Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Клиент-центрированная психотерапия - что это такое?




Подход, получивший название "клиент-центрированная психотерапия", был основан в 40-е годы ХХ века Карлом Р. Роджерсом - выдающимся психологом, исследователем и психотерапевтом. На сегодняшний день клиент-ценрированный подход является одним из наиболее влиятельных и широко распространенных, наряду с психоанализом и поведенческой психологией.

Карл Роджерс оказал большое влияние на своих современников и будущее психотерапии. Фактически он вызвал смену парадигмы в понимании психотерапии, суть которой состоит в переходе от вопроса о том, как вылечить человека, к вопросу о том, как создать и поддерживать взаимоотношения, которые этот человек может использовать как "исцеляющие". С тех пор психотерапевты различных школ признают, что успех психотерапии в большей степени зависит от терапевтических отношений, нежели от технических или диагностических навыков самого психотерапевта.

Основные постулаты клиент-центрированной психотерапии:

  • Человек представляет собой единое и самобытное смысловое целое, не сводимое к частям, а симптом или расстройство как таковые не передают качества этого целого.
  • Каждый человек обладает актуализирующей тенденцией, то есть внутренним ресурсом и стремлением изменять себя и свою жизнь к лучшему.
  • Доступ к этому ресурс может быть ограничен или заблокирован вследствие пережитого ранее негативного опыта.
  • В процессе терапевтических отношений клиент обретает доступ к своим ранее заблокированным возможностям, преодолевает свои затруднения и личностно растет.

Как работает клиент-центрированная психотерапия?

  • Главной задачей клиент-центрированного психотерапевта является создание и поддержание отношений способствующих изменениям и личностному росту клиента.
  • Существует шесть необходимых и достаточных условий таких отношений:
  1. Два человека находятся в контакте, в течение которого осуществляются остальные пять условий
  2. Клиент находится в состоянии уязвимости, тревоги, дискомфорта, другими словами неконгруэнтен
  3. Терапевт полностью и искренне присутствует в отношениях, его переживания соответствуют выражению и осознанию, другими словами терапевт конгруэнтен
  4. Терапевт испытывает безусловное положительное отношение, теплое и уважительное отношение к личности клиента.
  5. Терапевт эмпатически воспринимает систему внутренних смыслов и переживаний клиента
  6. Клиент хотя бы в минимальной степени чувствует на себе безусловное положительное отношение и эмпатическое понимание терапевта
  • Испытывая на себе подобное отношение терапевта, клиент убеждается, что его мир и переживания (как бы они ни оценивались самим клиентом) всегда воспринимаются психотерапевтом как безусловно ценные и значимые.
  • Такое отношение укрепляет доверие, чувство самоценности клиента и создает безопасные условия для его дальнейшего продвижения в самопознании.

Все вышесказанное означает, что клиент-центрированный психотерапевт не нуждается в том, чтобы "лечить" или "руководить" клиентом. Пожалуй, самое ценное, что может дать терапевт клиенту, безопасную возможность быть таким, какой он есть. Всего остального (и опыт множества терапевтов и исследований подтверждает это) клиент достигает сам.

Стратегические методы.

Эриксоновский гипноз

Эриксоновский гипноз — по имени Милтона Эриксона, (1901—1980гг), американского врача психиатра и психотерапевта.

Его метод гипноза отличается от классического своей недирективностью: терапевт не даёт клиенту инструкций и указаний, а помогает ему войти в особое состояние — транс, когда человек бодрствует и может активно общаться с терапевтом. В более поверхностное состояние можно ввести практически любого человека (если он не страдает рядом заболеваний — поражения ЦНС, психические расстройства и т. д.). В этом состоянии человек смещает фокус внимания из внешней среды «внутрь себя», концентрируется на своих внутренних переживаниях и на время перестаёт воспринимать окружающую реальность. Внешне это выглядит так, будто он «находится не здесь»: взгляд обращён «внутрь себя», дыхание замедлено, тело расслаблено. Эриксон считал транс естественным состоянием человека, необходимым ему для обработки внутреннего опыта.

Милтон Эриксон говорил, что большая часть нашей жизни определяется бессознательным. Это значит, что весь опыт переживаний человека, накопленный до настоящего момента, влияет на его поведение, образ мыслей и чувства. Он также верил в способность людей изменяться, используя собственный накопленный опыт, о котором они даже не подозревали. По Эриксону изменения бессознательного могут происходить, например, при получении нового и важного опыта, при обучении новому, при встрече с такими людьми, которые производят на вас сильное впечатление. Одним из главных элементов терапии Эриксона были так называемые обучающие рассказы, которые он рассказывал своим пациентам, находящимся в состоянии транса. Это остроумные и содержащие важный смысл для пациента истории, часто это были истории из жизни самого Эриксона и его семьи, которые представляют собой прекрасные примеры искусства убеждения. Некоторые из этих рассказов можно прочитать в книге М.Эриксон «Мой голос останется с вами…»

В детстве Милтон был достаточно необычным ребенком, например, говорить он начал только в четыре года. Впоследствии, будучи подростком он перенес полиомиелит и оказался прикованным к инвалидному креслу. Не желая всю жизнь провести в таком состоянии, он выработал собственную систему, позволившую ему полностью выздороветь. Именно методы, которые он использовал, избавляясь от собственного недуга, позволили создать новое направление в психотерапии — эриксоновский гипноз основанный на погружении в транс и использовании особого гипнотического языка, отличающегося яркостью и образностью.

Милтон Эриксон основал и стал первым президентом Американского Общества клинического гипноза (American Society for Clinical Hypnosis). Являлся руководителем Американской психиатрической ассоциации (American Psychiatric Association), Американской психологическай ассоциации (American Psychological Association) и Американской психопатологической ассоциации (American Psychopathological Association), был членом Американской ассоциации психиатров. С его именем связано основание Фонда обучения и исследований при Американском обществе клинического гипноза. Подход М. Эриксона, как и множество других американских психотехнологий завоевал чрезвычайную популярность в мире в 1970—1980-е годы и считался одним из самых прогрессивных подходов в психотерапии. В настоящее время специалисты нейролингвистического программирования претендуют на то, что в рамках этих НЛП-моделей они эффективно развивают методы эриксоновского гипноза.

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП), оно так как и многие другие дисциплины начиналось с того, что основоположники пытались выяснить, как же успешные люди достигают успеха. Основной задачей НЛП является: изучить структуру успешности, структуру мастерства, ее устройство. В НЛП считается, если какой-либо человек умеет что-то очень хорошо делать, то этому можно научится.

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) это система персонального развития, разработанная в начале семидесятых годов психологом Ричардом Бендлером, лингвистом Джоном Гриндером и профессором Грегори Бэйтсоном. В этой системе используется набор стратегий, аксиом и убеждений касательно общения между людьми, восприятия и субъективного опыта.

Ключевой идеей НЛП является то, что мысли, движения и слова человека это часть его восприятия мира. Поменяв свой взгляд на мир, человек может улучшить свое самочувствие и изменить способ поведения. Некоторые техники служат для изменения действий относительно конкретных целей. НЛП учит, что человек может развивать хорошие привычки самостоятельно – уделяя больше внимания положительному поведению и устраняя негативное. Позитивные перемены приходят тогда, когда кто-то повторяет поведение и мысли успешных людей (прием моделирования). Теория также утверждает, что все ресурсы, необходимые для достижения успеха, есть в самом человеке.

Бендлер и Гриндер назвали трех успешных терапевтов: Фрица Перлс, Вирджинию Сатир и Милтона Эриксона – вдохновителями нейро-лингвистического программирования. Они «сняли копию» с терапевтов и разработали специальные модели для общения, построения отношений и самосовершенствования. Автор книг по НЛП Роберт Дилтс называет эту систему «изучением структуры субъективного опыта».

НЛП – довольно противоречивая система, особенно, что касается использования в терапии и среди людей старше тридцати лет. Кроме того, она до сих пор остается неоцененной в научной среде. Ее также критикуют за отсутствие точного определения и способа действий, чтобы соответствовать стандартам и профессиональному этическому коду. Но, даже с учетом всего этого, НЛП остается популярным подходом для помощи себе, профессионального влияния и делового общения. Эта техника также используется западными терапевтами по мере необходимости.

Свое влияние на нейро-лингвистическое программирование оказали гипнотерапия, психотерапия и движение человеческого потенциала. Основные идеи были разработаны в 1973 году. Бендлер и Гриндер, прежде всего, сфокусировались на моделировании общения, языка тела и мыслей успешного человека. Невзирая на то, что теоретические принципы не поддерживаются научными исследованиями, некоторые техники появились на основе уже существующих техник психотерапии.

Лабушер говорит, что существует множество определений НЛП. Бендлер определяет нейро-лингвистическое программирование как «отношение и методологию, которая оставляет позади целый ряд техник», в то время как Гриндер то же самое определяет как «изучение превосходства и того, как его можно воспроизводить». Лабушер говорит, что «НЛП обладает прагматическим, практическим фокусом на все полезное и то, как его можно повторить». Хоть НЛП обладает той же основой, что и когнитивная психология, с семидесятых годов оно развивается, совершенствуется и применяет уникальный набор концепций, моделей и техник.

Техники НЛП могут использоваться на групповых тренировках, семинарах или индивидуальных семинарах. Практики имеют дело с такими личными задачами, как отделение негативных мыслей, работа со страхами и простейшими фобиями и депрессией. Последователи могут применить нейро-лингвистическое программирование для тренировок, консультаций и других видов деятельности. Тренеры обычно смешивают техники НЛП с идеями, касающимися мотивационных техник, обучения взрослых, менеджмента, тренингов продаж, общественной психологии и так далее.

Проективные методы.

Арт-терапи́я — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.

Арттерапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению — с другой. В процессе творчества пациент гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Арттерапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для больных, которые не могут «выговориться», потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают проговаривание переживаний. В процессе творчества ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате пациент правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира. Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Причем используются элементарные художественные средства, а для участия в арт-терапии не требуется предыдущего опыта в творческой деятельности. (А. Л. Венгер «Проективный метод»)

Арт-терапия используется практически во всех направлениях психотерапии, также методами арт-терапии пользуется педагогика, социальная работа и бизнес.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...