-объектных» отношений. В этом случае ни об активности, ни об активизации говорить не приходится: клиент выступает в роли ведомого «объекта». Здесь скорее можно говорить, вслед за Е.А. Климовым, о традиционной профориентации, когда клиента просто «ориентируют». А вот профессиональное «само-определение» предполагает переход к последующим уровням решения профконсультационных задач.
Второй уровень предполагает организацию реального диалога, взаимодействия психолога с клиентом по решению профориентационных проблем. В данном случае реализуется схема «субъект-субъектных» отношений и можно уже говорить об «активизации» клиента через специально организованное взаимодействие и сотрудничество. Наконец, на третьем уровне профконсультант постепенно формирует у клиента готовность самостоятельно решать свои разнообразные профориентационные проблемы. Здесь уже можно говорить о формировании у клиента «внутренней активности», когда он фактически обучается решать свои проблемы без помощи психолога. При этом схему взаимоотношений между психологом и клиентом можно обозначить как «объект-субъектную», когда профконсультант постепенно уступает клиенту свою инициативу, т.е. постепенно превращается из «субъекта» в более пассивного наблюдателя и советчика (почти в «объект»). А сам клиент из «объекта» психолого-педагогической помощи все больше превращается не просто в активизируемого «субъекта» (как это было на втором уровне), а в «субъекта» со сформированной внутренней активностью, который может обойтись и без помощи психолога. Конечно, все это соотносится с почти идеальной ситуацией, но имея перед собой идеал, профконсультант хотя бы знает к чему надо стремиться в своей работе. Традиционно выделяют две основные стратегии (подходы) в профессиональном самоопределении: диагностическую (диагностико-рекомендательную) и развивающую. Но можно представить и несколько дифференцированные направления работы, разбив их условно на две группы: допустимые подходы и недопустимые, нежелательные подходы (которые мало представлены в профориентационной литературе) (см. Пряжников, 1999. С. 47-49). Б. Нежелательные стратегии:
51. Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров в организации. Профотбор- осн. сост-щая часть профориентации. Он возник в связи с тем, что не все люди одинаково успешно справляются с одними и теми же видами труда, не все люди успевают научиться профессии за срок, отведенный для обучения. Профотбор- специально организованный исследовательский пр-с (Назимов). Марищук В.А.- Профотбор- научно обоснованный допуск к к-л определенному виду профобучения или Деятельности. Цель профотб.- подъискание кандидатов на вполне определенную спец-ть, выявление и определение с помощью научно-обоснованных методов (Q-ых тестов) степени и возможностей формирования профпри годности. Профпригодность: медицинскаяая (показатели физ. подготовлнности, антропометрич. показатели), психофизиологич-ая, соц-но-психологич-ая. Определяется соответствие ур-ня развития психофизиологических и психологич-их хар-к Л-ти требованиям профессии. В кач-ве критериев профпригодности служит ур-нь развития данных хар-к у высококвалифицированных работнико. Для решения задач, связ-ых с профотб., необходимы данные о рынке возможного труда и соответствие этих данных возможностям Л-ти. Противопоказания в отношении: психического здоровья, состояние НС, анализаторных сис-м (зрение, слух, т.д), состояния сердеч.-сосудистой и дыхат-ой сис-м, состоян. опорно-двигат-го аппарата (ловкость/ координация), речевая ф-ция. 2 вида профотб.: а) экспресс-отбор- кратковременный, с использованием психодиагностики, экзамен; б) пролангированный (протяженный)- испыт. срок/ отбор в пр-се обучения. Критерии отбора: а)отбираются кандидаты, имеющие высокий, отвечающий определенным статистически установленным нормативам ур-нь проф. важных св-в и кач-в. Это м.б. индив-но-типологические св-ва: темпер., спос-ти, св-ва НС; б) отбираются индивиды, к-ые имеют благоприятные перспективы развития этих кач-в. Итоги профотб.- индивид с соответствующими параметрами могут рассматриваться как потенциально более полезные работники по отношению к конкретному виду труда. 2 стадии профотбора: 1) первоначальное освидетельствование S-та с целью определен, его возможности к овладению к-л профессии. Диагностируются спос-ти, необход, для успешного обучения Д-ти и прогнозируются те св-ва Л-ти, котор. треб-ся для успешного овладения Д-тью (вербал. интеллект с помощью метод. Векслера); 2) освидетельствование S-ов с целью оптимальн. их расстановки по конкретным должностям. Оценке подвергаются уже приобретенные ЗУН.
Этапы профотбора: 1)изучение проф-ии с целью выявления требования к чел-ку (профессиография). Д.б. раскрыта внутр. структура Д-ти, дана целостная картина в/связи и воплощения в проф Д-ти психических и психомоторных пр-сов, находящ-ся под большой нагрузкой. Изучение завершается подробной хар-кой проф-ии; 2) выбор психодиагност-их методов исслед-я, котор. больше всего характеризуют психич. пр-сы, проф. действия. С их помощью оценивается Профпригодность; 3) проведение психодиагностики, обслед-ние претендентов: их общего 1-ия, направленности на овладение данной проф-ии, степени развитости у них кач-в, наиб. важных для успешного овладей, проф-ей и оценка спос-тей выполнен, элементов Д-ти в dif условиях; 4)узкий прогноз: успешности обучения и успешности последующей Д-ти. Основание такого прогноза- сопоставление сведений о требованиях профессии к челу и полученных психодиагностич. данных.
Методы профотбора: 1)сёлёкцйонные интервью, беседа; 2)Л-ные тесты; 3)школьные или академические успехи (оценки); 4)рекомендации при поступлении; 5)образцы труда и работы; б)биографические опросники; 7)оценочные центры; 8)t-мя стажировки; 9)тесты когнитивных спос-тей.
Способы конкурсного отбора: 1) традиционный; 2)комиссии; 3)собеседование; 4)тщательное изучен, индив. особ-тей и прогнозирование его проф. Д-ти.
Кадровый менеджмент - это профотбор, расстановка и аттестация кадров. В шир. смысле слова кадровая политика - правила и нормы, приводящие человеч. ресурсы в соответствие со стратегией фирмы. В узком смысле- набор конкретных правил и ограничений во взаимоотношениях людей и организаций. Адаптация кадров: 1)оценка ур-ня подготовленности новичка; 2)практическое знакомство с правами и обязанностями; 3)освоение статуса; 4)постепенное преодоление производственных и межЛ-ых проблем и переход к стабильной работе. Аттестация кадров: главн. назначение аттестации- контроль исполнения и выявление резервов, повышение ур-ня отдачи работников. Перв. этап- подготовка; второй- проведение; 3- подведение итогов; 4- общий анализ рез-ов аттестации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|