Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профориентация как комплексная социально-психологическая проблема.




Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии[1].

Для выявления склонности человека к определённому роду деятельности, профессии нашли широкое применение специальные тесты, которые зачастую проводятся в старших классах системы среднего образования. Свои тесты проводят центры трудоустройства.

Профессиональная ориентация включает в себя:

1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.Профессиональное просвещение предусматривает предоставление обучающимся актуальных и достоверных сведений, содержащих характеристику профессий, информацию о профессиональных учебных заведениях, состоянии рынка труда. 2. Профориентационная диагностика. Профориентационная диагностика предусматривает определение сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности, а также анализ интересов, личностных качеств и способностей обучающихся к той или иной профессии. 3. Профессиональное консультирование.

Профессиональное консультирование - это система оказания действенной помощи в профессиональном самоопределении обучающихся, основанная на изучении личности. Основная задача заключается в выявлении внутренних ресурсов личности и раскрытии путей осознания себя в процессе профессионального самоопределения.

4. Социально-профессиональная адаптация.

Социально-профессиональная адаптация основана на профориентационных играх и упражнениях, в которыхпроисходит активное включение личности в ту или иную профессиональную группу. Основная задача заключается в формировании осознания особенностей трудовой деятельности, в освоении социально-психологических отношений в профессиональной группе.

Все эти направления являются неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, и в совокупности составляют профессиональное воспитание.

 

Основные группы профориентацио нных методов

Любая методика направлена на ре­шение проблем профессионального самоопределения в той степени, в какой она соотносится, в частности, со схемой построения личных професси­ональных перспектив и ее компонен­тами. Решая для себя вопрос о спосо­бе работы с классом, профконсультант оценивает разные методики по целям, процедурам, по своему пони­манию проблем методики, по своей готовности реализовать ее. Расставив по каждому параметру плюсы, мину­сы, знаки вопроса (или баллы - как удобнее), он смотрит, которая из ме­тодик набирает очков больше.

В соответствии с основными задача­ми профориентации можно выделить четыре группы методов: 1) информа­ционно-справочные, просветительские; 2) профессиональной психоди­агностики; 3) морально-эмоциональ­ной поддержки; 4) помощи в конкрет­ном выборе и принятии решения.

К первой группе относятся, во-первых, профессиограммы, или краткие описа­ния профессий. Но традиционные про­фессиограммы с трудом воспринима­ются школьниками, поэтому надо да­вать более компактные и понятные опи­сания. Во-вторых, справочная литера­тура.

Далее, информационно-поисковые системы /(ИПС), оптимизирующие поиск профессий, учебных заведений, рабочих мест. Существуют «ручные» (карточные, бланковые, картотеки) и компьютеризованные (электронные банки информации) варианты ИПС. Последние наиболее перспективны, однако дляних нужны программисты и контакты с заинтересованными организациями и предприятиями. К сожалению, такая заинтересованность встречается пока не часто.

Профессиональная реклама и агитация - но только достоверная, оперативная и привлекательная для школьников. Экскурсии на предприятия и в учебные заведения. Для этого необходимо заблаговременно подобрать квалифицированных специалистов и подготовить их для такой работы с подростками.

Встречи со специалистами. Люди, представляющие школьникам профессию, должны пройти соответствующий этой их роли психолого-педагогический тренинг. Познавательные лекции о путях решения про­ем самоопределения. Профориентационные уроки - как система занятий, а не отдельные мероприятия.

Учебные фильмы и видеофильмы. К сожалению, фильмов по профориентации фактически нет. Средства массовой информации (СМИ). Используя их, надо обязательно учитывать их специфику. Телепередачи рассчитаны на динамичность изложения проса. Одна из главных задач для их авторов - произвести впечатление на любую аудиторию. Объем информации о профессии урезан. Присутствуют разного рода реда­кторские правки и цензурные купюры.

Ярмарки профессий (и их модификации) недавно показали свою профориентационную эффективность. На ярмарках посетители встречаются с представителями различных фирм и предприятий, и процентов сорок из них делают здесь свой важный выбор. Эта форма работы позволяет эконо­мить много времени, поскольку, чтобы договориться, не нужно куда-то неоднократно идти или ехать — просто переходишь от сто­ла к столу и быстро завязываешь контакты с представителями организаций.

Вторая группа - это, по большому счету, помощь в самопознании. Сюда относятся зак­рытые беседы-интервью по строго обозна­ченным вопросам. Открытые беседы-интер­вью, в ходе которых можно немного отвлечь­ся от заранее заготовленных вопросов. Опыт­ные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации боль­ше, чем традиционное тестирование.

Опросники профессиональной мотивации. Работу с ними специалисты ценят выше, чем определение способностей к профес­сии. Правда, это касается тех случаев, ког­да люди выбирают массовые профессии, «пригодные для большинства». Опросни­ки профессиональных способностей. Они требуют очень избирательного использо­вания и специальной подготовки профкон­сультанта для интерпретации результатов. Эти опросники оправдывают себя приме­нительно к профессиям с особыми услови­ями труда. А для большинства профессий «профпригодность формируется в самой трудовой деятельности» (Е. А. Климов).

Личностные опросники - работать с ними могут только те профконсультанты, которые понимают ограниченность этой методики. По-настоящему личность нельзя «просчи­тать», с этим связана масса проблем. Ис­тинно личностный тест - это поступок че­ловека в ответственные моменты жизни. В обыденном, «усредненном» режиме жиз­ни сделать это очень трудно.

Проективные личностные тесты - для их проведения необходима специальная под­готовка и специальная стажировка проф­консультанта. Метод наблюдения - это один из основных научно-практических видов работы психолога. Он эффективен лишь в том случае, если четко определены объект, параметры и способы наблюдения, фиксации, интерпретации результатов. Сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, родителей, товарищей, педаго­гов, врачей и т. д. Опрос должен быть так­тичным, дабы не превращал знакомых и друзей в стукачей и доносчиков. Психофи­зиологическое обследование - для того, кто выбирает профессию с особыми усло­виями труда.

Профессиональные пробы в учебном про­цессе, организованном по типу F-теста япон­ского профессора Фукуямы (см. ниже). Обычно это связано с очень большими ма­териальными затратами (создание мастер­ских, обеспечение «заинтересованности» фирм и организаций). Игры и тренинги, моделирующие ситуации профессиональ­ного общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности. Позволя­ют прогнозировать будущее профессио­нальное поведение подростка. Наблюдение непосредственно в трудовой деятельности. С помощью тренажеров, служащих для на­работки трудовых навыков, также можно изучать и прогнозировать готовность осва­ивать новые профессиональные действия.

Третья группа. На фоне благоприятной пси­хологической атмосферы удается более эф­фективно рассматривать собственно профориентационные вопросы. На это и нацелено создание групп общения, но механизмом решения профконсультационных проблем они не являются. Тренинги общения позво­ляют осваивать некоторые коммуникативные навыки, необходимые при приеме на рабо­ту, на экзаменах, в деловых контактах. Слож­ные методы индивидуальной и групповой психотерапии (нейролингвистическое про­граммирование, гештальт-группы, логотерапия и т. д.), требующие специальной подго­товки профконсультанта, помогают лучше осознать смысл выбираемой деятельности или проблем, связанных с самоопределени­ем. «-Пламенные» публичные выступления. Если они умелые, то, несмотря на некоторую ироничность в отношении к ним, могут сфор­мировать серьезную мотивационную основу самоопределения. А могут стать и сильным манипуляционным средством.

Игры с элементами психотренинга. Личное обаяние профконсультанта - и природное и благоприобретенное. Успешные приме­ры самоопределения. Ссылаясь на них, профконсультант повышает уверенность подростка в решении его проблем, связан­ных с будущей профессией и трудоустрой­ством. Праздники труда - эти мероприя­тия способствуют престижности конкретных профессий. Естественно - при учете спе­цифики аудитории и при такой организа­ции, которая создает обстановку праздни­ка (развлечения, буфет), а не торжествен­ного заорганизованного собрания.

Четвертая группа. Построение последова­тельности действий, реализующих намечен­ную цель. Действия должны быть четко сфор­мулированы и изображены на листе бумаги в виде схемы, наглядно представляющей возможные профессиональные перспективы школьника. Лучше предлагать несколько ва­риантов таких последовательностей (в виде «деревьев» и «ветвей»), чтобы выстроить из них оптимальную траекторию - в том числе с учетом набора профессий, которые пред­лагает школа или конкретное профессио­нальное учебное заведение.

 

Если обратиться к уровням решения профориентационных задач, то первый, наиболее простой и примитивный уровень предполагает взаимоотношения психолога и клиента по схеме «субъект-объектных» отношений. В этом случае ни об активности, ни об активизации говорить не приходится: клиент выступает в роли ведомого «объекта». Здесь скорее можно говорить, вслед за Е.А. Климовым, о традиционной профориентации, когда клиента просто «ориентируют». А вот профессиональное «само-определение» предполагает переход к последующим уровням решения профконсультационных задач.

Второй уровень предполагает организацию реального диалога, взаимодействия психолога с клиентом по решению профориентационных проблем. В данном случае реализуется схема «субъект-субъектных» отношений и можно уже говорить об «активизации» клиента через специально организованное взаимодействие и сотрудничество.

Наконец, на третьем уровне профконсультант постепенно формирует у клиента готовность самостоятельно решать свои разнообразные профориентационные проблемы. Здесь уже можно говорить о формировании у клиента «внутренней активности», когда он фактически обучается решать свои проблемы без помощи психолога. При этом схему взаимоотношений между психологом и клиентом можно обозначить как «объект-субъектную», когда профконсультант постепенно уступает клиенту свою инициативу, т.е. постепенно превращается из «субъекта» в более пассивного наблюдателя и советчика (почти в «объект»). А сам клиент из «объекта» психолого-педагогической помощи все больше превращается не просто в активизируемого «субъекта» (как это было на втором уровне), а в «субъекта» со сформированной внутренней активностью, который может обойтись и без помощи психолога. Конечно, все это соотносится с почти идеальной ситуацией, но имея перед собой идеал, профконсультант хотя бы знает к чему надо стремиться в своей работе.

Традиционно выделяют две основные стратегии (подходы) в профессиональном самоопределении: диагностическую (диагностико-рекомендательную) и развивающую. Но можно представить и несколько дифференцированные направления работы, разбив их условно на две группы: допустимые подходы и недопустимые, нежелательные подходы (которые мало представлены в профориентационной литературе) (см. Пряжников, 1999. С. 47-49).
А. Допустимые стратегии:
1. Тестологическая (в основе - стандартизированные испытания профпригодности).
2. Информационно-просветительская (главная идея - вооружить клиента необходимой информацией, а там уж он "сам разберется").
3. Рационалистическая. Предполагается, что профессиональный выбор и вообще самоопределение можно "рационально просчитать". Наиболее популярны сейчас разработка и использование компьютерных методов при принятии решения, что вполне обосновано, но при условии рассмотрения компьютера только как вспомогательного средства.
4. "Глубинная", психоаналитическая стратегия, основанная на выявлении "внутренних" стремлений самоопределяющегося человека и направление этих стремлений в позитивное русло (через сублимацию и т.п.). На наш взгляд, перспективно рассмотрение такого стремления как "элитарные ориентации" (ориентации на творчество и достоинство, с одной стороны, или же ориентация на псевдоэлиту, на внешние признаки жизненного "успеха", с другой стороны).
5. "Гуманистическая-психотерапевтическая", основанная на уважитель-ном отношении к уникальности и целостности самоопределяющегося человека. При всей привлекательности и эффективности многих психотерапевтических процедур следует признать, что гуманистические психологи "недооценивают роль социума в формировании личности" (по Б.В. Зейгарник), хотя самоопределяется человек именно в пространстве общества и культуры. К сожалению, многие клиенты-пациенты, у которых "осуществился личностный рост" на психотерапевтических группах (о чем они любят радостно сообщать с "конгруэнтными улыбочками") часто неспособны понять, что происходит в окружающем мире.
6. Организационно-управленческая. В основе - реально работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных социальных институтов: школы, психологических центров, общественных организаций, предприятий, учебных заведений и т.п., что, конечно же, облегчает работу конкретного профконсультанта. Даже если представить, что в условиях "рыночно-демократической" РФ это окажется реальностью, то следует помнить, что "система" предполагает и жесткий контроль, который часто осуществляется некомпетентными лицами. И тогда важнейшим условием эффективной работы в рамках такой системы становится способность консультанта писать "нужные" для проверяющих отчеты без особого внутреннего напряжения и без внутренних компромиссов. При этом постепенно стремиться повышать психологическую (профориентационную) культуру различных проверяющих и администраторов.
7. "Частичные услуги", предполагающие ограниченную помощь, например, только профдиагностика, или только профинформирование, или помощь в принятии решения. Многие профконсультанты вынужденно работают в режиме "частичных услуг", т.к. не всегда возможно оказать полноценную помощь.
8. Идеологическая (воспитательная, мировоззренческая). В основе - предположение о том, что на жизненные выборы оказывают сильное влияние господствующие в обществе идеи. Например, идея "служения царю и отечеству" в дореволюционной России или идеи "индустриализации", "освоения целины" и т.п. в советские периоды истории страны. Очень интересно понять, какие идеи господствуют в обществе сейчас (возможно, для каких-то масс людей это идея "накопительства любыми путями" или даже идея "поскорее и подальше уехать из этой страны", а для каких-то людей - это стремление не потерять совесть в такой сложной ситуации…). К сожалению, все это мало исследовано, но, может быть, это самое главное в профессиональном и личностном самоопределении.
9. "Принудительная". Подобная стратегия - для особых случаев, например: при выборе рода войск для призывника, при распределении работ среди заключенных. В ряде случаев - это выбор профессии и места работы, которые явно не соответствуют высокой квалификации безработного в условиях развала производства. На первый план здесь выходит помощь в обретении смысла даже в самых непривлекательных и даже унизительных выборах.
10. Активизирующая стратегия, в основе которой лежит реальное взаимодействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта построения своей жизни. Важным условием такой стратегии является активная, творческая позиция самого профконсультанта, поскольку клиент и консультант фактически образует единую систему, и в каком-то смысле стремятся к тому, чтобы стать единым субъектом решения профконсультационной проблемы.

Б. Нежелательные стратегии:
1. Стратегия "обмана" В консультационной практике нередко возникает проблема: кого "обманывать" - клиента или начальника-заказчика (которые "обязывают" психолога работать определенным образом и строго наказывают за иные варианты работы)? Если не удается "переубедить" (или "просветить") такого заказчика или администратора, то лучше делать все так, как подсказывает совесть и квалификация, а в отчетах "рапортовать", что работа выполнена "как положено". Опыт показывает, что при некотором навыке это вполне достижимо. Опыт также показывает, что начальство иногда догадывается о "хитрости" психолога, но не наказывает его, т.к. он соблюдает "правила игры" и не стремится публично доказывать, что начальство ведет себя неправильно и некомпетентно.
2. Стратегии "самообмана". Здесь психолог оказывает неполноценную помощь или просто "манипулирует" клиентом (и иногда даже понимает это), но находит оправдание такой работе. Часто основой такого оправдания является "полное удовлетворение" клиентов, которые несут психологу-манипулятору цветы, восторженно рассказывают о нем своим знакомым и т.п. Можно выделить некоторые варианты "самообмана":

  • Директивное консультирование, особенно наиболее коварная его форма, когда психолог ласково улыбается клиенту, но сам про себя думает: "Все равно, ты ничего не понимаешь и сделаешь так, как я тебе скажу". Такой психолог обычно легко очаровывает клиента, создает атмосферу безоговорочного доверия и буквально "вьет из него веревки"… при этом сам клиент бывает очень рад, что работает с таким "знающим" и "приятным" специалистом.
  • Игра в "терапию". Пример: подростка в центре профориентации сразу же отправили в психотерапевтическую группу, после группы подросток заявляет: "Вообще-то было интересно, но я как пришел со своей профориентационной проблемой, так и ушел с ней…". Но в целом подросток доволен и консультанта сложно упрекнуть в непрофессионализме (его позиция: "Спросите у детей, они вам скажут, понравилось им моя помощь или нет").
  • "Деструктивно-рекомендательная", выражается в стремлении "круто менять судьбы людей" и часто самоутверждаться таким образом самому (типично для начинающих профконсультантов).
  • "Адаптивно-манипулятивная". Главная проблема здесь: как профконсультанту не позволять манипулировать самим собой. Например, в случах, когда клиент или мама клиента уже решили для себя сделать какой-то явно неудачный выбор и буквально навязывают его психологу (сам приход к психологу - скорее для подтверждения своей правоты и одновременно перенесение ответственности на самого психолога-консультанта, если он "согласится" с клиентом).

 

51. Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров в организации.

Профотбор- осн. сост-щая часть профориентации. Он возник в связи с тем, что не все люди одинаково успешно справляются с одними и теми же видами труда, не все люди успевают научиться профессии за срок, отведенный для обучения. Профотбор- специально организованный исследовательский пр-с (Назимов). Марищук В.А.- Профотбор- научно обоснованный допуск к к-л определенному виду профобучения или Деятельности.

Цель профотб.- подъискание кандидатов на вполне определенную спец-ть, выявление и определение с помощью научно-обоснованных методов (Q-ых тестов) степени и возможностей формирования профпри годности.

Профпригодность: медицинскаяая (показатели физ. подготовлнности, антропометрич. показатели), психофизиологич-ая, соц-но-психологич-ая. Определяется соответствие ур-ня развития психофизиологических и психологич-их хар-к Л-ти требованиям профессии. В кач-ве критериев профпригодности служит ур-нь развития данных хар-к у высококвалифицированных работнико. Для решения задач, связ-ых с профотб., необходимы данные о рынке возможного труда и соответствие этих данных возможностям Л-ти.

Противопоказания в отношении: психического здоровья, состояние НС, анализаторных сис-м (зрение, слух, т.д), состояния сердеч.-сосудистой и дыхат-ой сис-м, состоян. опорно-двигат-го аппарата (ловкость/ координация), речевая ф-ция.

2 вида профотб.: а) экспресс-отбор- кратковременный, с использованием психодиагностики, экзамен; б) пролангированный (протяженный)- испыт. срок/ отбор в пр-се обучения.

Критерии отбора: а)отбираются кандидаты, имеющие высокий, отвечающий определенным статистически установленным нормативам ур-нь проф. важных св-в и кач-в. Это м.б. индив-но-типологические св-ва: темпер., спос-ти, св-ва НС; б) отбираются индивиды, к-ые имеют благоприятные перспективы развития этих кач-в. Итоги профотб.- индивид с соответствующими параметрами могут рассматриваться как потенциально более полезные работники по отношению к конкретному виду труда.

2 стадии профотбора: 1) первоначальное освидетельствование S-та с целью определен, его возможности к овладению к-л профессии. Диагностируются спос-ти, необход, для успешного обучения Д-ти и прогнозируются те св-ва Л-ти, котор. треб-ся для успешного овладения Д-тью (вербал. интеллект с помощью метод. Векслера);

2) освидетельствование S-ов с целью оптимальн. их расстановки по конкретным должностям. Оценке подвергаются уже приобретенные ЗУН.

 

Этапы профотбора:

1)изучение проф-ии с целью выявления требования к чел-ку (профессиография). Д.б. раскрыта внутр. структура Д-ти, дана целостная картина в/связи и воплощения в проф Д-ти психических и психомоторных пр-сов, находящ-ся под большой нагрузкой. Изучение завершается подробной хар-кой проф-ии;

2) выбор психодиагност-их методов исслед-я, котор. больше всего характеризуют психич. пр-сы, проф. действия. С их помощью оценивается Профпригодность;

3) проведение психодиагностики, обслед-ние претендентов: их общего 1-ия, направленности на овладение данной проф-ии, степени развитости у них кач-в, наиб. важных для успешного овладей, проф-ей и оценка спос-тей выполнен, элементов Д-ти в dif условиях;

4)узкий прогноз: успешности обучения и успешности последующей Д-ти. Основание такого прогноза- сопоставление сведений о требованиях профессии к челу и полученных психодиагностич. данных.

 

Методы профотбора:

1)сёлёкцйонные интервью, беседа;

2)Л-ные тесты;

3)школьные или академические успехи (оценки);

4)рекомендации при поступлении;

5)образцы труда и работы;

б)биографические опросники;

7)оценочные центры;

8)t-мя стажировки;

9)тесты когнитивных спос-тей.

 

Способы конкурсного отбора:

1) традиционный; 2)комиссии; 3)собеседование;

4)тщательное изучен, индив. особ-тей и прогнозирование его проф. Д-ти.

 

Кадровый менеджмент - это профотбор, расстановка и аттестация кадров. В шир. смысле слова кадровая политика - правила и нормы, приводящие человеч. ресурсы в соответствие со стратегией фирмы. В узком смысле- набор конкретных правил и ограничений во взаимоотношениях людей и организаций.

Адаптация кадров: 1)оценка ур-ня подготовленности новичка; 2)практическое знакомство с правами и обязанностями; 3)освоение статуса; 4)постепенное преодоление производственных и межЛ-ых проблем и переход к стабильной работе.

Аттестация кадров: главн. назначение аттестации- контроль исполнения и выявление резервов, повышение ур-ня отдачи работников.

Перв. этап- подготовка;

второй- проведение;

3- подведение итогов;

4- общий анализ рез-ов аттестации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...